Главная / История / Организация работы с исторической терминологией с целью раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности

Организация работы с исторической терминологией с целью раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности














«Организация работы с исторической терминологией с целью раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности»






Выполнила:

Омельченко Ирина Викторовна

учитель истории

МАОУ СОШ д. Ямник

Демянского района









Одним из условий успешности ученика на уроке истории является его умение понять исторический текст. Любой исторический источник так и останется «немым» для читателя-учащегося, если не начать его изучение с основополагающей терминологии.

В стандартах основного общего образования по истории к выпускнику предъявляется требование уметь «объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов».

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают способность применять понятийный аппарат исторического знания для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, о чём сказано в примерной программе по истории.

В ходе диагностики на уроках истории в начале учебного года нами проверяется понимание школьниками общеучебных терминов и базовых исторических понятий. Предлагаются задания на сравнение понятий, нахождение общих признаков и различий, на умение обобщать. Результаты показывают, что учащиеся не знают многих терминов исторической направленности; знания о терминах, полученных в первые годы изучения истории, быстро утрачиваются; представления о ряде терминов носят искажённый характер. Это является главным препятствием в понимании текста учебника и объяснения учителя.

Работа с понятийным аппаратом является важной частью преподавания общественных дисциплин. Очень важно добиться единого понимания встречающихся терминов всеми учащимися.

Терминология- это «совокупность терминов, употребляемая в какой- либо области знания, искусства, общественной жизни».

Термин- «слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определённого понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п. »

Понятие- « мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения».

Специалисты считают, что «обучение понятиям - первейшее дело, касающееся почти всех учителей», а « цель формирования большинства научных понятий состоит в том, чтобы научить человека ориентироваться с помощью этих понятий в соответствующей области действительности: распознавать явления, сопоставлять их, обнаружить свойства, характерные для объектов данного класса».

Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий.

Методисты А. А. Вагин, В. Г. Карцов, А. И. Стражев обращали внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обогащения и конкретизации их содержания. От урока к уроку раскрывались их новые стороны, существенные признаки, связи, отношения с другими понятиями.

Психологи А.З. Редько, Л. М. Кодюкова ещё в 50-ые годы доказали, что понятия могут усваиваться только в определённой последовательности: от наглядных представлений – к первоначальным понятиям, от менее сложных - к более сложным; от понятий, допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, - к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия.

Таким образом, актуальность моего исследования определяется тем, что в современной методике недостаточно уделено внимания организации работы с исторической терминологией и есть необходимость создания специального подхода к работе с терминологией на уроках истории.

Сущность моей педагогической идеи в подборе упражнений по работе с понятиями и разработке алгоритма по решению конкретной учебной задачи.


1.Упражнения по работе с понятиями:


1.Сравните понятия:

  • крестьянин – раб

  • рабочий- крестьянин

  • раб – рабочий


2.Какое понятие лишнее:

  • барщина, оброк, рабочий, феодал, крестьянин;

  • монархия, абсолютизм, республика, мануфактура, конституция;

  • политика, государство, фабрика, демократия, власть.


3.Составь предложение с использованием данного понятия:

  • погосты. Погосты установила княгиня Ольга.

  • опричнина. В период опричнины Иван Грозный добился усиления своей власти.

  • ценз. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом.


4.Подбери синонимы к слову:

  • фараон – правитель, царь, король;

  • страна – государство, Отчизна, Родина;

  • налог – оброк, десятина, полюдье.


5.Объясни смысл и происхождение народных пословиц, поговорок, встречающихся в тексте:

  • «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

  • «Пропал как швед под Полтавой».

  • «Пусто, словно Мамай прошел».


2.Алгоритмы по решению конкретной учебной цели.


Задача на развитие умения детально рассматривать понятие.

Решаем по алгоритму:

1. Вычленение существенных признаков из определения понятия.

2. Подбор фактов, событий раскрывающих понятие.

3. Подведение существующих признаков под понятие.


Рассмотрим предложенное правило работы на примере термина агрессия.


1.Выберем из словарей наиболее удачное определение термина. Агрессия – это «вооружённое нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и насильственного подчинения своей власти». Выделим из определения существенные признаки: вооружённое нападение, захват территорий других стран, подчинение своей власти.


2.Термин агрессия может найти применение при анализе следующих исторических событий: Великая Отечественная война (1941-1945гг.); нашествие армии Наполеона на Россию (1812г); Первая мировая война (1914-1918гг.) и др. Для удобства в работе изучаемый термин, его существенные признаки, факты, события разнесём в таблице.



Термин

Существенные признаки

Факты, события

Агрессия

1.Вооружённое нападение

2.Захват территорий других стран

3.Подчинение своей власти

1.Великая Отечественная война

2.Нашествие армии Наполеона на Россию

3.Первая мировая война


3.Имея таблицу, учащиеся подводят существенные признаки под событие. Великая Отечественная война (1941-1945гг) со стороны Германии характеризуется: внезапным нападением на Советский Союз, стремлением захватить территорию страны, подчинением СССР Германии и установлением на его территории власти захватчиков. Все признаки, характеризующие войну со стороны Германии, отчетливо квалифицируются как агрессия.


Задача на развитие умения увязать термин с историческими фактами, встречающимися при чтении учебника, другого источника.

Решаем по алгоритму:

1.Выписка определений изучаемых терминов.

2.Выделение исторических рамок, которые вписываются в реализацию терминов.

3.Запись конкретных фактов, имеющих место в истории и подпадающих под сущность определений.


Для примера возьмём термины национализация, конфискация и экспроприация в России 20 века.

1.Выпишем определения изучаемых терминов.


Национализация

Конфискация

Экспроприация

Переход от частной собственности в собственность государства предприятий и целых отраслей экономики, земель, банков, жилых и общественных зданий.

Принудительное и безвоз-

мездное изъятие денег, имущества в собственность государства. Применяется

как мера дополнительного наказания.

Принудительное лишение собственности одного общественного класса другим.


2.Выделим исторические рамки (периоды, годы), которые вписываются в реализацию названных терминов.


На всём протяжении 20 века

На всём протяжении 20 века

Особенно в 1917-1918гг.


3.Выпишем конкретные факты, имевшие место в истории России 20 века, подпадающие под названные определения.


Начало века (частично) 1917-1918гг: крупная промышленность, транспорт, внешняя торговля, частные банки.

Начало 20 века – у преступников. 1917г-у имущих слоёв населения. В годы Гражданской войны – у противников советской власти. В сталинские времена – у «врагов народа».

Имущественные слои (классы) были лишены собственности в пользу государства.


Изучение фактов в системе и взаимосвязи дает возможность учащимся уяснить характерные черты, существенные признаки понятия.


Задача на развитие умения работы с терминами, имеющими некоторые общие признаки.


Для примера возьмём термины синдикат, трест, концерн в России 20 века.


Признаки

Синдикат

Трест

Концерн

Общие




Частные

Объединение предприятий (фирм) определённой отрасли (для концерна – отраслей);

Централизованное управление

Распределение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую контору.


Монополистическое объединение, включающее предприятия промышленности, транспорта, торговли и банковской сферы. Участники сохраняют формальную самостоятельность, но подчиняются контролю финансовых магнатов, возглавляющих его.


Ознакомившись с общими и частными признаками, учащиеся находят, какие российские и международные экономические структуры начала 20 века, встречающиеся в тексте учебника, подходят под изучаемые термины.


«Продуголь»

«Нобель- мазут»

«Продаруд»

«Продамет»

Табачная промышленность

«Русская генеральная нефтяная корпорация»

«Коломно - Сормово»


Такой подход предусматривает систематическую работу с учебным материалом на уроках истории и обществознания. Новизна работы в том, что созданный специальный подход к работе с терминологией способствует становлению устойчивых знаний, развитию умения понять исторический текст. Данные диагностики свидетельствуют о том, что учащиеся

  • стали лучше сравнивать понятия, обобщать их, находить лишнее, подбирать синонимы к слову;

  • научились детально рассматривать понятие, вычленять существенные признаки;

  • развили умение увязывать термин с историческими фактами;

  • научились работать с терминами, имеющими общие признаки, передавать содержание исторического материала с использованием понятий.


Приобретение таковых умений повлияло на качество успеваемости.

Работая над данной проблемой, мною были созданы упражнения по терминологии, презентации, разработаны конспекты уроков-практикумов. Практическая значимость работы определяется тем, что предложенный подход позволит выработать умение правильно и активно пользоваться историческими терминами, отбирать их для выражения мысли и передачи материала исторического содержания. Эти разработки могут представлять интерес для учителей истории и обществознания, могут быть использованы на уроках по программам традиционного обучения и коррекционно-развивающего, при подготовке к итоговой аттестации. Мой опыт получил положительную оценку школьного методического объединения учителей социально-гуманитарного цикла, транслировался в рамках методического объединения учителей истории района.

























Литература:


  1. Киселёва Н.Б. Как помочь неуспевающим на уроках истории. Преподавание истории и обществознания в школе. № 4, 2008

  2. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: методическое пособие. – М.,2001

  3. Словарь русского языка. В 4 т. – М., 1985 – 1988

  4. Сологуб С.В. Как работать с понятиями и терминами на уроках обществознания. Преподавание истории и обществознания в школе. № 6, 2008

  5. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М., 2001

  6. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М., 2002

  7. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. – М., 1984

  8. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.,2002

  9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М.,1975



8


Организация работы с исторической терминологией с целью раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
  • История
Описание:

 В современной методике недостаточно уделено внимания организации работы с исторической терминологией и есть необходимость создания специального подхода к работе с терминологией на уроках истории.

 

Сущность моей педагогической идеи в подборе упражнений по работе с понятиями и разработке алгоритма по решению конкретной учебной задачи.

 

Данная работа может представлять интерес для учителей истории и обществознания, может быть использованы на уроках по программам традиционного обучения и коррекционно-развивающего, при подготовке к итоговой аттестации. Практическая значимость работы определяется тем, что предложенный подход позволит выработать умение правильно и активно пользоваться историческими терминами, отбирать их для выражения мысли и передачи материала исторического содержания.

Автор Омельченко Ирина Викторовна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 595
Номер материала 5849
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓