Организация работы по повышению
качества подготовки учащихся начальных классов
Вопрос по повышению качества подготовки учащихся к
итоговой аттестации перед учителями начальной школы встал особенно в связи с
переходом на новый ФГОС. На заседаниях методического объединения поднимаем
вопросы о качестве преподавания, дифференциации обучения, выявляем причины и
принимаем соответствующие решения. Систематически проводим практикумы:
«Развитие творческого потенциала учителя и ученика», «Мотивация обучения»,
«Развивающие игры на уроках», «Виды самостоятельных работ на уроках»,
помогающие овладеть педагогам различными методами мотивации учащихся. Мы активно
внедряем в практику наиболее эффективные педагогические технологии, которые
позволяют учителям нашей школы добиваться хороших педагогических результатов.
Это:
- системно-деятельностный подход
- проектная технология
- технология проблемного обучения
- технология уровневой дифференциации
- компьютерные, информационные технологии
- групповые технологии
- игровые технологии
Обучение не может быть качественным, если оно не
личностно ориентировано, если не созданы условия для развития каждого ребенка.
Поэтому если учитель качественно готовится к уроку, то и результаты будут
качественными. При подготовке к уроку нужно спланировать не только деятельность
учителя, но и работу ученика, направленную на достижение прочных знаний и
формирование творческого мышления. Нужно предусмотреть достижение не только
предметных результатов, но и личностных, и метапредметных.Участвуя в областном
конкурсе «Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС»,
трудным для меня было определить, какие учебные действия будут сформированы у
учащихся на каждом этапе урока. В этом мне помогла кандидат педагогических наук
Гурбатова Елена Романовна. Она приезжала в нашу школу и проводила с нами
консультации. Несколько раз консультировала меня Земскова Валентина
Вениаминовна. При подготовке к уроку нужно четко поставить цели и задачи по
теме урока, определить тип урока. На экране видите тему, цель и задачи урока,
который я проводила для учителей региона. Это структура урока. Этапы урока.С
первых уроков учащиеся используют приемы само- и взаимопроверки. Используем
карточки самооценки умений учащихся.–Учился ли ты сегодня на уроке(укажи да или
нет» Дети ставят + или -. Само- и взаимооценку осуществляем с помощью
смайликов, с помощью сигнала «Светофор». Если у детей нет вопросов по теме
урока, путь открыт, они могут идти дальше и показывают зеленый сигнал, если
дети сомневаются в своих знаниях, не могут с уверенностью сказать, что все
поняли, они показывают желтый сигнал. Красный сигнал – стоп. Он говорит о том,
что материал не понят, идти дальше нельзя.
Очень важное условие – психологический настрой на
уроке. Следует обращать внимание на детей не только в начале урока, но и на их
вид после окончания урока. Учителя начальных классов используют много приемов,
которые расскажут о настроении ребенка в начале урока и в конце урока. Это и
сигнальные карточки, цвет карандаша, разные ступеньки, на которые может встать
ребенок и т.д. Психологический комфорт должен поддерживаться на протяжении
всего урока. На каждом уроке мы создаем ситуацию успеха, создаем ученику
возможность дальнейшего роста, ставим конкретные цели и задачи, подключая к ним
самих учащихся, используем задания на опережение, обучаем через диалог, через
интерес. Считаю, что если ученику интересно в школе, то даже пропусков у него
будет меньше. У него есть желание учиться, а не болеть. В нашем классе
пропусков мало. Если же ребенок пропустил занятия, то работа с ним проводится
так, чтобы он не отстал от программы. Это и индивидуальные занятия, консультации
для родителей. Главное – научить ребенка учиться.
Обучение с использованием компьютерных технологий
приводит к резкому повышению эффективности усвоения материала, активизации
мыслительной деятельности учащихся, выработки у них высокой культуры
умственного труда, их развитие, желание и умение самостоятельно овладевать знаниями.
Большинство рабочих мест учителей начального звена оснащено АРМ.
Формирование и развитие УУД,
интеллектуальных способностей – прямая задача учителя, работающего на
выполнение стандарта образования. Эти вопросы должны быть постоянно на
самоконтроле учителя. Только решая в совокупности обозначенные вопросы, можно
добиться повышения качества обученности учащихся и эффективности урока,
замотивировать учащихся на положительные результаты в учении и развивать
интеллектуальные способности.
Контроль за качеством знаний, разработка его
содержания, анализ результатов контроля, с целью коррекции содержания
образования, форм организации деятельности учащихся на уроках – одно из
важнейших показателей качества знаний.
В 2013-2014 учебном году контроль качества обучения
осуществлялся согласно календарно-тематическому планированию. В течение года
проводился мониторинг результатов успеваемости по русскому языку и математике в
виде контрольных работ, тестов.Итоги анализируем и обсуждаем. Главный
показатель творческой работы педагога – достаточные знания обучающихся, которые
начинают овладевать УУД. Мониторинг качества знаний проводим с 1 класса. На
экране видите навыки чтения в 1 классе
№ п/п
|
ФИ
учащегося
|
Звуковой анализ
|
Деление слов на слоги
|
Постановка ударения
|
Вид чтения
|
Правильность
|
Выразительность
|
Понимание
|
Чтение наизусть
|
Составление рассказа
|
Речевое развитие
|
Пересказ
|
1.
|
Афанасьев
Д.
|
С
|
В
|
С
|
Сл
|
В
|
С
|
В
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
2.
|
Баранов
Н.
|
С
|
С
|
Н
|
Сл
|
С
|
С
|
В
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
3.
|
Белянкин
В.
|
С
|
С
|
С
|
Сл
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
4.
|
Благов
М.
|
В
|
В
|
С
|
С+
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
5.
|
Блинов
В.
|
Н
|
Н
|
С
|
С+
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
6.
|
Гребнов
М.
|
В
|
В
|
В
|
С+
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
7.
|
Горюнов
В.
|
С
|
С
|
В
|
Б
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
В
|
В
|
8.
|
Дудуева
С.
|
Н
|
С
|
Н
|
Б
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После проведения проверочной работы по русскому языку и математике результаты
оформляем в виде таблиц.
№
задани
|
Блок содержания
|
Объект контроля
|
Выполнили задание правильно
|
№1
|
Фонетика
|
Умение определять ударение в
слове
|
24 уч-ся – 100%
|
№2
|
Орфография
|
Умение проводить орфографический
анализ слова
|
18 уч-ся - 75%
|
№3
|
Фонетика
|
Умение различать звонкие и
глухие согласные, мягкие и твердые согласные
|
20 уч-ся – 83%
|
№4
|
Словообразование
|
Различение однокоренных слов и
различных форм одного и того же слова
|
21уч-ся – 86%
|
В конце учебного года для учащихся 1-3 классов была
дана диагностическая работа. Цель: определение уровня сформированности
отдельных матапредметных и личностных результатов к концу обучения в каждом
классе начальной школы.
Работа состояла из двух вариантов, одинаковых по
уровню сложности. Работа каждого варианта состояла из 7 заданий. Задания
предлагались с выбором ответа, со свободным ответом. В работу включены задания
базового и повышенного уровня сложности. Результаты выполнения диагностической
работы.
Оценка выполнения заданий диагностической работы
|
|
|
Уровень сформированности универсальных
учебных действий, необходимый для успешного продолжения обучения повышенный
|
Уровень сформированности универсальных
учебных действий, необходимый для успешного продолжения обучения
базовый
|
Недостаточный уровень сформированности УУД,
обеспечивающий качество умения учиться ниже базового
|
15-14 баллов
|
8-13 баллов
|
7 и менее баллов
|
28 – 40%
|
42 – 60%
|
|
Учителя начальных классов проводят большую работу с
одаренными детьми. Ежегодно проводим олимпиады по русскому языку, математике и
окружающему миру. Каждый ребенок получает грамоту за победу или участие в
олимпиаде.
Участие во всероссийской
олимпиаде по русскому языку, математике, окружающему миру, экологии в 2013 –
2014 учебном году. Хочется похвалить учителей бывших 4 классов. У них 6 грамот
муниципального уровня.
Класс
|
Школьный
уровень
|
Муниципальный
уровень
|
Результаты
|
2
класс
|
27уч.
|
|
3
победителя, 6 призеров школьного уровня
|
3
класс
|
36уч.
|
|
4победителя,
8призеров школьного уровня
|
4
класс
|
27уч.
|
24
|
3
победителя , 6 призеров школьного уровня;
1
победитель и 2 призера по окружающему миру, 1 призер по математике, 1 призер
по русскому языку, 1 победитель по экологии муниципального уровня
|
Участие учащихся начальной
школы во всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах за последние 3 года
и результаты.
Учебный
год
|
Название
|
Количество
участников
|
Результаты
|
2011-2012г.
|
1.Конкурс
«Русский медвежонок»
2.Мультиолимпиада-марафон
«Муравейник – 2012»
3.Эвристическая
олимпиада «Совенок»
4.Математический
конкурс «Кенгуру»
|
10
51
3
4
|
17
победителей, 5 призеров.
|
2012-2013г.
|
1.Конкурс
«Русский медвежонок»
2.Конкурс
«Центр поддержки талантливой молодежи»
3.Эвристическая
олимпиада «Совенок»
|
26
27
12
|
3
призера
4
призера
1
победитель, 2 призера
|
2013
- 2014г.
|
1.Конкурс
«Русский медвежонок»
2.Конкурс
«Центр поддержки талантливой молодежи»
3.Олимпиада
проекта «Инфоурок»
4.
Конкурс «Интеллект-экспресс»
5.
Конкурс по чтению «Кот ученый»
|
16
21
17
9
3
|
5
призеров
4
победителя
1
победитель, 3 призера
|
Учащиеся активно участвуют и
в конкурсах по воспитательной работе. Я выписала участие в конкурсах и
эстафетах 2 «А» класса в 2013-2014 г. и результаты.
Всего
дети получили 106 грамот, дипломов и благодарностей. Очень важно чтобы каждый
ребенок получил грамоту. Нам взрослым приятно, когда хвалят, а детям вдвойне.
Также учащиеся принимают активное участие в
проектной деятельности. В прошлом году во вторых классах дети приняли участие в
проектах:
1.
«Родное
село»
2.
«Красная
книга, или возьмем под защиту»
3.
«Профессии»
4.
«Моя
родословная»
5.
«Мой
любимый писатель-сказочник»
6.
«Города
России»
7.
«Газета
«День Победы – 9мая»
В этом году работали над проектом «Богатства,
отданные людям». В своих проектах не забывают нас, учителей. Многие проекты
связаны со своей семьей, с людьми, которые живут рядом. Поэтому дети с
удовольствием занимаются этой работой. Родители всегда готовы помочь и стать
активными участниками.
Ежегодно в школе проводится неделя детской книги.
Цель: способствовать активизации познавательной сферы обучающихся для повышения
мотивации обучения. Дети с удовольствием участвовали в различных мероприятиях:
посещали библиотеку «Золотой Ключик», участвовали в проекте «Мой любимый
писатель-сказочник», инсценировали сказку «Обманом не проживешь», проводили
викторину «Мягкие лапки, а в лапках царапки».Ребята читали стихи, сами сочиняли
потешки, загадывали загадки. Такие мероприятия для детей – праздник. Учиться
надо интересно. Тогда учение может быть успешным.
Большую помощь в организации учебно-воспитательного
процесса оказывают родители учащихся. Основными формами работы с родителями
являются: родительские собрания, родительский всеобуч, индивидуальные беседы и
консультации. Во время бесед имеем возможность познакомиться с микроклиматом в
семье, обговариваем волнующие родителей проблемы. Беседы проводим не только с родителями
слабоуспевающих детей, но и с родителями одаренных детей. Привлекаем родителей
к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Они участвуют в акции
«Поможем собрать детей в школу». Совместно проводим дни здоровья, праздники,
экскурсии. Они всегда могут посетить любой урок.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что вся
научно-методическая работа МО учителей начальной школы направлена на
стимулирование самообразования учителей, на формирование устойчивой мотивации к
совершенствованию своей научно- теоретической, методической и
психолого-педагогической подготовленности, на успешное взаимодействие учителя и
ученика, на повышение качества знаний учащихся.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.