Главная / Русский язык и литература / Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий.



Начать свое выступление я хочу словами, взятыми из Учительской газеты:

«И снова – утро… И снова – счастливый случай начать день с самого начала, с чистого листа и осуществить то, к чему вы стремились всю свою жизнь»

Хорошо известно всем, что успех школьнику может обеспечить только успешный учитель, что успех — пусковой механизм саморазвития и самосовершенствования. Значит, чтобы профессионально расти, учитель должен почувствовать этот сладкий вкус успеха. Успех, связанный с профессиональной деятельностью, придает надежность и устойчивость в работе. Достижение поставленной цели будет возможно лишь при условии, что учитель сам будет находиться в состоянии «непрерывного образования», непрерывном развитии.

Работая в школе-интернате, я веду активный поиск психолого-педагогических и научно-методических основ использования личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности. Это связано с особенностями детей, обучающимися в школе-интернате.

Проблемы:

Заниженная самооценка, низкая учебная мотивация, повышенная тревожность, чрезмерная зависимость от мнения окружающих, не умение самовыражаться, реализовывать свои знания должным образом, отсутствие умения работать самостоятельно, добывать необходимую информацию,
ослабленное здоровье, семейные проблемы – это краткий перечень проблем учащихся.

Актуальность выбранной мною темы я связываю с социальным заказом общества на самостоятельную, активную, с высоким интеллектуальным потенциалом современную личность.

К настоящему времени разработано большое число технологий обучения. В процедуре отбора и реализации эффективных технологий обучения в образовательном процессе школы возник ряд противоречий между:

  • новыми целями образования и старыми способами представления и усвоения знаний;

  • возрастающим объемом информации, которую необходимо передать учащимся и ограниченным количеством учебного времени.

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках русского языка.

Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

Ставлю перед собой следующие задачи:

  • В рамках урока помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей.

  • Чтобы учащиеся не только усвоили программу, но и приобрели умение сознательно работать с предложенным материалом.

  • Использовать компьютер в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.

Применение ИКТ позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.

1. Самостоятельная работа в процессе обучения.

Понятие самостоятельная работа используется различными авторами в разном значении.

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, Ю.К.Бабанского, М.Т.Баранова, Л.Г.Вяткина И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно.

На мой взгляд, наиболее удачным, всесторонне освещающим разные аспекты самостоятельной работы, представляется определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает "такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика".

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований мною выдвинуты следующие:

  • Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач.

  • Система должна удовлетворять основным принципам дидактики.

  • Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию.

  • Последовательность выполнения домашних и классных самостоятельных работ логически вытекает из предыдущих и готовит почву для выполнения последующих.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее я предусматриваю специальное время на каждом уроке.

Выделяю следующие особенности руководства самостоятельной работой:

  1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

  2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.

  3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы.

  4. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время.

  5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся.

  6. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков.

  7. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю.

Использование электронных ресурсов придаёт новый статус самостоятельной работе учащихся, при котором обучение по форме становится индивидуальным и самостоятельным, а по сути контролируемым и управляемым. Только компьютер способен осуществить столь разнообразную по форме и содержанию связь с обучаемым (информативную, справочную, консультирующую, результативную, вербальную, невербальную – графика, цвет, звуковая сигнализация).

1. Методика организации самостоятельной работы учащихся с использованием информационных технологий (из опыта работы).

Распространённой является классификация методов обучения по основным дидактическим целям. В соответствии с таким подходом различают методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы контроля знаний – методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Различные типы методов, используемые при компьютерном обучении, взаимодействуют между собой. Они образуют целостную систему, выступая как звенья единого процесса. Таким образом, можно говорить о комбинированных методах обучения.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы, которые отвечают требованиям  Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия» и др. В зависимости от типа урока применяю тот или иной Цифровой Образовательный Ресурс для формирования навыков или проверки усвоения учебного материала.

Обратимся к анализу использования данных методов на различных этапах урока с целью организации самостоятельной работы учащихся при помощи ИКТ.

2.1. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при изучении нового материала.

Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся при изучении нового учебного материала с использованием компьютерного обучения находятся в постоянном взаимодействии и развитии: овладев одними методами и приемами познавательной деятельности, учащиеся переходят к другим, более совершенным.

На данном этапе я использую различные виды работ: беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая; наблюдение над языковыми явлениями; моделирование, анализ и обобщение демонстрируемых материалов; самостоятельное составление примеров на изученные правила; составление развернутого плана, комментирование текста.
На данном этапе мною используются:
1). К наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку следует отнести мультимедийные презентации.

Пример – слайд презентации по теме Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращаются в твёрдую копию. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.
2). Интерактивные таблицы.

Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику мышления, помогает выявлять и устанавливать причинно-следственные связи, развивает внимание и оперативную память. Изображение в таблице динамично, возникает по воле учителя по мере объяснения нового материала. Использование интерактивных таблиц позволяет, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой – активизировать внимание и мышление учащихся на уроке.

Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования.

Пример – использование интерактивной таблицы «Качественные прилагательные».

Роль учителя: постановка проблемных задач на основе информации второго уровня (подсветка строк) интерактивной таблицы («Как вы это понимаете?»; «С помощью каких рисунков, примеров вы это проиллюстрируете?»).

Ответы учеников подтверждаются или корректируются учителем на основе информации третьего уровня интерактивной таблицы (открытие вложений).

Роль ученика: участие в решении проблемных задач.

3 Электронные учебники, энциклопедии и др.
Электронный учебник – это средство обучения на компьютерном диске, хранящем и представляющем аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. Он рассчитан на самостоятельную работу с компьютером в интерактивном режиме. На компьютер возлагаются функции учителя по управлению, обучению и контролю на всех этапах, т.е. он играет роль, по определению Пашковой Г.И., «электронного учителя». Таким образом, компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса.

2.2. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся при закреплении учебного материала, формировании умений и навыков, применения знаний.

Закрепление - одно из важнейших звеньев учебного процесса. Его главная цель – дальнейшее осмысливание, более глубокое усвоение изучаемого материала, уяснение и уточнение вопросов, недостаточно хорошо понятых при первичном ознакомлении, формирование и упрочнение необходимых умений и навыков.

Самостоятельные работы в этих случаях я применяю, прежде всего, по материалу, на который опирается новая тема и который известен учащимся из предшествующих тем, а также при обобщении всего материала темы урока. Их использование с применением информационных технологий повышает активность учащихся, вызывает интерес к предмету и в результате способствует повышению теоретического уровня знаний, создает благоприятную основу для формирования прочных умений и навыков.
На данном этапе используются:
1Мультимедийные презентации.

Использование мультимедийные презентаций на данном этапе может преследовать две цели: обращение к изученному учебному материалу и выполнение познавательных задач, проблемных заданий, практических упражнений, а также их проверка. Например, на одном слайде изложен теоретический материал по новой теме, на другом повторение пройденного материала, а далее задание. После выполнения задания на этом же слайде показывается правильный ответ, что сокращает время для проверки.

При работе с презентациями рекомендуется использовать поисковый метод, который предполагает создание условий для творческой деятельности обучаемых посредством проблемных ситуаций.

2). Интерактивные диктанты. Использую как для индивидуальной работы учащихся, так и для работы всего класса (если в кабинете не один компьютер, а несколько).

При этом не только проверяются орфографические и пунктуационные навыки, но и даётся возможность после проверки повторить забытое правило, на которое допущена ошибка. Также целесообразно использовать интерактивные задания на этапе обобщающего повторения.

Их можно найти на сайте www.gramota.ru

На месте пропущенных запятых и букв — желтые фишки. Устанавливаем курсор в первую желтую ячейку. Обдумываем ответ, вставляем букву и двигаемся по тексту дальше. Слово за слово, буква за буквой, запятая за запятой — и диктант написан. Хочется поскорее нажать кнопочку «Проверить», чтобы посмотреть, все ли сделано правильно. Можно заглянуть в словарь, который расположен на этом же сайте.

3). Электронные учебники дают возможность во время самостоятельной работы учащихся сочетать выполнение интерактивных практических заданий с работой с теоретическим материалом. Например, при работе с диском «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», выполняя тестовые задания по теме «Правописание НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях», можно обратиться к теоретическому правилу и образцу рассуждения.
4). Тестирующие программы.

Я использую программу в старших классах «Русский язык абитуриенту». Задания для каждого теста выбираются случайным образом из обширной базы вопросов, подготовленной педагогами – предметниками и методистами. результаты каждого теста сохраняются в дневнике, что дает возможность в любой момент вернуться к ранее пройденным заданиям и проанализировать ошибки.

2.3 Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний, умений и навыков.

Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний, умений и навыков играют особую роль в решении задач не только упрочнения, углубления и расширения знаний учащихся, совершенствования их умений и навыков, но и приведения знаний в определенную систему. Поэтому важное место здесь занимают самостоятельные творческие задания, непосредственно направленные на обобщение и систематизацию знаний.
Результативно использовать следующие формы применения ИКТ:
1). Слайд – презентации. Используя слайд - презентации, можно перед проведением контрольных работ привести в активное состояние большие объёмы материала в течение короткого промежутка времени. Примеры были проведены выше.
2). Самостоятельные творческие работы учащихся.
Самостоятельные творческие работы учащихся проводятся как индивидуально, так и в форме групповой работы.

Умение творчески применять знания на практике требует от человека высоко развитой интеллектуальной и практической самостоятельности. Он должен уметь планировать свою деятельность, формулировать ее цель, выдвигать гипотезы, доказывать и обосновывать их.
В качестве примера можно привести такой вид работы, как составление алгоритма применения орфографического или пунктуационного правила. Учащимся даётся задание: опираясь на правило «Слитное и раздельное НЕ с прилагательными», составьте алгоритм его применения. В результате учащиеся не только обобщают и систематизируют материал, но и разрабатывают план собственных рассуждений, а это способствует более прочному и эффективному усвоению знаний.

3) Тренажеры.

С помощью тренажёра можно проконтролировать знания учащихся по теме, повторить материал. Систематическая работа с тренажёрами будет способствовать выработке у школьников навыков самостоятельной работы с тестами, что немаловажно для подготовки к ЕГЭ.

2.4. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на этапе контроля.

Использование компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Однако эта форма требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося. К сожалению, не всегда есть такая возможность, поэтому приходится проводить тестирование поочередно. С этой целью обычно используется программа-тренажер по русскому языку «Фраза» (в 5-9 классах).

2.5. Домашнее задание.

К числу стабильных и важных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как основная часть процесса обучения.

Можно выделить следующие формы домашней работы учащихся с применением информационных технологий.
1). Работа с электронными энциклопедиями, учебниками, словарями, возможностями Интернета.
2). Работа с тестирующими программами.
3). Творческие работы: а) создание учащимися презентаций по теме урока, схем, таблиц, диаграмм и др.

2. Результативность использования ИКТ при организации самостоятельной работы.

Опыт использования ИКТ при организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, свидетельствует об эффективности этой технологии:

  • ученик превращается в активную личность;

  • реализуется целеполагание и мотивация;

  • ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы;
    изменяется форма контроля;

  • обучение становится индивидуальным и дифференцированным;

  • используются различные формы работы (парные, групповые);

  • меняется роль учителя: он становится партнером, «учит учиться».

Заключение

Использование информационных технологий на уроках русского языка при организации самостоятельной работы учащихся позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Таким образом, основное назначение применения информационных технологий – создание оптимальных условий для индивидуализации учебных действий школьников, ориентация учеников на самообразование, увеличение доли самостоятельности и меры участия каждого ученика в учебном процессе, обеспечение его более свободной ориентировки в содержании курса и лучшего усвоения материала, развитие познавательного интереса, повышение мотивации.

Литература:

  1. Азимов Э.Г. Теория и практика использования компьютерных программ в преподавании русского языка как иностранного: Информационно-аналитический обзор. – М., 2000.

  2. Вяткин Л.Г. Теоретические основы развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка. – М., 1988.

  3. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках.- М., 2001.

  4. Малкин И.И. Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. – Казань, 1966.

  5. Маркунас И. А. Использование электронных ресурсов при организации самостоятельной работы на уроках русского языка.

  6. Пашкова Г.И. Организация самостоятельной работы по орфографии с использованием компьютерных технологий (5-7класс). – М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

  7. http://school-collection.edu.ru

12


Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с использованием информационных технологий.
  • Русский язык и литература
Описание:

Главная цель моей работы – обучение ребят добывать знания самостоятельно. А для этого необходимо систематически воспитывать у учащихся привычку к самостоятельной работе. На своих уроках я создаю условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы. Самостоятельно упражняясь в чтении, письме и грамматике, учащиеся не только совершенствуют свои знания и навыки, но и учатся самостоятельно учиться.

Применение ИКТ позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.

 

Автор Черненко Ольга Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1106
Номер материала 43216
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓