Главная / Химия / Организация самостоятельной работы на уроке химии.

Организация самостоятельной работы на уроке химии.

Введение

Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Самостоятельная работа – это средство борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Актуальность: актуальность данной темы бесспорна, т.к. цель современного урока - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практика показывает: отсутствие навыков самостоятельной работы, низкий уровень мотивации к химическому образованию ведет к снижению познавательной активности учащихся, поэтому необходимо на каждом уроке вести планомерную работу по формированию познавательной активности учащихся.

Цель: организация системы самостоятельной работы учащихся и создание условий ее успешной реализации при изучении химии.

Задачи:

  • Развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.

  • Научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

  • Адаптировать виды самостоятельной работы на уроках химии;

  • Организационно-педагогические условия реализации системы самостоятельной работы.

Организация самостоятельной работы учащихся по химии

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении. При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

  • Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

  • Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

  • Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

  • Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся:

  • наблюдение;

  • упражнение;

  • работа с текстом учебника

2.По звеньям учебного процесса

  • задание на восприятие

  • задание на систематизацию

  • задание на закрепление учебного материала

  • задание на повторение учебного материала

3.По характеру познавательной деятельности обучаемого

  • репродуктивные задание

  • творческие (продуктивные)

4.По характеру руководства

  • подробные инструкции

  • менее подробные инструкции.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

  • Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.

  • Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.

  • Решение задач и практические, лабораторные работы.

  • Проверочные, самостоятельные работы.

  • Доклады и рефераты.

  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.

  • Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

  1. предусматривать ее место в структуре урока;

  2. ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;

  3. предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

  4. определять форму заданий;

  5. устанавливать оптимальную длительность работы;

  6. подбирать соответствующий дидактический материал;

  7. предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

        Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения задачи или метода, которым нужно овладеть. Образовательная функция самостоятельной работы выражается в освоении методов химической науки: экспериментальных знаний, умений работать с учебником, производить расчеты, пользоваться химическим языком.

Вербальный способ обучения в настоящее время становится малоэффективным. Изменяются цели обучения, их направленность на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения. Можно выделить три направления развития самостоятельности ученика: познавательное, практическое и организационно- техническое.

Виды обучающих самостоятельных работ, которые я чаще всего использую на уроках химии:
- Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача.
- Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.
- Многовариантное задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.
- Химические диктанты с самопроверкой.
- Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

        Организация самостоятельной работы по химии имеет особенности в зависимости от курса химии и года обучения. В курсе неорганической химии (VIII-IX) выполняются такие самостоятельные работы, которые позволяют лучше подготовить учащихся к усвоению нового материала на уроке и к домашней работе с учебником. На этом этапе важную роль играет помощь учителя. Во время урока учащиеся пользуются текстом учебника для выполнения задач и упражнений, выполнения лабораторных опытов. Например, при выполнении практической работы «Знакомство с лабораторным оборудованием» в 8 классе, мы с ребятами сначала подробно разбираем инструкцию по выполнению работы, затем ученики самостоятельно выполняют действия по зажиганию спиртовки, нагреванию воды в пробирке, пользуясь оборудованием, имеющимся на партах и с учетом техники безопасности.

        Другой пример. При изучении темы «Химические реакции и условия их протекания» я сначала объясняю сущность реакции образования осадка, демонстрирую опыт, мы записываем уравнение реакции, после этого учащимся предлагается самостоятельно выполнить опыты, подтверждающие выпадение осадка в реакции с другими веществами, а затем растворение полученного осадка.

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Учащиеся выполняют новые опыты, но о предполагаемых результатах они уже знают.

        Ученикам, имеющим некоторый багаж теоретических знаний, можно предлагать самостоятельные работы поискового характера. Задания такого типа побуждают учеников к осознанной деятельности, дают возможность учащимся самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний. Ученикам можно предложить выполнить упражнения, основанные на знаниях генетической взаимосвязи и свойствах изучаемых веществ. Примером такого задания может служить цепочка превращений:

Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe2(SO4)3 → FeCl3 → Fe(NO3)3 → Fe2O3→Fe

Na → Na2O → NaOH → Na2SO4 → NaCl → NaNO3 → NaNO2 → NaNO3

В данном задании  учащиеся самостоятельно подбирают те вещества, которые будут реагировать с исходным веществом с образованием нужного продукта реакции. К такому типу заданий относятся экспериментальные задачи в 9 классе на доказательство амфотерности гидроксида цинка или алюминия.

        Исследовательские самостоятельные работы – один из видов проблемного обучения. Учащиеся приобретают новые знания и узнают новый способ действия. Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение таких заданий «Почему молекула бензола, имеющая двойные связи, устойчива к действию окислителей?» Исследовательская работа может быть не только экспериментальной, но и теоретической. В 9 классе я предлагаю  учащимся предсказать и сравнить свойства элементов той или иной группы, определить их строение и свойства.

Каждая самостоятельная работа – это единая цепь, направленная на формирование системы знаний. В целом, все самостоятельные работы  содержат конкретный материал, соответствуют целям и задачам урока, способствуют развитию умений и навыков.

Примеры заданий для организации самостоятельной работы учащихся на уроках химии.

Задания для самостоятельных работ первого типа (копирующих) заключают в себе требование выполнить те или иные действия по образцу. Задания требуют в основном воспроизведения знаний, однако они, несомненно, оказывают определенное развивающее влияние на учащихся. Выполняя работу, учащиеся перестраивают и систематизируют приобретенные знания. Самостоятельная работа в этих случаях служит цели улучшенного осмысления нового, закрепления в памяти изученного материала. Например, работа с вопросами следующего теста:

Какое из перечисленных веществ имеет ионную кристаллическую решётку?

А)SiO2 Б)O2 В)BaCl2 Г)HCL

Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают учащегося к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.

По существующему ионному уравнению написать полное ионное и молекулярное уравнения реакции:

Zn2+ + S2- = ZnS

Здесь учащиеся должны дополнить недостающие звенья, а именно подобрать те вещества, которые при растворении в воде дают названные ионы, правильно записать формулы этих веществ и уравнения реакции.

Заданиями такого типа являются распространенные в практике обучения упражнения, основанные на знании генетической взаимосвязи и свойствах изучаемых веществ.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения

NH4CI → NH3 → NO → HNO3 → NH4NO3

В данном задании необходимо подобрать те вещества, которые будут реагировать с образованием указанного продукта, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения.

Исследовательские самостоятельные работы – один из методов проблемного обучения. Такие работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты путей решения. Выбирается после анализа оптимальный вариант действия, он осуществляется и затем делается вывод. Такова общая схема выполнения исследовательских самостоятельных работ. Она, конечно, может видоизменяться в зависимости от содержания изучаемого вопроса, от источника знаний и т.д.

Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение учащимися, например, такого задания: требуется получить в лаборатории хлорид меди (II) в кристаллической форме. Предложите и осуществите два наиболее удобных в практическом отношении способа получения.

Исследовательская самостоятельная работа проводится не только, как экспериментальная. Такого типа работа может быть и теоретической. Например, если в 9 классе нужно предсказать и сравнить свойства элементов той или иной подгруппы, а также строение и свойства их соединений, то учащимся можно предложить самостоятельно поработать со справочной литературой. Там они найдут сведения о количественных показателях прочности и длины связи в молекулах, об электроотрицательности, о типах кристаллических решёток и т.п. На основании такого исследования, требующего сопоставления, анализа, использования теории как метода объяснения и прогнозирования, учащиеся самостоятельно приходят к новому знанию об общих и некоторых особенных свойствах веществ, образованных элементами одного семейства.

Примером фронтальной работы может служить работа учащихся по одному или нескольким аналогичным вариантам заданий «средней» трудности. Так, в 9 классе организуется самостоятельная работа с целью закрепления знаний о составлении уравнений электролитической диссоциации веществ.

Вариант 1

1.Какие из веществ при растворении в воде образуют электролиты: Cu(NO3)2,

BaSO4, CaCO3, Zn(OH)2, CaCI2. Назовите их запишите уравнения диссоциации.

2.Какие ионы (попарно) будут связываться в малодиссоциирующие вещества в растворе, содержащим ионы: H+, Ba2+, OH-, Cu2+,K+, SO42-. Запишите уравнения реакций.

Вариант 2

1.Какие из веществ при растворении в воде образуют электролиты: H2SO4, Cu(OH)2, BaCI2, Na2CO3, AgCI, Ba(OH)2. Назовите их. Запишите уравнения диссоциации.

2.Какие ионы (попарно) будут связываться в малодиссоциирующие вещества в растворе, содержащем ионы: Ag+, CI-, Ba2+, Cu2+, NO3-,OH-.Запишите уравнения реакций.

Групповая работа объединяет учащихся в звенья по 2 или 4 человека. Она также выполняется всеми учащимися класса в одно время, но члены каждой группы работают в тесном контакте друг с другом.

Возможны случаи, когда групповая работа организуется не со всеми учащимися класса, лишь часть из них образует звенья. Тогда остальные могут участвовать в выполнении фронтальной работы.

В качестве примера групповой работы можно привести выполнение учащимися 9 класса такого задания.

Задание. Работа лабораторная (для 4 человек).

Цель: разобраться в сущности реакций ионного обмена между веществами, одно из которых практически нерастворимо в воде.

1. Проведите реакции между данными веществами. Если нужно, нагрейте реагирующую смесь.

2. Поясните сущность реакций соответствующими уравнениями. (Каждый учащийся пишет химическое уравнение проведенной реакции в полной и сокращенной ионной форме).

Проверьте правильность записей друг у друга. Сделайте вывод: чем различаются записи ионных уравнений реакций, идущих: а) между веществами, растворимыми в воде, и б) между веществами, одно из которых в воде нерастворимо?

Другая методика организации индивидуальной самостоятельной работы основана на том, что учитель составляет задания, состоящие из вариантов заведомо разной сложности. Если учащиеся знают, что варианты задания разной сложности, и учитель предлагает выполнить их по выбору, предупреждая при этом, что поставит оценки, соответствующие сложности, то в этих случаях воспитывающая роль работы сводится на нет.

Важно иметь в виду, что работа учащихся по дифференцированным заданиям служит цели не контролирующей, а обучающей. Поэтому отметки должны соответствовать качеству выполненной работы независимо от её сложности по отношению к среднему уровню. За правильно выполненное задание облегченного варианта можно выставить отметку «5» в тетрадь учащемуся. В классный журнал, как правило, выставляют отметки за фронтальные самостоятельные работы, поскольку оценить действительный уровень знаний учащихся можно на основании единых требований, заложенных в заданиях, как правило, средней сложности.

Примером задания для индивидуально-дифференцированной самостоятельной работы может служить следующее. 9 класс.

Тема «Электролиты»

Вариант 1 (упрощенный)

1. Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: CaCI2, HBr, NaOH. НАЗОВИТЕ ОБРАЗУЮЩИЕСЯ ИОНЫ.

2. Как обнаружить в растворах ионы ОН- и Н+?

Вариант 2 (средней сложности)

1. Составьте формулы солей, образованных серной кислотой и металлами: натрием, алюминием. Напишите уравнения их диссоциации и назовите ионы.

2. Какие вещества содержаться в водопроводной воде, в которой обнаружены ионы Na+, Ca2+, Fe3+, CL-, SO42-, HCO3- ?

Вариант 3 (усложненный)

1. Составьте формулы солей, образованных фосфорной кислотой и натрием, азотной кислотой и цинком. Напишите уравнения их диссоциации и назовите ионы.

2. Приведите по три примера веществ, при растворении которых в воде образуются ионы: а) CL-, б) Fe3+

Итак, самостоятельная работа учащихся как определенный способ обучения может быть охарактеризована по таким существенным признакам, как дидактическая направленность, особенность (тип) познавательной деятельности учащихся, форма организации работы, вид источника знаний.

Выводы

1. Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные задания, упражнения, решенные задачи, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.

2. Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

3. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

4. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

5. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ творческого характера.

 



Список литературы

  1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М., 2001.

  2. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – СПб. 2002.

  3. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. – М., 2001.

  4. Зайцев О.С. Методика обучения химии. - М.: Химия, 1999.

  5. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. М.: Москва, 2007.

  6. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности” // Открыт. школа. – 1998. - №2.

  7. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. - Л., 1982.

  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index-28300.html?page=3







Организация самостоятельной работы на уроке химии.
  • Химия
Описание:



Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в практической деятельности. Самостоятельная работа – это средство борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

 Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса.

Автор Вострикова Оксана Ивановна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 2045
Номер материала 10192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓