Главная / Логопедия / Ориентировка дошкольников во времени и пространстве

Ориентировка дошкольников во времени и пространстве

Иhello_html_m14eac85a.jpgграем, развиваемся – в школу собираемся

К моменту поступления  в школу дети должны располагать целым комплексом математических знаний. Ребёнку необходимо иметь представление о множестве, числе, форме, величине; уметь ориентироваться во времени и пространстве.

Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание.

Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость),  меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями.

Какие же упражнения, задания и вопросы можно предложить детям для развития ориентировки во времени?

hello_html_6b303bdc.jpgСутки: (утро, день, вечер, ночь) – Что наступит после ночи? Какое время суток перед днём?  Между утром и вечером какое время суток? Что раньше утро или вечер? Что позже вечер или ночь?

Неделя: – Называем дни недели по порядку. Понедельник – который по счёту в неделе? Как называется пятый (третий, шестой, второй) день недели? Как называются выходные (рабочие) дни? Если сегодня вторник, то завтра будет …? Если сегодня суббота то вчера была…? Назови дни недели после четверга? Назови день недели между воскресеньем и вторником? Назови день недели перед средой?

Месяцы: –  Называем месяцы по порядку. Как называется первый месяц года? Второй? Седьмой? Сколько месяцев в году?  Назови зимние месяцы? Осенние, весенние, летние? В каком месяце твой (мамин, папин) день рождения? Помогут детям запомнить всё это приметы, пословицы, стихи, загадки о месяцах года.

Вhello_html_m14eac85a.jpgремена года: –  Называем времена года по порядку. Какое время года перед зимой? После осени? Какое время года любимое? В какие игры мы играем зимой? Летом? Какую одежду мы носим зимой, летом, осенью, весной?

Оhello_html_752bdd65.pngриентироваться в данных понятиях помогут приметы, пословицы, стихи, загадки. др.


Пословицы и поговорки о времени

Всему свое время.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Солнце низко - вечер близко.

Худо лето, когда солнца нету.

Лето идет вприпрыжку, а зима - вразвалку.

Вhello_html_752bdd65.png августе осень с летом борются.

В октябре на одном часу и дождь и снег.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Новый год - к весне поворот.

Январь - году начало, зиме середка.

hello_html_780cab22.png

Загадки о времени

Что возвратить нельзя?

                                       (Время)

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний ­

Появляется передний.

                             (Дни недели)

Вчера было,

Сегодня есть

И завтра будет.

 hello_html_752bdd65.png                                        (Время)

Есть семь братьев:

Годами равные, именами разные.

 hello_html_752bdd65.pnghello_html_752bdd65.png                              (Дни недели)





Сhello_html_m14eac85a.jpgтоит дуб,

Нhello_html_752bdd65.pngа дубе двенадцать веток,

На каждой ветке по четыре гнезда,

В каждом гнезде по семь птенцов,

У каждого птенца одно крыло белое

Другое - черное.

 (Год, 12 месяцев, 4 недели,

                             7 дней, день и ночь)    

Дhello_html_752bdd65.pngвенадцать братьев друг за другом      

Бродят, друг друга не обходят.

                             (Месяцы)

В году у дедушки четыре имени.

                            (Времена года)

Кто двенадцать раз в году родится?

 hello_html_752bdd65.png                            (Месяцы)

Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются.

                                       (Месяцы  года)

hello_html_752bdd65.png

hello_html_m69a04ac4.jpg



hello_html_752bdd65.png



hello_html_752bdd65.png




hello_html_752bdd65.png



hello_html_752bdd65.png





Пhello_html_m14eac85a.jpgространственное ориентирование – это особый вид восприятия при помощи зрительного, слухового и кинестетического анализаторов. В дошкольном возрасте важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.

Для развития пространственных ориентировок можно предложить детям такие задания:

Покажи левую руку? Правое ухо? Левую ногу? Правый глаз? Какие предметы в комнате находятся слева от тебя? Справа? Сверху? Снизу?

Рассматривая иллюстрации в любой книге,  можно задавать вопросы: что находится слева от…, справа, сзади, за, над, перед, под, между, рядом, около, возле?

Можно выполнить с детьми рисуночный диктант, например: дать ребёнку лист бумаги с нарисованной  посередине листа ёлочкой и сказать ему: «Нарисуй: под ёлкой гриб (пауза – ребёнок рисует), над ёлкой солнце (пауза), справа – пенёк (пауза),  слева – цветок (пауза), перед ёлкой зайца (пауза), на ёлке – птичку.


Мhello_html_m2ea69387.jpgожно предложить ребёнку «игру в хоккей». Дать ему лист бумаги с обозначенными воротами (это хоккейная площадка), кружок, вырезанный из картона (шайбу) и предложить поиграть в «хоккей». Даём задания: шайба в правом верхнем углу площадки (ребёнок двигает кружок, выполняя команду), шайба у правого бортика, шайба посередине площадки, в левом нижнем углу площадки, возле нижнего бортика, рядом с верхним бортиком, шайба в воротах.

Бhello_html_m14eac85a.jpgольшую роль в развитии пространственных ориентировок играет выполнение детьми графических упражнений на листе бумаги в клетку. Дошкольники  рисуют фигуры, узоры по образцу или под диктовку взрослого. Например: одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо, и т.д. Все задания даются с паузами, оставляя время на их выполнение. Узоры могут быть различными.

hello_html_9da0ac0.jpg

hello_html_47e559ff.jpg

hello_html_m18e65abf.jpg

Уважаемые взрослые!

Не отказывайте ребёнку в просьбе поиграть с ним. Предложите игру сами, помогите ему в познании временных и пространственных ориентировок. Этот практический материал поможет творчески организовать занятия, игры и повседневную деятельность детей.

Успехов Вам и терпения!

Ориентировка дошкольников во времени и пространстве
  • Логопедия
Описание:

Цветной красочный материал в уголок для родителей. Консультация «Ориентировка во времени и пространстве».

К моменту поступления  в школу дети должны располагать целым комплексом математических знаний. Ребёнку необходимо иметь представление о множестве, числе, форме, величине; уметь ориентироваться во времени и пространстве.

 

Время и пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание.

 

Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость),  меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями.

Автор Семенова Альбина Ивановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 1681
Номер материала 16346
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓