Главная / Другое / «Основные направления по выполнению и проектированию выпускной квалификационной работы по специальности «Социально-культурная деятельность».

«Основные направления по выполнению и проектированию выпускной квалификационной работы по специальности «Социально-культурная деятельность».

Путина Наталья Владимировна

Заведующая отделением Социально – культурная деятельность

Барабинский филиал

государственного автономного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»




«Основные направления по выполнению и проектированию выпускной квалификационной работы по специальности «Социально-культурная деятельность».

Театральное творчество занимает в современном социально- культурном и экономическом пространстве особое место. Важна эта сфера культуры и в области профессионального образования. В настоящее время специальность 071801 Социально – культурная деятельность (по виду Организация и постановка культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений) становится очень востребованной, поэтому так актуальна проблема обеспечения сферы высокопрофессиональными специалистами.

Государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников специализации 071801 Социально – культурная деятельность (по виду Организация и постановка культурно – массовых мероприятий и театрализованных представлений) проводится в форме выпускной квалификационной работы (защита режиссерской экспликации театрализованного представления). Она может выполняться или по выбору студента, или по предложениям (заказам) образовательного учреждения. Практической частью дипломного проекта является проведение театрализованного представления, что завершает подготовку специалиста и является заключительным этапом обучения.

Разработка режиссерской экспликации и проведение культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений подводят итог учебного процесса, служат проверкой усвоения студентами изучаемых дисциплин и показателем того, в какой мере выпускники могут применять полученные теоретические знания и практические умения в будущей профессиональной деятельности.

В режиссерской экспликации выявляются у выпускников навыки теоретического и практического знания положений системы К.С. Станиславского об основах актерского мастерства и режиссуры, метода действенного анализа при работе над конкретным сценарием. Умение планировать свою практическую работу над постановкой театрализованного представления, организовывать свою работу с художником по поискам образного решения сценического оформления, а также правильно составлять финансовую смету на изготовление костюмов и декораций планируемой постановки.

Для оказания творческой, методической и консультационной помощи выпускнику назначается руководитель из числа преподавателей, работающих на отделении. Для правильной организации проведения театрализованных представлений предусматривается общий график контроля.

На протяжении пяти лет я являюсь руководителем дипломных работ очного и заочного отделения, поэтому была отработана наиболее результативная последовательность данного процесса.

Работа над выпускной квалификационной работой начинается с мотивировки выбранной темы, потому что каждая культурно-досуговая программа становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом в художественной форме на то или иное социальное явление - празднование юбилея города, коллектива, личности, исторического события, общественно-политической акции, событиями, связанными со сменой времен года, национальными праздниками и т.д. Драматургии культурно-досуговой программы присуща оперативность реакции на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового характера, так и местным материалом.

Далее студентам предлагается создать информационные карты о действующих лицах. Это необходимо, поскольку действующие лица в сценарии культурно-досуговой программы живые реальные герои, часто хорошо знакомые зрителям или незнакомые, но достойные публичного признания и известности в силу своих нравственных качеств, профессиональных заслуг, однако могут быть литературные и художественные образы. Содержательный материал сценария несет в себе документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску.

Обучающиеся должны помнить, что сценарий пишется для конкретного зрителя, следовательно, необходимо при организации общения «заложить» в структуру сценария приемы активизации участников программы, при условии использования которых зритель становится одним из действующих лиц. В самостоятельно подобранных студентами играх и методиках обнаруживается педагогическая направленность, формирующая общественные настроения и сознание участников.

Когда определена тема, известно место проведения мероприятия и сценическая площадка мы приступаем к следующему этапу работы, определение идейно – тематического содержания сценария. Совместно с выпускником мы определяем тему сценария – проблему, которую ставит автор. Тема должна быть конкретна, кратка и нести в себе 3 основных вопроса: ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Далее определяемся с идеей – основным выводом, следуемым из сценария. Формулировка идеи отражает определенные причинно-следственные связи, поэтому чаще всего привлекаются грамматические формы: благодаря тому что…, несмотря на то что…, только…, если… и т.д.
Когда идейно – тематическое содержание определено, приступаем к действенному содержанию сценария.

Для этого использую методы работы со следующими понятиями и терминами:
Сверхзадача представления – конечная цель, ради которой в зрительной аудитории доказывается идея.
Событийный ряд – линия действенных фактов от начала и до конца.
Событие – это действенный факт, который в дальнейшем меняет линию поведения исполнителей и ставит их в обновленные предлагаемые обстоятельства.  Драматургические особенности сценария заключаются в следующем:

Завязка - часть произведения, в которой дается описание событий, обозначается конфликт.

Экспозиция - развивается конфликт и происходит основное действие, раскрывается характеристика персонажей.

Кульминация - конфликт доходит до наивысшей точки, сходятся все сюжетные линии.

Развязка - разрешается конфликт, окончательно раскрываются характеристики персонажей, обеспечивается финал произведения.

Далее, если культурно – досуговая программа бессюжетна, студент расписывает эпизодное построение. Эпизодное построение – как правило, в пределах эпизода находиться одно событие. Всем событиям обычно дается действенное название.

В практике организации и постановки театрализованных празднеств четко обозначились три основных этапа работы и соответствующие им варианты сценария: так называемый сценарный (рабочий) план, литературный сценарий, рабочий сценарий (или монтажный лист), потому работаем со студентами над написанием вариантов.

Следующим этапом работы над выпускной квалификационной работой является – определение сценических задач исполнителей. Действие, будучи материалом актерского искусства, является носителем всего, что составляет актерскую игру, ибо в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. Сценические задачи исполнителей это – действие, его мотивировка и развитие. Наиболее целесообразными видами работы при этом являются тренинги на развитие наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, фантазии, памяти, темперамента, средств выразительности (дикция, интонационное разнообразие, мимика, пластика, жест), которые проводит преподаватель или студент.

Особое внимание в студенческом проекте уделяется мизансцене: они учатся через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия.

Следующим этапом постановки выпускной квалификационной работы является сценографическое решение, в него входит планировка декораций – это чертеж расположения на сценической площадке декораций различных конструкций и других элементов материальной среды. Сценическая площадка рассматривается вся сверху. Сюда входит эскиз оформления сцены, костюмов, афиши, программы, пригласительного билета и светозвуковая партитура.

Серьёзным моментом в дипломном проекте является работа студента как режиссера с художником – организатором и со звукооператором, поэтому активно используем интерактивные методы обучения.

В план подготовки мероприятия входят основные этапы работы: распределение обязанностей, работа над сценарием, репетиции различных видов.

В первый, застольный период репетиций выпускник собирает свою художественно-постановочную группу с целью ее знакомства с замыслом программы, ее сверхзадачей, а также составлением постановочного плана. В ходе застольных репетиций может проходить читка литературного сценария,

Следующий репетиционный этап – просмотр номеров, включенных в сценарий культурно-досуговой программы. Задача просмотровых репетиций – отбор номеров из уже имеющегося репертуара коллектива или исполнителя или оценка художественного уровня специально подготовленного номера. Далее проходят индивидуальные репетиции номеров или отдельных эпизодов, согласно режиссерской партитуре (монтажному листу). Монтировочные (монтажные) репетиции – это сборка и отработка взаимодействия сценического оформления, художественных и технических средств культурно-досуговой программы. На сцене в соответствии с утвержденными режиссером эскизами декораций устанавливаются все элементы оформления, разрабатываются, по необходимости, способы и средства для быстрой его смены. Эти репетиции проводятся также с целью построения общей мизансценической композиции, отработки монтажных стыков между номерами и эпизодами. Именно мизансценическая связка, продуманная и реализованная режиссером на этих репетициях, объединить номера в целостный тематический эпизод. Монтировочные репетиции призваны также отрегулировать все вопросы, связанные с техническим обеспечением номеров и эпизодов перед сводной и прогонной репетициями.


Прогонная (сводная) репетиция – дальнейший этап работы над постановкой культурно-досуговой программы, который заключается в объединении отдельных эпизодов программы в единое сценическое действие, корректировке общего мизансценического рисунка. Во время прогонной репетиции студент-режиссер не останавливает сценическое действие, чтобы исполнители почувствовали целостность сценического действия, его атмосферу, темпоритм, а лишь записывает, “берет на карандаш” свои замечания и по ее окончании, анализирует достоинства и недостатки увиденного. Эти репетиции обнаруживают ненужные паузы, затянутость сценического действия, ритмические «дыры».

После прогонных репетиций иногда возникает необходимость в дополнительном репетиционном времени для ликвидации просчетов и недоработок. Поэтому в репетиционном плане после первого прогона предусматривается время для репетиций «по назначению».

Генеральная репетиция – завершающий этап работы над воплощением культурно-досуговой программы. Она идет без остановок, также как будет идти программа. После генеральных репетиций режиссер дает замечания каждому из исполнителей, звукооператору, рабочим сцены. По необходимости на следующий день назначается корректировочная репетиция с учетом предыдущих замечаний и проводится вторая генеральная репетиция.

Итогом организационно-творческой работы выпускника является ее непосредственный показ, сценическая постановка. Во время программы режиссер обычно находится в зрительном зале, чтобы увидеть работу целиком. Анализ постановки выпускной квалификационной работы, ее достоинств и недостатков завершает режиссерскую работу.

За основу дипломных работ за эти годы были взяты следующие темы: концертная программа, посвященная Дню защитника Отечества; литературно – музыкальная композиция «Огни Сталинграда»; концертная программа, посвященная Дню Отца. Конкурс художественного слова «Весенняя капель» за эти годы был посвящен творчеству поэтов – сибиряков, 120 – летию со дня рождения Марины Цветаевой, конкурс художественного слова, посвященный 215 – летию со дня рождения А.С.Пушкину. Литературно – музыкальная композиция «Пушкинский венок»; День здоровья; театрализованное представление «Масленица»; тематический вечер, посвященный международному дню танца «Танец сквозь века»; театрализованное представление, посвященное Международному женскому дню 8 Марта «Ее величество женщина». Литературно – музыкальные композиции: «Унылая пора очей очарованье» и «Волшебная страна – любовь!». Театрализованная программа «Для нас ты будешь музою десятой…», посвященная 100 – летию российского кино; конкурсная игровая программа «Трамвай любви», посвящённая Дню влюбленных; вечер – портрет, посвящённый 140 – летию Всеволода Мейерхольда «Гений и время»; вечер - памяти Геннадия Зоволокина; вечер – портрет, посвящённый творчеству Владимира Высоцкого «Звезда, которая не померкнет никогда»; вечер – портрет, посвящённый 150 – летию Константина Станиславского «Человек – театр»; вечер – портрет, посвящённый 80 – летию Марка Захарова «Будь проще, будь как все!»; конкурсная игровая программа «Мисс Осень», международный День театра, концертная программа, посвященная Дню Матери «Ангел хранитель мой», новогоднее театрализованное представление «Проделки нечистой силы», тематический вечер «Феерия мюзикла».

Подготовительную работу по выполнению диплома можно разделить на несколько этапов:

  1. Выбор театрализованного представления (обоснование).

  2. Определение сверх задачи дипломной работы.

  3. Работа над справочными материалами.

  4. Разработка примерного плана театрализованного представления.

Работа над дипломом начинается с подбора и изучения сценариев, необходимой специальной литературы по выбранной студентом теме. Для этого студенты пользуются библиотекой колледжа, городскими библиотеками и личными библиотеками преподавателей.


«Основные направления по выполнению и проектированию выпускной квалификационной работы по специальности «Социально-культурная деятельность».
  • Другое
Описание:

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества и уровня подготовки выпускника в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

· систематизация и закрепление полученных студентом знаний и умений через выполнение выпускной квалификационной работы;

· владение достаточным набором современных организационно-творческих средств, для осуществления профессиональной деятельности в области разработки и реализации выпускной квалификационной работы;

· выявление уровня художественно-профессиональной и общенаучной подготовки студентов, их способность к самостоятельной практической работе в учреждениях культуры культуры;

· развитие  социально-культурной деятельности в различных типах культурно-досуговых и образовательных учреждениях.

Автор Дмитриев Михаил Владимирович
Дата добавления 16.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 809
Номер материала 56455
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓