Главная / Русский язык и литература / «Основы журналистики»

«Основы журналистики»


Профильный курс

«Основы журналистики»

Пояснительная записка


Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить над предметный проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты, журнала) предназначена для развития проекта «Школьная газета».

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением школьной газеты. С ее помощью они смогут влиять на нее, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпуском школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.


Область обучения:

  • формирование творческих качеств личности;

  • развитие креативного мышления.


Область воспитания:

  • развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;

  • формирование умения воспитания и самообразования;

  • создание условий для самореализации;

  • формирование веры в себя, в свои возможности;

  • создание воспитательно-образовательной среды, формирующей старшеклассников потребность в самосовершенствовании.


Область социализации:

  • формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;

  • формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру;

  • развитие гуманистического, демократического, диалектического, экологического мышления;

  • осуществление деятельностного подхода в обучении;

  • формирование социальной активности старшеклассников;

  • формирование и развитие интегративного качества самостоятельной личности — социальной автономизации;

  • обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

  • подготовка обучающихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.


Цель программы: создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста.



Задачи

Обучающие:

  • изучение основ журналистского творчества;

  • получение знаний и умений по созданию печатного издания:

освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.


Развивающие:

  • развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;

  • развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

  • развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • развитие навыков установления межпредметных связей.


Познавательные:

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике:

  • развитие интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий;

  • изучение истории журналистики.


Воспитательные:

  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;

  • формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

  • формирование основных этических норм и понятий как условий правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;

  • формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;

  • организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми;

  • формирование активной жизненной позиции;

  • формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;

формирование эстетических навыков.


Практико-деятельностные:

  • развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;

  • формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

  • Мотивационные:

  • создания условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности;

  • создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений.


Социально-педагогические:

  • формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике и газетному делу;

  • развитие ученического самоуправления;

  • формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным обществом;

  • В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по целевой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный курс для профильного обучения, в котором теория строго дозирована и тесно связана с практической деятельностью. Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела6 журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.

  • Количество часов 136.

  • 1 год обучения — 68 часов 2 часа в неделю.

  • 2 год обучения — 68 часов 2 часа в неделю.

  • Программа первого года обучения включает в себя :

  • изучения основ истории журналистики;

  • обзор современных средств массовой информации;

  • знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

  • изучение методов сбора и обработки информации;

  • основы психологической готовности будущих журналистов;

  • изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, репортаж, интервью и т.д.);

  • освоение методов работы со словом.


К концу первого года обучения журналистике учащиеся должны уметь:

  • выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;

  • собирать информацию из разных источников и работать с ней;

  • различать основные газетные жанры и грамотно излагать информацию в этих жанрах;

  • общаться, не бояться выступать перед аудиторией, правильно вести интервью.

Программа второго года обучения развивает и закрепляет начальные профессиональные знания и умения:

  • Об информационных, аналитических и художественно-публицистических журналистских жанрах (репортаж, статья, рецензия, журналистское расследование. Обозрение о очерк и т.д.);

  • О методах и приемах работы со словом;

  • О психологической готовности журналиста;

  • О процессе создания газеты или журнала (от возникновения идеи до распространения тиража), о составе и работе редакции.


К концу второго года учащиеся должны знать:

  • структуру и особенности работы в различных газетных жанрах (заметка, статья, рецензия, очерк, зарисовка и т.д.);

  • правила и нормы газетного языка;

  • правила написания рецензий на выставки, спектакли, фильмы и т.д.;

  • этапы создания печатного издания;

обязанности каждого члена редакции.


К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • работать в различных журналистских жанрах;

  • грамотно проводить интервью;

  • писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы;

  • свободно владеть печатным словом;

  • редактировать;

  • верстать печатное издание в текстовом редакторе;

  • распространять;

находить адекватные реальности формы и методы коммуникации.

Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.


Формы занятий: лекции, семинары, практические работы (лабораторные занятия и практикумы).


Формы работы: групповые, индивидуальные.


Методы и приемы:

  • словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);

  • наглядные;

  • анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;

  • практические ( создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);

  • проблемный;

  • диалоговый;

  • игровой;

  • лабораторные работы;

  • экскурсии.


Организационно-методические особенности занятий:

2/3 учебного времени рекомендуется отводить практикумам, лабораторным и тренинговым формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетаются с изучением теории.


Рекомендуемая структура занятий:

  • Разминка (упражнения для настроя) — 5 мин.

  • Завязка (проблемная ситуация) — 5 мин.

  • Основная часть (изучение теоретического материала) — 10 мин.

  • Актуализация (практические навыки) — 15 ми.

Подведение итогов. Рефлексия — 5 мин.


Дифференциация индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика ( застенчивый работает больше в группе, рассеянный — в режиме четкого алгоритма действий). Что это дает?

Целеполагание служит основой самостоятельности, дает ощущение свободы.

Планирование и организация воспитывают инициативу, творчество, волевые качества, организованность, целеустремленность.

Реализация — трудолюбие, обязательность, исполнительность, дисциплинированность, коллективизм, мастерство, профессионализм.

Анализ результатов вырабатывает критическую оценку, отношение к миру и к себе, воспитывает глубинные нравственные качества — совесть, честь, долг, ответственность.

Практика — тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.


Для эффективности обучения рекомендуется составление памяток работы с материалом в различных жанрах, рекомендательные списки литературы.


Способы проверки реализации программы заключается в издании ученической газеты, участии в фестивалях, информационном обеспечении школьных семинаров и т.д.


Для текущего контроля качества образовательного процесса используется тестирование, анализ творческих работ учащихся, анкеты, рефлексивный контроль ( сознательный выбор жизненных целей, средств и способов их достижения, чувство ответственности за осуществленный выбор и результаты своей деятельности).

Так как программа данного курса ориентирована на дополнительное образование учащихся, в ней предусмотрены фиксированные домашние задания. Однако предполагается выполнение творческих работ — публикаций для школьного печатного издания, также могут включаться такие виды домашних заданий, как чтение газет и журналов, видеопросмотр актуальных телепередач и художественных фильмов, посещение спектаклей и выставок.


Оценивание:

  • рейтинг;

  • портфолио;

  • таблица учета достижений учащихся.


Программа реализуется при наличии:

  • дидактического материала (наглядного, методической, специальной литературы, набора упражнений, тренингов, игр);

  • материально-технического обеспечения (компьютера, сканера, принтера, цифровой камеры);

  • аудиовизуальных средств.

Реализация программы творческого объединения «школьный пресс-клуб» возможна в условиях среднего общеобразовательного учреждения. Практическая направленность обучения программы заключается:

  • в приобщении старшеклассников к изучению научной и специальной литературы;

  • в вовлечении обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных профессиональных знаний на практике;

  • в подготовке старшеклассников к труду, выбору будущей профессии;

  • в освоении программы Word или других текстовых редакторов, в которых встречаются школьные газеты или журнал.


Специфика данной программы заключена в том, что качественное профильное обучение возможно только при комплексном методическом подходе, который соответствует образовательным и воспитательным задачам профильного образования старшеклассников и формированию следующих компетенций:

личностные (знания, умения и навыки самосовершенствовании);

коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимодействие сотрудничество);

информационные (поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);

ценностно-смысловые (воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);

социально-трудовые (профориентация, активная гражданская и социальная деятельность);

учебно-познавательные (логика, критическое и креативное мышление, планирование);
общекультурные (осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре).






Учебно-тематический план занятий творческого объединения


п\п

Наименование тем

Всего часов

Теория

Практика

Экскурсионная работа

1

2

3

4

5

6

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ

2

2



2

Возникновение и развитие журналистики

12

4

4

4

3

Основные понятия и жанры журналистики

18

9

9


4

Профессиональная готовность журналиста к работе

4

1

3


5

Основные понятия и термины газетного дела

6

2

4


6

Литературное редактирование

8

4

4


7

Содержание и форма газеты

10

3

3

4

8

Задачи оформления газеты

6

3

3


9

Лицо газеты


6

3

3


10

Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила)

4

2

2


11

Выделения в тексте (щрифтовые, нешрифтовые)

4

2

2


12

Иллюстрация в газете


6

3

3


13

Способы объединения материалов в газете

4

2

2


14

Технологическая схема производства газеты

10

2

4

4

15

Основы макетирования газеты

3

1

2


16

Верстка газеты

8

4

4


17

Уроки составления бизнес-плана

2

1

1


18

Маркетинг газеты


2

1

1


19

Распространение газеты

1

1



20

Основы газетного дела


20

4

16



ИТОГО


136

54

70

12





Лабораторные занятия по теме «Жанры»


Форма — лабораторные занятие ( учебное занятие, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового или повторение пройденного материала по первоисточнику).


Задачи:

  • изучение основ журналистского творчества;

  • развитие творческих способностей обучающихся, их творческой индивидуальности;

  • развитие умений грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;

  • вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

  • развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе;

  • создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;

  • формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;

  • формирование эстетических навыков;

  • формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

  • формирование у обучающихся профессионального интереса к журналистике.


Методы и приемы:

  • индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа;

  • решение проблемной задачи;

  • диалог;

  • имитационная игра;

  • эвристическая беседа;

  • анализ, обобщение, сравнение;

  • тест.


Оборудование:

  • газетные статьи;

  • инструктивные карточки (план работы группы);

  • памятки «Информационные жанры газеты»;

  • тесты.











Занятие 1

1. Организационный этап:

а) деление обучающихся на группы;

б) разминка (дидактические игры);

в) введение в ситуацию: определение жанра газетного материала.

2. Основной этап:

а) группам предлагаются газетные материалы, и ставится задача определить жанр материалов;

б) работа группы:

  • по инструктивным карточкам №1 (у каждого в группе);

  • знакомство с источником;

  • классификация источников по типу (памятки).

в) творческая лаборатория — эвристическая беседа (фронтальная обобщающая беседа, диалог).


Вариант составления обобщающей таблицы на доске:

Название статьи

«1»

«2»

«3»

«4»

баллы

Группа 1

репортаж

интервью

очерк

заметка


Группа 2

информация

интервью

корреспонденция

заметка


Группа 3

репортаж

очерк

корреспонденция

заметка



З. Закрепление:

  • Тест

  • Рефлексия


Инструктивная карточка №1

  • Закрепите каждый материал за 1-2 членами группы.

  • Прочтите внимательно текст.

  • Ответьте на вопросы:

  • Какова тема и идея статьи?

  • К какому жанру относится материал?

  • Приведите примеры из текста в качестве доказательства своей точки зрения.

  • Выделите основные, узловые вопросы материала (о чем, когда, для кого — целевая аудитория — пишет автор)

  • Классифицируйте по жанровым видам все предложенные материалы.



Занятие 2

  • 1.Организационный этап:

а) деление обучающихся на группы;

б) разминка (дидактические игры);

в) введение в ситуацию: анализ газетного материала (конкретного жанра).

  • Основной этап:

а) группам предлагаются газетные материалы и ставится задача проанализировать его;

б) работа группы:

  • по инструктивным карточкам №2 9у каждого в группе);

  • знакомство с источником;

  • анализ газетного материала (памятки);

в) творческая лаборатория — эвристическая беседа (фронтальная обобщающая беседа, диалог).


Вариант/составление аналитической таблицы:

Достоинство материала

Недостатки материала




3. Закрепление:

  • Тест

  • Рефлексия


Инструктивная карточка №2

  • Прочтите внимательно текст.

  • Ответьте на вопросы:

  • Какова тема и идея статьи?

  • К какому жанру относится материал?

  • Каково художественное своеобразие текста? (Отметьте стилистические и синтаксические средства, особенность языка автора.)

  • Приведите примеры из текста в качестве доказательства своей точки зрения.

  • Выделите основные, узловые вопросы материала (о чем, когда, для кого — целевая аудитория — пишет автор)

  • Прослеживается ли в данном тексте авторская позиция? Обоснуйте свой ответ.

  • Каково читательское восприятие материала? При помощи каких средств автор добивается этого?

  • Присутствует ли эмоциональная окраска подачи материала? Какова она?

  • Определите достоинства и недостатки материала. Что бы вы изменили в этом материале?

















Практикум по теме «Иллюстрации»

Форма — практикум — занятие, направленное на организацию работы обучающихся по решению разноуровневых задач.


Цель: формирование и закрепление умений и навыков работы с газетной иллюстрацией.


Задачи:

  • развивать навыки решений разноуровневых задач;

  • развивать творческие способности обучающихся;

  • формировать эстетические навыки;

  • развивать коммуникативные компетенции.


Методы и приемы:

  • знаниевый метод;

  • развивающий метод;

  • проблема;

  • диалог.


Ход занятия

1. Организационный этап:

а) постановка целей и задач;

б) деление обучающихся на группы;

в) вводная ситуация.

  • Основная часть — решение задач:

1-й уровень — репродуктивный (решение задач на время).

  • что такое иллюстрация?

  • каковы задачи иллюстрации в газете

  • назовите виды газетной иллюстрации.


Предполагаемые решения задачи репродуктивного уровня:


Иллюстрация — в переводе с латинского означает пояснение, наглядное изображение. Газетной иллюстрацией называют фотографии, картинки, рисунки.


Задачи иллюстрации:

  • освещать, объяснять, истолковывать факты и события с помощью наглядных примеров;

  • передавать смысл публикуемого материала;

  • вносить разнообразие, украшать газетные страницы.


Виды газетной иллюстрации:

  • репортажный снимок;

  • репортажный рисунок;

  • фоторепортаж, портрет;

  • групповой и производственный портрет;

  • пейзаж;

  • фотоэтюд;

  • иллюстративный очерк;

  • карикатура;

  • шарж;

  • плакат;

  • заставка;

  • монтаж и т.д.


2-й уровень — продуктивный (решение задач на время).

Сформируйте общие требование к газетной иллюстрации (итоги работы группы обобщаются в форме перечня требований к газетной иллюстраций).


Предполагаемые решения задач продуктивного уровня:

  • перечень требований к газетной иллюстрации:

  • правдивость и точность;

  • отражение конкретных фактов;

  • актуальность;

  • выразительность и понятность;

  • оригинальность и доступность восприятия;

  • эстетические и технические качества.


3-й уровень — исследовательский (работа с наглядными материалами, на компьютере).


Подберите иллюстрации к газетному материалу (конкретному жанру).





























Литература



  1. Агафонова Ю.А. Методы профильной подготовки будущих журналистов.

  2. Антонов В.И. Информационные жанры газетной публицистики.

  3. Ворошилов В.В. Журналистика.

  4. Зивильчинская Л. Заметки о литературном мастерстве.

  5. Лепилкина О.И. Азбука журналистики.

  6. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество.

  7. Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока.



«Основы журналистики»
  • Русский язык и литература
Описание:

Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить над предметный проект. Данная программа по обучению теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты, журнала) предназначена для развития проекта «Школьная газета».

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением школьной газеты. С ее помощью они смогут влиять на нее, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпуском школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.

Область обучения:

формирование творческих качеств личности;

развитие креативного мышления.

Область воспитания:

развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;

формирование умения воспитания и самообразования;

создание условий для самореализации;

формирование веры в себя, в свои возможности;

создание воспитательно-образовательной среды, формирующей старшеклассников потребность в самосовершенствовании.

Область социализации:

формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;

формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру;

развитие гуманистического, демократического, диалектического, экологического мышления;

осуществление деятельностного подхода в обучении;

формирование социальной активности старшеклассников;

формирование и развитие интегративного качества самостоятельной личности — социальной автономизации;

обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

Автор Садырова Ляззат Турганбековна
Дата добавления 09.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 420
Номер материала MA-064638
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓