Главная / География / Осенняя экскурсия Изучение природных комплексов своей местности 6 класс

Осенняя экскурсия Изучение природных комплексов своей местности 6 класс

1



Экскурсия.

География (краеведение) 6 класc

Изучение природных комплексов своей местности.


Место проведения экскурсии - участок леса.

Оборудование: лопата, планшет, бумага, линейка, карандаш, ручка, тетрадь.

Цель экскурсии: дать знания о природных комплексах зоны, в пределах которой расположена школа.

Задачи экскурсии:

  • познакомить с главными природными комплексами своей местности и взаимосвязями их компонентов; выявить влияние рельефа на формирование природного комплекса.

  • На конкретных примерах показать влияние человека на природный комплекс и охрану природы своего края.

  • Закрепить у школьников умение ориентироваться по компасу и по местным признакам.


Ход экскурсии.

1 Вводная беседа.

  • Цель экскурсии.

  • Порядок проведения и отчетность.

  • Организация звеньев и раздача оборудования.

  • Правила поведения в лесу.



Таблица

Этапы изучения природного комплекса

п/п

Этап экскурсии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый ответ

1

Изучение рельефа местности

Определите мезо- и микрорельеф территории


Объясните причины заболоченности склона.



Приведите примеры переувлажненности территории


Определение основных черт рельефа территории,

общего уклона местности,

определение наличия кротовников,

выяснение причин заболоченности склона (закладка прикопок)

Ответ на вопрос.

Равнинный рельеф, имеющий уклон на юг

и на С-З (к реке Чумляк). Причина заболоченности склона – выход грунтовых вод на границе водопроницаемых и водоупорных пород

Об избыточном увлажнении свидетельствует наличие влаголюбивой растительности: осоки, мхов, ивы

2

Изучение растительности леса Определение ярусности древесного полога

Все ли деревья имеют одинаковую высоту?




Сколько ярусов можно выделить в лесу?



Определение ярусности древесного полога











Определение деревьев относящихся к первому ярусу



Высокие деревья, деревья второго яруса, подлесок (кустарники – рябина, ива), подрост – всходы и молодые деревца основных лесообразующих пород, не достигших высоты нижнего яруса.

К первому ярусу относится сосна.

Ко второму – береза,

затем подлесок (ива, рябина) подрост.




Определение высоты деревьев.

В лесу на глаз. На поляне – длина тени от человека (а), высота которого известна (А), длину тени от дерева (в). По соотношению А:а =В:в определяем высоту дерева




Определение главных лесообразующих пород

Назовите основные лесообразующие породы


Основными лесообразующими породами являются сосна и береза

hello_html_m6c056ba7.jpg


Определение возраста деревьев

Как можно определить возраст сосны?

Изучение почки на верхушке побега (одна из них крупнее других – это верхушечная почка, остальные – помельче – это боковые почки. Из верхушечного побега разовьется толстый длинный побег, а из боковых почек – тонкие боковые веточки, окружающие снизу верхушечный побег – так образуется мутовка.

Возраст сосны можно определить по мутовкам и по годовым кольцам.

Подсчитав количество мутовок и, добавив 3-4 года, можно узнать возраст дерева.

hello_html_m6e0d5139.jpg


Определение изменения природных условий по годовым кольцам

О каких изменениях климата свидетельствует уменьшение толщины годовых слоев?

Изучение спила сосны, толщины годовых колец.

Толщина годовых слоев не везде одинакова. Тоньше слой – хуже природные условия.




Определение сомкнутости (по 10- бальной системе) древесного полога


Сомкнутость древесного полога составляет 7 баллов




Определение сомкнутости подроста

Сомкнутость подроста 3 балла




Определение сомкнутости подлеска

Сомкнутость подроста 0,5 баллов


Изучение обилия травянистых и кустарничковых растений леса

Обилие растительности характеризуется по градациям: обильно, изредка (рассеянно), единично.


Мхи и лишайники обильно

hello_html_m5633ed43.jpg

Травянистые растения обильно

Кустарники единично



Использование леса человеком

Как использует человек данную территорию?


Лес человек использует для сбора лекарственных трав, ягод (земляники, клубники), выпаса скота, отдыха (наличие кострищ)



Какое значение имеет лес в жизни человека?

Ответ на вопрос

От первой игрушки и ложки до дома и книги, лекарственные растения, грибы и ягоды, места отдыха.



Каково экологическое состояние леса?

Изучение состояния леса.

Лес находится в неудовлетворительном состоянии. Видны следы пребывания человека – бытовой мусор (пластиковые бутылки, п/э пленка, стеклянные бутылки, кострище)



Правила составления гербария с учетом сохранения видового состава растительного мира.


Отбор образцов для составления гербария.

hello_html_m364f7be.jpg




Составление фотоальбома наиболее распространенных растений надпочвенного покрова



Отчего в этом месте мог возникнуть пожар?

Каковы его последствия?

Как уберечь зеленое богатство от гибели?

Как правильно разжечь костер?

Изучение следов пожара на стволах деревьев.

Лес – наше богатство и его надо беречь. Мусор необходимо или сжигать, или уносить с собой.

Причиной пожара мог быть непотушенный костер, окурок.

Запрещается снимать кору с растущих деревьев, разводить костер на торфяниках, в корнях деревьев. Необходимо снимать дерн на месте

будущего костра, использовать только валежник... Уходя затушить костер, вернуть дерн на прежнее место.

3

Изучение почвы


Закладка почвенного разреза

hello_html_34b56fbb.jpg


Строение почвы

Одинакова ли окраска почвы на различной глубине?

Сколько слоев можно выделить на основе различий в окраске?

Причины образования почвенных горизонтов.

Распространение корневой системы в различных горизонтах.

Зарисовка почвенного горизонта

hello_html_3e3e39e.gif

Окраска почвенного горизонта неодинакова: в нем можно выделить: лесную подстилку, гумусовый горизонт, подзолистый горизонт, горизонт вмывания, материнскую породу. Корневая система распространена не одинаково: наиболее густая в гумусовом горизонте, меньше в подзолистом (плотнее, менее обеспечен питательными веществами)


Почвенно – грунтовое увлажнение

Какой тип увлажнения характерен для данной местности?

Поверхностное увлажнение: недостаточное (порода пылит),

нормальное (порода свежая),

повышенное(порода влажная или липкая, почва оглееная),

избыточное(вода на поверхности)


Типы увлажнения: атмосферный, грунтовый, пойменный.

Для данного участка характерно нормальное увлажнение т.к. порода свежая, но не переувлажненная.


Механический состав почвы

по механическому составу (соотношению песка и глины) выделяют следующие типы почв:

Песчаная –почва сыпучая, шарик не получается даже при увлажнении;

супесчаная-во влажном состоянии можно получить непрочный шарик;

суглинистая – во влажном состоянии раскатывается в жгут;

глинистая – жгут сворачивается в кольцо.

Определение механического состава почвы

Результаты опыта: почва суглинистая



Почему почвенный разрез необходимо закрывать?

Закрытие почвенного разреза.

Мы должны оставить после себя как можно меньше следов присутствия человека. Природную среду необходимо не только изучать, но и сохранять.

3

Изучение животного мира

Посидите несколько минут в тишине. Слышите ли вы или видите какое – либо животное?

Будьте осторожны , не причините вреда животным



Слышим_______птиц.

Видим_______птиц.

Видим _____пресмыкающихся и земноводных.

Видим ____паукообразных……

Видим норы……..

hello_html_167e5807.jpg

Находим муравейник

hello_html_6bad4a95.jpg

4

Экологическая акция. Сбор мусора.

hello_html_m54bb714e.jpg

5

Заключительный этап

Уход из лесаhello_html_545fc45f.jpg


Осенняя экскурсия Изучение природных комплексов своей местности 6 класс
  • География
Описание:

Уникален наш край дивной природой: искящимися на солнце горными озерами, говорливыми родниками, реликтовыми сосновыми борами, окружонными молодыми березками, многоцветным морем разнотравья.

К сожалению, человек строит свое благосостояние за счет природы, полагая, что ее ресурсы неисчерпаемы. Состояние оружающей среды вызывает потребность в формировании экологического сознания у учащихся. Одним из наиболее эффективных методов являются проведение занятий на местности. Предлагаемая разработка рекомендована для проведения осенней экскурсии в 6 классе на уроках географии или краеведения.

Автор Меньшенина Татьяна Михайловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1664
Номер материала 49665
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓