Организация
внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС.
Портнова О.Н.-учитель
высшей квалификационной категории НС(К)ОШ №87
В Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения уделено особое внимание внеурочной
деятельности школьников, определено особое пространство и время в
образовательном процессе.Содержание деятельности учащихся начальных классов во
внеурочное время – это единство игровой и познавательной деятельности. Именно в
игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети проявляют себя
эмоционально, развиваются в интеллектуальном плане. Внеклассная работа в форме
проведения разнообразных викторин и конкурсов, праздников, экскурсий,
творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и
совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать
ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что
даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство
воспитания и образования.Цель внеурочной деятельности: создание условий для
проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного
выбора,постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.Задачи:
Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;Улучшить условия для
развития ребенка;Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.На
сегодняшний день актуальной стала задача развития экологического мышления и
формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что
окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих –
растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание
закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему
миру.Ребёнок всё воспринимает с любовью, душой чувствует природу, тянется к
взаимодействию с ней. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или
животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются
наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие
окружающего мира.
В теории и практике экологического
образования в начальной школе отсутствует единая, рассчитанная на весь период
обучения, образовательная программы с экологической направленностью для младших
школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого
дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие
законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим
отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех рыбах, птицах, зверях,
растениях, грибах, которые их окружают. Большая часть экологического
образования приходится на внеурочную деятельность.Во время внеурочной
деятельности детям можно предложить материал о природе, животном мире и
экологических проблемах родного края. Он предполагает расширение краеведческого
кругозора, развитие творческих способностей учащихся.Внеурочная деятельность по
экологии направлена на формирование:
- мотивации,
готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;
- коллективного
и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем;
- опыта
взаимодействия с окружающей средой и применения знаний;
- потребности
самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.
В ФГОС ООО сформулирован основной
принцип современного экологического образования: переход от трансляции и
передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные
методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для
взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации экологического
образования используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративное
обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки
зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения
выступает учитель и носитель информации;
- интерактивное обучение – более
эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между
собой, с учителем и социоприродным окружением;
- проектное обучение – наиболее
эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов,
связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и
направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей
среды.
Программа внеурочной деятельности
экологической направленности предполагает следующие формы работы с
обучающимися:
познавательные (классные часы на
экологическую тематику)
- обучающие семинары и
практические работы;
- игровые (игры, викторины,
олимпиады, спектакли)
- конкурсные (конкурсы рисунков,
плакатов «Природа в опасности!»; конкурс «Нетрадиционной моды» -
демонстрация костюмов из бросового материала; конкурс поделок из
вторичного сырья «Вторая жизнь вещей»);
- продуктивные (выпуск
экологических газет, посадка деревьев на территории школьного двора,
операция «БУМ» - большая уборка мусора:
уборка территории лесов лесопарковой зоны, организация трудовых десантов
по уборке своих дворов от бытового мусора)
- экскурсии (важную роль в
системе экологического образования играет посещение особо охраняемых
природных территорий), экологические акции и праздники;
- выставка творческих работ и
обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.
- участие детей в проектной
деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания,
но и применять эти знания на практике.
- Используемые формы работы
обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных
результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и
познавательных универсальных учебных действий. Техническими средствами
обучения выступают: цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер,
мультимедийный проектор, проекционный экран.
В настоящее время задача развития
школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и
технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его
результатов. На это и направлены федеральные государственные образовательные
стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого
развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к
взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие
общества. Формирование экологической культуры нацелено на решение экологических
проблем в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование
имеет возможность реализоваться посредством организации внеурочной
деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных
направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.
Список литературы:
1. Григорьев,
Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
2. Марфенин,
Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи
и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до
школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.
3. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.