Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать материал

Автор: Долян Елена Ивановна,

Заслуженный учитель РХ

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением отдельных предметов» (МБОУ «СОШ № 26»)

Должность:  учитель начальных классов, зам. директора по УВР

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В начальных классах работа над личностным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности, а именно: к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам на три четверти [1]. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и, соответственно, еще большую роль первых лет обучения в школе в развитии основных качеств личности, поэтому учитель должен особо заботиться о повышении воспитательного и развивающего потенциала каждого своего урока.

Анализ образовательной практики, в том числе собственного педагогического опыта, показывает, что и сегодня у учителей начальных классов нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллектуальное и творческое развитие младшего школьника. Проблема заключается в непонимании того, что все школьные предметы имеют большие, чем принято считать, возможности в интеллектуально-творческом развитии младшего школьника.

Многочисленными исследованиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет сегодня одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только инновационных, но и многих обычных общеобразовательных школ. Однако исследовательский подход к обучению в подавляющем большинстве случаев рассматривается только по отношению к подросткам и старшим школьникам, а рассуждения о «научной» деятельности учащихся начальных классов иногда вызывают удивление и даже протест. Но младшие школьники активно проявляют интерес к исследовательской деятельности, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых, экспериментальных, исследовательских заданий. Исследовательские работы обеспечивают влияние изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, более эффективно обеспечивают решение задач воспитания, обучения и развития личности. Поэтому можно утверждать, что привлечение младших школьников к правильно организованной и содержательно насыщенной исследовательской деятельности может в перспективе способствовать разрешению многих проблем современного школьного образования, в том числе – помогать ученикам в выборе будущей сферы профессиональной деятельности.

Привлечь школьников к самостоятельной деятельности в процессе обучения можно средствами использования исследовательских моделей обучения. Исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, ученые (Л.П.Виноградова, А.И.Савенков и др.) отмечают, что в своих важнейших процессуальных характеристиках логика исследовательской деятельности школьников соответствует логике научного исследования в принципе [4]. Приходится слышать, что исследовательская деятельность младших школьников есть игра в науку, и, если анализировать определение игры, то так оно и есть, однако в этом случае речь идет об игре серьезной, деловой, обучающей и развивающей, выполняющей свои функции по освоению школьниками специфических для научного познания способов деятельности.

Анализ собственной педагогической деятельности позволил сделать вывод о том, что полученные в ходе исследовательской деятельности результаты школьники непременно должны представлять в виде проекта, поскольку работа над проектом на завершающем этапе исследования позволяет им еще раз осмыслить ход поиска, оценить степень обоснованности выводов, структурировать и логически выстроить весь наработанный материал. Создание подобных проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной познавательной и конструкторской деятельности исполнителей проектов (индивидуальной, парной, групповой) в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающее использование совокупности разнообразных методов, интегрирование имеющихся знаний, применение сведений из различных областей науки, техники и технологии, творчества.

Основательно исследована проблема использования метода проектов в обучении в работах Е.С. Полат [4]. Ею сформулированы основные требования к использованию метода проектов, которые адаптированы с учетом особенностей возраста младших школьников. Эти требования необходимо предъявлять учащимся с первых минут включения их в проектную деятельность. Вместе с тем, дети этого возраста еще не способны проявлять полную самостоятельность, поэтому предлагаемые задания должны быть посильны детям.

Опыт подтвердил утверждение педагогов-теоретиков, что в начальной школе эффективно могут быть реализованы следующие типы проектов:

- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста, проявить и развить свои способности;

- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие глубокую аналитическую работу с полученной информацией;

- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

- собственно исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления, исследовательской культуры.

Детям под силу самостоятельное выполнение проектов, которые организуются внутри одного класса, на начальном этапе, и могут выходить за рамки класса («параллель» классов, все начальные классы и иногда общешкольные проекты). В связи с тем, что в начальной школе у ребенка только начинает развиваться непроизвольное внимание, исполнение долгосрочных проектов нецелесообразно. Наиболее оптимальными, являются краткосрочные проекты, так как дети младшего школьного возраста, увлекшись идеей проекта, ориентируются на достижение скорого и реального результата. Было установлено, что наиболее интересными для учеников начальных классов являются те проекты, которые имеют социальный характер, позволяют приобрести опыт общественной деятельности, включают ученика в процессы осмысления социальной действительности, формируют его самосознание. Мои ребята - авторы проектов проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующих самих ребят.

Творческая исследовательская деятельность учащихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание у них качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития. Каковы значимые ценности для младшего школьника, осваивающего учебную деятельность? Осознать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Вряд ли правомерно говорить о научно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, поскольку существуют конкретные критерии отнесения той или иной деятельности человека к занятиям наукой. Научно-исследовательской, как правило, не называют и деятельность учеников средних и старших классов, участвующих в работе различных научных обществ учащихся (НОУ). Исследовательскую деятельность школьников справедливо следует называть учебно-исследовательской, так как она направлена, главным образом, на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания, исследовательских методов работы. Но такая работа, как и работа научная, предполагает самостоятельное творческое исследование темы, что и позволяет сформировать необходимые для исследователя качества: умение понимать сущность познания, методику научного анализа явлений, осуществлять исследовательскую коллективную и индивидуальную работу. Поэтому можно сказать, что разделение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности (по крайней мере, для лиц, не занимающихся научно-исследовательской деятельностью профессионально) весьма условно, поскольку оба эти вида служат одной цели – формированию психологической и практической готовности к исследовательской работе, в том числе выработке исследовательских умений, развитию творческой активности, самостоятельности и т.п. Основное же различие между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью заключается в степени самостоятельности субъектов этой деятельности при выполнении исследования и в уровне новизны полученного результата.

В работе с учениками начальных классов особое внимание необходимо уделять организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов. Эти работы можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А.И. Савенкова, организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы [4]. Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований – развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально – только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем школьников использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Так, на одном из интегрированных уроков окружающего мира и художественного труда ученикам было предложено систематизировать учебную информацию по теме «Лесное сообщество», используются приемы работы с дидактическим материалом, заданиями проблемного характера, предполагающими анализ сложного состава лесного сообщества (деревья, травы, насекомые, птицы и звери), сложных взаимоотношений между отдельными компонентами лесного сообщества. При правильном ведении учителем беседы, постановке проблемных вопросов, проблемном изложении учебной информации (следует ли взять домой птенцов из гнезда? Следует ли порвать паутинку, сплетенную паучком, чтобы спасти бабочку?) у школьников могут быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в живой природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек. Именно он, а значит и каждый из них, в ответе за то, что происходит в окружающем природном мире; только человек может как разрушить, так и спасти природу. После такой работы на уроке ученики более осознанно оценивают рассказанную учителем сказку о сгоревшем лесе и целенаправленно включаются в работу по созданию на месте «сгоревшей полянки» нового леса, новой поляны, «засаженной» вырезанными детьми из бумаги деревьями.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегрированные уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских заданий, дали вполне конкретные результаты, а именно: 1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; 2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию, а не как то, что требует запомнить учитель; 3) использовании учениками в процессе выполнения исследовательских заданий произведений музыки, изобразительного искусства, художественной литературы способствовало эмоционально-нравственному развитию младших школьников; 4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 5) школьники стали активно участвовать в творческой проектной деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.

Например, в 2006-2007 учебном году учениками нашего класса было представлено 11 проектов на Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио», одна исследовательская работа с проектом была представлена в финале Всероссийского конкурса «Я – исследователь», конкурсе исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Весь класс принял участие (более 70 работ) во Всероссийском конкурсе «Леса России», 15 проектов прошли в финал, а две работы стали победителями (1 и 2 места). В городских и республиканских научно-практических конференциях ребята всегда показывают хорошие результаты, количество победителей и призеров ежегодно увеличивается.

Проведенный устный опрос учащихся позволил выявить их выраженное позитивное отношение к организации исследовательской работы в целом и к работе над творческими проектами по итогам проведенных исследований. Отмечая свою заинтересованность (100%) такой организацией обучения, школьники, в частности, указали, что работа над исследованием «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всем» (72%), «учит дружить и помогать друг другу» (81,3%), позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59,4%), «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,1%), «проверить свои силы» (34,4%), а также «подружиться с ребятами из других классов» (28,1%).

Следует также отметить значение организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в повышении профессиональной компетентности и педагогического мастерства самого учителя. Это работа стимулирует непрерывное содержательное и методическое самообразование педагога, освоение им инновационных форм и методов поиска и обработки информации, ее творческого использования и предъявления. Развивается креативность и критичность мышления, рефлексивные умения. Деятельность учителя, организующего исследовательскую работу детей, становится источником передового педагогического опыта. Так, по итогам описываемой работы нами было подготовлено выступление и проведен мастер-класс на традиционном августовском совещании-конференции учителей города Абакана, Республиканском образовательном форуме, городском семинаре «Пути интенсификации учебного процесса». Результаты обсуждены в ходе работы «круглого стола» Всероссийских педагогических чтений им. В.И.Вернадского, подготовлено методическое пособие для учителей начальных классов «Связующие нити» (Абакан, Хакасское книжное издательство, 2006).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном методическом обеспечении этого компонента учебной работы школьников можно значительно повысить эффективность процесса обучения в начальной школе, обеспечить не только повышение уровня знаний учащихся, но и способствовать их личностному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала.

Использованная литература:

1.     Бокарева, Г., Кикоть, Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater,— 2002.— №6. – С.52-54.

2.     Головизнина, Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование — 2002.— №8 — С.6-11.

3.     Полат, Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование – 2002. - № 9 – С. 9-17.

4.     Савенков, А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа. — 2000. — № 12 — С.101-108.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В начальных классах работа над личностным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности, а именно: к шести годам это развитие осуществляется более чем на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам на три четверти [1]. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и, соответственно, еще большую роль первых лет обучения в школе в развитии основных качеств личности, поэтому учитель должен особо заботиться о повышении воспитательного и развивающего потенциала каждого своего урока.

Анализ образовательной практики, в том числе собственного педагогического опыта, показывает, что и сегодня у учителей начальных классов нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллектуальное и творческое развитие младшего школьника. Проблема заключается в непонимании того, что все школьные предметы имеют большие, чем принято считать, возможности в интеллектуально-творческом развитии младшего школьника.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 525 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 406
    • DOCX 67.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Долян Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Долян Елена Ивановна
    Долян Елена Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 21012
    • Всего материалов: 33

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1471 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 800 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение и компенсация потерь: предотвращение ошибок и снижение рисков

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе