Главная / Начальные классы / Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период.

Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период.

Организация учебно-воспитательного процесса

в адаптационный период.


Янковская О.В., учитель 1 А класса


Для успешного обучения первоклассников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Первый год обучения особенно труден для ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более сложно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (обычно 50-60%) адаптируется в течение первых 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.

Каждый учитель, работающий в первом классе, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяются целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие, поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным, мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на эти приёмы, так как для первоклассника существенно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко ещё и ещё раз повторять необходимое правило.

Учитывая особенности первоклассников, целесообразно строить урок несколько иначе, нежели в следующих классах начальной школы. В уроке целесообразно представить два структурных элемента: оргмоменты и основную часть.

Оргмоменты следует использовать для обучения детей умению организовывать рабочее место (достать учебник, расположить правильно и удобно рабочую тетрадь, карандаши и т.д.). Здесь требуется терпеливая и длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать. Можно использовать приём проговаривания, последовательности действий.

Настраивая детей на работу, учитель должен проявлять доброжелательность, не делать замечаний, а облекать их в форму совета и пожелания. Основная часть урока должна быть «дробной», т.е. состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Например, недопустимо, чтобы дети весь урок непрерывно писали или читали, так как и та и другая деятельность очень трудна для ребёнка, и утомление наступает весьма быстро. В этом случае письмо прерывается, например, осязанием вырезанных букв, выкладыванием их на парте, конструированием буквы из разных элементов и т.п. Чтение можно дополнить рассматриванием иллюстраций, прослушиванием музыки, рассказом учителя или детей.

Хорошо, если отдельным структурным элементом является игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Рассматривание иллюстраций хорошо сочетается с рассказом учителя, а работа в рабочей тетради – с коллективной беседой.

При построении учебного процесса необходимо учитывать, что ребёнку этого возраста свойственны наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, т.е. умение наглядно представить себе разные объекты окружающего мира и их изменения (преобразования). Именно с опорой на наглядно-образное мышление ребёнок начинает работать со схемами и моделями. Исходя из этого, учитель должен на уроках предоставить детям возможность для деятельности на наглядно-образной основе: рисовать, моделировать, заполнять схемы, таблицы. Такое обучение создаёт важнейший фундамент для формирования логического мышления.

Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки (раскрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастика пальцев и пр.) Важно помнить о систематичности проведения таких приёмов.

Нецелесообразно злоупотреблять наглядностью и теми её средствами, которые обеспечивают лишь внешнюю привлекательность обучения. Например, урок ведёт не учитель, а Незнайка, Буратино или другой сказочный персонаж; стены класса увешаны картинками, рисунками, плакатами, которые не имеют отношения к сегодняшнему уроку или изучаемой теме. Нередко всё это приводит к отрицательному эффекту: ребёнок перестаёт реагировать на наглядные средства обучения, привыкает к ним, его внимание начинает фиксировать только яркие, но не всегда существенные, особенности объекта изучения. Или он начинает играть с героем, отвлекается от урока, становится невнимательным. Поэтому нужно быть очень требовательным к оформлению стен, доски, подбору наглядности для урока в первом классе: необходимо соблюдать меру, средства наглядности должны отражать изучаемую тему и вовремя заменяться другими.

Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на последних уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса: уроки в форме игр, театрализаций, экскурсий, импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.


Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период.
  • Начальные классы
Описание:

Адаптационный период к первому году обучения в школе - один из самых сложных периодов в жизни ребёнка: меняется привычный уклад его жизни, ребёнок адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.  Для дальнейшего успешного обучения первоклассников необходимоу учитывать особенности их привыкания, приспособления к школьной жизни. К таким особенностям относятся психологические, физиологические трудности. Учитель совместно с родителями должен помочь ребёнку в их преодолении.

 

Автор Янковская Ольга Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 506
Номер материала 35193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓