Главная / Начальные классы / Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС.

Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС.

Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС.

Портнова О.Н.-учитель высшей квалификационной категории НС(К)ОШ №87

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения уделено особое внимание внеурочной деятельности школьников, определено особое пространство и время в образовательном процессе.Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время – это единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети проявляют себя эмоционально, развиваются в интеллектуальном плане. Внеклассная работа в форме проведения разнообразных викторин и конкурсов, праздников, экскурсий, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора,постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.Задачи: Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;Улучшить условия для развития ребенка;Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.На сегодняшний день актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.Ребёнок всё воспринимает с любовью, душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В теории и практике экологического образования в начальной школе отсутствует единая, рассчитанная на весь период обучения, образовательная программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех рыбах, птицах, зверях, растениях, грибах, которые их окружают. Большая часть экологического образования приходится на внеурочную деятельность.Во время внеурочной деятельности детям можно предложить материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.Внеурочная деятельность по экологии направлена на формирование:

  • мотивации, готовности и потребности к повышению своей экологической грамотности;

  • коллективного и индивидуального опыта решения экологических задач и проблем;

  • опыта взаимодействия с окружающей средой и применения знаний;

  • потребности самовыражения в творческой и исследовательской деятельности.

В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний к практико-ориентированному образовательному процессу (активные методы), направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде. В ходе реализации экологического образования используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;

  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с учителем и социоприродным окружением;

  • проектное обучение – наиболее эффективный метод обучения через создание и реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией теории и практики и направленный на достижение конкретных улучшений состояния окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности экологической направленности предполагает следующие формы работы с обучающимися:

познавательные (классные часы на экологическую тематику)

  • обучающие семинары и практические работы;

  • игровые (игры, викторины, олимпиады, спектакли)

  • конкурсные (конкурсы рисунков, плакатов «Природа в опасности!»; конкурс «Нетрадиционной моды» - демонстрация костюмов из бросового материала; конкурс поделок из вторичного сырья «Вторая жизнь вещей»);

  • продуктивные (выпуск экологических газет, посадка деревьев на территории школьного двора, операция «БУМ» - большая уборка мусора:
    уборка территории лесов лесопарковой зоны, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового мусора)

  • экскурсии (важную роль в системе экологического образования играет посещение особо охраняемых природных территорий), экологические акции и праздники;

  • выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований со сверстниками.

  • участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике.

  • Используемые формы работы обеспечивают достижение предметных, личностных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Техническими средствами обучения выступают: цифровой фотоаппарат, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, проекционный экран.

В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов. На это и направлены федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, определившие главную задачу образования – подготовить обучающегося к взрослой жизни так, чтобы он смог внести свой вклад в устойчивое развитие общества. Формирование экологической культуры нацелено на решение экологических проблем в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет возможность реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС.

Список литературы:

  1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

  2. Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

















Организация внеурочной деятельности по экологическому воспитанию в условиях введения ФГОС.
  • Начальные классы
Описание:

Статья о внеурочной деятельности  по экологическому воспитанию.

«Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в природе. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок всё воспринимает с любовью, душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

В теории и практике экологического образования в начальной школе отсутствует единая, рассчитанная на весь период обучения, образовательная программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех рыбах, птицах, зверях, растениях, грибах,  которые их окружают.

Большая часть экологического образования приходится на  внеурочную деятельность.

Автор Портнова Ольга Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1517
Номер материала 38878
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓