№ п/п
|
Этап
экскурсии
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Предполагаемый
ответ
|
1
|
Изучение рельефа местности
|
Определите
мезо- и микрорельеф территории
Объясните
причины заболоченности склона.
Приведите
примеры переувлажненности территории
|
Определение основных
черт рельефа территории,
общего уклона
местности,
определение
наличия кротовников,
выяснение причин
заболоченности склона (закладка прикопок)
Ответ на вопрос.
|
Равнинный
рельеф, имеющий уклон на юг
и на
С-З (к реке Чумляк). Причина заболоченности склона – выход грунтовых вод на
границе водопроницаемых и водоупорных пород
Об
избыточном увлажнении свидетельствует наличие влаголюбивой растительности: осоки,
мхов, ивы
|
2
|
Изучение
растительности леса Определение ярусности древесного полога
|
Все ли
деревья имеют одинаковую высоту?
Сколько
ярусов можно выделить в лесу?
|
Определение
ярусности древесного полога
Определение
деревьев относящихся к первому ярусу
|
Высокие
деревья,
деревья
второго яруса, подлесок (кустарники – рябина, ива), подрост
– всходы и молодые деревца основных лесообразующих пород, не достигших высоты
нижнего яруса.
К
первому ярусу относится сосна.
Ко
второму – береза,
затем
подлесок (ива, рябина) подрост.
|
|
|
|
Определение
высоты деревьев.
|
В
лесу на глаз. На поляне – длина тени от человека (а), высота которого
известна (А), длину тени от дерева (в). По соотношению А:а =В:в
определяем высоту дерева
|
|
Определение
главных лесообразующих пород
|
Назовите
основные лесообразующие породы
|
|
Основными
лесообразующими породами являются сосна и береза
|
|
Определение
возраста деревьев
|
Как
можно определить возраст сосны?
|
Изучение
почки на верхушке побега (одна из них крупнее других – это верхушечная почка,
остальные – помельче – это боковые почки. Из верхушечного побега разовьется
толстый длинный побег, а из боковых почек – тонкие боковые веточки,
окружающие снизу верхушечный побег – так образуется мутовка.
|
Возраст
сосны можно определить по мутовкам и по годовым кольцам.
Подсчитав
количество мутовок и, добавив 3-4 года, можно узнать возраст дерева.
|
|
Определение
изменения природных условий по годовым кольцам
|
О каких
изменениях климата свидетельствует уменьшение толщины годовых слоев?
|
Изучение
спила сосны, толщины годовых колец.
|
Толщина
годовых слоев не везде одинакова. Тоньше слой – хуже природные условия.
|
|
|
|
Определение
сомкнутости (по 10- бальной системе) древесного полога
|
Сомкнутость
древесного полога составляет 7 баллов
|
|
|
|
Определение
сомкнутости подроста
|
Сомкнутость
подроста 3 балла
|
|
|
|
Определение
сомкнутости подлеска
|
Сомкнутость
подроста 0,5 баллов
|
|
Изучение
обилия травянистых и кустарничковых растений леса
|
Обилие
растительности характеризуется по градациям: обильно, изредка (рассеянно),
единично.
|
|
Мхи и
лишайники обильно
Травянистые
растения обильно
Кустарники
единично
|
|
Использование
леса человеком
|
Как
использует человек данную территорию?
|
|
Лес
человек использует для сбора лекарственных трав, ягод (земляники, клубники),
выпаса скота, отдыха (наличие кострищ)
|
|
|
Какое
значение имеет лес в жизни человека?
|
Ответ на
вопрос
|
От
первой игрушки и ложки до дома и книги, лекарственные растения, грибы и
ягоды, места отдыха.
|
|
|
Каково
экологическое состояние леса?
|
Изучение
состояния леса.
|
Лес
находится в неудовлетворительном состоянии. Видны следы пребывания человека
– бытовой мусор (пластиковые бутылки, п/э пленка, стеклянные бутылки,
кострище)
|
|
|
Правила
составления гербария с учетом сохранения видового состава растительного мира.
|
|
Отбор
образцов для составления гербария.
|
|
|
|
Составление
фотоальбома наиболее распространенных растений надпочвенного покрова
|
|
|
Отчего в
этом месте мог возникнуть пожар?
Каковы
его последствия?
Как
уберечь зеленое богатство от гибели?
Как
правильно разжечь костер?
|
Изучение
следов пожара на стволах деревьев.
|
Лес –
наше богатство и его надо беречь. Мусор необходимо или сжигать, или уносить с
собой.
Причиной
пожара мог быть непотушенный костер, окурок.
Запрещается
снимать кору с растущих деревьев, разводить костер на торфяниках, в корнях
деревьев. Необходимо снимать дерн на месте
будущего
костра, использовать только валежник... Уходя затушить костер, вернуть дерн
на прежнее место.
|
3
|
Изучение
почвы
|
|
Закладка
почвенного разреза
|
|
Строение
почвы
|
Одинакова
ли окраска почвы на различной глубине?
Сколько
слоев можно выделить на основе различий в окраске?
Причины
образования почвенных горизонтов.
Распространение
корневой системы в различных горизонтах.
|
Зарисовка
почвенного горизонта
|
Окраска
почвенного горизонта неодинакова: в нем можно выделить: лесную подстилку,
гумусовый горизонт, подзолистый горизонт, горизонт вмывания, материнскую
породу. Корневая система распространена не одинаково: наиболее густая в гумусовом
горизонте, меньше в подзолистом (плотнее, менее обеспечен питательными веществами)
|
|
Почвенно
– грунтовое увлажнение
|
Какой
тип увлажнения характерен для данной местности?
Поверхностное
увлажнение:
недостаточное (порода пылит),
нормальное
(порода
свежая),
повышенное(порода
влажная или липкая, почва оглееная),
избыточное(вода на
поверхности)
|
|
Типы
увлажнения: атмосферный, грунтовый, пойменный.
Для
данного участка характерно нормальное увлажнение т.к. порода свежая, но не
переувлажненная.
|
|
Механический
состав почвы
|
по
механическому составу (соотношению песка и глины) выделяют следующие типы
почв:
Песчаная
–почва
сыпучая, шарик не получается даже при увлажнении;
супесчаная-во влажном
состоянии можно получить непрочный шарик;
суглинистая
–
во влажном состоянии раскатывается в жгут;
глинистая
– жгут
сворачивается в кольцо.
|
Определение
механического состава почвы
|
Результаты
опыта: почва суглинистая
|
|
|
Почему
почвенный разрез необходимо закрывать?
|
Закрытие
почвенного разреза.
|
Мы
должны оставить после себя как можно меньше следов присутствия человека.
Природную среду необходимо не только изучать, но и сохранять.
|
3
|
Изучение
животного мира
|
Посидите
несколько минут в тишине. Слышите ли вы или видите какое – либо животное?
Будьте
осторожны , не причините вреда животным
|
|
Слышим_______птиц.
Видим_______птиц.
Видим
_____пресмыкающихся и земноводных.
Видим
____паукообразных……
Видим
норы……..
Находим
муравейник
|
4
|
Экологическая
акция. Сбор мусора.
|
|
5
|
Заключительный
этап
|
Уход
из леса
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.