Главная / Классному руководителю / Организация работы с педагогами по профилактике социально - негативных явлений. Конструктивное взаимодействие: «Учитель - ученик».

Организация работы с педагогами по профилактике социально - негативных явлений. Конструктивное взаимодействие: «Учитель - ученик».

Организация работы с педагогами по профилактике

социально - негативных явлений.

Конструктивное взаимодействие: «Учитель - ученик».

В настоящее время педагогам все сложнее и сложнее находить общий язык с детьми «группы риска», а особенно, если в школе есть «трудный класс». Как работать? Как взаимодействовать? Как наладить «партнерские отношения с этими агрессивными, озлобленными, ленивыми, равнодушными ко всему, кроме весьма сомнительных удовольствий, подростками, куда деть их пьющих родителей и ужасную наследственность?..» Непонятно, КАК это сделать! Данные разработки, как раз про все эти КАК.

Из опыта работы предоставляю педагогические разработки: «Как наладить контакт с любым подростком на уроке» , «Неуправляемый и немотивированный класс».

1.«Как наладить контакт с любым подростком на уроке?»

Цель: создание условий для формирования у педагогов конструктивного взаимодействия с «трудным ребенком».

Форма занятия: «круглый стол» с чаепитием.

Место и срок проведения: 2012-2013 год, кабинет социально-психологической службы.

Продолжительность: 1 час.

Оборудование: презентация, бумага для записи, ручки, доска.

Введение (2-3 минуты)

Подросток… Мы произносим это слово, и сразу возникает такая гамма чувств, переживаний, острых ситуаций, нерешенных проблем; предстает некий собирательный образ или лица конкретных ребят, взаимоотношения с которыми как-то не складываются. Ершистые, недоверчивые, агрессивные, равнодушные, срывающие уроки, безразличные к нравственным нормам, не желающие принимать участие в каких-то мероприятиях. Порой опускаются руки в бессилии что-либо изменить, как-то повлиять на ситуацию. Но давайте посмотрим, что мы, собственно, делаем, как пытаемся изменить что-то не устраивающее нас (ведущий выписывает на доске возникающие проблемы на уроке, которые перечисляют педагоги, затем обсуждаются, как они борются с ними) (5-10 минут)

Давайте рассмотрим основные законы школьной жизни, на которых строится поведение учеников. (5-7 минут)

1 закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2 закон. Любое поведение подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

3 закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4 целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудач.

Привлечение внимания. Некоторые ученики выбирают плохое поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя.

Власть. Некоторые ученики плохо ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведение: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть. Для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребятам или всему классу.

Избегание неудачи. Некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Каждый из вас сейчас узнал «своего ученика», который вечно мешает и портит дисциплину в классе.

Давайте теперь подробнее рассмотрим, в чем причина такого поведения.

«Плохое поведение»: основные мотивы, характеристики и конструктивные действия учителя.

Часто причиной плохого поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Мы все нуждаемся во внимании, не желаем чувствовать себя пустым местом. Но есть дети, которые никогда не удовлетворены оказываемым им вниманием. Им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется недостаточно. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых - демонстративность.

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Их тактики различны, но, как правило, они не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они провоцируют нас перед классом, и мы чувствуем, что если проиграем эту схватку, то в глазах всего класса и даже школы до конца года останемся с ярлыком «проигравший». Мы как бы всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. Это вызывает тревогу и напряжение. Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания и даже властолюбивые дети иногда могут быть нормальными, обаятельными и симпатичными людьми. Учеников, выходки которых продиктованы местью, такими не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми даже когда бездействуют. Этих учеников можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов по отношению к другому: злобный, подлый, гадкий и т.д. Ученик мстит за нанесенные ему обиды - реальные или вымышленные. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослый (сильный) ответил применением силы. Зерна обиды прорастают мстительностью, выходка может последовать через 2 минуты, 2 недели, 2 года, но обязательно последует.... Опознать избегание неудачи как скрытую цель нарушения поведения непросто. Это «тихие саботажники». Они доставляют меньше беспокойства, чем выше описанные. Они не нарушают школьных правил и требований. Проблема лишь в том, что они редко вступают в контакт с учителем и одноклассниками. Они обычно в стороне, в изоляции.

Какие меры реагирования мы можем использовать в этих случаях. (40 - 45 минут)

(рассматриваем стратегии и на примерах отрабатываем технику в практике)

1.Привлечение внимания: меры экстренного педагогического реагирования


Стратегии

Техники

1.Минимизация внимания

Происходит парадоксальная вещь: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительные подкрепления в виде нашего внимания, закрепляя их плохое поведение. Они начинают чувствовать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение? Стратегии минимизации внимания содержат много приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, т.к. оно будет оставаться незамеченным.


- Игнорируйте демонстративное поведение (задайте себе вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую его?» Если ответите, что ничего особенного не случиться, то...) - «Делайте глаза» (Пристальный взгляд без осуждения - «хватит» - это все внимание.)

- Становитесь рядом (без контакта глазами, без слов) - Вставляйте имя ученика в текст объяснения (это позволяет дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и предлагает ученику присоединиться к тому, что вы объясняете) - Посылайте секретный знак» («Что мне сделать, чтобы ты спокойно сидел, пока я занята с другими детьми?») - Посылайте письменные замечания (заготовьте стопку записок одинакового содержания: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь») - Используйте «Я-высказывания» (В ситуациях, когда нервы не выдерживают и хочется крикнуть, чтобы немедленно прекратить выходку). Я-высказывание состоит из 4 частей: 1 - содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Катя, когда ты шепчешься с соседкой во время объяснения...»; 2 - называет чувства учителя в этот момент: «... я чувствую сильное раздражение...» ; 3 - описывает эффект от плохого поведения: «...потому что я теряю мысль...»; 4 - содержит просьбу: «...пожалуйста, перестань». Я-высказывание сообщает ученику только то, что вы чувствуете. В случае с поведение ПВ вы в такой форме не даете подкрепления. Если есть искренность в словах и в интонации - возможность подействовать на многих учеников

2.Разрешающее поведение

Запретный плод всегда сладок - это свойство человеческой натуры (Адам и Ева). Стратегия заключается не в том, чтобы запретить съесть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко разрешенным.

- Стройте урок на основе вопиющего поведения (Ученики 4 класса помешались на плевках. Учитель математики: тему по статистике дал исключительно на плевках, методика усвоена, но дети не хотели слышать о плевках; тема «Сленг» работа с ругательствами).

- Доводите до предела демонстративную выходку (500 раз плюнуть, записать аудиокассету неприличными звуками...) - Весь класс присоединяется к выходке (Ира стучит. Учитель: «Все взяли ручки и начали стучать») - Использование разрешенной квоты (Рудольф Дрейкурс - нарушение поведения разрешается, но только в том объеме, который оговорен заранее и с каждым днем он сокращается - икание - заметка на доске - на сегодня все! А если продолжится и после: «На сегодня - все»? Оставить технику и воспользоваться другой, проанализировать поведение с точки зрения цели - м.б. она определена неправильно (власть). Техника разрешенной квоты работает только при привлечении внимания, т.к. здесь особые отношения между вами и учеником: улыбки, взгляды - особые знаки внимания. Они не хотят свергать авторитеты, они хотят не чувствовать себя пустым местом.

3. Делайте неожиданности Когда мы что-то неожиданно выкидываем, мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Юмор.

- Выключите свет (Если кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым. Нет необходимости читать лекцию и объяснять им, что они плохо ведут себя, они и так знают) - Издайте музыкальный звук - Начните говорить тихим голосом (Соц. опрос: что вам больше всего не нравится в школе? - Учителя, которые орут. Крики не уменьшают уже существующий беспорядок, но сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу обеих сторон. Хорошо. Если вы скажете что-то такое, что вызовет смех, интерес тех, кто сидит ближе к вам...) - Измените голос (необычная манера говорить, произношение, акценты, тон, тембр, темп, высоту)

- Говорите со стеной (5-7 классы: « Уважаемая стена! Ты не поверишь, что происходит в моем классе: одни выкрикивают, другие....Стена, не стой» - Временно прекратите урок (Дайте мне знать, когда вы будете готовы продолжить урок).

4. Отвлеките ученика Никто не может делать долго 2 дела одновременно. Можно отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-то другом.

- Задавайте прямые вопросы (Миша, как читается это слово? Какое задание ты сейчас выполняешь? + Стратегия 1) - Попросите об одолжении (Собери, пожалуйста, сочинения. Отнеси в учительскую тетради. Этот прием нельзя использовать часто, т.к. ученики с МПВ будут воспринимать это как награду) - Измените деятельность (Несколько учеников бесятся - попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги...)

5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения. Один бесится, другой выполняет задание. Обратите внимание на 2. Так вы подчеркнете, что хорошее, а не плохое поведение заслуживает внимание учителя и его уважение.

-Благодарите учеников (Спасибо, Оля, ты нашла стр. 25 и внимательно читаешь текст. Такие высказывания, обращенные к приятелю или соседу нарушителя содержат точное описание того, что вы ждете от шалуна. Неэффективны: ты всегда такая добрая или делаешь то, что я ожидал...) - Пишите имена отличившихся учеников на доске (Этим подкрепляется хорошее поведение и посылается красноречивый сигнал нарушителям остановиться).

6. Пересаживайте учеников Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Когда вы отсаживаете их от зрителей, вы лишаете их главной награды, это заставляет их успокоиться.

- Меняйте учеников местами (Пересядь, пожалуйста, на ... и пока он пересаживается - продолжать вести урок. Он не почувствует желаемого внимания, а м.б. такой вид внимания будет вполне достаточным)

- Используйте стул размышлений (он не должен находиться в поле зрения учеников, он должен отличаться от остальных. Это место, где может подумать над тем, как он будет вести себя, вернувшись на место. Если вы сталкиваетесь с неподчинением или продолжением выходки после возвращения, значит цель ученика - другая власть.

2,3.Власть и месть: меры экстренного педагогического реагирования

Поведение мстительного типа, наверное, самый тяжелый тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и разрушительно для всех участников. Для нас, педагогов, поиск эффективных действий - дело чести. Мы не обязаны любить мстительных учеников, но мы можем научиться выходить самим и выводить их из напряженных и взрывоопасных ситуаций. Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного и властного типа. Конфронтация и оскорбительный характер поведения ученика «пожирают» нашу энергию, время и ... уверенность в своих педагогических способностях. Конфликт на безе поведения мстительного и властного типа развивается, проходя те же стадии, что и вулкан:

Сначала слышны глухие раскаты и подземные толчки.

Ученики с помощью гримас, бормотания, мелких неприятных выходок донимают учителя, втягивают его в конфликт.

Они нарастают и, наконец, происходит взрыв и извержение лавы, которые крушат все вокруг.

Наконец, они «достают» нас, мы задеты и делаем замечание. Извержение - неуважительные, оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей.

Наступает затишье, все заканчивается, и мы посчитываем урон и пытаемся спасти оставшееся от дальнейших разрушений.

Рано или поздно - стадия разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.


Естественно, что меры экстренного педагогического реагирования на разных стадиях.


Стратегии

Тактики

Стадия «глухих раскатов» - ищите изящный уход. Ученик всем своим видом предупреждает нас, что грядет полновесный конфликт. Предупреждения могут носить вербальный характер: бурчание, тихие ругательства и невербальный: мимика и жестикуляция, интонация и громкость голоса, улыбки, демонстрируемое пренебрежение. Видя все это, мы имеем шанс прекратить конфликт на этой стадии.

Изящный уход - это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Никто не победил и не проиграл - каждый получил достойную возможность выйти из травмирующей, конфликтной ситуации. При этом следует оставаться насколько возможно спокойным, ни сарказма в голосе, ни нарочитости - шутливая, нестандартная, шокирующая ситуация.

Признайте силу ученика. Это иллюзия, что учитель имеет силу заставить ученика что-то сделать (Миша не хочет учить математику: вызов родителей, двойки. Угрозы... Но пока Миша не сделает выбор учить математику - вы своей цели не достигнете. Кроме того (3 закон Ньютона): «каждому действию есть равное по силе и противоположное по направлению противодействие» - т.о., чем больше давление, тем больше сопротивление учеников. Признайте силу ученика: «Миша, я поняла». Что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять д\з по математике». На это нечего возразить: здесь нет ни команд, ни наставлений. Ваше искреннее и мужественное признание не означает, что вы лишаетесь своего авторитета, а ученики, вроде Миши, могут творить все, что угодно. Теперь, когда напряжение начинает спадать, возможен переход к 3 стадии - разрешения, на которой следует применить меры, чтобы Миша принял правильное решение. Признание силы (власти) ученика как прием, очень часто приводит к разрядке напряженных отношений, т.к. это означает фактическое признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Уберите зрителей. Когда есть зрители, конфронтация усиливается (2 десятиклассника - драка - зрители - директор: кто останется здесь еще минуту, будут задержаны до окончательного разбирательства - зрителей не стало, драчуны прекратили драку). В классе убрать зрителей не всегда возможно, но почти всегда возможно перенести конфликтное обсуждение: яростная полемика - всем интересно: Саша, мы обязательно обсудим этот вопрос, когда прозвенит звонок на перемену. Без публики, вероятнее всего, Саша потеряет интерес к полемике. Спектакли проваливаются без поддержки зрительного зала. Переносите обсуждение вопроса «Опять она задала такое дурацкое задание - не буду тратить время на его выполнение» - все смотрят с интересом - что будет. Если вы раздражены, отложите обсуждение вопроса:

- У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас.

Завтра в 2.15 тебя устроит? (Договориться об удобном для каждого времени - записи) - Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить проблему? (Если ученик выбирает скандал: «Пожалуйста, не со мной, м.б. кто-то из класса согласиться? Тебе придется поискать другой способ: я не скандалю со своими учениками. Возможно, ты права, как-нибудь поговорим об этом». Озадачивание учеников. На явно провокационные и задевающие вас заявления можно дать такой ответ, как если бы они были безобидными, незначительными или очевидными. Этим вы показываете, что вами нельзя манипулировать. Две техники: 1. Соглашаться с учеником. Когда заявляют нечто подобное, что, по их мнению, может вывести вас из себя, они меньше всего ожидают, что вы согласитесь с ними. Согласие - отличный способ прекратить сопротивление: «Вы самая худшая учительница на свете. - М.б., ты и права, а сейчас откройте учебник на стр.» Если Лена будет продолжать изводить и дальше - придется и дальше с ней соглашаться. Лена почувствует, что у нее нет власти над учителем, чтобы подключить ее в «игру в скандал» и вынуждена будет прекратить выходку. (А почему у вас усы растут? - Наверное, кальция много в организме. Отвечать пойдет...). 2. Менять тему. «Ты вчера смотрела «Поле чудес», там был интересный момент...»

Стадия извержения: используйте технику удаления (временной изоляции) ученика.

Если конфронтация не закончилась на первой стадии, будьте начеку! Взрыв близится. И здесь самым мудрым будет - увести скандалиста от конфликта и зрителей как можно быстрее! Серьезность проступка определяет на какое время и куда мы денем ученика.

Удаление, не покидая классной комнаты (в специально оборудованное место) Удаление в другие классы (В старший или параллельный. Не стоит в младший класс - это может снизить самоуважение ученика, и ему трудно будет в будущем выбрать подходящее поведение). Удаление в специальные помещения (В американских школах это обычная комната) Изоляция в кабинете школьной администрации (В крайнем случае) Предлагайте выбирать. Таня, ты будешь сидеть спокойно, не приставая к Оле, или отправишься в 7А? Я вижу по твоему поведению, что ты выбрала 7А, пожалуйста, отправляйся - и никаких шансов! Пришло время действовать. Этот прием всегда прекращает конфронтацию, т.к. мы не ругаем, не командуем, не заставляем ученика уйти, а предлагаем выбор. Единственный случай, когда этот прием нельзя применить, когда поступок ученика так безобразен или опасен, что ученик должен быть изолирован немедленно. Продолжительность изоляции. Идея изоляции не предполагает заточения на часы, это возможность получить опыт неприятных переживаний в течение нескольких минут. Младшим достаточно 5-10 минут, старшим 15-30 минут. Можно по-другому: предложить ученику самому выбрать время изоляции, сказав, что он может вернуться в класс, когда будет готов вести себя прилично. Если нарушение повторяется, следующее удаление удлиняется без обсуждения его сроков с учеником. Если снова - другое место изоляции + в дополнение - приемы третьей стадии. + во время изоляции - заняться делом.


Стадия разрешения: установите санкции

Все в мире имеет последствия: уронили стакан с водой - вытирайте лужу; дотронулись до горячего - лечите ожог: за все в мире приходится платить. Нарушения поведения также имеют свои последствия, свою расплату.

Выбор санкций Ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать. Если они выбирают поведение, связанное с нарушением границ дозволенного. Наиболее эффективно, если в процессе установления правил и санкций принимают участие сами ученики. Представление санкций. Наиболее эффективная форма: КОГДА ты делаешь (конкретное нарушение), ТО потом (конкретные последствия). Если ты..., то - плохо, т.к. содержит угрозу. Санкции связаны с проступком логически: Света качается на стуле - санкция: постой немного. (Останешься для уборки класса - санкция не связана с проступком Светы) «Привязка» санкций к месту. Санкции за проступок, совершенный в школе, ученик должен получить в школе, а не дома - очень важно. Некоторые учителя удивляются: они хотят привлечь к воспитанию родителей. Важно разделить сферы ответственности, в данном случае поведение ребенка на уроке - это не обязанность родителей, представьте: Не берите сегодня Свету на экскурсию, она поругалась с бабушкой. Соразмерность санкций. Интенсивность и тяжесть санкций д.б. пропорциональны проступку. Санкции применяются не для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, но для того, чтобы научить ребенка выбирать в будущем правильное поведение. (Вера нацарапала свое имя на дверях лаборантской. Соразмерная санкция - выкрасить эту дверь. Несоразмерная санкция - выкрасить все двери или двери туалета. Соразмерная санкция будет незабываемым уроком, но не унизит гордости и чести ученика. Ведь мы хотим воспитать нормальных, уважающих себя учеников, а не врагов на всю жизнь. Созидательные санкции. Созидательность означает, прежде всего, уважительное отношение к личности ученика. Они не закрывают ему пути к хорошему поведению в будущем:

  • не сравнивать с другими;

  • не обвинять;

  • не стыдить и не позорить;

  • не читать мораль и лекций о поведении.

Санкции - это не наказания.

Санкции и наказания похожи, они возникают в ситуации, но наказания не связаны с конкретным поступком, не соразмерны (и потому несправедливы), не созидательны (они разрушительны). Они провоцируют ненависть и антагонизм, делают идеи сотрудничества и партнерства невозможной. Следствия наказаний - обида, ожесточение, оборона. Джеральд Гильберт предлагает следующую классификацию санкций: 1. Лишение или отлагательство прав ученика 1.1. Лишение или отлагательство прав ученика на какую-либо деятельность. Когда ученики злоупотребляют временем, опаздывая, бездельничая и прерывая работу других учеников, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время, лишив их таких видов деятельности, которыми они наслаждаются на отдыхе, на каникулах, в походе и т.д. Можно требовать, чтобы ученики приходили в школу раньше и задерживались после уроков. Плата должна соответствовать количеству отнятого времени и возрастать каждый раз при повторном нарушении. 1.2. Лишение права пользоваться предметами и оборудованием. 1.3. Лишение права доступа в определенные помещения (хулиганство в библиотеке, столовой) 2. Лишение ученика свободы взаимодействия 2.1. Прекращение взаимодействия с другими учениками (изоляция) 2.2. Обязательная встреча с администрацией школы. Если чувство беспомощности - совместная встреча с администрацией. Цель - обсудить, что случилось и план действий, чтобы подобное не повторилось. 2.3. Обязательная встреча с родителями. Часто достаточно позвонить и попросить, чтобы сам ребенок рассказал о том, что случилось. При этом не обязательно говорить о наказании, часто достаточно просто проинформировать. 2.4. Обязательная встреча с милицией. Наркотики, кражи, драки - милиция. В этом помощь детям в умении отвечать за свои поступки и выборы в будущем. 3. Возмещение учеником убытков 3.1. Ремонт, уборка и починка предметов

3.2. Денежное возмещение убытков (Это действенно, если деньги идут действительно из кармана ученика. В этом случае он учится простому правилу: он может ломать, колотить, если может заплатить за покупку такой же вещи, если нет, то он должен отработать в школе (уборщицей, гардеробщицей столько времени, сколько нужно, чтобы оплатить испорченное).


4.Избегание неудач: что делать учителю

Учитель часто не замечает таких учеников, т.к. они НЕ МЕШАЮТ учителю вести урок, НЕ заводят класс, НЕ обращают на себя внимание, НЕ шумят, НЕ перебивают. Они вообще НЕ, вернее, они НИЧЕГО НЕ делают, надеясь, что мы этого не замечаем. Однако базовые потребности таких учеников не удовлетворяются приемлемым способом. Первый шаг - помочь им ощутить свою состоятельность в учении.

Стратегии

Тактики

1-3 стратегии специализированы для учеников, опасающихся поражения. 4-8 годятся для всех, т.к. абсолютно все дети нуждаются в поддержке.

1. Изменять методы объяснения.

1. Использование конкретного материала и компьютерного обучения. На конкретном материале, т.е. на предметах, которые можно потрогать. Часто неуспевающие дети отличаются от успевающих тем, что не усваивают абстрактный материал. Однако их можно научить, если материал удовлетворяет следующим требованиям: а) привлекательность - яркие, цветные, интересные материалы; б) понятность - детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться; в) самоконтроль - дети осознают, что ошибки - простительное явление, если материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали; г) возможность повторно использовать - дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. Затем тот же материал используется, чтобы дети испытали радость безошибочного и легкого выполнения.

2. Учить за один шаг чему-то одному. Учеников, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавить количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, развернутым алгоритмом, позволяющим делать безошибочные действия. Каждый шаг должен получать обратную связь. Каждый маленький шаг - обратная связь. Каждый маленький успех д.б. заметен. Каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться. (Теория поэтапного формирования умственных действий - П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной).

2. Учите детей позитивной речи. Декларация «Я смогу!» перед выполнением задания

«Про себя» ученики часто повторяют: «Я не смогу этого сделать», «Я ничего не понимаю», ... Помогите ученикам изменить внутреннюю речь: «Ты сможешь, если будешь думать, что сможешь» Можно повесить в классе плакат с «заклинаниями»: Я могу это сделать! Я достаточно состоятелен, чтобы сделать работу хорошо! Я могу, когда говорю себе, что я могу! Я могу измениться так, как считаю нужным! Как только ребенок получает задание, в его голове как будто включается заезженная пластинка: «Ты не сможешь, ничего не получится». Чтобы сменить пластинку, попросите ученика с таким поведением вслух повторить следующие две фразы: «Я могу решить эту задачу. Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы» Просите повторять это вслух перед сложным заданием, или когда вы видите признаки подступающей неуверенности.

3. Ищите 2 «плюса» на каждый «минус»

Введите правило: услышав негативное утверждение, высказанное учениками о себе и своей учебе, вслух выскажите о них не менее 2 позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят о себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют неловкость, когда слышат о себе хорошее.

4*. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

В основе индивидуального настроя - страх совершить ошибку. Каждая ошибка для них - доказательство того, что они ничего не могут сделать правильно. Необходимо учить их рассматривать ошибки как необходимую часть процесса обучения: рассказывать о (возможных, типичных) ошибках.

Дети часто видят избирательно: они могут замечать собственные ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них может появляться уверенность, что все вокруг лучше, способнее, чем они. Учитель: нет людей, которые не ошибаются. «Классный пароль» перед тем, как выпустить на перемену - в дверях: сообщить об ошибке, которую сделали сегодня на уроке, в транспорте, дома и т.д. Это неприятно, неловко, поэтому начинает сам учитель. В итоге - ошибки - нормальная часть жизни каждого человека. Ученики перестают чувствовать себя изолированными. Пароль м.б. иным: назовите свою ошибку (в английском), и что вы поняли, благодаря ей. Что можно сделать, чтобы не повторить эту ошибку? Отвечая на эти вопросы, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а не наступать на одни и те же грабли. Он учится от других способам исправлять ошибки. Возможна дискуссия на эту тему.

- показывать ценность ошибки как попытку выполнить задание (отрицательный результат - тоже результат); Больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Поэтому важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом, т.о. мотивируя ученика продолжить работу: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться!» «Эта ошибка - не такая уж большая беда. В конце концов, если бы вы не делали ошибок, я бы потеряла работу!» Известно, что большие промышленные компании награждают призами своих сотрудников за те проекты, которые провалились, тем самым поддерживают нестандартное мышление, экспериментирование, которое часто приводит к успешным преобразованиям. Минимизируйте последствия от сделанных ошибок. Типичная позиция учителя - позиция «красного карандаша», малейшие ошибки он исправляет автоматически. Исчерканная тетрадь - потеря мотивации. Исправляйте 1-2 ошибки за один раз (на одно правило).

5*. Формируйте веру в успех. Ученики должны поверить, что успех возможен. Помогите им построить эту уверенность с помощью приемов, во главе угла которых - обратная связь.

Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, чтобы задание было выполнено безошибочно, и тогда он похвалит ученика, но с такой установкой ждать приходится долго. А если вместо этого уделять внимание ПРОЦЕССУ, а не РЕЗУЛЬТАТУ и замечать каждый маленький шаг вперед? Мы фокусируем внимание на том, что сделано уже сегодня, а не на том, что требуется по нормам или делают другие дети:

- объявляйте о любых вкладах. Любое участие (особенно в устных дискуссиях) отмечается, подчеркивается ценность вкладов, а это одно из 3 условий успешного ученичества.

- раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы. Неважно, насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом и напишите в тетради: каждый хочет слышать о своих сильных сторонах часто и подробно. Опасность «вскружить головы» - глупость. Это мощное орудие, которое может помочь ученику поднять самоуважение и захотеть учиться. «Классный пароль» - сильная сторона

- демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы сможете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы придадите им больше силы, чем любые отметки: «Ты сможешь это потянуть», «Ты из тех учеников, которые смогут это сделать»

- признавайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно ИН, воспринимают любую задачу как трудную. Признайте, что они правы. Избегайте объявлять, что ваши задания легкие. Если ученики не смогут сделать легкое задание, то естественно считают себя глупыми. Вместо этого: «Я знаю, это трудное задание. Имей это ввиду. Но я уверен, что ты справишься с ним» Если ученик справляется с заданием, называемым вами трудным, его самоуважение здорово вырастет.

- ограничивайте время на выполнение задания.

Когда вы ограничиваете время на выполнение задания, ученики, как это ни парадоксально, трудное задание воспринимают как более легкое. Но! Следует объяснить, что ограничение времени обозначает, сколько минут они должны работать над заданием, после чего могут прекратить. Если кто-то хочет продолжить - поддержите его в этом. Если этого не объяснить, то цейтнот будет выглядеть как стрессовый фактор.

6*. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах. Многие взрослые думают, что нужно подчеркивать то, что ребенок делает неправильно в надежде, что в будущем он будет делать это лучше. Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям - это подчеркивание того, что они делают верно. Успех рождает успех

Анализ прошлого успеха. Успех определяется 5 факторами: 1 нашей верой в собственные способности; 2 нашими попытками; 3 помощью других; 4 сложностью задачи; 5 удачей. Ученики могут контролировать только 2 первых фактора. Мы должны помочь им понять, что 2 первых фактора - самые главные составляющие успеха. Если на вопрос: «Ты знаешь, почему тебе удалось справиться с задачей?» Ученик отвечает:» Потому что я верил в успех,... много трудился», подтвердите его точку зрения. Если: «Мне помогли»- «Да, но ты старался и сам, к тому же у тебя были способности (указать, какие). «Задача была легкой» - «Да, но твое усердие сделало ее такой для тебя»... Повторяйте и закрепляйте успехи. Если продвижение к новым задачам затормозилось, не спешите, возвратитесь к успешным задачам и повторите сегодняшние достижения. Они могут с энтузиазмом и удовольствием выполнять задание по пройденному материалу (отшлифованные навыки) и выражать недовольство сегодняшним заданием.

7*. Делайте процесс обучения ощутимым

Одна из причин, по которой ученики не верят в свои способности - это то, что они не ощущают процесса. 3 в 1 и во 2 четверти. Прогресса нет?

Наклейки «Я могу!» Альбомы достижений. Рассказы о вчера, сегодня, завтра.

8*. Признание достижений

-Аплодисменты;

- звезды и наклейки;

- награды и медали;

- выставки;

- позитивная изоляция;

- самопризнание.


Подведение итогов (10 -15 минут)

Эти 4 мотива выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс.

Каковы бы ни были цели плохих поступков учеников, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель

нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на эффективный. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Какое решение примет наш ученик зависит от учета нами скрытой цели его плохого поведения. Учитель только может помочь ученику почувствовать себя полноценным участником школьной жизни приемлемыми способами. Традиционно воспитание - это целенаправленное воздействие... Сегодня воспитание - это такое взаимодействие с ребенком, которое способствует его личностному росту, порождающее стремление к зрелости.

(Раздаются распечатки «Стратегий и технологии налаживания конструктивного взаимодействия «Учитель – ученик»»)

Эффективность мероприятия:

  • конструктивное взаимодействие педагогов с детьми «группы риска»;

  • нормализовалась дисциплина на уроке;

  • снижение численности детей на ВШУ.

Литература:

Использовались материалы

1.Егорычева И. Д. «Как наладить контакт с любыми подростком на уроке» Методическое пособие.

4.Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины.- М.: Генезис, 2004

5. Макдауэлл, Джош. Как стать героем в глазах ребенка.- М.: «Протестант», 1995.- 288 с.

2.Семинар для педагогов

Актуальность. «Это очень трудный класс, с ним невозможно работать! Эту фразу можно услышать в каждой школе. «Трудные классы» - это головная боль классных руководителей. Учителей – предметников, некоторых родителей и конечно, школьных психологов. Именно от них ждут маленького чуда, надеются на то, что за пару часов они смогут превратить «трудный класс» в образцово – показательный.

Практика работы показывает, что «трудным» классам можно эффективно помогать. Рассматривая их «трудность» как симптом нарушений в процессе школьной адаптации, обращаясь к классу как единому, целостному организму. И с помощью просвещения педагогов об этих проблемных зон можно помочь как в учебном процессе, так и в воспитательном. Предлагаем вам разработанный семинар, который формирует эффективность работы с «трудным классом».

Тема: «Неуправляемый» и «Немотивированный класс»

Цель семинара: создание условий для формирования у учителей мотивации эффективно работать с «трудным классом».

Задачи семинара:

  1. Нормализация чувств, связанных с работой в «трудном классе».

  2. Анализ особенностей «трудного класса».

  3. Постановка педагогических задач в работе с «трудным классом».

Участниками семинара являются педагоги.

Продолжительность семинара – 2 часа.

Форма организации занятия: «спор - стол».

Материалы: бумага для записи, ручки.

Место и срок проведения: 2012-2013 год, кабинет социально-психологической службы.

План семинара:

  1. Вступительное слово ведущего (5 минут).

«Это очень трудный класс, с ним невозможно работать! Эту фразу можно услышать в каждой школе. «Трудные классы» - это головная боль классных руководителей. Добрый день, уважаемые педагоги, вы наверно догадались, по моей фразе, о чем пойдет речь. Тема нашей с встречи звучит так: «Неуправляемый» и «Немотивированный класс».

(даются определения педагогами, а затем ведущим: «немотивированный» «неуправляемый» класс)

  1. Определение специфических особенностей данного класса (10 – 15 минут)

в кругу обсуждается вопрос «В чем сложность работы с данным классом?» целесообразно предложить педагогам высказаться по очереди. Сформулированные трудности фиксируется ведущим на доске. Важно формулировать их как можно более четко. Например, высказывания типа «их не возможно учить» не несут в себе конкретной информации и требует наводящего вопроса: «В чем это проявляется?» в том. Что они усваивают материал слишком медленно? Или в том. Что, их трудно чем – то заинтересовать? Или в том, что постоянно нарушается учебная дисциплина?

3. информирование о результатах психодиагностического обследования класса (10-15 минут)

Ведущий рассказывает педагогам о результатах психодиагностики класса; по результатам сообщения уточняется или дополняется представленный список на доске список трудностей.

4. Проектирование изменений в работе с данным классом (40- 50 минут)

Организуется групповая дискуссия. В процессе которой анализируется список трудностей, возникающих в работе с данным классом. Необходимо разделить трудности на две группы: «те которые нужно принять как данность, потому что изменить это невозможно» и «те, с которыми можно что-то сделать».

Таким образом, формулируется конкретные педагогические задачи в работе с «трудным классом» (в нашем случае они оказались вполне предсказуемо связанными с формированием учебной мотивации: педагоги пришли к выводу, что именно ее отсутствие лежит в основе остальных бед).

Следующим шагом является работа по планированию конкретных шагов для решения поставленных задач. Она организуется в случайным образом созданных малых группах по классической схеме «мечтатели – скептики - реалисты». На первом этапе каждая группа получает лист с заголовками «Мечтатели», на котором предлагает все возможные пути достижения желаемого результата (в нашем случае – пробуждения интереса к учебе). Важно четко объяснить. Что на этапе «мечтаний» право на то, чтобы быть зафиксированной, имеет любая, даже самая безумная идея. Работа ограничивается по времени 5-7 минутами, после представления группами результатов своей деятельности на доске появляются обобщенный список идей, например:

  • Экскурсии (в Зоологический музей, Музей артиллерии, Пушкинские Горы и т.д.);

  • КВН по различным предметам;

  • Подготовка и проведение уроков или других мероприятий в младшей школе;

  • Организация уроков – инсценировок;

  • Выставка – демонстрация «Физика и цирк».

Второй этап – «скептический» - предназначен для критики идей по принципу: «это не реально, потому что…» (нет средств, времени у педагогов, требует слишком большой подготовки и т.д.) в нашем случае критика осуществлялась в общем кругу.

Третий «реалистичный» этап проводится в малых группах, сформированных по принципу «предметной близости». Она не задается ведущим, а возникает сама на предварительных этапах работы. К этому моменту педагоги уже видят, с кем из своих коллег они могли объединить усилия (в нашем случае рабочую группу создали учителя математики и русского языка). Каждая группа планирует конкретные мероприятия, определяет сроки их проведения. На завершающем этапе создается общий план работы, происходит «стыковка» сроков запланированных мероприятий. Он может выходить за рамки учебной четверти и даже одного учебного года.

Оформленный план работы предоставляется администрации школы, которая контролирует его выполнение.

5. Подведение итогов (10 -15 минут) кроме классического шерринга, подведение итогов включает в себя информирование педагогов о запланированной психологической работе с классом, сроки проведения, целях и задачах следующего семинара для педагогов, времени и месте проведения индивидуальных консультаций для педагогов.

Эффективность занятия:

  • конструктивное взаимодействие педагогов с «трудным классом»;

  • нормализовалась дисциплина на уроке;

  • снижение численности детей на ВШУ.

Литература:

  1. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

  2. Макдауэлл, Джош. Как стать героем в глазах ребенка.- М.: «Протестант», 1995.- 288 с.

Таким образом, данные методические разработки для педагогов оказали помощь во взаимодействии с детьми «группы риска» и стали рычагом понижения неуспеваемости, конфликтов. Снизилось количество школьников, стоящих на ВШУ (2012-2013 -9 учеников, 2013-2014 - 7 учеников.


Организация работы с педагогами по профилактике социально - негативных явлений. Конструктивное взаимодействие: «Учитель - ученик».
  • Классному руководителю
Описание:

Организация работы с педагогами по профилактике

социально - негативных явлений.

Конструктивное взаимодействие:  «Учитель - ученик».

В настоящее время педагогам все сложнее и сложнее находить общий язык с детьми «группы риска», а особенно, если в школе есть «трудный класс». Как работать? Как взаимодействовать? Как наладить «партнерские отношения с этими агрессивными, озлобленными, ленивыми, равнодушными ко всему, кроме весьма сомнительных удовольствий, подростками, куда деть их пьющих родителей и ужасную наследственность?..» Непонятно, КАК это сделать!  Данные разработки, как раз про все эти КАК.

Из опыта работы предоставляю педагогические разработки: «Как наладить контакт с любым подростком на уроке» , «Неуправляемый и немотивированный класс».

1.«Как наладить контакт с любым подростком на уроке?»

Цель: создание условий для формирования у педагогов конструктивного взаимодействия с «трудным ребенком».

Форма занятия: «круглый стол» с чаепитием.

Место и срок проведения: 2012-2013 год, кабинет социально-психологической службы.

Продолжительность: 1 час.

Оборудование: презентация, бумага для записи, ручки, доска.

Введение (2-3 минуты)

Подросток… Мы произносим это слово, и сразу возникает такая гамма чувств, переживаний, острых ситуаций, нерешенных проблем; предстает некий собирательный образ или лица конкретных ребят, взаимоотношения с которыми как-то не складываются. Ершистые, недоверчивые, агрессивные, равнодушные, срывающие уроки, безразличные к нравственным нормам, не желающие принимать участие в каких-то мероприятиях. Порой опускаются руки в бессилии что-либо изменить, как-то повлиять на ситуацию. Но давайте посмотрим, что мы, собственно, делаем, как пытаемся изменить что-то не устраивающее нас (ведущий выписывает на доске возникающие проблемы на уроке,  которые перечисляют педагоги, затем обсуждаются, как они борются с ними) (5-10 минут)

Давайте рассмотрим основные законы школьной жизни, на которых строится поведение учеников. (5-7 минут)

1 закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2 закон. Любое поведение подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

3 закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4 целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудач.

Привлечение внимания. Некоторые ученики выбирают плохое поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя.

Власть.  Некоторые ученики плохо ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведение: «Ты мне ничего не сделаешь» и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть.  Для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребятам или всему классу.

Избегание неудачи.  Некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.

Каждый из вас сейчас узнал «своего ученика», который вечно мешает и портит дисциплину в классе.

Давайте теперь подробнее рассмотрим, в чем причина такого поведения.

 «Плохое поведение»: основные мотивы, характеристики и конструктивные действия учителя.

Часто причиной плохого поведения учеников бывает потребность в особом внимании к себе. Мы все нуждаемся во внимании, не желаем чувствовать себя пустым местом. Но есть дети, которые никогда не удовлетворены оказываемым им вниманием. Им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется недостаточно. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых - демонстративность.

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Их тактики различны, но, как правило, они не действуют без зрителей. Им нужны свидетели их власти. Они провоцируют нас перед классом, и мы чувствуем, что если проиграем эту схватку, то в глазах всего класса и даже школы до конца года останемся с ярлыком «проигравший». Мы как бы всегда под угрозой, под давлением таких возможных ситуаций. Это вызывает тревогу и напряжение. Дети, которые демонстрируют поведение, направленное на привлечение внимания и даже властолюбивые дети иногда могут быть нормальными, обаятельными и симпатичными людьми. Учеников, выходки которых продиктованы местью, такими не назовешь. Они выглядят злыми, угрюмыми даже когда бездействуют. Этих учеников можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов по отношению к другому: злобный, подлый, гадкий и т.д. Ученик мстит за нанесенные ему обиды - реальные или вымышленные. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослый (сильный) ответил применением силы. Зерна обиды прорастают мстительностью, выходка может последовать через 2 минуты, 2 недели, 2 года, но обязательно последует.... Опознать избегание неудачи как скрытую цель нарушения поведения непросто. Это «тихие саботажники». Они доставляют меньше беспокойства, чем выше описанные. Они не нарушают школьных правил и требований. Проблема лишь в том, что они редко вступают в контакт с учителем и одноклассниками. Они обычно в стороне, в изоляции.

Какие меры реагирования мы можем использовать в этих случаях. (40 - 45 минут)

(рассматриваем стратегии и на примерах отрабатываем технику в практике)

 

 

Литература:

Использовались материалы

1.Егорычева И. Д. «Как наладить контакт с любыми подростком на уроке» Методическое пособие.

4.Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины.- М.: Генезис, 2004

 

5. Макдауэлл, Джош. Как стать героем в глазах ребенка.- М.: «Протестант», 1995.- 288 с. 

Автор НАЛОБИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 865
Номер материала 31585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓