Главная / История / «Организация работы в группах на уроках истории и обществознания в условиях профессионального образования»

«Организация работы в группах на уроках истории и обществознания в условиях профессионального образования»



«Организация работы в группах


на уроках истории и обществознания


в условиях профессионального образования»




Выполнила:


Брезгина Л.В.

преподаватель истории

и обществознания

ГОУ СПО «ПУ-22»

г. Камышина





























Содержание


1 раздел. Справочно-информационные сведения об опыте.

2 раздел. Технологические сведения об опыте.

2.1. Обоснование актуальности опыта.

2.2. Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте.

2.3. Педагогические средства, найденные и проверенные опытом.

2.4. Технология опыта.

2.4.1. Групповая работа как альтернатива традиционным методам обучения.

2.4.2. Варианты обучения в сотрудничестве.

2.4.3. Основные идеи работы в группе.

2.4.4. Особенности обучения в системе НПО.

2.4.5. Организация групповой работы.

2.4.6. Отличия групповой работы по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы.


2.5. Результативность.


3 раздел. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.

4 раздел. Приложения.

5 раздел. Литература, используемая в описании опыта.
















1 раздел. Справочно – информационные сведения об опыте.


Тема: «Организация работы в группах на уроках истории в условиях профессионального образования».

Автор – Брезгина Людмила Васильевна, 1950 года рождения, образование –филологический факультет Актюбинского педагогического института, 1973 год.


Стаж работы учителем истории – 40 лет.

Стаж работы в ГОУ СПО «ПУ—22» --8 лет.

Адрес – Государственное общеобразовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Профессиональное училище № 22»

403874 Волгоградская область, г. Камышин, ул. Ленина, 24.

Тел. 9-23-36



Опыт представлен настоящим описанием и приложением.

Широта применения – опыт может быть применён на уроках истории и обществознания в профессиональных училищах и в старших классах общеобразовательных школ.











2 раздел. Технологические сведения об опыте.

2.1 Обоснование актуальности опыта.

Сегодня невозможно представить себе высококвалифицированного специалиста безграмотным, несмотря на «всеобщую» компьютеризацию, некомпетентным в своей профессиональной деятельности, не умеющим найти практический выход из нестандартной ситуации или применить на рабочем месте имеющиеся знания. Но как подготовить конкурентноспособного специалиста? Для этого учащемуся нужно не только дать сумму знаний, но и помочь раскрыть его особенности и возможности в овладении специальностью (профессией), развить мышление, научить гибкому подходу к решению

профессиональных и жизненных проблем, сформировать коммуникативные умения, научить работать в команде, помогать товарищам, быть заинтересованным в их успехах, доброжелательно относиться друг к другу.

Исходя их этого, результативность профессионального обучения зависит, во- первых, от понимания и учёта индивидуальных особенностей личностей и возраста учащихся;

во-вторых, от умений преподавателя создать обстановку сотрудничества на уроке и, наконец, в-третьих, от арсенала педагогических технологий, которые активизируют обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации с целью применения на практике для решения профессиональных и жизненных проблем.

Я хочу рассказать об организации опыта в группах на уроках истории, обществознания в условиях профессионального образования, о методах, применяемых на уроках, о внеурочных мероприятиях, которые помогают

осваивать программный материал, прививают любовь к истории и позволяют развивать коммуникативные умения учащихся.







2.2. Задачи, решаемые в опыте.

-создать у учащихся положительную мотивацию к получению знаний,

-стимулировать повышение интереса к истории,

-развивать коммуникативные умения через применение групповой формы с учётом потенциала и психофизических особенностей каждого в отдельности учащегося.


2.3. Педагогические средства, найденные и проверенные опытом:

-учебники и учебные пособия,

-справочная и методическая литература,

-художественная литература,

-наглядные пособия: фотовыставки, иллюстрации, творческие работы учащихся, их рисунки,

-дидактический материал,

-технические средства—компьютер, проектор



2.4. Технология опыта.

2.4.1. Современный уровень образования всё чаще заставляет задуматься над выбором форм и методов обучения: образовательный процесс должен осуществляться в условиях постоянного активного взаимодействия всех учащихся между собой и с учителем.

В рамках классно-урочной системы широко применяются такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как фронтальная, индивидуальная и групповая. Последняя, как впрочем, и первые две, имеет ряд недостатков. Поэтому её нельзя использовать на всех без исключения уроках и считать «панацеей» в процессе обучения. Но, исходя из конкретных целей и задач урока, исходя из программного материала, можно и нужно проводить занятия.



Она предполагает организацию и развитие диалогов обучения, в ходе которого ученики учатся самостоятельно критически

мыслить, решать поставленные задачи, планировать условия совместных действий, принимать решения, общаться. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, ребятам предлагаются исследовательские и творческие проекты, ролевые игры, работа с различными информационными источниками. Эта форма работы способствует воспитанию у учащихся чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учёбу.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам ХХ столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970– е годы.

Идеи обучения в сотрудничестве на протяжении всего этого времени развиваются усилиями многих педагогов во многих странах мира. Ибо сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути, и, следовательно, – педагогична. Учитель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику. Эту ответственность ученики в определённой степени могут взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.

Конечно, можно учиться в коллективе ( с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы всё чётко понять, задать вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только «тормозит» продвижение к всеобщему успеху.



Можно учиться индивидуально, используя определённые методики и учебные материалы. Но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и

неудачах. Его совершенно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не даётся – это его проблемы.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Именно от сознания данного факта авторы метода обучения в сотрудничестве и отталкивались. В процессе обучения ошибаются ВСЕ. Только одним нужно больше времени и усилий, чтобы овладеть материалом, другим меньше. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Это касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить. Всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, радость успеха или горечь неудачи – также естественно, как смеяться или радоваться жизни.

4.2 Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать и разные задачи обучения, совокупность разнообразных подходов с чётким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться высоких результатов.

Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность приёмов, объединённых общей логикой

познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.

Рассмотрим основные варианты организации обучения в сотрудничестве


1. Обучение в команде (Student Team Learning). Этот вариант был разработан в Университете Джона Хопкинса. Обучение в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой (проблемой). Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым её членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.


2. «Ажурная пила, или машинная ножовка» (cooperative learning).

Этот метод разработан проф. Элиотом Аронсоном в 1978 г. Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом,

который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Например, в теме «Война 1812 года» можно выделить причины войны, этапы войны, основные события, итоги. Каждый член группы находит материал по своей

части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому других. Единственный путь освоить тему – это внимательно слушать партнёров и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке.


На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос

по данной теме. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.

3. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Learning Togeiher) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Дэвид Джонсон, Роджер Джонсон).

Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь.

Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – достижение

какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или, скореекой-то ическую -- достижение группа имеет как бы двойную задачу: с одной сторонв выполнении общего задания. в разныхгруппах, , социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения задания определённой культуры общения. И то, и другое одинаково значимо. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.



4. Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве (Шломо Ша – ран, Университет Телль – Авива, 1976). В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на


индивидуальные задания для отдельного ученика. Каждый, таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой любого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

При организации групповых дискуссий, в процессе работы над проектами, познавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности учащихся в классе. А достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, с другой стороны вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, т.к. каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при выполнении следующего задания /проекта/ проблемы, когда учащиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы.


2.4.3. Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобрести знания. Всем известно высказывание мудрецов: «Я могу

подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!» Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не

менее, а может и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам – общность цели и

задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно

сотрудничество лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды /группы/ зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.


Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит также, что каждый ученик учится в силу своих возможностей, способностей и поэтому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик

затрачивает максимум усилий – каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог.

Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что когда оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения

общего результата, то мотивация у всех гораздо выше, чем в традиционных классах.

Практически роль идёт об обучении при общении учащихся друг с другом и учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Такое общение социально, поскольку в процессе его учащиеся поочерёдно выполняют разные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Как видно из описания, разница между предложенными вариантами не столь существенна. Главное, что основные принципы – одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей -- соблюдаются во всех случаях.

. Следует особо отметить, что совокупность всех указанных вариантов решения конкретных дидактических задач позволяет наиболее полно реализовать личностно – ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.







2.4.4 Особенности обучения в системе НПО (начального профессионального образования):.

--уровень обученности выпускников 9-х классов низкий:

результаты проверочных работ по истории: писали 86 человек, из них «5»--нет,

«4»--5уч-ся – 5,8%;

«3»--49 уч-ся - 57%;

«2»--32 уч-ся – 37,2%.

-- уровень мотивации обучения низкий: на вопрос «Почему вы пришли в училище, а не остались учиться в школе?» из 35 опрошенных ребят 28 ответили, что хотят получить выбранную ими профессию, 2 сказали, что им было «всё равно», 1 – «отдали документы», и только 4 хотят учиться дальше, но не имеют материальной возможности нанимать репетиторов.

Количество часов по сравнению со школьной программой меньше.

Исходя из особенностей обучения в профессиональном училище, хочу поделиться своим опытом работы.

С чего я начинаю? С проверки общеучебных умений и навыков, с проверки уровня обученности ( в начале сентября проверяется скорость чтения и письма, с тем, чтобы, исходя из результатов, скорректировать работу в той или иной группе). Такую работу провожу совместно с преподавателем литературы, где она на своих уроках также совершенствует технологии общеучебных умений (скорости чтения и письма ). В декабре прослеживаю динамику роста и появляется возможность выйти на более сложный уровень заданий.

Большая работа проводится и мастерами, и преподавателями по созданию ученических коллективов, поскольку дети приходят не только из разных школ, но и приезжают из разных мест.

Поэтому нецелесообразно проводить первые уроки в групповой форме: надо дать ребятам возможность осмотреться, привыкнуть к новым к новым кабинетам, незнакомым людям. Сначала предлагаю индивидуальную работу, где по карточкам проверяю: умение составить план, умение соотнести события, дать характеристику исторической личности, убрать лишнее из текста и т. д.


Это помогает «познакомиться» с учащимися поближе, узнать их возможности и способности (если будет предложено творческое задание) и определить, на кого можно будет опереться, а кому необходимо помочь.

Опыт показывает, что индивидуальная работа, дифференцированные задания позволяют учащимся справляться с нагрузкой, «двигаться» вперёд в своём темпе, в общем отставая от более сильных и «продвинутых» учеников. Но широкое применение групповой формы работы разрешает выйти на качественно новый уровень усвоения программного материала. Учащийся не остаётся один на один со своими проблемами и пробелами, а чувствует себя частью коллектива, осознаёт свою ответственность и взаимозависимость.

Обучение в сотрудничестве следует начинать в парах постоянного состава. Чаще всего-- это 2 ученика, сидящих за одной партой.

В училище нет практики «рассаживать» ребят по усмотрению преподавателя или мастера. Учащиеся сами «создают» пары, исходя из комфортности, взаимной симпатии ил и выгоды. На некоторых уроках пары меняются: ребята ищут подсказки на контрольной, не хотят сидеть по одному. Таким образом, получаются пары сменного состава. Им можно поручить составить конспект биографии исторического деятеля по учебнику, выполнить задание по карточке, провести взаимоопрос домашнего материала, проверку диктанта дат. Две ближайшие пары могут составить малую группу из 3-4 человек. Такая работа

рассчитана обычно небольшое по объёму и краткосрочное по времени задание, например, составить план статьи учебника, выделить основные моменты темы, подготовить вопросы для докладчика.


2.4.5. Для выполнения более серьёзной и трудоёмкой работы, для организации обучения в сотрудничестве, вовлечения каждого ученика

в активную познавательную деятельность требуется не менее серьёзная и

трудоёмкая подготовка. Учителю будет полезно поначалу не форсировать события, а приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо, шаг за

шагом, приучая своих учеников:



--взаимодействовать в группе с любым партнёром или партнёрами;

--работать активно, серьёзно относясь к порученному заданию

--вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами;

--испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса;

--полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.

С этой целью, прежде всего, нужно определить учебно-познавательную цель урока и дидактическую задачу использования данного метода (соответственно того или иного варианта). Эта задача должна быть абсолютно ясна не только учителю, но и ученикам.

Таким образом, для успешного проведения урока с использованием групповой формы работы необходимо:

  1. отобрать программный материал, подготовить по одному заданию на группу;

  2. разбить класс (заранее при подготовке к уроку) на группы: или на разноуровневые, или с одинаковым уровнем обученности, в зависимости от целей и задач урока.

  3. удобно и рационально расставить мебель и оборудование;

4. распределить время, необходимое для выполнения той или иной работы на уроке (следует обратить внимание на то, что в группах учащиеся могут

выполнить за отведённое время меньше заданий, чем при индивидуальной работе, поэтому количество заданий для группы должно быть меньше, чем для

индивидуально работающего ученика), на вводную часть потребуется 1 единица времени, на собственно групповую—6, на заключительную часть – 2.

  1. наметить, какие роли предусматривает деятельность учащихся в

группах (ребята сами определяют, кто какую роль способен выполнить: например, для выполнения данного задания в группах необходимо предусмотреть ведущего или лидера ( отвечает за выполнение задания); организатора активной деятельности каждого ученика ( распределяет между членами команды вопросы для подготовки); редактора (проверяющего правильность выполнения); отслеживающего культуру общения внутри группы; оформителя (отвечающего за чистоту и эстетику оформления задания), это очень важные роли и ученики должны выполнять их наряду с академическими заданиями;

6. чётко сообщить в начале урока и перед работой в группах не только познавательную, но и социальную цель (например, обратиться с такими словами: «Я надеюсь, что каждый из вас внесёт вклад в общее дело, выскажет свои идеи. Будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем,

чтобы у всех были равные возможности на участие в работе. Каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание»);

  1. перед работой сказать, что вы надеетесь на их ответственность за каждого из партнёров, чтобы каждый из участников группы хорошо усвоил материал, только в этом случае они смогут рассчитывать на высший балл;

наиболее сложные вопросы стоит адресовать сильному ученику, пусть он ответит первым, оставшиеся ученики найдут подтверждение (или опровержение)

  1. высказываниям первого ученика в тексте ( учебника, справочного материала и т.д.), эти ответы запишут, найдут в тексте или придумают примеры, подтверждающие высказанную мысль или, напротив, опровергающие её;

9. заранее наметить, кто из 3-4-х учеников будет докладчиком (это необязательно должен быть сильный ученик, остальные должны быть готовы в любой момент дополнить его выступление), учащиеся из других групп могут задавать отвечающему ученику любые вопросы по обсуждаемому материалу;

10. оценка ставится одна на всю группу (например, каждому –4), но можно попросить учащихся самих оценить свою работу, а озвучить результаты капитана, в некоторых случаях моно «посоветоваться» с группой;

11. обязательно спросить ученика, которому заранее поручена роль контролирующего, насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнёры помогали друг другу;


12. включать элементы обучения в группах в обычный урок самыми разнообразными способами – это поможет ученикам комфортно,

непринуждённо чувствовать себя во время групповой работы, осознавать свою значимость в процессе обучения;

13. на протяжении всей работы необходимо следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется, при этом всегда оставаться доброжелательным.

Это шаги к успеху, применяемые мною.

Их можно сравнить с технологическим процессом групповой работы Г.К.Селевко:

1). Подготовка к выполнению групповой работы

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации),

б) инструктаж о последовательности работы,

в) деление на группы;

г) раздача дидактического материала по группам.


2) Групповая работа

д) знакомство с материалом, планирование работы в группе,

е) распределение заданий внутри группы,

ж) индивидуальное и групповое (малые группы) выполнение задания,

з) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения),

и) подведение итогов выполнения группового задания

.

3.Заключительная часть

к) сообщение о результатах работы в группах,

л) общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия,

м) получение общего вывода о групповой работе и достижении поставленной цели, дополнительная информация на группу.

На вводную часть рекомендуется 1 единица времени, на собственно групповую работу – 6, на заключительную часть – 2.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует дискуссии, порядок работы и в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Учитель оказывает также тьютерские услуги, помогая ученикам находить нужную информацию и способ решения той или иной проблемы.

Ещё один момент требует особого внимания учителя,- это подбор детей в группы. Здесь тоже есть некоторые особенности. Замечено, например, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнёр. Нельзя принуждать к работе детей, которые не хотят работать вместе. Если учащийся хочет отсесть от остальных и работать самостоятельно, то следует подготовить ему индивидуальное задание и пересадить отдельно от всех.

Объединять учащихся по их желанию не всегда целесообразно: для игры, конкурса, может быть, такое распределение и подойдёт, а для серьёзной исследовательской работы – нет. Поэтому я предлагаю нескольким наиболее способным ребятам стать капитанами и набрать себе команду.

Если проводится подготовка к зачёту или сам зачёт и проверяются знания, умения, навыки, учащихся можно распределить по уровням, подобрав для них посильные, выполнимые задания, при этом слабым учащимся может понадобиться помощь преподавателя или консультантов.

Так, например, при обзорном изучении темы «Россия в начале XIX века» --работа с документальной литературой «доверяется» сильным, подготовленным к такому виду деятельности учащимся; --слабые могут найти в тексте, прочитать и охарактеризовать «сословия и классы», «пути сообщения и торговля», « города и промышленность», хотя обобщить материал и сделать вывод, возможно, придётся сообща. Остальные также работают с текстом учебника, читают,


обсуждают, отбирают и фиксируют важное. На этом же уроке можно дать и индивидуальное задание: например, объяснить, что такое самодержавно-бюрократический строй? каково его влияние на жизнь страны в изучаемый период?

Различные виды обучения в сотрудничестве, или работы в малых группах, применяются для различных задач обучения:

--для проверки домашнего задания: прежде, чем проверить заданный материал, необходимо предварительно прояснить непонятные, трудные места и когда все ученики готовы, можно проводить опрос;

--для усвоения нового материала: после того, как учитель объяснит новый материал, учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека и

а) выполняют часть общего задания, затем учитель организует общее обсуждение, в котором участвуют все учащиеся, отвечая на вопросы учителя и дополняя друг друга,

б) получают одинаковые задания по изучаемому материалу, затем эксперты по данному вопросу от каждой группы собираются вместе, обсуждают его, возвращаются в группу и докладывают о принятых решениях;

-- для проверки (контроля) знаний: во время проведения смотра знаний на уроках повторительно-обобщающего характера, а также во время внеурочной деятельности.

Например, на внеклассных или общеучилищных мероприятиях ребята объединяются в группы по результатам жеребьёвки – вместе могут оказаться учащиеся разных профессий, юноши и девушки. Поэтому нужно быстро перезнакомиться, распределить роли, взять инициативу в свои руки или, наоборот, подчиниться, продумать способ действия, временно стать командой и совместно выполнить конкурсные или другие творческие задания. Так во время «Недели истории» проводились исторический КВН, игра «Путешествие в страну Историю», «Хочу быть президентом» и др.



2.4.6. В заключении хочется ещё раз сказать, что групповая работа действительно является альтернативой традиционным методам обучения. Можно выделить следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:

  1. взаимозависимость членов группы;

2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и

успехи своих товарищей;

  1. совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;

  2. социализация деятельности учащихся в группах;

  3. развитие коммуникативных умений;

  4. общая оценка работы группы (описание плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.


2.5. Результативность.

Результатом системной моей педагогической работы, в том числе применения элементов обучения в сотрудничестве и организации работы в группах на уроках истории и обществознания в условиях профессионального образования, является отсутствие неуспевающих и не аттестованных учащихся.

Успешность обучения по истории составила в 2007-2008 учебном году 57%, в 2008-2009г.—59%, в 2009-2010 –63%.

Трое моих учащихся в 2007 году награждены «серебряными» медалями.

Учащиеся принимают активное участие в областном и всероссийском исторических конкурсах.



3 раздел. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике.

Для подготовки высококвалифицированного и конкурентноспособного специалиста, который на практике сможет применить полученные знания и сумеет найти выход из нестандартной ситуации, необходимо использовать на уроках самые разнообразные формы, приёмы и методы, в том числе элементы обучения в сотрудничестве. Работа в группах помогает создать у учащихся положительную мотивацию к получению знаний, раскрывает способности и возможности учащихся, развивает мышление, формирует коммуникативные умения, учит решать профессиональные и жизненные проблемы, работать в команде, помогать товарищам, быть заинтересованным в их успехах, доброжелательно относиться друг к другу.

Но тем, кто понимает преимущества групповой работы и собирается опробовать эту методику, необходимо помнить следующее:

  • работу в группах выстраивать постепенно, пошагово готовя ребят к сотрудничеству,

  • начинать с небольших по объёму и несложных заданий, с работы в парах или тройках,

  • учитывать психофизические особенности учащихся, их потенциал и симпатии \ антипатии,

  • подводя итоги, обязательно обсудить как академические результаты, так и отметить слаженность \ разобщённость коллективной работы.

Преподавателям и мастерам ( независимо от профиля и специализации) не следует также забывать о том, что взаимозависимость членов группы, личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей, совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность в группе, заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне училища, становятся качествами их личности, помогают осознавать свою социальную значимость и востребованность.





4 раздел. Приложения.

Карточки-задания по теме: «Модернизация»

Карточка №1.

--Что такое модернизация?

--Виды модернизации (примеры из истории).


Карточка №2.

--С чего начинается модернизация?

--Что является причиной обновления общества?


Карточка №3.

--Охарактеризуйте модель модернизации, основой которой является рынок.

(примеры из истории).


Карточка №4.

--Охарактеризуйте модель модернизации, основой которой является государство.

(примеры из истории).


Карточка №5.

--Какую роль в процессе модернизации играет доминирующая конфессия (вероисповедание)?

--Как модернизированный процесс распространялся во времени и пространстве?

(примеры из истории).


Карточка №6.

--Положительные аспекты процесса модернизации (известные факты из истории).

--Отрицательные аспекты процесса модернизации ( привести примеры из истории).



5.раздел. Литература, используемая в описании опыта.


  1. Гиниятуллина А.А. «Опыт организации групповой работы на уроках» -журнал «Начальная школа», 2004 г., №1, стр.15-17.

  2. Кашаева В.В. «Групповые формы учебной деятельности» -- журнал «Начальная школа: плюс ДО и ПОСЛЕ», 2006г., №11.

  3. Коджаспирова Г.М. «Педагогика» -- Москва, «Гардарики», 2007., стр.232.

  4. «Новые педагогические информационные технологии в системе образования» (Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.С.Полат) –Москва, «Академия», 2003г., стр.24-64.

  5. Подласый И.П. «Педагогика. Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям». Книга 1. Общие основы. Процесс обучения. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005г.

  6. Селевко Г.К. «Групповые формы учебной деятельности» -- «Школьные технологии», 2005 г., №1.














hello_html_m4d466bb7.png


«Организация работы в группах на уроках истории и обществознания в условиях профессионального образования»
  • История
Описание:

Результативность профессионального обучения зависит от  от понимания и учёта индивидуальных особенностей личностей и возраста обучающихся, от умения преподавателя создавать обстановку сотрудничества на уроке,от арсенала педагогических технологий,которые активизируют обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации с целью применения на практике для  решения профессиональных и жизненных проблем.

Я хочу рассказать об  опыте организации работы в группах на уроках истории, о методах, применяемых на уроках, о внеурочных мероприятиях,которые помогают осваивать программный материал.

Автор Брезгина Людмила Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1254
Номер материала 44532
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓