МАОУ СОШ
№22 с углубленным изучением отдельных предметов
город Тамбов
учитель: Пилягина Л.П.
Тема: «Организация
сотрудничества на уроках в начальных классах»
Сотрудничество, взаимодействие с другим человеком - это
единственный способ освоения, присвоения культуры. Но культура
многоуровнева, разнородна. И столь же разнородны формы сотрудничества. Выделяют 2
основных аспекта сотрудничества:
1) Сотрудничество
учащихся как учебное воздействие
2)
Сотрудничество учителя и учащихся как основа педагогического общения.
В
основе приёмов и методов сотрудничества лежит, совместная
деятельность,
поиск разнообразных видов взаимодействия учителя и
учеников.
Расскажу о некоторых приёмах сотрудничества учащихся.
Технология сотрудничества создаёт следующие условия для развития
ребёнка:
• благоприятная атмосфера (в малых группах,
бригадах, парах). Дети
работают без взрослого. Иногда в
непосредственном взаимодействии
с
учителем ребёнку трудно освоить функцию ученика, чтобы научиться работать
самостоятельно. Ему нужно общение с равными себе.
•
Предоставление свободы выбора свободы деятельности.
•
Поощрение даже маленького участия в совместной деятельности,
высказывания
оригинальных идей, любых, какой бы странной она не
казалась.
Это раскрепощает, а потому высвобождает творческие способности,
повышает
трудоспособность. Ребёнок становиться сильнее и
самоутверждается.
Работа в группе.
Необходимо подбирать задания, которые требуют
(предполагают) наличие множества решений.
1) примеры с
треугольниками (деление на части и целое).
2)
набор геометрических фигур: квадраты, круги, треугольники,
различающиеся
размером
(большие, маленькие) и цветом (синие, красные, зелёные). 1) Положим в ряд:
большой синий квадрат, большой красный квадрат, маленький зелёный
квадрат, большой синий круг. Найди «лишнюю фигуру». Объясни выбор.
Найди
маленький красный круг. Измени форму и цвет.
3) эффективна работа в группах
по сочинению небольших рассказов,
историй, сказок. Можно использовать
следующие приёмы:
•
Группа получает любое слово. Оно вызывает в сознание мысли,
воспоминания.
В процессе творческой работы создаётся материал
для
сказки, истории. Творческая мастерская «Дом».
•
Предлагается два предмета (или слова), между которыми в силу их
смысловой отдалённости нет связи на уровне логики.
Чтобы поместить их в
один контекст, требуется включить гибкость мышления.
•
«Если бы...». Надо перенести себя из реальной ситуации в воображаемую.
«Если
бы Буратино жил в наши дни среди людей (среди учеников нашего
класса).
•
Упражнение «Роли». Участники группы выбирают наугад карточки с
персонажами.
Это трудно объединить в одном сюжете различных героев
(Мальвина,
енот, Крокодил Гена, банкир). Но это прекрасный материал
для
мыслительной деятельности.
•
Необычное использование (явлений, предметов). Трудность в том, что
варианты ответов отражают лишь один способ действия с предметом. Такое
задание поможет рассмотреть предметы, явления с разных
точек зрения, научат рассуждать, доказывать.
• Включение игровых препятствий в организацию процесса общения
побуждает учеников к творчеству,
связанному с умением взглянуть на себя
глазами другого: «Понятен ли я?». Это развивает внимание к собеседнику,
чуткость, позволяет раскрыться. Это
такие упражнения:
-
спроси без слов: «Который час?», «Какая на улице погода?». Изобрази ,
«распускающийся цветок», «закипающий чайник», «летний
дождь». Работа в парах сменного состава.
1) Договор о правилах (доброжелательны друг к другу, слушать команду
учителя, говорить шёпотом, слушать и
проверять партнёра).
2) Формируются навыки контроля и самоконтроля. Работают все. Смена
«учителя» и «ученика» вызывает интерес, повышает активность.
3) Мини - школа.
а) Слабый ученик - слабый ученик.
б) Сильный ученик-1,2 слабых ученика.
в) Ассистент учителя - микрогруппаг
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.