Главная / Биология / Организация внеурочной деятельности по биологии в условиях сельской школы

Организация внеурочной деятельности по биологии в условиях сельской школы





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

д.Ямник Демянского района

Новгородской области







ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.

Выступление на Педагогических чтениях. 2014 г











Автор:

Кононенко Александра Николаевна
учитель биологии











2014 г



ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ.


Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. В последние годы такие разделы биологии как Молекулярная медицина и Биотехнология стали наиболее интенсивно развиваться в России. Поэтому биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук.
Именно поэтому от успеха обучения биологии, от её качества во многом зависит наше будущее. В настоящее время существует огромное множество форм методов, компьютерных технологий организации обучения.
Мне повезло, я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не любить. Предмет жизненно необходимый для всех, ведь в переводе с греческого «биология» - наука о жизни.

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованные.

Сельские школы, по сравнению со школами в городских округах и даже райцентрах, находятся в более трудном положении. Не каждый сельский родитель может позволить выделять из бюджета семьи средства для дополнительного образования своих детей. Плюс ко всему, школы находятся в отдалении от музеев, выставок, больших предприятий, посещение которых можно было бы использовать, организовывая внеурочную деятельность. Поэтому нам приходится исходить из тех ресурсов и возможностей, которые мы на селе можем себе позволить.


Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Для этой цели в школе организована внеурочная деятельность. Главная задача ее – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия – никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранить существование и самого общества.

Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса.

В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная деятельность занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.
Внеурочная деятельность по биологии- это и проекты, подготовленные учащимися, и кружковая работа с заинтересованными детьми, и традиционная неделя биологии, и участие учащихся в ШНО «Эрудит» , и, конечно, проведение предметной олимпиады.

В рамках реализации ФГОС 2 поколения наибольшее значение в этом случае имеет освоение и реализация технологии метода проектов.
Проектной деятельностью учащиеся современной школы начинают заниматься с начальных классов. В этом учебном году мне довелось работать с учащимися 4 класса на внеурочной деятельности по теме «Проектная деятельность». Моя задача - научить ребят и нацелить их на грамотное составление проекта, начиная с самого себя, своей семьи и заканчивая охраной окружающей среды. Надеюсь таким образом получить в будущем учащихся, которые будут заинтересованы в посещении кружка Юных натуралистов.

Чаще всего внеурочная работа по биологии начинается в летнем пришкольном лагере, где учащиеся спокойно могут выбрать тему для исследований, беспрепятственно пользоваться кабинетом информатики для пользования сетью Интернет, да и в принципе, имеют больше свободного времени для поиска и систематизации информации.
В биологии, как и во всех учебных предметах, применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

В своей практике с учащимися основной и средней школы использую несколько видов проектов.
Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

Предпочтение отдаю проектам межпредметным, осуществляемым вне урока биологии. Обычно это 2-3 смежных с биологией науки, например, ОБЖ, физика, экология и медицина. В основном работа над проектом длится от нескольких дней до нескольких недель. Проект обеспечивает тесную связь между уроками, групповыми занятиями по экологии и практическим применением полученных знаний.


Убеждена, что проектная деятельность способствует формированию субъект - субъектных отношений между учителем и учениками. Я выступаю как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Совместная деятельность помогает мне накопить новые знания, а ученикам интегрировать знания и умения, а затем применить в практической деятельности. Все это способствует расширению образовательного пространства. Идея проекта всегда «созревает» в головах учащихся, я только помогаю им осознать необходимость такого вида деятельности. В результате получаю большой эмоциональный отклик. Никого не надо заставлять, убеждать в необходимости работать, поэтому очень быстро и легко формируется проектная группа. Предоставляю обучающимся как можно большей самостоятельности в работе на всех этапах проекта, но всегда помню о необходимости постоянного контроля их деятельности.

Проект позволяет вовлечь учащихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Дети получают удовлетворение от собственного труда. Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного ученика на качественно новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся. У учащихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то рисовать и лепить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику. Таким образом создается ситуация успеха для каждого кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в проекте родителей своих учеников, что способствует повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений.

В результате использования метода проектов у меня, как у учителя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи ученикам в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.

Все проекты, подготовленные учащимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на школьной научно-практической конференции «Ярмарка идей», которая проводится ежегодно. Победители школьного этапа принимают участие в районной НПК.


Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться самостоятельно, мыслить, работая в группе, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

Не могу не сказать еще об одной из форм внеурочной деятельности учащихся - о кружковой работе.

В каждом классе есть ребята, у которых возникает множество вопросов, требующих ответа. Именно они и составляют основную массу, заинтересованных в этих занятиях. Кружковая работа не регламентируется рамками урока, объединяет заинтересованных ребят, может дать простор их увлеченности, творчеству, самостоятельности. Успех работы кружка в немалой степени зависит от умело организованного в нем самоуправления. Эффективной проверкой и обобщающим смотром работы кружка будут являться массовые формы работы – биологические вечера, олимпиады, викторины, различные конкурсы.

В настоящее время в нашей школе функционирует кружок «Родина» краеведческой направленности. Но работа этого кружка направлена на изучение исторических аспектов больше, чем биологических или вопросов экологии. Поэтому на следующий учебный год я планирую открыть кружок именно Юных натуралистов. Для себя я задалась целью «взрастить» юных любителей биологии из начальной школы. Те же учащиеся 4 класса, которые в этом году посещают мои занятия по проектной деятельности, я надеюсь, будут моими «кружковцами» в основной школе.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки "внести” в сознание ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, - бесполезны. В результате работы над различными видами деятельности школьники овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Занимаясь с учащимися исследовательской или проектной деятельностью, необходимо всегда помнить о главном — нельзя делать за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно. Не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ – лучше меньше, да лучше.

Высокий уровень вовлечённости учащихся во внеурочную деятельность, умение пользоваться ИКТ и методом проекта может служить показателем прогрессивности развития педагога и обучающихся школы.
Таким образом, школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, различные социальные роли, межличностные отношения и др. Передача происходит не только и не столько на уроках и внеурочной деятельности, а всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

Привлечением учащихся во внеурочную деятельность я занимаюсь не только в рамках своего учебного предмета. Являясь классным руководителем, я так планирую внеклассную деятельность, чтобы как можно быстрее вовлечь ребят в познавательный процесс. Традиционными в моей работе с классом являются походы в природу в начале и конце учебного года. Эти походы мы проводим те только с целью сплочения классного коллектива, развития толерантности, но также и в целях ознакомления учащихся с природой родного края, проблемами окружающей среды нашего села и т.п. После таких походов у ребят возникают новые идеи, которые они могут реализовать на внеурочной деятельности.
Человек всегда стремился познать окружающий мир и определить то место, которое он в нём занимает. И я надеюсь, что своей деятельностью я помогаю нашему подрастающему поколению определиться со своим местом не только в мире живой природе, но и в социуме, который его окружает.




Используемая литература:

1. Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.
2. Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.
3. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, № 1.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: ВЛАДОС, 2001.
5. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе.//Биология в школе. – 2003. - № 3.
6. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. - Санкт-Петербург: "Каро”, 2005.
7. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2.
8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979

9.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./Сост. Е.С.Савинов.-М.:Просвещение,2011. Серия «Стандарты второго поколения».


Организация внеурочной деятельности по биологии в условиях сельской школы
  • Биология
Описание:

Материал выступления на районных педагогических чтениях.

Как сделать так, чтобы талант учащихся имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и внеурочная работа с учащимися, ее организация и деятельность, - одна из главных ступеней этого процесса. 

В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная деятельность занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях. 

Внеурочная деятельность по биологии- это и проекты, подготовленные учащимися, и кружковая работа с заинтересованными детьми, и традиционная неделя биологии, и участие учащихся в ШНО «Эрудит» , и, конечно, проведение предметной олимпиады.

 

Автор Кононенко Александра Николаевна
Дата добавления 17.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Другое
Просмотров 1402
Номер материала 58235
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы