Главная / Биология / Организация внеурочной деятельности в школе

Организация внеурочной деятельности в школе



Организация внеурочной деятельности в школе

Экологическое образование определяется как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего, с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.

На базе нашей школы в данном учебном году реализовывался региональный прокт «Школа добрых дел» во 2 «А», 3 «Б» и 9 «А» классах.

Перед руководителями кружка и обучающимися были поставлены следующие цели и задачи: Развитие личности через приобщение к экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.

Данная цель достигается решением следующих задач:

  • воспитание у детей ценностных ориентаций в их отношениях с окружающей средой;

  • становление и развитие у детей целостного мировосприятия;

  • активное присвоение детьми нравственных норм, запретов и предписаний в отношениях между природой и обществом;

  • формирование у детей начального опыта защиты природной среды и культуры здорового образа жизни.


Руководителями групп была разработана программа, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей классов. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компетентности обучающихся, способствует развитию их личностных, познавательных, коммуникативных и социальных качеств.

В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2013. 48 с


В процессе занятий использовались различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Организуя работу в кружке, я использовала различные педагогические технологии:
технология развивающего обучения; технология проблемного обучения; игровая технология; здоровьесберегающие технологии; проектная технология; информационные технологии.




Тема занятий

Содержание

Планируемые результаты

1

Что нас окружает?. Природа живая и неживая.

Разнообразие природы. Природа живая и неживая. Включенность в мир природы.

Различать живую и неживую природу.

2

О школе. Знакомство с экологической АЗБУКОЙ.

Взаимодействие с природным объектом. Ощущение своей включенности в мир природы.

Иметь позитивное отношение к ценностям нашего общества.

3

Правила поведения в школе. Экологическая Азбука.

Ощущение своей включенности в мир природы. О правилах поведения в школе.

Понимание школьником социальной реальности и повседневной жизни.

4

Правила поведения в школе. Путешествие в Экоград.

Что такое Экоград? Расширение опыта восприятия природы. Беседа о правилах поведения в школе.

Приобретение экологических знаний. Уметь строить свои высказывания, убеждать сверстников.

5

Игра «Бывает – не бывает». Жизнь камней.


Связь человека с неживой природой.




Приобретение экологических знаний. Позитивное отношение к школе, товарищам, уважительное отношение к учителям.

6

Игра-драматизация « Сказка о пропавшей школе»

Школа в моей жизни. Значение школы. Наблюдение, исследование .

Приобретение необходимых знаний о школе. Проявление интереса к школе.

7

Знакомство с историей. Когда появились первые школы.

Первая школа в России. Школа в моей жизни. Значение школы. Наблюдение,

исследование .

Приобретение исторических знаний о школах. Уметь выполнять учебную задачу.

8

Какие дела можно назвать добрыми?

Добрые дела в моей жизни. Добрые поступки, друзья. Наблюдение, исследование .

Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать.

9

«Школа будущего – будущее школы»

Представление школы будущего в индивидуальном проекте. Рассказ о друге.

Уметь выполнять наблюдения и коррек-тировать.

10

Игра – спектакль «Кто самый важный?». Беседа с доктором Айболитом.

Превращение кукол в живые объекты природы. Кто же самый важный?

Уметь сопереживать, сочувствовать живым существам. Уметь работать в группах

11

В природе всё взаимосвязано.

Явления природы. Презентация.

Приобретение экологических знаний.

12

Виртуальный проект «Школа будущего»

Умение работать над проектом, проявление творчества.

Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах .

13

Виртуальный проект «Школа будущего»

Творческое задание. Умение работать над проектом.

Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах .

14

Виртуальный проект «Школа будущего»

Творческое задание: рисунки. Умение высказывать личное мнение.

Приобретение опыта в ходе практических действий. Умение высказывать личное мнение и умение работать в группах .

15

Что такое экологические проекты?

Получать знания об экологических проектах .

Получать опыт работы в группах, уметь высказывать своё мнение.




  





































































































Результатом работы кружка участие во всероссийском сетевом проекте «Если ты природе друг!» на сайте http://www.nachalka.com/ecology .

Помните Маленького принца А де Сент-Экзюпери? У него есть твёрдое правило: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок, - сразу же приведи в порядок свою планету!" Этапы проекта «Если ты природе друг!»:

Шаг 1. SOS опрос:

Наш класс очень рад участию в этом проекте. Проводить опрос было очень интересно, словно мы корреспонденты. Опросили 7 взрослых и 7 ребят. Стало интересно, совпадают ли ответы взрослых и детей? Все сошлись во мнении, что мусор - основной враг нашего города. Мусор делает больно природе. Вызвал затруднение вопрос : каковы пути решения экологических проблем? Ответ простой - чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят! Каждый человек может помочь матушке - природе если будет убирать за собой. А еще взрослых волнует вопрос плохих дорог. А мы, дети, хотим, чтобы скверы нашего города стали чище. И еще мы мечтаем, чтобы было меньше выхлопных газов. Вот бы изобрести такой автомобиль! Мы решили с нашим классом начать с малого, но очень важного. Мы будем приводить в порядок нашу пришкольную территорию. Сейчас сходит снег, самое время наводить чистоту. Если мы друзья природе, даже при плохой погоде, другу нужно помогать : НЕ СОРИТЬ И НЕ КИДАТЬ!!!

Шаг 2. SOS фоторепортаж:

Для фоторепортажа мы выбрали газон около школы. Мусор и грязь очень портят внешний вид пришкольного участка. Мы решили навести порядок на этом маленьком кусочке нашего родного школьного дома.

Шаг 3. Мастерская "Фантазия":

На нашей выставке в школе "Ненужное в полезное" было много интересных работ, выполненных ребятами, из бросового материала: украшения из старых дисков, кормушки для птиц из коробок от молока, красивые цветочки и гусеничка из картонных ячеек от яиц и многое другое. Все работы получились яркими, с весенним настроением. А для мастер-класса мы взяли Черепашку из бросового материала для газона. Идею мы взяли с сайта http://stranamasterov.ru/ Очень полезный сайт для любителей работать руками.

Шаг 4. Экологическая акция "С любовью к природе! и Шаг 5. Выпуск газеты.

Провели экологическую акцию "С любовью к природе!" и выпустили стенгазету на сайте http://ru.padlet.com/wall/rr0fh6bx71pr

Вот и завершился интересный и полезный проект "Если ты природе друг". Мы научились проводить SOS опрос и делать выводы. Главный из них: Природа нуждается в нашей защите и помощи! Научились работать в новых интернет-сервисах. А главное: работа помогла сдружить ребят.

   Таким образом, занятия кружка позволяют детям узнать дополнительные сведения по экологии: знакомство с природой родного края, с различными проблемами экологии родного города и района. Дети  анализируют, фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению своей работы, занимаются творчеством и общественно-полезным трудом.
   Занятия кружка развивают творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе.

Организация внеурочной деятельности в школе
  • Биология
Описание:

           Экологическое образование определяется  как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование не только системы знаний и умений, ценностных ориентаций, но и формирование нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды. В развивающейся системе непрерывного экологического образования  всё более весомую роль стала играть начальная школа. Это связано, прежде всего,  с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом. В сфере экологического образования школьников на первый план выдвигается формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.

Автор Моисеева Татьяна Вячеславовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 445
Номер материала 17167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓