Главная / Физкультура / Осетинские национальные игры в школе.

Осетинские национальные игры в школе.

МБОУ СОШ № 30













Методические рекомендации

по использованию национально-регионального компонента

на уроках физической культуры.

Национальные осетинские игры.














Руководитель МО учителей физкультуры города

Хачиянц Лаура Борисовна






















Владикавказ. 

Осетинские народные игры в МБОУ СОШ № 30

г. Владикавказ РСО-Алания.

 Физическое воспитание ставит перед собой цель – воспитать физически совершенных людей всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины. Но эта цель может быть достигнута путем реализации ряда задач:

1)       воспитательной;

2)       оздоровительной;

3)       образовательной.

Современная осетинская школа должна предусматривать обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Глубокое изучение и использование национально-регионального компонента в системе образования и воспитания позволяет решать многие задачи, на основе национальных традиций, культуры, богатейшей истории осетинского народа.

     В работе Сергея Георгиевича Гагиева «Осетинские национальные игры» отмечено, что именно в играх отражаются все характерные черты народа. Посредством игр у молодежи воспитываются и развиваются физическая сила, ловкость, меткость, физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием. Если окунуться в прошлое, то мы увидим, что на народных праздниках наряду с песнями, музыкой обязательно проводись спортивные состязания, игры, развлечения – это доказывает Нартский эпос.

Именно это наша школа старается использовать на своих уроках. Пытаясь внедрить эти элементы осетинских национальных игр в программу по физической культуре, я получила возможность возрождать и развивать в детях национальный дух, любовь к своему народу и уважение к прошлому.

hello_html_5a6fc87.jpg

hello_html_2f2cb0f5.jpg

hello_html_389c5e78.jpg

hello_html_m7be692b0.jpg

hello_html_m29454f06.jpg

hello_html_79740799.jpg

Этой идеей вдохновились и другие учителя физической культуры нашей школы.

Результатом этой работы стали «Нартские игры» - яркое, красочное спортивное мероприятие, которое стало традиционным в нашей школе.

25 сентября 2009г. мною проведен мастер-класс по использованию осетинских народных игр на уроках физкультуры для директоров и завучей спортивных школ районов республики.

hello_html_m650c236d.jpg

hello_html_m7aa2835.jpg

hello_html_m1bffae33.jpg

hello_html_3da38e40.jpg

Инициатором проведения этого мероприятия и пресс-конференции был специалист-эксперт отдела национального образования Министерства образования и науки РСО-Алания Сосиев Леонид. Почетным гостем школы был заместитель министра по делам национальностей Артур Цаллагов.

hello_html_m6ae93fa.jpg

28 сентября 2009г. в нашей школе принимали почетную гостью из г. Москвы знаменитую спортсменку Галину Евгеньевну Горохову – мастера спорта международного класса по фехтованию, 22-ти кратную чемпионку СССР, 9-ти кратную чемпионку Мира, 3-х кратную чемпионку Олимпийских игр, заслуженного тренера СССР и России. После встречи было проведено мероприятие «Нартские игры», где наши десятиклассники соревновались в ловкости, силе, выносливости, скорости.

hello_html_2537e982.jpg

hello_html_m191b7a68.jpg

hello_html_m118b51b8.jpg

hello_html_m2a8b389.jpg

hello_html_78e3cf46.jpg

hello_html_1917cf06.jpg











 










В программу спартакиады школьников можно вклю­чить такие народные игры, как: 1. Метание копья по ми­шени, начерченной на земле или установленной верти­кально. 2. Бег в гору. 3. Перетягивание. 4. Лазание по вертикальному столбу. 5. Стрельба по древкам флаж­ков.

Соревнования по этим играм нужно проводить сог­ласно методического пособия для коллективов физиче­ской культуры — «Правила соревнований по некоторым осетинским видам спорта», изданного Северо-Осетинским союзом спортивных обществ и организаций в 1961 г.

Примерное распределение рекомендуемых игр по годам обучения

Название игры

1-2кл

3-4кл

5-7кл

8-11кл

Слепой медведь

Жмурки

Гаккарис

Отгадай

Бег к реке

Лук и стрела

Ямочки

Журавли

Перетягивание

Чука

Шела

Метание палок

Деревянный шарик

Чижик

Выиграй палку.

Кулик.

Борьба за флажок.

Лазание по столбу.

Наездники и конь .

Игры с метанием и толканием камня

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-



+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-


+

-

-


ОПИСАНИЕ ИГР И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ

1. СЛЕПОЙ МЕДВЕДЬ (КУЫРМ АРС)

Описание игры. Играющие, свободно размещаются на площадке. У каждого игрока две палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего — «мед­ведя», которому завязывают глаза. По сигналу руково­дителя дети водят одной палкой по зубцам другой; воз­никает дребезжащий звук. Медведь идет на звук, ста­раясь запятнать игрока. Тот, кого он запятнает, стано­вится водящим.

hello_html_6a4756d6.jpg


Методические указания. Игру можно проводить в за­ле, коридоре и на местности. Площадку для игры необ­ходимо ограничить. Особенно это важно на местности.

Если игра проводится в зале или вблизи каких-либо предметов (снарядов), необходимо ввести дополнитель­ный сигнал.

Для класса, где 30—35 человек, приготовить палочки на всех трудно. В этом случае игру можно провести с хлопками. Руководитель должен следить за тем, чтобы водящий не подглядывал. Если медведь долго не смо­жет никого запятнать, руководитель должен заменить его, чтобы не снижать эмоционального воздействия игры. Желательно, чтобы каждый побывал водящим.

2. ЖМУРКИ (КУЫРМ^ХСДЖЬПТЕЙ ХЪАЗТ)

Описание игры. Выбирают водящего, которому завя­зывают глаза. Затем игроки по очереди начинают бить его по ладоням вытянутых вперед рук: Водящий должен угадать, кто из игроков его ударил и если угадал, то тот становится водящим.

hello_html_m29220e0c.jpg

Методические указания. Проводить игру можно как на уроке, так и на перемене с детьми разного возраста. Особый интерес она вызывает у детей 1—2 классов. В процессе игры руководитель должен следить за тем, чтобы по ладоням одновременно не били несколько участников (тогда водящему трудно бывает узнать ударив­шего или, наоборот, он, не думая, называет любого игро­ка). Подсказывать водящему нельзя. Если водящий три раза подряд не сможет угадать, кто ударил, то выби­рается новый.

Нужно следить за тем, чтобы в игре активно участ­вовали все дети. При большом числе играющих их мож­но разбить на несколько групп. В каждой группе выби­рается водящий и проводит игру отдельно. Таким обра­зом будет работать весь класс.


3. ГАККАРИС (ГАККЛЕРИС)

Описание игры. По кругу, на расстоянии 40 см друг от друга, роются небольшие ямки. Игроки приседают у этих ямок на корточки. Водящий, подпрыгивая на одной ноге, старается столкнуть с места кого-нибудь из игро­ков. Кого первым столкнет, тот и становится водящим, а другой занимает его место в кругу.

hello_html_43b1369.jpg

Методические указания. В игре могут принимать уча­стие как мальчики, так и девочки. Число играющих не ограничено. Игру можно проводить и на местности, и в спортивном зале. Если игру проводят в зале, то на полу чертят небольшие круги, внутри которых располагаются участники- игры. В этом случае игрокам можно разрешить время от времени касаться руками пола. Игрок считается сбитым, если ступня его сместится и окажется за чертой круга. Руководитель должен следить за тем, чтобы водящий не ударял ногой сидящего, а слегка только подталкивал его. Сидящим не разрешается под­держивать друг друга, вскакивать, поворачиваться ли­цом к водящему.

Если водящий устал подпрыгивать на одной ноге, ру­ководитель может разрешить ему сменить ногу. За сме­ной ног руководитель должен следить внимательно и тем самым регулировать физическую нагрузку в игре.

4. ОТГАДАЙ (ГАНДЗ^ЕЙ ХЪАЗТ)

Описание игры. В игре участвуют две команды. Они выстраиваются в две шеренги, одна в затылок другой. Стоящие в первой шеренге закрывают глаза ладонями. По команде руководителя обе шеренги идут впе­ред до условленного места. В это время кто-нибудь из игроков второй шерен­ги кладет руку на спи­ну одному из первой шеренги и ведет его до намеченного места. Если ведущий будет угадан, то команда вы­играла. Выигравшие садятся на спины про­игравшим, и те несут седоков до условлен­ного места. Если же ведущий не будет уга­дан, то победителем становится вторая ше­ренга.

Методические ука­зания. Число игроков не ограничивается. Ру­ководитель должен следить за тем, чтобы игра велась честно, без подска­зок. Ведущего назначает руководитель втайне от первой шеренги. Расстояние до условленного места устанавли­вается преподавателем с учетом возраста учащихся и задач, поставленных перед уроком. Если игра проводит­ся в старших классах на местности, а цель урока — вы­работать выносливость и силу, то переноску седока мож­но разрешить и в гору.

hello_html_66e025c1.jpg

5. БЕГ К РЕКЕ (ДОНМаЕ ДУГЪ)

Описание игры. На расстоянии 60—100 м от реки или водоема чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу руководителя все бегут к реке. Добежав до воды, каждый достает из воды камень и бе­гом возвращается обратно, чтобы вручить его руководи­телю (камень нужно принести мокрым). Методические указания. Игру нужно проводить на местности, в пионерских лагерях, на экскурсиях и в по­ходах. В ней могут участвовать и мальчики и девочки. При проведении игры в горных районах, где речки бурные, руково­дитель должен особое внимание уделить вы бору места, чтобы оно не было опасно для жизни. Хорошо у реки ставить помощника судьи. Детям заранее нужно показать, с ка­кого места брать ка­мень. Можно опреде­лить и границы этого места. На финише сра­зу же определить побе­дителя забега.

Методика проведе­ния игры проста. На­грузку на организм можно регулировать в зависимости от возра­ста играющих. Можно удлинять или сокра­щать дистанцию бега, применять бег в гору или с различными спе­циальными упражнениями. Так, например, бег с высоким подниманием бед­ра и т. д. Преимущество этой игры перед простым бегом наперегонки в том, что здесь ставится определенная за­дача. Руководитель должен умело использовать это по­ложение игры в воспитательных целях.

6. ЛУК И СТРЕЛА (ФАТ /ЕМУЕ ЛВРДЫНЛЕЙ ХЪАЗТ)

Описание игры. Участники игры располагаются за чертой. У каждого из них лук и пять стрел. На расстоя­нии 10—20 метров от черты ставится мишень .(доска, бревно и т. д.). По команде руководителя ребята по оче­реди начинают выпускать стрелы. Побеждает та коман­да, у которой больше попаданий _в цель.

Методические ука­зания. Игру можно про­водить как с мальчи­ками, так и с девочка­ми. В ней могут участ­вовать и два человека и две команды. Хоро­шо проводить игру в пионерском лагере. За­ранее дать детям зада­ние изготовить лук и стрелы, помочь им выбрать материал для их изготов­ления.

В процессе игры руководитель должен следить за тем, чтобы участники пускали стрелы по очереди. К ми­шеням подходить только с разрешения преподавателя. Можно применять игру и на уроках физкультуры в спортивном зале (длина зала не менее 10 метров).


hello_html_57ae7295.jpg









7. ЯМОЧКИ (ДЗЫХЪХЪЫТ^ЕЙ ХЪАЗТ)

Описание игры. Игроки образуют круг. В руках у них палки длиною в 1 метр. Возле каждого игрока неболь­шая ямка (или круг), в которую он упирается концом палки. Ямки должны быть расположены так, чтобы иг­роки соприкасались плечами. Водящий становится в центре круга. По сигналу руководителя каждый игрок толкает соседа плечом, стараясь заставить убрать палку из ямки. Водящий должен воспользоваться моментом и занять свободную ямку. Тот, кто останется без ямки, становится водящим. Каждый должен ухитриться толк­нуть другого так, чтобы сохранить равновесие и не быть вытесненным самому.

Методические указания. Игра для мальчиков. Прово­дить ее можно и на открытой площадке и в спортивном зале. При проведении игры в спортивном зале на полу чертятся небольшие круги. В школе можно использовать гимнастические палки. В условиях похода, экскурсий или в пионерских лагерях палки должны делать уча­щиеся сами. В процессе игры руководитель должен все время следить за тем, чтобы игрок, толкнувший соседа, не отрывал в этот момент свою палку от пола или ямки, чтобы участники не подставляли подножек, не выстав­ляли палку на набегающего водящего.

8. ЖУРАВЛИ (ХЪРИХЪУППЫТ/ЕЙ ХЪАЗТ)

Описание игры. Выбирают «вожака» и «волка»: Иг­рающие становятся в колонну по одному, каждый об­хватывает руками талию впереди стоящего. Вожак стоит во главе колонны, волк — в пяти шагах от вожака ли­цом к колонне. По сигналу руководителя волк бросает­ся к колонне, стремясь схватить одного из журавлей. Волк имеет право нападать на любого участника игры, кроме вожака. Как только волку удастся схватить жу­равля, вожак становится журавлем, и выбирается новый вожак. Если волк за одну-две минуты не поймает ни од­ного журавля, выбирается новый волк.

hello_html_m357fd034.jpg

Методические ука­зания. В данной игре могут участвовать 14— 16 человек. Игра для мальчиков и девочек. От игроков требуется быстрая ориентировка в обстановке, хорошая наблюдательность. Действия должны быть четкими и согласован­ными. Состязание в игре вызывает веселое оживление среди игро­ков и зрителей.

Игра «Журавли» напоминает игру «На­седка и коршун». Раз­ница в том, что «коршун» старается схватить «цып­ленка», который находится в конце колонны, а здесь волк имеет право схватить любого из играющих, кроме вожака. Это положение немного осложняет игру. Игрок должен стараться не попасться в лапы волку и одновре­менно помочь товарищу. Такой вариант данной игры способствует воспитанию чувства взаимной выручки, помощи.

Методика проведения игры такая же, как в игре «Наседка и коршун». Руководитель должен строго сле­дить за тем, чтобы дети не распускали захват в шерен­ге. Вовремя произвести замену волка, если тот не смо­жет поймать ни одного журавля.


9. ПЕРЕТЯГИВАНИЕ (Б^НД^ЕНуЕЙ ХЪАЗТ)

Описание игры. На площадке чертится круг диамет­ром в 4 метра, через середину которого проводится пря­мая, делящая круг на две равные части — площадки. По обе стороны прямой линии становятся спинами друг к другу два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром в полтора метра так, чтобы оно прошло под руками. Присе­дая, участники по­дают корпус вперед, чтобы веревка бы­ла слегка натяну­та. По команде ру­ководителя каждый начинает тянуть про­тивника из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и вы­играл.

hello_html_m32cfa3a4.jpg

Методические указания. Эту игру можно проводить на уроках физкультуры и в пионерских лагерях. В игре участвуют мальчики разных возрастов. Вместо веревки можно пользоваться обыкновенными брючными пояса-сами. Ремни затягивают на уровне груди. Руководитель следит за тем, чтобы играющие начали тянуть веревку одновременно по команде «марш» или по свистку. Иг­рающие должны тянуть только вперед. Одновременно могут состязаться несколько пар.

Данную игру можно включить в программу школь­ной спартакиады или проводить соревнования между классами, в пионерском лагере между отрядами и т. д.

Эту игру нужно проводить согласно «Правил сорев­нований по некоторым осетинским видам спорта».

10. «ЧУКА»

Описание игры. Играющие становятся за линией ко­на. На расстоянии 6—8 метров от линии кона водящий ставит вертикально на землю «чуку». Чука— это неболь­шая палочка (длина 10—15 см, сечение 3—5 см). У всех играющих должны быть палки длиной в 1 метр, ко­торые они по очереди бросают с линии кона в чуку, ста­раясь сбить ее. Если чука сбита, водящий должен

быстро поставить ее на место и схватить одну из палок. Каждый из остальных игроков в это время старается подбежать к своей палке и схватить ее. Оставшийся без

hello_html_m4f534bb5.jpg

палки становится во­дящим. Если все иг­роки бросили палки и не сбили чуку, то каждый из них ста­рается выхватить свою палку, а водя­щий стремится за­пятнать кого-либо из них.

Методические ука­зания. Игру, можно проводить на школь­ной площадке. Осо­бенно хорошо прово­дить ее в условиях пионерского лагеря. Правила игры не­сложны, физическая нагрузка в ней сред­няя.

В этой игре ши­роко используются броски, бег с изме­нением направления. Игра очень эмоцио­нальна и воспиты­вает такие ценные качества, как глазомер, ловкость, смелость, быстроту. В процессе игры из-за неосторож­ности играющие могут попасть палкой в водящего. По­этому руководитель должен точно установить местона­хождение водящего. Бросать палку по чуке только с разрешения руководителя, т. е. тогда, когда водящий по­ставил ее и отошел на свое место.

Если все палки брошены и чука не сбита, то в этот момент надо обратить внимание играющих на то, чтобы они действовали против водящего коллективно. Исполь­зовали бы ложные, отвлекающие действия и тем самым помогли товарищу схватить палку.

Наиболее сложными являются действия водящего, который постоянно следит как за играющими, так и за их палками и чукой. Если остальные участники имеют возможность периодически отдыхать, то водящий нахо­дится в постоянном напряжении. Поэтому руководитель должен вовремя сменить его, если водящему долго не удается кого-нибудь запятнать или схватить палку.

11. ШЕЛА

hello_html_m74e55207.jpg

Описание игры. Игра заключается в том, чтобы слан­цевой пластинкой, диаметром в 10—15 см, попасть в ша­рик. Шарик может быть деревянный или каменный.

Расстояние, которое пробежит шарик, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого после удара шарик откатится на большее расстояние. Победи­тель садится на плечи побежденного и опять бьет по ша­рику. Побежденный не­сет его до места оста­новки шарика.

Игру можно про­водить по договорен­ности со счетом до 100 или 200 ступней. Право первого удара получает тот, кто дальше заки­нет свою сланцевую пластинку.

Методические ука­зания. В игре могут участвовать или два игрока, или две коман­ды. При ведении командной игры ее ве­дут до определенного счета. Каждый член команды бьет по шари­ку и сразу начинают вести счет. Потом сум­мируют результат всех

членов команды. При командной игре переноска седока до условленного места производится по указанию ру­ководителя. Это правило вносит строгость и порядок в игру.

В процессе игры руководитель должен обратить вни­мание на бросок сланцевой пластинкой по шарику. Этот игровой момент тренирует и воспитывает меткость.

Игра не сложна и запоминается детьми быстро.

Методика проведения проста. Игру хорошо прово­дить с подростками в условиях пионерского лагеря или во время прогулок. Перед игрой руководитель дает за­дание—найти сланцевые пластинки определенной формы и шарик. Сланцевую пластинку можно заменить пло­ским камнем округлой формы. Поиски сланцевой пла­стинки и шарика — тоже игра с определенным за­данием.



12. МЕТАНИЕ ПАЛОК (ЛЛЕДЗДЖЫТ/ЕЙ ХЪАЗТ)

Описание игры. Для игры требуется деревянный ша­рик диаметром в 5 см, или мяч, и палки длиной в 1,5 мет­ра. Деревянный шарик ставится на расстоянии 15—20 метров от направляющего колонны. Игроки по очереди метают палки, стараясь уложить их как,можно ближе к шарику, не задев его. Победившей считается та коман­да, игрок которой ближе всех уложил палку к шарику. Затем один игрок из команды победителей подбрасы­вает шарик в воздух и бьет его на лету палкой. Победи­тели садятся на спины проигравших, и те несут их до места остановки шарика.

Методические указания. В игре принимают участие две команды. Игру, в основном, проводят на местности, в пионерском лагере.

hello_html_m6719d2ba.jpg


Участвуют в ней только мальчики (12—14 лет). С большим интересом в нее играют и юно­ши. Использовать игру можно и в секции по легкой ат­летике для выработки и совершенствования навыков ме­тания. Руководитель должен следить за тем, чтобы дети палку не бросали, а метали как копье. Количество уча­стников в команде может быть не ограничено. Число участников в обеих командах должно быть одинако­вым. Руководитель может менять некоторые моменты игры. Так, если он хочет увеличить нагрузку, то количе­ство участников можно уменьшить или разделить их на несколько групп, переноску седока производить шагом или бегом.

В игре вырабатывается выносливость, меткость. Од­нако самым ценным в ней является процесс метания, ко­торый руководитель должен умело использовать в тре­нировках навыков метания.

13. ДЕРЕВЯННЫЙ ШАРИК (КЪОРИ).

Описание игры. Для игры требуется деревянный ша­рик или войлочный мяч диаметром в 5 см и палки дли­ною в 1 метр. Выбирают водящего, после чего играю­щие располагаются по кругу на расстоянии 1,5 метра друг от друга. Возле каждого игрока небольшая ямка, куда он становится ногой. Посередине круга роется ям­ка диаметром в 15—20 см. Водящий находится на рас­стоянии 7—10 метров от нее и по сигналу руководителя пытается забросить шарик в ямку. Играющие, не отры­вая ноги, находящейся в ямке, стараются отбить бро­шенный шарик. Водящему разрешается палкой оста­навливать летящий или катящийся шарик. Когда водя­щий попадает в цель, игроки быстро меняются ямками, а водящий стремится стать в свободную ямку. Остав­шийся без места становится водящим.

Вариантом этой игры является игра в «Ямочки». Здесь водящий сначала старается забросить шарик в ямку одного из игроков, а затем уже в центральную ям­ку. Если водящий попал в одну из ямок, то игрок, стояв­ший у этой ямки, становится водящим. В этой игре, как и в игре «Деревянный шарик», каждый участник стара­ется отбить брошенный шарик в свою ямку.

Методические указания. Игру проводят на школьной площадке и в пионерских лагерях. Игра небольшой по­движности, хотя нагрузка в ней значительная, особен­но у водящего. В школе проводить ее лучше всего вес­ной или осенью. В условиях пионерского лагеря игра представляет определенную ценность. В нее с успехом играют как дети 4—5 классов, так и 7—9 классов. Ко­личество играющих можно не ограничивать. Однако игра проходит более живо и интересно, когда в ней участвуют 12—15 человек. Если класс большой, то учащихся можно разделить на две группы.

Взамен игровых палок можно использовать гимнастические. Если нет деревянного шарика или войлочного мяча, можно использовать тряпочный, но ни в коем слу­чае теннисный, так как при ударе такой мяч далеко от­летает.

В процессе игры руководитель должен следить за тем, чтобы игроки не отрывали ног от ямок. Преподава­тель должен расставить участников так, чтобы в про­цессе игры не было травм. Участники игры должны быть хорошо знакомы с содержанием ее. Особенно нужно сле­дить за тем моментом, когда игроки меняются места­ми, чтобы смена произошла быстро. В момент выбива­ния шарика нужно соблюдать осторожность, чтобы участники игры не ударили палкой друг друга. Если одновременно играют две и более групп, необходимо при­влекать помощников — судей из среды учащихся.

Игра начинается и кончается строго по сигналу ру­ководителя или его помощника.

hello_html_m4c8e790.jpg



14. ВЫИГРАЙ ПАЛКУ (ДЗОДЗ^ЕНТИ ГЪАЗУН).

hello_html_6147446f.jpg

Описание игры. У играющих должно быть 5—7 па­лок, длиной в 50—70 см каждая. Концы палок заострен­ные. Каждый из игроков с размаху бросает палку так, чтобы она воткнулась в землю, сбив палку противника. Тот, кому удастся сбить палку, забирает ее как выигрыш. И так по очереди каждый ста­рается сбить палку предыдущего игрока. Методические ука­зания. Игру нужно проводить в условиях пионерского лагеря, прогулок, походов и экспедиций. Участвуют в ней 5—7 и более че­ловек. Игра малопод­вижна, но с большой физической нагрузкой. С увеличением чис­ла игроков нагрузка уменьшается. Это по­ложение педагог должен использовать для регулирова­ния нагрузки.

Выбирать палки для игры лучше всего из дерева твердой породы. В процессе игры руководитель должен следить за тем, чтобы участники соблюдали очередность, находились на определенном расстоянии в момент мета­ния, не выставляли ноги и т. д. Лучше всего начертить круг, чтобы игроки метали палки из определенного места. Это дисциплинирует и организует учащихся.




15. НАЕЗДНИКИ И КОНЬ (УЛЕХСКЫЛ БАДЫН)

Описание игры. Выбирается водящий, после чего иг­рающие делятся на пары (не больше 4—5 пар) и проводят жеребьевку. По жребию став­шие «наездниками» садятся на пле­чи своих напарников «коней». Пары становятся в одну колонну на рас­стоянии 10—15 метров одна от дру­гой. Водящий находится впереди на таком же расстоянии от первой па­ры, в руках у него теннисный мяч.

По сигналу руководителя водя­щий бросает мяч первому «наездни­ку». Тот, поймав мяч, бросает его второму, второй — следующему и т. д. Затем мяч в таком же поряд­ке возвращается к водящему. «На­ездник», не поймавший мяч, стано­вится «конем», а «конь» — «наездни­ком». Если же, водящий не поймал мяч, то ему на плечи садится ниж­ний из первой пары, т. е., он стано­вится «конем», «конь» — «наездни­ком», а «наездник» — водящим.

Методические указания. Игра для мальчиков 6—10 классов. Игру можно проводить в зале, на пло­щадке и на местности. Для игры не требуется никакого инвентаря, за исключением теннисного мяча.

При выборе пар руководитель должен учесть рост и вес участни­ков. Следить за тем, чтобы переда­ча мяча производилась по поряд­ку от водящего к игрокам и обрат­но. В ходе игры «конь» должен стоять спокойно и не мешать «на­ездникам» ловить и передавать мяч.

Игра требует от участников уме­лого распределения сил, особенно «коней». Если «конь» и «наездник» долго не меняются местами, руково­дитель сам должен предложить по­меняться, чтобы избежать пере­грузку стоящих внизу.

Для ребят старших классов игру можно усложнить. Для этого нужно увеличить расстояние между парами. С увеличением расстояния мы усложняем не только про­цесс метания, но процесс ловли мяча. Играющие мобилизовывают все свои силы и умение для производства меткого броска, от которого зависит быть ловящему «наездником» или нет.

Игра должна начинаться строго по сигналу руково­дителя. При увеличении расстояния между парами не­обходимо выделить помощника, который следит за иг­рой последних пар. В игре все действия (ловля, передача мяча) проходят в строгой последовательности. Такая цепь последовательных действий требует от играющих собранности, внимания, сосредоточенности и хорошей координации движений.

hello_html_md7bfc38.jpg













16. ЧИЖИК

hello_html_4b86f4d9.jpg


Описание игры. Для игры требуется четырехгранная палочка длиною в 10—15 см. Эта палочка «чижик» ста­вится на палку, вбитую вертикально в землю. По жре­бию определяют команду бьющих и водящих. После чего один из команды бьющих ударяет по «чижику» пал­кой. Игроки водящей команды стараются поймать летя­щий «чижик». Если это им удастся, то партия считает­ся выигранной, и команды меняются местами. Если иг­рок промахнулся, ему дается право трех ударов. Если он и тогда промахнется, то партия будет считаться про­игранной.

Методические указания. Игру хорошо проводить на местности , на стадионе, школьной площадке, если позволяют её размеры. Игру можно проводить и в пионерhello_html_mdb58b29.gifском лагере между отрядами. Количество играющих не ограничено, но в командах их должно быть поровну. Для определения водящей команды руководитель может провести соревнования между капитанами команд. Ка­питаны бьют по «чижику». Чей «чижик» пролетит даль­ше, команда того получает право бить первой, а другая становится водящей.

Для игры можно использовать одну биту не длин­нее 1 метра. Игроки водящей команды должны распола­гаться подальше от линии удара. Руководитель следит за тем, чтобы по «чижику» били только вверх — свечой. Команда, игрок которой ударил «чижика» вниз к земле, наказывается. Если «чижик» летит по прямой, его не всегда заметят игроки, и он может попасть в кого-либо, ловить его тоже трудно. Поэтому педагог дол­жен обращать на удар по «чижику» особое внимание.

Игроки водящей команды могут передвигаться и ме­няться местами свободно. Бить по -«чижику» можно только один раз, соблюдая очередность.

17. КУЛИК (ХЪ/ЕЛЛЕЙ ХЪАЗТ)

Описание игры. Для игры требуются палка длиной в 1 метр хворостины и «кулик» — палочка длиною в 20— 30 см Игра начинается от черты (или от какого-нибудь определенного предмета). Один из команды левой рукой подбрасывает кулик (хъаэл) и палкой, находящейся у не­го в правой руке, бьет его.

hello_html_1954fcb6.jpg

Игроки водящей команды стремятся хворостиной задержать летящую палочку, и, если это удастся, то игрок, который ударил по кулику, считается запятнанным и выходит из игры. Его место занимает следующий из той же команды. Если же па­лочка пролетела беспрепятственно, ближайший из игро­ков водящей команды бросает ее обратно на черту или на камень, откуда начали бить. В случае попадания — партия выиграна. Однако попасть бывает трудно, так как бьющий охраняет линию кона и палкой отбивает «кулик». Если же «кулик» пролетел за черту, игрок от­считывает от черты кона до места падения «кулика» ко­личество уложенных на этом расстоянии длинных па­лок. Игра ведется до определенного счета. Члены вы­игравшей команды садятся на плечи проигравших, и те несут их до условленного места.

Методические указания. Данная игра является ва­риантом игры в «Чижик» с некоторыми изменениями. Ее можно рекомендовать для проведения в пионерских ла­герях, на прогулках и т. д. Игру лучше всего проводить вблизи леса, где ребята могли бы себе заготовить хво­ростины и палку. Руководитель должен особое внима­ние уделить финалу игры, т. е. переноске седока, следить за тем, чтобы дети не шалили, переноску проводить орга­низованно, бегом или ходьбой, в зависимости от усло­вий и задач. Игра не сложна. При проведении ее нужно пользоваться методическими указаниями, сделанными для игры «Чижик».

18. БОРЬБА ЗА ФЛАЖКИ (ТЫРЫСА СКЪ^ЕФЫНТ^ЕЙ ХЪАЗТ)

hello_html_2bf0f8db.jpg


Описание игры. В игре участвуют две команды. У ка­питана команды есть флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков данной команды. Игра начинается по команде руководителя. Цель игры - отобрать флажок противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок дру­гому, допустима борьба, но без применения грубых дей­ствий.

Методические указания. Игра эта с большой физи­ческой нагрузкой, ее можно рекомендовать только юно­шам. «Борьбу за флажок» целесообразно проводить в пионерском лагере, на экскурсиях, на прогул­ках, лучше всего на пересеченной местно­сти.

В игре одно дейст­вие неожиданно сме­няется другим. Особое внимание надо обра­тить на согласован­ность движений при передаче флажка или борьбе за него. Не до­пускать лишних, не­обдуманных действий. Руководитель должен следить за тем, Чтобы все играющие активно участвовали в-ней.

В борьбе за фла­жок разрешается тол­кать, бороться, отнимать флажок силой. Только нужно следить за тем, чтобы играющие, не допускали грубых действий. При большом количестве играющих лучше все­го назначить двух помощников—судей. Они обязаны следить за тем, чтобы участники не допускали наруше­ния правил. Если игра проводится впервые, лучше зара­нее ознакомить всех участников с содержанием игры, прорепетировать ее.


19. Наездники и кони - Барǽ ǽмǽ бǽхтǽй хъазт.

Описание игры. В игре принимают участие две команды. В каждой команде выбирается вожак. По жеребьевке определяют водящую команду. Игроки этой команды становятся в круг и обхватывают руками друг друга за плечи, склонив головы к центру круга. Вожак водящей команды становится возле своих игроков. Игроки второй команды располагаются произвольно около круга водящих. По сигналу руководителя игроки водящей команды начинают в=двигаться по кругу вправо и влево, и тогда игроки второй команды стараются запрыгнуть на спины водящих. В этот момент вожак водящей команды старается запятнать рукой кого-либо из прыгающих. Водящий имеет право запятнать прыгающего игрока как на лету, так и на земле. Если это ему удается, то команды меняются местами. Если же вожаку не удается никого запятнать и все члены второй команды ухитрились устроиться на плечах водящих, то ведется счет до определенного числа по договоренности – обычно считают до ста. Если и за это время никто из сидящих не сползет и не коснется земли (в это время вожак, как раз, и имеет право пятнать игрока), то партия проиграна; водящие становятся на место и игра возобновляется. В процессе игры водящие должны двигаться по кругу, а вожак водящих все время должен касаться рукой своих партнеров, он не имеет право отрывать руку и выбегать, когда он не касается рукой своих игроков. Стоящим в кругу запрещается выставлять ноги, пригибаться садиться на корточки, увертываться или останавливаться. Игроки, сидя на плечах, имеют право помогать и поддерживать друг друга. Сидящие игрокиимеют право соскакивать и снова запрыгивать на спины водящих.

Методические указания. Игра командная, для подростков и юношей. Количество играющих не ограничено, но в командах игроков должно быть поровну. Чем больше участников, тем интересней и эмоциональней она проходит. Игру можно проводить как спортзале, так и на улице. Нужно следить за правилами, чтобы не было травм. В игру входят такие элементы, как прыжки, бег, подскоки, обманные движения, переноска тяжестей и т.д. Физическая нагрузка в игре распределяется не равномерно: у водящих она высокая с постоянным увеличением к концу игры, а у другой команды колеблется – то повышается, то уменьшается в зависимости от темпа игры.

Осетинские национальные игры в школе.
  • Физкультура
Описание:

 

 Физическое воспитание ставит перед собой цель – воспитать физически совершенных людей всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины. Но эта цель может быть достигнута путем реализации ряда задач:

 

1)       воспитательной;

 

2)       оздоровительной;

 

3)       образовательной.

 

Современная осетинская школа должна предусматривать обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Глубокое изучение и использование национально-регионального компонента в системе образования и воспитания позволяет решать многие задачи, на основе национальных традиций, культуры, богатейшей истории осетинского народа.

 

     В работе Сергея Георгиевича Гагиева «Осетинские национальные игры» отмечено, что именно в играх отражаются все характерные черты народа. Посредством игр у молодежи воспитываются и развиваются физическая сила, ловкость, меткость, физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием. Если окунуться в прошлое, то мы увидим, что на народных праздниках наряду с песнями, музыкой обязательно проводись спортивные состязания, игры, развлечения – это доказывает Нартский эпос.

 

Именно это наша школа старается использовать на своих уроках. Пытаясь внедрить эти элементы осетинских национальных игр в программу по физической культуре, я получила возможность возрождать и развивать в детях национальный дух, любовь к своему народу и уважение к прошлому.

 

Автор Хачиянц Лаура Борисовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 1078
Номер материала 2224
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓