Главная / Другое / Организация спортивных походов ппппппппп

Организация спортивных походов ппппппппп

hello_html_m6250a355.gif


hello_html_7f693936.gif



hello_html_18293dca.gif













































hello_html_5137e97b.gif

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»


Факультет повышения квалификации


Кафедра педагогических и здоровьесберегающих технологий









Организация туристских походов


(методические рекомендации)




Исполнитель:

Ертышов Андрей Николаевич,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД Станция юных туристов Мысковского городского округа


Консультант:

Душенина Татьяна Владимировна,

зав. кафедрой педагогических и

здоровьесберегающих технологий







Кемерово 2012



































В данной работе даются образцы документов регламентирующих жизнедеятельность группы детей в походах, списки походного снаряжения, правильное распределение обязанностей в нутри группы, рекомендации по составлению отчетов. Методические рекомендации адресованы тем, кто нуждается в практических советах для подготовки и проведения походов, для учителей занимающихся туристско-краеведческой деятельности и педагогам дополнительного образования.

Содержание


Введение ……………………………………………………………………… 4

Организация туристских походов

I. Образец приказа на проведение многодневного похода ……………… 6

II. Инструкция по охране труда при проведении туристского похода,

экскурсии………………………………………………………………….. 9

III. Правила безопасности в туристском походе …………………………… 12

IV. Списки походного снаряжения …………………………………………. 17

V. Туристские должности в походе ………………………………………… 20

VI. Рекомендации по составлению туристского отчета о походе ………… 23

Заключение …………………………………………………………………… 28

Список литературы …………………………………………………………… 30

Приложение ……………………………………………………………………. 31













Введение


Методические рекомендации посвящены подготовке проведения туристского похода т.к. в настоящее время проблема безопасности нахождения на природе особенно актуальна и к числу наиболее актуальных вопросов относятся вопросы организации проведения походов и соблюдения правил безопасности в туристском походе.

Как показала практика насколько человек готов к сложным ситуациям, как на природе, так и другом окружении, на столько может зависеть его здоровье и даже жизнь.

Специфика развития туризма в условиях горно-таежной местности характерной для нашего региона требует особенно тщательного подхода к организации соблюдения правил безопасного поведения в туристском походе.

Данные рекомендации являются справочным пособием и адресована тем, кто нуждается в практических советах для подготовки и проведения похода, а также оформления отчета о походе. Это практическое руководство, которым можно пользоваться на любом этапе туристской краеведческой деятельности, т.е. руководство и для опытных педагогов и для начинающих.

Мы часто запоминаем только суть, а детали забываем. В таких случаях эти методические рекомендации можно использовать для восстановления стертых из памяти деталей.

Кроме того, данное пособие подскажет вам, каким образом научить детей анализировать собственные поступки и решения т.к. учащийся должен знать основные меры безопасности при движении по дорогам, преодолении склонов и обрывов при осмотре пещер, например, или другой незнакомой местности. Для этого применяется форма обучения в виде деловой игры т.е.– распределение обязанностей среди туристов, обеспечивающих безопасность проведенного мероприятия. Учащиеся сами должны почувствовать и осознать ответственность за порученную обязанность (должность). Поэтому рекомендуется, например, должность командира группы периодически менять т.е. все участники похода должны научиться нести ответственность за безопасность всей группы.

В соответствии с этим данные рекомендации преследуют цель полностью осветить вопросы организации туристского похода с учетом требований безопасного проведения походов, экскурсий, экспедиций.

В ходе ее достижения решаются задачи:

1. Формировать систему навыков по туризму с использованием региональных особенностей Кузбасса;

2. Совершенствовать умения общаться в разновозрастных группах и группах разного состава учащихся.

3. Содействовать выбору индивидуального пути (маршрута), в результате чего развивается творческий подход у самостоятельной работе, умение аналитически мыслить и воспитывать трудовые навыки.















  1. Образец приказа на проведение многодневного похода

Приказ № _____ от “____” __________ 2012 г.

О проведении туристского похода по городу Мыски под руководством Ертышова А.Н.

Согласно плану работы, сети оздоровительных мероприятий на летние каникулы 2012 года

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести туристский поход по городу Мыски 1 категории сложности с 25 июня по 10 июля 2012 года.

2. Утвердить состав туристской группы согласно заявочной документации. Список прилагается. (Маршрутный лист или маршрутная книжка)

Смотри : «Приложение 1, 2»

Образец маршрутного листа и маршрутной книжки

3. Назначить руководителем похода педагога дополнительного образования Ертышова А.Н.

4. Принять на временную работу в период похода Петрова П.П. в должности заместителя руководителя похода по 10 разряду согласно ЕТС [1] .

5. Возложить на руководителя похода Ертышова А.Н. ответственность за жизнь и здоровье детей.

6. Руководителю похода Ертышову А.Н. провести с участниками инструктаж по технике безопасности в туристском походе.

7. Предоставить бесплатные путевки [2] следующим участникам группы: ____________________________________________________________.

8. Бухгалтерии оплатить расходы на проведение похода из бюджета согласно смете при предъявлении разрешения МКК о выпуске группы на маршрут.

9. Руководителю похода Ертышову А.Н. сдать финансовый отчет в трехдневный срок после возвращения.

Список группы:

Фамилия, имя

Школа, класс

Домашний адрес

1.

 

 

  • Директор: подпись

  • С приказом ознакомлен: подпись

  • С "Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Комитета по образованию МГО " ознакомлен:  подпись


1.1. Комментарии к приказу о проведении похода

Согласно приказу Минобразования РФ № 113 от 29.03.93 г. при проведении туристских походов, экспедиций, экскурсий, организуемых органами управления образованием и образовательными учреждениями, как правило, направляются или привлекаются работники школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, а также дошкольных и других образовательных учреждений в период, не совпадающий с их отпуском.

За педагогическими и другими работниками образовательных учреждений при направлении или привлечении их в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы по проведению походов, экспедиций и экскурсий сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.

Педагогическим работникам, направляемым в качестве руководителей и заместителей руководителей туристских походов, экспедиций и экскурсий, в период, не совпадающий с их отпуском, помимо сохраняемой заработной платы, установленной при тарификации, выплачивается заработная плата из расчета должностного оклада, установленного в пределах диапазона разрядов, предусмотренных Единой тарифной сеткой для руководителей структурных подразделений. Конкретный разряд оплаты труда устанавливается в зависимости от количества участников туристского похода, экспедиции и экскурсии, их сложности и длительности и продолжительности.

Кроме того, указанным работникам:

  • возмещаются расходы по проезду в оба конца и суточные в порядке, установленном при оплате служебных командировок;

  • может производиться доплата к должностному окладу за систематическую переработку сверх нормативной продолжительности рабочего времени в размере 15% в пределах имеющихся средств.

В случае размещения участников на турбазах, в кемпингах, гостиницах руководителям, заместителям руководителей производится возмещение расходов по найму жилого помещения в порядке, установленном при оплате служебных командировок, на основании оплаченных счетов, выданных соответствующими учреждениями, организациями; помощникам руководителей из числа участников этих мероприятий оплачивается проезд.

В случае необходимости на работу для проведения туристских походов, экспедиций, экскурсий могут приниматься работники образовательных учреждений в период их отпуска, студенты, специалисты предприятий, учреждений и организаций оплата труда указанных работников должна осуществляться в порядке и на условиях, предусмотренных по занимаемой должности. Кроме того, им возмещаются расходы по проезду, найму жилого помещения, питанию (или суточные).

[1] Заместителем руководителя похода может быть не только педагог СЮТур, но и любой человек старше 18 лет, которому администрация доверяет эту работу. В этом случае он принимается на временную работу на срок похода.

[2] При расчете сметы на оздоровительное мероприятие предусматривается выделение 15% бесплатных путевок на группу.



II. Инструкция по охране труда при проведении туристского похода, экскурсии

1. Общие положения:

1.1. К туристским походам, экскурсиям допускаются учащиеся, имеющие медицинский допуск и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

1.2. При проведении туристского похода, экскурсии соблюдать требования “Инструкции по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Комитета по образованию МГО”, утвержденной приказом № _____________.

1.3. При проведении туристских походов, экскурсий необходимо учитывать возможное воздействие на участников следующих опасных факторов:

  • потертости ног при неправильном подборе обуви;

  • травмы и раны при неправильном использовании острых и режущих предметов, огня и кипятка;

  • заражение желудочно-кишечными заболеваниями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов;

  • отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;

  • самовольное оставление участниками места расположения группы.

1.4. При проведении туристских походов, экскурсий в группе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов.

1.5. При несчастном случае, признаках заболевания участник обязан немедленно сообщить об этом руководителю.

1.6. Все походы, экскурсии проводить по приказу директора. Согласовать возможность прохождения дальних и многодневных туристских походов с маршрутно-квалифицированной комиссией.

1.7. Продолжительность и протяженность походов должны соответствовать возрастным возможностям участников и подготовке группы.

2. Требования безопасности перед проведением туристского похода, экскурсии:

2.1. Участник должен пройти соответствующую подготовку, инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.

2.2. Участник должен выходить на маршрут в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

2.3. При закупке продуктов питания, медикаментов проверять срок их хранения.


3. Требования безопасности во время проведения туристского похода, экскурсии:

3.1. При проведении туристских походов, экскурсий руководитель обеспечивает безопасность в транспорте, при прохождении маршрута, во время бивачных работ.

3.2. При движении по маршруту назначать замыкающего группы, проверять наличие участников группы.

3.3. Руководитель группы обязан контролировать работу учащихся с колющими и режущими предметами.

3.4. Строго соблюдать правила организации купания в походе.

3.5. При совершении дальних походов, экскурсий руководитель группы обязан сообщить телеграммой в СЮТур с начала и окончания маршрута о состоянии группы, изменении маршрута, сроков, состава и т.п.


4. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

4.1. В случае резкого ухудшения погодных условий, физического состояния участников и т.п. принять меры к обеспечению безопасности и здоровья детей вплоть до прекращения маршрута, обеспечения выезда группы в населенный пункт.

4.2. В случае опоздания группы из похода к назначенному сроку руководитель группы обязан предупредить родителей об опоздании.

4.3. При получении травмы, заболевания оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в медицинское учреждение и сообщить об этом администрации СЮТур.

5. Требования безопасности по окончании туристского похода, экскурсии:

5.1. Проверить по списку наличие участников группы.

5.2. Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.


























III. Правила безопасности в туристском походе

(инструктаж участников похода)

3.1. Общие положения

Соблюдение правил безопасности — первое и главное требование к участнику похода.

Каждый участник ОБЯЗАН выполнять следующие правила безопасности:

1. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.


2. Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

3. Топоры, пилы и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы и рюкзаки.

4. Во время переезда по железной дороге:

  • при приближении поезда не стоять у края платформы;

  • на ходу поезда дверей не открывать, из вагона не высовываться, в тамбурах не стоять;

  • выходить из вагона только с разрешения руководителя;

  • садиться в поезд и выходить из него на платформу только при полной остановке поезда.

5. Строго соблюдать правила дорожного движения:

  • при движении вдоль дороги из строя не выходить;

  • идти по левой стороне обочины навстречу движущемуся транспорту;

  • при переходе дороги быть предельно внимательным, шоссе переходить шеренгой.

6. При движении находиться в составе группы.

7. О всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.

8. При необходимости длительной остановки — замыкающий обязан остановить всю группу.

9. Строго соблюдать правила страховки и самостраховки.

10. Потертости ног не допускать, о возникновении потертостей немедленно докладывать руководителю.

11. О малейших признаках заболеваний немедленно докладывать руководителю.

12. Строго соблюдать питьевой режим.

13. Купаться можно только с разрешения руководителя, в указанном им месте и в его присутствии.

14. Во время купания не нырять с мостков, лодок, обрывов, не купаться в сумерках и ночное время.

15. Свечи и спички в палатке без разрешения руководителя не зажигать.

16. Порубок живых деревьев не производить. При порубке сучьев под деревьями не стоять. Тяжелых бревен и камней по одному не переносить.

17. На деревья без разрешения руководителя не залезать.

18. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить.

19. В лесу горящих спичек не бросать, костров без присмотра не оставлять.

20. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Ведра с горячей водой и пищей ставить у самого костра или далеко от костра в специально отведенном месте.

21. У костра дежурные должны иметь рукавицы, головной убор и одежду, полностью закрывающую тело.

22. Если участник случайно остался один, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать, тепло одеться и, по возможности, развести костер.

23. В местах бывших военных действий боеприпасы и оружие не собирать.

24. При обнаружении оружия и боеприпасов немедленно сообщить об этом руководителю. Самим найденные вещи не трогать. О найденных боеприпасах необходимо сообщить в местные органы власти, милиции, военкоматы.

3.2. Правила безопасности при купании в туристском походе

1. Руководитель обязан лично проверить глубину и безопасность места, выбранного для купания.

2. Границы места купания нужно показать всем купающимся.

3. Каждое купание проводится с разрешения руководителя группы и только в его присутствии.

4. Для наблюдения и своевременного оказания помощи один из руководителей должен находиться на берегу.

5. Одновременно могут купаться не более 8 человек и не дольше 10 минут.

6. Во время купания не допускаются крики. Участники должны знать, что крик — это сигнал о помощи.

7. Запрещается нырять с лодок, обрывистого берега, купание в сумерки и ночное время, купание сразу после еды в течении 1,5 часов.

8. Запрещается купание вблизи дамб, шлюзов, плотин, водопоя животных.

3.3. Правила безопасности в водном туристском походе

1. Во время движения по маршруту и тренировок на воде все участники группы должны находиться в спасжилете и обуви. Спасжилет должен отвечать требованиям безопасности, застегнут и закреплен ремнем между ног.

2. Все суда должны быть снабжены двумя чальными веревками с карабинами, буксирной веревкой, средствами для вычерпывания воды, в носу и в корме — дополнительные емкости непотопляемости.

3. На каждом судне должны быть аптечка первой помощи и ремонтный набор (материал для заплаток, клей, бензин, наждачная бумага, изолента, ножницы, нитки с иголкой, лейкопластырь).

4. Весь груз должен быть упакован в непромокаемые мешки, снабженные поплавком на шнуре 5 — 10 м.

5. Садиться и выходить из байдарки надо, удерживая ее двумя руками за оба борта.

6. ЗАПРЕЩАЕТСЯ вставать в байдарке в полный рост, садиться на фальшборта.

7. Во время движения необходимо:

  • выдерживать интервал между судами, указанный руководителем;

  • о замеченной опасности сигнализировать следующим судам (сигнал должен быть оговорен заранее);

  • следить за сигналами впереди идущей байдарки;

  • препятствия проходить только по указанию руководителя.

8. Капитаны судов должны знать намеченную нитку маршрута, особенности его прохождения, порядок движения, сигналы взаимодействия.

9. Не рекомендуется плавание в темное время суток и в условиях резко ограниченной видимости.

10. При прорыве байдарки — зажать дыру (по возможности) и, вычерпывая воду, немедленно двигаться к берегу.

11. При перевороте судна:

  • вынырнуть из воды;

  • подплыть к судну и держать его за обвязку;

  • буксировать судно к берегу;

  • следить (по возможности), чтобы в это время не уплыли весла.

12. Вытаскивать суда на берег только разгруженными.

3.4. Правила безопасности в лыжном туристском походе

1. Во время движения по городу и в транспорте лыжи должны быть зачехлены, палки прикреплены штычками вниз.

2. При необходимости длительной остановки (поломка лыж, потертости ног, оказание помощи) замыкающий должен остановить всю группу.

3. Соблюдать интервал при движении.

4. При движении в лавиноопасном районе строго соблюдать "Правила безопасности в лавиноопасной зоне", иметь необходимое снаряжение.

5. Не начинать спуска с горы, прежде чем не закончил спуск предыдущий или не ушел в сторону упавший.

6. Если на спуске возникло непредвиденное или непреодолимое препятствие — использовать торможение, вплоть до падения.

7. Упавший на спуске обязан быстро уйти с лыжни.

8. Крутые или заросшие склоны преодолевать лесенкой или траверсированием склона. При спуске серпантином на каждом его витке может находиться по одному участнику.

9. При преодолении водной преграды по льду необходимо сделать разведку. Участники должны соблюдать интервал не менее 10 метров, рюкзак надеть на одно плечо, палки держать перпендикулярно пути движения, крепления ослабить.

10. В ветреную морозную погоду менять направляющего каждые 5—10 минут. При смене направляющего он проверяет лица участников, контролируя отморожения.

11. При замерзании делать маховые движения руками и ногами.

12. В случае отморожения растереть отмороженный участок шерстяным или меховым предметом (варежкой, шарфом, шапкой, носком). Растирать снегом категорически запрещается.

13. В ветреную морозную погоду привалов на открытых местах не устраивать.

14. При движении — теплую куртку снимать, на привалах — одевать.

15. На снег не садиться, использовать коврик или сидушку, снег не есть.








IV. Списки походного снаряжения

4.1. Список личного снаряжения

1.      Паспорт, свидетельство о рождении

2.      Медицинская страховка

3.      Рюкзак

4.      Вкладыш полиэтиленовый в рюкзак

5.      Коврик

6.      Сидушка

7.      Спальный мешок

8.      Накидка полиэтиленовая от дождя (плащ)

9.      Спички в непромокаемой упаковке

10.    Блокнот, ручка, карандаш

11.    Индивидуальный пакет

12.    Умывальные принадлежности

13.    Посуда в чехле

14.    Рукавицы брезентовые

15.    Ботинки туристские (сапоги резиновые)

16.    Кроссовки или кеды

17.    Стельки войлочные

18.    Носки шерстяные

19.    Носки х/б

20.    Брюки плотные

21.    Тренировочные брюки

22.    Шорты

23.    Трусы

24.    Купальный костюм

25.    Футболка

26.    Рубашка

27.    Платок носовой

28.    Свитер

29.    Куртка с капюшоном

30.    Куртка теплая

31.    Шапочка х/б (платок)

32.    Городская одежда

4.2. Список группового снаряжения

1. Палатки

2. Стойки

3. Тенты на палатку

4. Колышки

5. Тент костровой

6. Ведра туристские

7. Таганок (трос)

8. Половник

9. Нож

10. Нож консервный

11. Скатерть

12. Топор

13. Пила

14. Спички

15. Оргстекло, сухое горючее

16. Медицинская аптечка

17. Ремонтный набор

18. Топонабор

19. Маршрутные документы

20. Фотоаппарат, фотопленка


4.3. Список ремонтного набора

1. Иголки разные

2. Нитки капроновые и х/б

3. Тесьма

4. Шило

5. Булавки

6. Пуговицы

7. Заплаты

8. Резинка бельевая

9. Пассатижи

10. Напильник или надфиль

11. Проволока мягкая

12. Ножницы

13. Наперсток

14. Пряжки для рюкзака

15. Клей БФ или "Момент"

16. Скотч, изолента

4.4. Аптечка для туристского похода

Наименование

Кол-во


на 15 чел. на 20 дней

Перевязочные материалы

Бинты стерильные широкие

2

Бинты стерильные средние

3

Бинты нестерильные широкие

2

Бинты нестерильные средние

3

Салфетки стерильные (или “Колетекс”)

3

Жгут

1

Пластырь бактерицидный

15

Пластырь в рулоне

2

Бинт эластичный

2

Вата

1

Инструменты

Ножницы

1

Перчатки медицинские

1 пара

Термометр медицинский

1


Требования к упаковке аптечки: жесткость и герметичность упаковки, амортизация ударов, список с рекомендациями, изоляция и исключение стекла, надписи на лекарствах, яркая маркировка упаковки.

Смотри : «Приложение 3»

Полный состав мед.аптечки















V. Туристские должности в походе

Вы собрались с группой совершить туристский поход или экскурсию. На один день, а может быть на все каникулы. Очень много дел предстоит сделать руководителю и участникам группы при подготовке к походу, в самом походе и после его окончания — при подведении итогов. Педагогически целесообразно эту работу делать всей группой, распределив обязанности (должности) между участниками.

Распределение обязанностей между участниками и их работу по этим обязанностям можно рассматривать как важный инструмент педагогического влияния руководителя группы на детей. При этом необходимо придерживаться следующих принципов:

  • каждый участник похода (экскурсии) должен иметь свой участок работы, свою должность;

  • работа по этой должности должна проводиться на всех этапах туристского цикла: при подготовке, проведении и подведении итогов похода;

  • одновременно использовать как туристские, так и краеведческие обязанности, направленные на развитие познавательных интересов личности;

  • используя как постоянные должности ( на все время туристского цикла), так и временные ( на небольшой отрезок времени), можно тем самым чередовать степень подчиненности участника. Так, постоянный командир группы или палатки может в какой-то день подчиняться как дежурный топограф главному топографу;

  • в итоге работы каждого участника должен быть получен конкретный (материальный) результат. Как правило, это может быть раздел туристского отчета о походе или экскурсии, а может быть и фотогазета, стенд, реферат и т.д.

  • во время следующего туристского цикла проводить смену должности участников.

На этапе распределения обязанностей формируется организационная структура группы, последовательность работы и отдыха отделений. Группа разбивается на 3 — 4 отделения, которые возглавляются командирами. Каждое отделение по очереди в течение одного походного дня занимается определенным делом:

  • дежурит по кухне, готовит еду;

  • ведет группу по маршруту, составляет описание этого участка маршрута, корректирует карту;

  • ведет летопись (дневник, газету и т.п.) похода;

  • отдыхает.

Руководитель группы может использовать этап распределения туристских должностей для изучения личности ребенка и педагогического воздействия на участника. При этом можно участника авторитарно назначить на должность или демократично выбрать, а может быть, анархически пустить все на самотек — кто кем захочет быть. Полезно при этом использовать анкеты, социометрические методы изучения межличностных отношений и совместимости.

Не следует забывать и тех, кто по состоянию здоровья, по своим возможностям и т.п. не идет в поход. Этих детей можно привлечь к подготовке и оформлению итогов похода.

Таким образом, полностью используя систему распределения туристских обязанностей в походе, предоставляя возможность детям проявить свою самостоятельность и активность, можно сформировать у них качества активной, ответственной, познающей окружающий мир личности.

Участникам туристского похода могут быть предложены следующие должности:

1. Командир группы

9. Главный краевед

2. Командир отделения (палатки)

10. Краевед по теме

3. Завхоз по питанию

11. Казначей

4. Завхоз по снаряжение

12. Ответственный за примуса

5. Реммастер

13. Главный фотограф

6. Медик

14. Метеоролог

7. Главный топограф

15. Редактор газеты (дневника)

8. Дежурный топограф

 


Смотри : «Приложение 4»

Туристские должности в походе























VI. Рекомендации по составлению туристского отчета о походе

Письменный отчет о туристском походе включает:

1. Титульный лист («Приложение 1»).

2. Содержание.

3. Справочные сведения о походе.

Группа сообщает название учреждения, округ, район похода, вид туризма, категорийность, нитку маршрута, протяженность, продолжительность активной части, сроки похода, номер маршрутной книжки, состав группы (с указанием года рождения, туристского опыта и обязанностей участников и руководителей). Для водных походов дополнительно указывается распределение участников по экипажам. Состав группы может быть на отдельном листе.

4. Характеристика района похода.

Дается краткое описание района похода: географическое положение, сведения о туристских возможностях района, пути подъезда и выезда с маршрута, сведения о возможности и об организации заброски продуктов на маршруте, аварийные и запасные варианты маршрута, сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны поисково-спасательной службы, туристских организаций.

5. График движения («Приложения 2, 3»).

В таблице указывается порядковый номер дня пути, дата, пройденный участок маршрута (от — до), километраж, чистое ходовое время, перепад высот за день (кроме водных походов), естественные препятствия и их категории трудности (кроме водных походов), способ передвижения, реальная погода. В конце таблицы указывается общая протяженность, продолжительность и суммарный перепад высоты активной части маршрута. График движения заполняется от Мысков до Мысков. Километраж и ходовое время линейных радиальных выходов указываются в одну сторону. Перепад высот считается суммированием высоты подъемов и спусков. Таблица метеонаблюдений может быть выполнена на отдельном листе.

6. Техническое описание маршрута

В хронологическом порядке дается описание прохождения маршрута группой: ориентиры и расстояния между ними, направления движения, наличие и характеристика троп, дорог, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест ночлега, купания (если они проводятся), наличие источников питьевой воды, описание сложных участков и действий группы при их преодолении, применяемая страховка и меры безопасности.

Основные требования к техническому описанию: 1) описание действий самой группы на маршруте, 2) соответствие карте и иллюстрациям, 3) возможность использования его другими группами при подготовке и проведении похода.

Для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий.

7. Картографический материал

Картографический материал должен состоять из: 1) обзорной схемы района похода; 2) маршрутной карты.

Обзорная схема:

На обзорной мелкомасштабной схеме района похода указываются начальный и конечный пункт похода, маршрут, места ночлегов, стыковка отдельных листов карты.

Маршрутная карта:

Группа вычерчивает схему пути или наносит свой маршрут на имеющийся картографический материал с корректировкой по нитке прохождения маршрута.

Возможно выполнение схем и карт на отдельные дни пути, при этом на мелкомасштабной обзорной схеме показывается взаимное расположение схем на участках маршрута.

На всех картах применяются условные топографические знаки, действующие в настоящее время. Условными знаками, установленными группой, показываются маршрут, места ночлегов, дневок, даты, экскурсионные объекты и другие объекты, имеющие интерес для туристов. Таблица введенных условных знаков прилагается. На каждом листе схемы, карты показывается линия С—Ю, масштаб, рамка, указывается автор корректировки или вычерчивания.

8. Сведения о материальном оснащении группы

Приводятся: списки личного и группового снаряжения, ремнабора, медицинской аптечки, рекомендации по использованию снаряжения и продуктов на данном маршруте и в данных природных условиях.

9. Заключение и рекомендации

Даются рекомендации по выбору района и нитки маршрута, по посещению интересных мест, указываются изменения маршрута и его причины. Приводится информация о познавательном и воспитательном значении похода для участников, список использованной литературы, отчетов и т.п.

10. Краеведческое задание

Тема краеведческого задания может быть связана с изучением района похода или предусматривать проведение исследований в других научных областях.

Рекомендуется при выборе темы краеведческого исследования учесть возможное его значение для безопасного прохождения маршрута, расширения педагогических и познавательных возможностей района путешествия.

Представленные результаты краеведческой работы должны включать:

а) краткое теоретическое вступление по теме работы с указанием педагогической и познавательной целей;

б) описание методики работы на маршруте;

в) описание результатов самостоятельной работы;

г) выводы и практические рекомендации для организаторов походов с указанием выявленных особенностей в краеведческой характеристике района;

д) описание познавательного значения выполненной работы;

е) описание использования данного материала на маршруте;

ж) список литературы;

з) иллюстративный материал (рисунки, фото, карты и т.п.).

Оформление отчета

Отчет о походе делается в жестком переплете формата А4 в одном или нескольких томах.

Отчет должен быть оформлен аккуратно, красочно, с использованием иллюстративного материала (рисунки, фотографии, открытки и т.п.). Фотографии должны быть сделаны в данном походе. Иллюстративный материал должен пояснять и подтверждать прохождение маршрута на сложных участках. В их число должна входить общая фотография всей группы на маршруте. Фотографии должны иметь подписи, на них нужно обозначить характерные ориентиры и путь группы.

Страницы отчета должны быть пронумерованы, отчет снабжен оглавлением, должны быть указаны авторы разделов.

Отчет о походе выходного дня по Мыскам может содержать:

а) справочные сведения;

б) сведения о районе похода;

в) техническое описание пути;

г) картографический материал;

д) краеведческий материал;

е) итоги, выводы, рекомендации.

Смотри : «Приложение 5»

Титульный лист отчета



























Заключение


Таким образом, в методической рекомендации предложены документы: образец приказа на проведение многодневного похода, комментарии к приказу о проведении похода, образцы маршрутного листа и маршрутной книжки и др. Многолетний туристский опыт работы с учащимися показывает, что для большинства организаторов туристских походов представляет наибольшее затруднение именно подготовка к походу. Поэтому ставилась цель помочь заблаговременно продумать и запланировать мероприятия в походе, что является основной успешного, интересного и безаварийного путешествия. В походе все взаимосвязано: цель похода, например, определяет состав группы, снаряжение и маршрут; время проведения – личное и групповое снаряжение; от распределения обязанностей среди участников зависят разработка маршрута, сбор сведений о маршруте, организация питания и т.д. Каждый занимается своим делом: одни разрабатывают маршрут, другие собирают сведения о маршруте, третьи приводят в порядок групповое снаряжение, четвертые организуют питание и т.п.

В заключении отметим очередность этапов подготовки к походу, которая оправдана себя на практике:

- определение задачи (цели похода);

- распределение обязанностей среди участников похода;

- определение района похода;

- сбор сведений о районе путешествия;

- разработка маршрута;

- составление календарного плана;

- составление сметы похода;

- подбор личного снаряжения;

- организация питания;

- документация похода;

- сам поход;

- подведение итогов похода;

- оформление отчета о походе.

Вся работа написана так, чтобы обеспечить безопасный поход не только для профессионалов, но и для начинающих. Удачи Вам!
























Список литературы


1. Винокур, В.К.. Безопасность в альпинизме [Текст] / В.К. Винокур - М., «Физкультура и спорт», 1983. - 168с.

2. Вяткин, Л.А.. Туризм и спортивное ориентирование [Текст] / Л.А.Вяткин - М., издательство «Физкультура и спорт»,2001. - 208с.

3. Ильичев Андрей. Школа выживания в природных условиях [Текст]/Андрей Ильичев - М., издательство ЭКСМО - пресс, 2001. - 384с.

4. Лукьянов П.И. Зимние спортивные походы: Физкультура и спорт[Текст]/ П.И.Лукьянов - М., Просвещение,1979. - 152с.

5. Маринов Борис. Проблема безопасности в горах [Текст]/ Борис Маринов – М., издательство «Физкультура и спорт», 1981. - 208с.

6. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. [Текст] / А.Г.Маслов., Ю.С.Константинов., И.А. Дрогов - М., издательство АСТ,2000. - 152с.








Организация спортивных походов ппппппппп
  • Другое
Описание:

В данной работе даются образцы документов регламентирующих жизнедеятельность группы детей в походах, списки походного снаряжения, правильное распределение обязанностей в нутри группы, рекомендации по составлению отчетов. Методические рекомендации адресованы тем, кто нуждается в практических советах для подготовки и проведения походов, для учителей занимающихся туристско-краеведческой деятельности и педагогам дополнительного образования. 

 

В данной работе даются образцы документов регламентирующих жизнедеятельность группы детей в походах, списки походного снаряжения, правильное распределение обязанностей в нутри группы, рекомендации по составлению отчетов. Методические рекомендации адресованы тем, кто нуждается в практических советах для подготовки и проведения походов, для учителей занимающихся туристско-краеведческой деятельности и педагогам дополнительного образования. 

Автор Ертышов Андрей Николаевич
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 899
Номер материала 31403
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓