Главная / Начальные классы / «Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения»«Организация проектной деятельности. Общеинтеллектуальное направление»

«Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения»«Организация проектной деятельности. Общеинтеллектуальное направление»

«Организация внеурочной деятельности

в рамках ФГОС второго поколения»



Выступление учителя начальных классов

МБОУ «СОШ № 6»

Никоновой Ольги Викторовны



«Организация проектной деятельности.

Общеинтеллектуальное направление»
























Кто такие проектанты?

Может это экскурсанты?

Может просто дипломанты,

А быть может фигуранты

И редчайшие таланты?

Тех, кто любит умный труд,

Проектантами зовут!


Обучение младших школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста по своей природе уже исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в таких видах деятельности, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.

Главный вопрос…

Готовы ли дети младшего школьного возраста к такой деятельности? Развиты ли у них необходимые для этого качества и умения? Ответ: конечно же нет. Но это не значит, что ученики не должны включаться в проектную деятельность. Наблюдения показывают, что ученики, не обладая достаточными умениями и навыками, вовлекаются в выполнение какой-либо деятельности, тем самым развивают необходимые для выполнения этой деятельности умения и качества.

Условия успешной работы

Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребенка;

  • благоприятная среда;

  • доброжелательный руководитель;

  • заинтересованный родитель.

Без этого деятельность ученика будет формальной, неинтересной и неплодотворной.

Участники проекта

hello_html_5cf63ded.gif


Действия учителя:

  • помогает ученикам определить цель деятельности;

  • рекомендует источники получения информации;

  • раскрывает возможные формы деятельности;

  • содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;

  • создает условия для активности школьника;

  • является партнером;

  • помогает в выборе формы защиты проекта и т. д.

Действия ученика:

  • определяет цель своей деятельности;

  • открывает новые знания;

  • экспериментирует;

  • выбирает пути решения возникающих проблем;

  • несет ответственность за свою деятельность.

Следует признать, что каждый у ч е н и к и м е е т п р а в о:

не участвовать ни в одном из текущих проектов;

участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

в любой момент начать новый проект

Действия родителей:

  • проявить заинтересованность работой ребенка;

  • включиться в деятельность, но не брать на себя выполнения проекта;

  • быть консультантом;

  • служить источником информации;

Начиная работать над проектом, взрослые не должны навязывать тему. У ребят должна быть возможность выбора. Возникает ряд вопросов: а как научить их работать над проектом, как объяснить, что такое проект? Как ввести их в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес. Ответы на вопросы нашлись в ходе работы.

Я предложила детям принять участие в проекте «Лес – наше богатство». Возникли проблемные вопросы учебной темы: Почему мы дружим с лесом? Для чего он нужен людям? Как нужно вести себя в природе?

В результате обсуждения мы поставили следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле. Во внимание брались все детские предложения. Все объединилось одним словом - проект, объяснила, что исследование будет всесторонним, будет полезна любая информация.

Нам предстояло узнать: «Виды леса»

. «Обитатели леса».

«Правила поведения в лесу».

«Что полезно, а что вредно?».

«Красная книга».


С каждым днем материала становилось больше и больше. Исследования затронули разные сферы жизни. Собирали пословицы, поговорки, загадки, стихи, читали сказки, лепили фигуры животных, рисовали, использовали материал разного вида энциклопедий. На занятиях я использовала презентации: «Какие бывают деревья?», «Будь природе другом!», «В царстве грибов». Интересно прошла игра «Найди пару» с использованием интерактивной доски.

На обобщающем занятии помогла ребятам распределиться на творческие группы по интересам. Оказалось, в группе работается легче. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата. Проекты получились как индивидуальные, так и групповые.

В роли единомышленников выступили и родители, которым я объясняла, как правильно помогать, отбирать материал, ориентировать в потоке информации. Помощь их оказалась неоценимой. Совместно с родителями Морозов Петр подготовил презентацию «Животные Красной книги» и рассказал, почему страницы имеют разный цвет.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т. д. Своим ученикам я предложила оценить работу своих одноклассников и нарисовать подарок проектанту-победителю.

Учащийся оценивает «чужой» продукт. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя.

В чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

  • Формирует и активизирует познавательную деятельность учащихся.

  • Развивает творческие способности.

  • Способствует выработке самостоятельности и потребности в самореализации.

  • Выводит учебный процесс из стен школы в окружающий мир.

  • Обогащает жизненный опыт.

  • Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

  • И, наконец, ведет к личностному росту ребенка, что, на мой взгляд, главное в работе каждого учителя.





















































«Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения»«Организация проектной деятельности. Общеинтеллектуальное направление»
  • Начальные классы
Описание:

Аннотация.

       С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость более пристального изучения тех новых требований, которые выдвигает общество и время. Перед школой стоит задача внедрить в практику работы учителей новые формы, методы и способы формирования учебных действий.Неотъемлемой частью которых является внеурочная деятельность. Обучение младших  школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

         Материал может быть полезен педагогам начальной школы.

 

Автор Никонова Ольга Викторовна
Дата добавления 20.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 830
Номер материала 4042
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓