Главная / Информатика / "Организация выбора" 9 класс

"Организация выбора" 9 класс

Название документа Автор.docx

Автор: учитель информатики Тайганов Даулет Тулеубаевич

ГУ «Школы-гимназии №7 имени Гали Орманова» город Астана, Казахстана


Название документа Конспект урока. Организация выбора.docx

Тема урока: Организация выбора

Класс: 9 класс

Дата: 4.12.2014

Предмет: Информатика (ОИВТ)

Учитель: Тайганов Даулет Тулеубаевич

Школа: ГУ «Школа-гимназия №7 имени Гали Орманова» г.Астана

Цель урока:

  • Познакомить учащихся с организацией выбора в Pascal;

  • Научить решению задач с использованием оператора CASE.

Учащиеся должны знать:

  • Назначение оператора CASE;

  • Сферы применения оператора выбора в задачах;

  • Вид блок-схемы для структуры ветвления с организацией выбора;

  • Правила использования меток для построения программы с использованием оператора выбора

Учащиеся должны уметь:

  • Программировать алгоритмы ветвления с оператором выбора CASE

Сопровождение урока:

урок 13/Блок-схема.doc; урок 13/Задание.doc; урок 13/A1.pas; урок 13/A2.pas; урок 13/B1.pas; урок 13/B2.pas; урок 13/C1.pas.


Ход урока

I Организационный момент

II Постановка целей и задач урока

III Проверка домашнего задания

IV Проверка знаний

Ученики отвечают на вопросы теста после 12.

V Актуализация знаний

Вывожу на кран фрагмент программы, ученики должны выбрать вариант ответа с верным результатом. (урок 13/Задание.doc).

Задание

Определите значение переменной Z, которое будет получено в результате выполнения фрагмента программы, написанной на языке программирования:

X:=3;

Y:=2;

X:=Y;

Z:=2;

If X>Y then Z:= Y–1

else Z:= X+1;


Варианты ответов: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.

Правильный овтет: 3


VI Изучение нового материала

Конец

Начало

Ввод f

F<=0 или f>5

Ответ 1


Да

Нет

F=1

Да

Нет

Ответ 2


F=2

Да

Нет

Ответ 3


F=3

Да

Нет

Ответ 4


F=4

Да

Нет

Ответ 5


F=5

Да

Рис.31. Блок-схема, представленная лесенкой

Предлагаю ученикам блок-схему задачи (Урок 13/Блок-схема.doc) рис. 31. в учебнике.

Задача:

Составьте программу которая выдает реакцию родителей на вашу оценку. Допустим, такая реакция: 1 – очень плохо, пора мне прийти в школу; 2 – плохо, я тобой недовольгна; 3 – мог бы и лучше; 4 – хорошо, но пятерка лучше; 5 – молодец, на выходных пойдешь в кино.

В программе следует предусмотреть ввод пользователем неверной оценки, например 6 или 15.

По блок-схеме ученики понимают нерациональность использования условного оператора IF для составления такой программы. Можно предложить ученикам сначала составить программу по этой блок-схеме.

Я объясняю назначение выбора CASE и возможность организации выбора для некоторых задач.

Использование в такоцй задаче условного оператора IF нерационально. Для подобного рода задач используют оператор выбора CASE:


case <переменная> of;

<значение1>: <оператор(группа операторов)>;

<значение2>: <оператор(группа операторов)>;

…..

<значениеN>: <оператор(группа операторов)>;

else <оператор(группа операторов)>;

end;

Прошу учеников привести примеры задач, в которых целесообразно использовать оператор выбора. (например, различные перечисления – названия месяцев, школьных предметов и т.д.).

Оператор выбора работает следующим образом. Сначала считывается значение переменной, стоящей после зарезервированного слова CASE, а затем выполняется оператор (или группа операторов), соответствующий тому значению.

Может случиться, что в списке выбора не окажется константы, равной значению переменной. В том случае управление передается оператору, стоящему за словом ELSE.


VI Закрепление изученного материала

Решение задач из практическоцй работы

Уровень А.

Задача 1

В восточном календаре приянт 60-летний цикл, состоящий из 12-летних подциклов, обозначаемых названиями цвета: зеленый, красный, желтый, белый и черный. В каждом подцикле годы носят названия животных: крысы, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки и свеньи. По номеру года выведите его название, если 1996 год началом цикла – годом зеленой крысы. (урок 13/A1.pas)


var god, f: integer;


begin

write('введите год'); readln(god);

if ((god mod 60)>=4)and((god mod 60)<16) then write('Зелено');

if ((god mod 60)>=16)and((god mod 60)<28) then write('Красно');

if (god mod 60>=28)and((god mod 60)<40) then write('Желто');

if (god mod 60>=40)and((god mod 60)<52) then write('Бело');

if ((god mod 60)>=52)or((god mod 60)<4) then write('Черно');

f:=((god mod 60) mod 12);

case f of

4: write('й крысы');

5: write('й коровы');

6: write('го тигра');

7: write('го зайца');

8: write('го дракона');

9: write('й змеи');

10: write('й лошади');

11: write('й овцы');

0: write('й обезьяны');

1: write('й курицы');

2: write('й собаки');

3: write('й свиньи');

end;

readln;

end.


Задача 2.

Напишите программу, которая по введеному номеру единицы измерения (1 – дециметр, 2 – километр, 3 – метр, 4 – миллиметр, 5 - сантиметр) и длине отрезка L выдавала бы соотвествующее значение отрезка в метрах (урок 13/A2.pas)


Uses crt;

label 1;

var k:integer;

l: real;

Begin

1: Write('Введите номер единицы измерения от 1 до 5: k=');

Read(k);

if (k<1) or (k>5) then goto 1;

Write('Введите длину отрезка: l=');

Read(l);

case k of

1: l:=l/10;

2: l:=l*1000;

4: l:=l/1000;

5: l:=l/100;

end;

Writeln('величина отрезка ',l:3:3,' м.');

ReadLn;

end.


Уровень В

Зачада 1

Составьте программу, которая по заданному году и номеру месяца определаяет количесвто дней в том месяце. (урок 13/В1.pas)


var f,kd,god,mes:integer;

Begin

Write('Введите год god=');

Read(god);

Write('Введите номер месяца mes=');

Read(mes);

f:=28;

if god mod 4 =0 then f:=29;

case mes of

1,3,5,7,8,10,12:kd:=31;

2:kd:=f;

4,6,9,11:kd:=30;

end;

Write('Количество дней в ',mes,' месяце ',kd,' дней');

ReadLn;

end.


Задача 2

Для целого числа k от 1 до 99 напечатайте фразу «Мне k лет», учитывая при том, что при неокторых k слово «лет» надо заменить на «год» или «года». Например: 11 лет, 22 года, 51 год. (урок 13/В2.pas)


Label 1,2;

var k,ost:integer;

Begin

1: Write('Введите число от 1 до 99: k=');

Read(k);

if (k>99) or (k<1) then goto 1;

ost:=k mod 10;

Write('Мне ',k);

If (k>=5) And (k<=20) then

begin Write(' лет'); goto 2; end;

caseost of

1: Write(' год');

2..4: Write(' года');

else

Write(' лет');

end;

2:ReadLn;

end.



Уровень С

Задача 1

Составьте программу, которая читает натуральное число N в десятичном предсмтавлении (N≤10 000), а на выходе то же число в десятичном представлении и на естественном языке. Например: 7 – семь, 204 – двести четыре. (урок 13/С1.pas)


label a,b;

var n,m:integer;

begin

a: Writeln('Введите целое число N<=10000:');read(n);

If n>10000 then

begin

writeln('Число очень большое');

goto a;

end;

write(n,' ');

m:=n div 1000;

case m of

1:write('одна тысяча ');

2:write('две тысячи ');

3:write('три тысячи ');

4:write('четыре тысячи ');

5:write('пять тысяч ');

6:write('шесть тысяч ');

7:write('семь тысяч ');

8:write('восемь тысяч ');

9:write('девять тысяч ');

10:write('десять тысяч ');

end;

n:=n mod 1000;

m:=n div 100;

case m of

1:write('сто ');

2:write('двести ');

3:write('триста ');

4:write('четыреста ');

5:write('пятьсот ');

6:write('шестьсот ');

7:write('семьсот ');

8:write('восемьсот ');

9:write('девятьсот ');

end;

n:=n mod 100;

if (n>=10) and (n<=19) then

begin

case n of

10:write('десять ');

11:write('одиннадцать ');

12:write('двенадцать ');

13:write('тринадцать ');

14:write('четырнадцать ');

15:write('пятнадцать ');

16:write('шестнадцать ');

17:write('семнадцать ');

18:write('восемнадцать ');

19:write('девятнадцать ');

end;

goto b;

end;

m:=n div 10;

case m of

2:write('двадцать ');

3:write('тридцать ');

4:write('сорок ');

5:write('пятьдесят ');

6:write('шестьдесят ');

7:write('семьдесят ');

8:write('восемьдесят ');

9:write('девяносто ');

end;

m:=n mod 10;

case m of

1:write('один ');

2:write('два ');

3:write('три ');

4:write('четыре ');

5:write('пять ');

6:write('шесть ');

7:write('семь ');

8:write('восемь ');

9:write('девять ');

end;

b:readLn;

end.



VIII Подведение итогов

Ученики выделяют главное в теме урока: общий вид оператора выбора.

Я выставляю оценки за выполнение практической раьботы и проведенный тест.

IX Домашнее задание

Изучить содержание §13, ответить на контрольные вопросы, вопросы теста, повторить содержание §11, 12.


Ключи к тестыу раздела «Проверь себя» после §13.

1-В, 2-А, 3-С, 4-А, 5-В




Название документа Блок-схема.doc

Группа 435


Название документа Задание.doc

Задание:

Определите значение переменной Z, которое будет получено в результате выполнения фрагмента программы, написанной на языке программирования:

X:=3;
Y:=2;
X:=Y;
Z:=2;
If X>Y then Z:= Y–1
else Z:= X+1;

Варианты ответов: 1) 1; 2) 2; 3) 3; 4) 4.


"Организация выбора" 9 класс
  • Информатика
Описание:

Тема урока: Организация выбора

Класс: 9 класс

Дата: 4.12.2014

Предмет: Информатика (ОИВТ)

Учитель: Тайганов Даулет Тулеубаевич

Школа: ГУ «Школа-гимназия №7 имени Гали Орманова» г.Астана

Цель урока:

ü Познакомить учащихся с организацией выбора в Pascal;

ü Научить решению задач с использованием оператора CASE.

Учащиеся должны знать:

ü Назначение оператора CASE;

ü Сферы применения оператора выбора в задачах;

ü Вид блок-схемы для структуры ветвления с организацией выбора;

ü Правила использования меток для построения программы с использованием оператора выбора

Учащиеся должны уметь:

ü Программировать алгоритмы ветвления с оператором выбора CASE

Сопровождение урока:

 

урок 13/Блок-схема.doc; урок 13/Задание.doc; урок 13/A1.pas; урок 13/A2.pas; урок 13/B1.pas; урок 13/B2.pas; урок 13/C1.pas.

Автор Тайганов Даулет Тулеубаевич
Дата добавления 22.01.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 512
Номер материала 54646
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓