Главная / Другое / «Организация работы над текстом на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера».

«Организация работы над текстом на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера».


Обобщение опыта работы по теме:

«Организация работы над текстом на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера».

Проводимые в нашей стране реформы влекут за собой падение духовности, пересмотр системы ценностей, исчезновение чётких ориентиров. Ребёнок окружён множеством привлекательных вещей. Эти интерактивные – движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие – живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, сенситивном для врастания в книжную культуру и определяющем все интеллектуальные перспективы человека. Дети плохо ориентируются в мире детской литературы, не посещают библиотеку, речь школьников бессвязна, содержит много ошибок. В результате они пассивны на уроках, неуверенны в собственных силах, нет интереса к учению. Необходимо воспитать любовь к книге, приобщить учащихся к чтению с раннего детства. Одним из возможных способов решения данной проблемы является урок литературного чтения.

Литература является нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь ребенка. Но нравственные ценности не приходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском возрасте. Значит именно в школе необходимо пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, многозначности художественного слова, его нравственного потенциала. Необходимо построить работу так, чтобы научить детей постигать сущность читаемого, понимать его содержание, оценивать поступки героев, делать соответствующие выводы. Назрела необходимость преодолеть все эти недостатки, найти пути их исправления. В настоящее время проблема стоит наиболее остро и актуально, что и определило выбор данной темы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: Организация приемов работы над текстом на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.



Цель опыта:

Обосновать систему заданий творческого характера для работы над текстом на уроках литературного чтения.

Задачи:



- поиск путей развития интереса к художественному произведению, стремления к чтению;

- систематизация разнообразных приемов работы на уроках литературного чтения, разграничение их на группы;

- анализ влияния данной системы на достижение целей, обозначенных стандартом начального общего образования по литературному чтению;

- развитие познавательной активности учащихся, способности самостоятельно решать нестандартные задачи



.

Этапы работы:



- подготовка к восприятию произведения;



-первичное знакомство с текстом;



-проверка первичного восприятия текста;



-повторное чтение;



-анализ произведения;



-подготовка к выразительному чтению.







Виды упражнений:



-упражнения для развития техники чтения;



-упражнения для понимания смысла текста;



-упражнения для формирования навыков выразительного чтения;



-упражнения для развития творческих способностей обучающихся.



1 глава.



Чтение должно стать для

ребенка очень тонким инструментом

овладения знаниями и вместе с тем

источником богатой духовной

жизни.

В.А.Сухомлинский



Понимание и осознанность – ведущие стороны в овладении детьми навыком чтения. К.Д.Ушинский почти как афоризм сформулировал эту мысль: «Читать - это еще ничего не значит; читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». Русский методист Д.И.Тихомиров расширил эту форму. Он утверждал, что буквально с первых шагов обучения надо «приучать школьника проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием». Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер.

Известный учёный и педагог В.Н. Зайцев в своих исследованиях пришёл к выводу, что техника чтения не ниже 120 слов в минуту даёт возможность ученику успешно учиться в 5 классе. Этому важному умению учит начальная школа. Как же сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если маленькие школьники не хотят читать? Эти вопросы волнуют многих учителей начальной школы, заставляют искать, пробовать, накапливать материал, использовать разнообразные методы и средства обучения, которые дают положительный результат, вносят в урок оживление, делая его интересным и продуктивным. «Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка»,- писал В. Сухомлинский. Важнейшим итогом обучения литературному чтению является продвижение в литературном развитии всех учащихся и каждого в отдельности, овладение ими читательской деятельностью.

По словам Н.Н.Светловской, правильная читательская деятельность – это «трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг до чтения, в процессе чтения, после чтения».

Уроки литературного чтения должны создавать основу для развития образного мышления, воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, русскому языку, формировать чувство прекрасного, развивать эстетический вкус, умение понимать, любить и ценить памятники искусства, красоту и богатство родной природы.

Успешному решению задач способствует правильное использование средств обучения. Качество уроков находится в прямой зависимости от того, насколько полно учтена специфика статей, как правильно подобраны методические приемы, соответствующие этой специфике и позволяющие детям овладеть учебным материалом. При подготовке уроков нужно постоянно помнить о важнейшем методическом законе, обоснованном еще классиками отечественной методики. В силу этого закона, говоря словами В.И.Вахтерова, «все приемы обучения, основываясь на природе ученика, его естественных наклонностях и способностях, должны быть в тоже время согласованы и с природой изучаемого предмета, сообразны с требованиями, вытекающими из сущности предмета обучения».[2,стр1].

В книге по чтению значительную часть занимают художественные тексты.

Их специфика - в образности. Художественному образу присуща целостность. Поэтому нельзя забывать, что «четкость индивидуализации», такая степень живописания, когда «каждое лицо – тип, но вместе с тем и вполне определенная личность» [3,стр7-8] является, как показал Ф.Энгельс, важнейшими качествами художественных образов.

Чем ярче и конкретнее предстанет в воображении и сознании школьника каждый образ, тем сильнее он возбудит мысли и чувства детей, тем большую глубину и емкость обретет их мысль.

При чтении художественных текстов встает сложная методическая задача – подобрать такие методы и приемы, которые соответствуют специфике художественных образов, созданных с помощью слова, и позволяет воспринять, а затем и разобрать эти образы в присущей им целостности.

Задача осложняется тем, что, помимо соответствия специфике изучаемого материала, эти приемы должны соответствовать дидактическим требованиям и строго ориентироваться на психологические данные об особенностях мыслительной и эмоциональной деятельности школьников определенного возраста.

Рассмотрим основные формы работы над текстом. Известно, что весь ход чтения во многом предопределяется тем, насколько подготовлена и проведена вступительная беседа. Она подготавливает школьников к восприятию и разбору текста, мобилизует нужный запас жизненных наблюдений, помогает провести словарную работу, наметить цель и возбудить интерес к предстоящему прочтению, создать атмосферу радостного ожидания встречи с произведением и его героями. Беседа должна строиться с учетом специфики художественных текстов, и подводить учащихся к восприятию содержания.

Ответственным этапом в работе над текстом является первичное чтение. Независимо от того, кто читает оно должно быть выразительным. Оно предопределяет целостность восприятия всего текста, вводит школьника в образный мир произведения; оно должно захватить детей, вызвать у них глубокий интерес, породить сильные переживания и интенсивную работу мысли. Выдающийся советский методист М.А.Рыбникова указывала: «Выразительное чтение - это та первая и основная форма конкретного, наглядного обучения. Которая для нас важнее всякой наглядности зрительного порядка… Самой природой звучащего слова определен метод проникновения слова в сознание-метод его выразительного его произнесения». [4,стр163].

В первый раз текст читается весь целиком, и лишь тогда, когда он слишком велик по объему, в классе читаются отдельные наиболее значимые части. Можно поручить чтение отдельному ученику. Но с ним необходимо провести предварительную подготовку.

Возможны уроки, где первичное чтение целого текста проводится про себя учащимися. В связи с вопросом о первичном чтении остановимся на двух типах уроков.

Урок первого типа строится так. На предшествующем уроке дети получают задание:1) самостоятельно прочитать какой-то текст; 2) подчеркнуть в нем непонятные слова и выражения (о значении отдельных из них дети могут спросить у взрослых или найти информацию в словаре); 3) подготовить и записать вопросы по содержанию, чтобы можно было их задать в классе. На самом уроке центр тяжести перенести на проверку выполнения домашнего задания, затем тщательно разбирается все произведение и его части. Выборочное чтение и разнообразные творческие задания при этом займут особое место. Как видим, первоначальное чтение целого текста вслух на уроке отсутствует, что компенсируется усилением самостоятельности учащихся и насыщенностью урока выборочным чтением и творческими приемами.

Второй тип урока, на котором также не проводится первоначальное чтение вслух, может быть условно назван обучающим по выразительному чтению. Учащиеся самостоятельно читают предложенный текст, постигают его идейное содержание и самостоятельно ищут наиболее точные интонационно-выразительные средства для его передачи вслух.

Чтобы вызвать детей на свободный обмен мыслями и чувствами, нужно задавать соответствующие вопросы. Н.Н.Щепетова рекомендовала вопросы такого порядка:

«Кому вы сочувствовали? Кто вызывает ваше негодование? Когда вы радовались при чтении этого произведения? Когда огорчались? Когда было страшно? Когда смешно?» [5.стр103].

Необходимо выяснить, соответствует ли название произведения его содержанию. Правильно ли поступил герой. Каким представляете главного героя.

На следующем этапе проводится повторное чтение и разбор частей. Здесь в комплексе осуществляются следующие действия: учащиеся детально вникают в содержание каждой части всего произведения в целом; разбирают значения слов ; анализируют язык произведения сточки зрения языковых средств; отрабатывают выразительное чтение отдельных мест.

Выразительное чтение и разбор частей произведения подготавливает к следующим видам работы над текстом. Остановимся на пересказе прочитанного. Среди различных видов пересказа наиболее распространен подробный пересказ. С его помощью можно добиться лучшего запоминания прочитанного текста и тем самым обогатить круг знаний и представлений школьников об окружающем мире, ввести в активный словарь элементы литературной речи. Уже с первых шагов обучения пересказу нужно упражнять детей в умении подыскивать свои слова. Нужно показать, что некоторые слова не обязательно брать из текста. Вместе с тем образные слова и выражения надо подать так ,чтобы они прочно запечатлелись у ребенка и стали бы употребляемыми при пересказе.

При проведении пересказа возникает методическая задача: ослабить «тормозящее» действие классной обстановки на ученика, чтобы он в свой классный пересказ внес многое из того, что присуще его пересказам вне школы, и вместе с тем сознательно придавал бы своему пересказу логическую и композиционную стройность, обогащал бы словами и выражениями, художественная сила которых раскрылась перед ним и была прочувствована во время разбора текста.

Значительные трудности в работе у школьников вызывает составление плана, особенно если это нужно сделать самостоятельно. Целесообразно наметить ряд обучающих уроков по работе над планом.

Необходимо, чтобы ученики чисто практически убедились. Каким целям служит план. Пусть дети прочтут текст и сразу же его перескажут. Потом таким же образом поступят с другим, равным по объему и сложности. Правда, на этот раз сначала составят план прочитанного, а затем, строго придерживаясь его, проведут пересказ. Ученики видят различия и ощущают реальную пользу от плана.

В школе используются различного рода иллюстрации и репродукции картин. Однако эти средства наглядности не должны использоваться в ущерб «нашей главной наглядности – выразительному слову» (М,А,Рыбникова).

Лучше всего идти от текста к иллюстрации, предлагая ученикам, максимально опираясь на текст, установить степень соответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится. Оправдывают себя и детские иллюстрации и картинки к тексту, причем не только устные, но и рисованные на бумаге. К.Д.Ушинский писал: «Все дети почти без исключения – страстные рисовальщики, и школа обязана удовлетворить этой законной и полезной страсти…Наглядность обучения получает сильного помощника в рисовании, если только наставник сумеет им воспользоваться». [6.стр335-336].

Продумывание системы уроков помогает учителю избежать штампа, шаблона и дать разнообразие форм работы с текстом, облегчает нахождение рациональных способов чтения и разбора.







глава2 Обобщение (описание педагогического опыта)

по теме: Организация приемов работы над

текстом посредством заданий

творческого характера».



Изучив работы ученых, дидактов, педагогов-исследователей и новаторов я разработала свою систему подготовки и поведения уроков литературного чтения, основой которого является правило вдумчиво го чтения.

Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них различную гамму чувств. Процесс работы над произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме – ученики – учитель – автор.

Подход к литературе как к виду искусства дает в начальной школе широкие возможности для развития разностороннего творчества, как учителя, так и ученика. Творчески раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Сначала проводится подготовка к восприятию текста. Целью этого этапа является расширение кругозора учащихся, привлечение их внимания к изучаемому произведению. На этом этапе знакомлю учащихся с биографией автора, провожу словарную работу в форме игры «Фотоглаз», либо самостоятельной работы с толковыми словарями в группах, дети читают ключевые слова и словосочетания, название произведения, рассматривают иллюстрации и делают предположения о содержании текста.

Первичное знакомство с текстом направлено на осмысление текста на уровне содержания. Текст читается по предложениям, абзацам и частям. По ходу чтения задаю уточняющие вопросы для первоначального восприятия и понимания прочитанного.

На этапе проверки первичного восприятия происходит обмен впечатлениями, дети свободно высказываются, отвечают на вопросы:

Что удивило? Что запомнилось? Какие чувства испытали? Что особенно понравилось? Хотелось бы услышать ещё раз?

Проверить внимание учащихся к слову, к информационной строке помогает экспресс-опрос.

Экспресс-опрос обеспечивает проверку и оценивание понимания, осознания прочитанного, формирует привычку сосредотачиваться на содержании текста, осваивать его детали, учит обращать внимание на описание не только внешности героя, но и его внутреннего состояния, его чувств, стремлений, вырабатывает активность мысли, развивает словарный запас, логическое мышление и воображение учащихся. Для доказательства своего решения каждый ученик находит отрывок в тексте, перечитывает его, чтобы отстоять свою точку зрения или изменить её.

Дети учатся у автора сочувствовать, переживать, восхищаться, жалеть, негодовать.

Повторное чтение текста проводится с целью совершенствования навыка чтения, расширения словарного запаса. Чтобы работа не показалась детям скучной, использую разнообразные виды упражнений: «Буксир», «Ловушка», «Кто быстрее», «Голова и хвост». Такое чтение вызывает желание узнавать новое, позволяет постепенно увеличивать скорость чтения.

На следующем этапе провожу анализ произведения. Здесь формируются умения понимать, запоминать и воспроизводить текст. С помощью этих умений осуществляется глубокое, полноценное восприятие произведения. На этом этапе использую творческие задания: словесное рисование, инсценирование, пересказ от имени героя, иллюстрирование, составление диафильма. На этом этапе учащиеся учатся задавать вопросы, слушать собеседника, участвовать в диалоге, считаться с точкой зрения товарища, обосновывать своё мнение, решать и составлять кроссворды, писать литературные диктанты. Работа над большим литературным произведением объединяет учащихся в читающее общество, у детей формируется потребность обмениваться впечатлениями о тексте. В процессе обдумывания смысла текста дети выделяют самое важное.

Далее идёт подготовка к выразительному чтению. Целью этого этапа является отработка техники чтения, формирование эстетического отношения к искусству слова, развитие эмоциональной отзывчивости. На данном этапе использую выборочное чтение, чтение под музыку, чтение-пение и другие виды упражнений.

Процесс чтения для начинающего чтеца настолько сложен и утомителен, что вызывает активное нежелание им заниматься, поэтому упражнения насыщаю игровым материалом. Занимательные вопросы, ребусы, загадки, дидактические игры, используемые мною, призваны заинтересовать, увлечь ребёнка, порой рассмешить его. Важным условием при работе с текстом является использование специальных упражнений, которые направлены на стимулирование мыслительной деятельности, формирование творческого воображения, образного мышления. От текста к тексту задания меняются, усложняясь, и каждый раз обеспечивая новый поворот мысли ученика, выработку какого-либо суждения, обобщения. Эти упражнения учат мыслить, говорить, рассуждать, а также развивают навык чтения. Навык чтения характеризуется такими качествами как сознательность, беглость и выразительность. Для развития этих качеств использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок литературного чтения. Все эти упражнения разделила на три группы.



Упражнения для развития техники чтения.

1.Чтение вслух, про себя, хором, в темпе скороговорки, жужжащее, цепочкой.

2.Упражнение «Буксир» заключается в том, что учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, либо про себя, стараясь успеть за учителем. Учитель останавливается, дети должны продолжить чтение.

3.Упражнение «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст, заменяя некоторые слова синонимами. Учащиеся исправляют, читая правильный вариант. Например, читая рассказ П.Дудочкина «Почему на свете жить хорошо», читаю:

«Молодой скворушка научился порхать (летать).

Летал по саду и сел на макушку тополя (берёзы).

Хорошо, потому, что мы делаем что-нибудь доброе (хорошее).

4.Упражнение «Голова и хвост». Учитель начинает читать предложение, ученики быстро находят и дочитывают его до конца.

5. Упражнение «Бегущая лента». Через отверстие в карточке протягивается полоска, где написаны слоги и слова. Надо успеть их прочитать.

6.Упражнение «Кто быстрее» На доске записано предложение, по сигналу учащиеся ищут это предложение в тексте.

7.Скачкообразное чтение «Кенгуру». (Через слово).

8.Упражнение «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между которыми спрятаны целые слова. Их нужно найти.

Б. Заходер «Птичья школа»

Кто играет в прятки?

Воробушкидвораост

Гповдаеолвстрижид

Оращеглятадуычьбщ

Маворонятаблщшувч

Синицыплнтмлшучим

Юдлотскворцыиркфзэ

М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

Отыщи грибы

Прапнопятаонлшп

Лисичкиьлышулдд

Олподосиновикижз

Премухоморьоллр



Где прячутся грибы

Повагнвтопольд

Осинаылощцбюд

Тплсоснаршщыдх

Ячсмитьберёзажж



Заметив интерес к такому чтению, я составила карточки для индивидуальной работы. Тематика этих карточек разнообразна, поэтому дети не только учатся читать, но и расширяют свои знания о природе. Такое упражнение развивает внимание, зоркость при чтении. Применять такие карточки можно не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира и русского языка.

9.Работа со словарными блоками, по вертикали которых спряталось слово.

Кот ветер клюква

Лист девочка бусы

Мак лестница люк

клён платок

адрес зима



Дети читают слова, а сами глазами следят за буквами, над которыми стоит точка.

10.Упражнение «Фотоглаз». На доске записаны столбиком слова, дети читают 1 минуту, слова закрываются, дети называют их по памяти, или отвечают на вопрос, есть ли слово, которое называет учитель

11.Найти вторую половину слова

Кос-ничий ко-на

Лес-та го-са

Пар-мос вес-род





Упражнения для понимания смысла текста



1.Словарная работа. Чтение и объяснение их лексического значения; работа со словарями В.И.Даля, С. И.Ожегова.

2.Озаглавливание текста.

Деление текста на части, составление плана.

Определение темы, главной мысли текста.

3.Подбор иллюстрации к тексту.

Составление диафильма.

Дети читают текст по частям, делают иллюстрацию к одной из частей и подписывают её.

Просмотр фильмов по изучаемым произведениям.

4.Выборочное чтение. Найти в тексте описание события, человека, природы.

5. «Пропущенное слово». Учитель читает любое предложение из текста, пропуская слово. Дети должны назвать слово, подходящее по смыслу.

6.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из газет, журналов разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

7.Придумать продолжение рассказа по его началу.

8.Решение и составление кроссвордов к текстам.

Кроссворд- это своеобразная проверка знаний, они позволяют в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных умений и навыков.

Кроссворд. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Впишите пропущенные слова в кроссворд.















































1.Старик ловил неводом рыбу,… пряла свою пряжу. (старуха)

2.Они жили в ветхой… Ровно тридцать лет и три года. (землянка)

3.Как взмолится золотая …! (рыбка)

4.Перед ним … со светёлкой,

С кирпичною, белёною трубою. (изба)

5.Здравствуй барыня сударыня…

Чай, теперь твоя душенька довольна. (дворянка)

6.Здравствуй, грозная… (царица)

Ну, теперь твоя душенька довольна.



9.Литературный диктант.

Учащиеся записывают окончание предложений.

При изучении татарской сказки «Три сестры».

  1. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть…(трёх своих дочерей).

  2. И выросли три дочери – быстрые, как ласточки, лицом похожие…(на светлую луну).

  3. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям…(рыжую белочку).

  4. Я бы рада пойти, да мне надо сначала почистить … (эти два таза).

  5. Она упала на пол и уползла из дома … (большой черепахой).

  6. И вторая дочь превратилась … (в паучиху).

  7. И правда, третья дочь жила много лет и все её любили. А когда пришла ей пора умереть, она превратилась …(в золотую пчелку).

10.Выполнение заданий тестового характера.

Сказка Б. Гримм «Бременские музыканты»

Тест.

1.Это произведение:

  1. Рассказ;

  2. повесть;

  3. сказка.

2.Автор этого произведения:

  1. Г.К.Андерсен;

  2. Братья Гримм;

  3. Шарль Перро.

3.Кто жил у мельника?

  1. Козёл;

  2. баран;

  3. осёл.

4.В какой город пошёл осёл, когда его выгнал хозяин?

  1. В Бремен;

  2. в Берлин;

  3. в Лейпциг.

5.На каком музыкальном инструменте играл осёл?

  1. На гитаре;

  2. на скрипке;

  3. на барабане.

6.Где спал кот?

  1. На печи;

  2. на диване;

  3. на кресле.

7.Кем показались бременские музыканты разбойнику?

  1. Героями;

  2. богатырями;

  3. великанами.



11.Карточки с выборочным ответом.

Е.Пермяков «Случай с кошельком»

Почему Костя отдал бабушке кошелёк?

  1. Так сложились обстоятельства;

  2. Хотел, чтобы его поблагодарили;

  3. Он был честным.

В. Осеева «Сыновья».

Какой мальчик был настоящим сыном?

  1. Тот, который через голову кувыркался;

  2. Тот, который соловьём заливался;

  3. Тот, который помог матери нести тяжёлые вёдра.

Русская сказка «Журавль и цапля».

Зачем журавль пошёл к цапле?

  1. Он хотел есть;

  2. Он задумал жениться;

  3. Она ему нравилась.

12.Экспресс-опрос.

Английская сказка в переводе Н. Шершевской «Сказка про трёх поросят».

1.Из чего построил дом первый поросёнок?

К) Из соломы;

Л) Из брёвен;

2. Из чего построил дом второй поросёнок?

А) Из хвороста;

Б) Из камыша;

3. Из чего построил дом третий поросёнок?

Л) Из картона;

М) Из кирпича;

4. Что предлагал нарвать в огороде волк?

З) Свёклы;

И) Репы;

5. Что росло в весёлом саду?

М) Груши;

Н) Яблоки.

Отгадав правильно, дети прочитывают слово камин. Далее получают задание найти и прочитать предложение с этим словом.

Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.

На каждом уроке использую упражнения, которые способствуют развитию навыков выразительного чтения:

1.Артикуляционная гимнастика

Упражнения:

  • «Пятачок»

  • «Дудочка – улыбка»

  • «Непослушный язычок» (немного приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губами, произнести звуки «пя – пя – пя»)

  • «Гармошка». ( Способствует растяжению подъязычной уздечки, язык к небу, открываем и закрываем рот, не отпуская языка.)

  • «Задуй свечку»

2.Чтение труднопроизносимых слов путем постепенного добавления букв.

Ру – кру – окру – окружена

Во – тво – ство – чувство

Ра – тра – страх

КА – ска – эска – эскалатор

3.Чтение скороговорок шепотом, вполголоса, громко; в разном темпе; с разной интонацией.

Дали Маше простокваши

Недовольна Маша.

Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши.

4. «Окончания». Четко прочитывай окончания. Длительность упражнения до одной минуты.

5.Разметка текста и чтение с соблюдением пауз, логических ударений, усилением или ослаблением голоса.

6. «Эхо». Учитель читает по 2 строчки стихов, дети повторяют с той же интонацией.

7.Чтение под музыку

8.Чтение - пение. Пропевается стихотворение под мотив знакомой песни.

9.Чистоговорки.

Эти упражнения позволяют четко, правильно произносить слова,

Играть в рифмы.

Стихотворение С.Баруздина «Салют»

Ло – ло – ло – смотрит Света сквозь (стекло)

Ло – ло – ло – на дворе светлым – (светло)

Ом – ом - ом – поздний вечер за (окном)

Ём – ём – ём – а кругом светло как днём

10.Ускорение. Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно изменяется темп и сила голоса.

11.Чтение предложений с разной интонацией.

12. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох и прочитать предложение от начала до конца.

13. «Голоса». Чтение текста разными голосами (старушки, дяди, ребёнка, котёнка).

14. «Замена» Чтение с изменением голоса героя (слова медведя голосом кота и наоборот).

15 Чтение по ролям, инсценирование.

16. «Дикторское чтение». Текст делится на части, каждый « диктор» готовиться заранее, чтобы показать образец чтения; учитель занимается с каждым учащимся.

17.Конкурс чтецов (дети готовятся самостоятельно).

Предложенные задания я использую на уроках (Приложение 1) и во внеклассной работе (Приложение 2).

Заключение:

1.В данном опыте решены следующие задачи:

- обозначен путь развития интереса к художественному произведению;

-систематизированы приёмы работы над текстом;

- проведён анализ влияния данной системы на достижение поставленных целей.

На сегодняшний день мною достигнуты некоторые положительные результаты. В процессе систематической целенаправленной работы над текстом на уроках литературного чтения повысилась познавательная активность учащихся, способность самостоятельно решать нестандартные задачи, значительно улучшился навык чтения. Большинство учащихся являются постоянными читателями библиотеки. Они научились ориентироваться в детской литературе, их речь стала более эмоциональной и грамотной, расширился их словарный запас, развилась память. Они научились представлять прочитанное в образах, звуках, красках, думать о том, что рассказала книга, выделять книги особенно и не очень интересные, а значит, невольно узнавать себя и думать о себе - своих интересах, способностях и возможностях. Дети принимают активное участие в литературных конкурсах, викторинах, праздниках, с удовольствием учат стихи наизусть, пробуют сочинять загадки, стихи, сказки, участвуют в создании книжки-малышки. Учащиеся совершенствуют свои умственные и нравственные способности, к концу начального обучения у них формируется читательская самостоятельность. К сожалению, есть учащиеся, которые проявляют низкую активность, неуверенность в собственных силах, потому что их скорость чтения недостаточно высока, поэтому необходимо продолжить работу по развитию личности каждого ребёнка.

Количественная характеристика.

Приобретение учащимися необходимых умений в начальной школе даёт определённые гарантии в том, что дети смогут качественно обучаться в среднем звене. После того, как чтение перестаёт быть трудным делом, у учащихся появляется уверенность в своих силах, учение перестаёт быть в тягость, снижается общая психофизиологическая нагрузка в учебном процессе, улучшаются показатели качества понимания содержания текста.

Диаграмма.

hello_html_m614ae9ab.png





Процент выполнения нормативов чтения в 4 классе.



Дата контрольных проверок.

Процент учащихся, которые выполнили норму для 4 класса.

30.09.12

55%

30.10.12

55%

30.11.12

57%

28.12.12

60%

30.01.13

65%

28.02.13

69%

30.03.13

71%

30.04.13

82%

30.05.13

86%







Сведения об условиях применения используемого материала.



Условия эффективного применения опыта.

Данный опыт может быть использован при работе с учащимися начальных классов на уроках и во внеурочное время, на групповых и индивидуальных занятиях, при проведении литературных конкурсов, викторин, праздников, в качестве бесед с родителями. Этот материал поможет поддержать желание учиться, вызвать в школьнике чувство радостного удивления перед тайнами безбрежного океана слов. Необходимо иметь аудио- и видеодиски для просмотра и прослушивания изучаемых произведений.

3.Советы последователям опыта.

В курсе литературного чтения в начальных классах даны произведения разных жанров, воплощающие общечеловеческие, нравственные и эстетические ценности. Именно поэтому работа на уроке требует от учителя максимальной творческой активности. Данный опыт можно использовать и полностью, и частично, как опытным, так и начинающим учителям начальных классов. Я попыталась учесть и объединить в своём опыте все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях.

Изучение художественного произведения основывается, прежде всего, на знаниях текста. Показателем того, что учащиеся поняли художественное произведение, будет, прежде всего, художественный пересказ текста, выразительное чтение, инсценирование и другие виды творческих работ.

Очень важна в процессе анализа произведения работа со словом: от понимания смысла слова в контексте произведения до умения сформулировать собственную мысль, выразить впечатление. Поэтому, особая роль отводится работе с толковым словарём.

Искренний и глубокий интерес к литературе позволит учителю переосмыслить предложенную систему заданий, окрасив её творческим отношением и любовью к делу

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана: «Привить ребенку интерес к чтению – лучший подарок, который мы можем сделать».





Список литературы.

1. В.А.Сухомлинский «Разговор с молодым директором школы».

2. В.П.Вахтеров «На первой ступени обучения», изд.8,М.,1910,стр.1.

3. Карл Маркс и Ф.Энгельс об искусстве, изд. «Искусство», М.,1957,т.1,стр11.

4. М.А.Рыбакова, «Очерки по методике литературного чтения», Учпедгиз, М., 1963, стр.165.

5. Н.Н.Щепетова, «Методика чтения в начальной школе», Учпедгиз, М..,1965,стр.103.

6. К.Д.Ушинский, «Собрание сочинений», т.6, стр335-336.

7. В.Г.Горецкий «Методические рекомендации по работе с учебной книгой по чтению «Наше русское слово». СПб.,1997.

8.В.Н.Зайцев «Резервы обучения чтению», «Заочный педсовет».

9.И.Т.Федоренко «Подготовка учащихся к усвоению знаний».





Приложение





1. Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

Цель: познакомить с произведениями Маминого – Сибиряка; заинтересовать проблемой произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения; формировать умение правильно выражать свои мысли; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник « Литературное чтение. 3 класс» Л. А. Ефросинина, рабочая тетрадь, портрет Д. Н. Мамина – Сибиряка,

карточки с заданиями.

Ход урока.

1.Артикуляционная гимнастика:

-Упражнение «Пятачок», «Гармошка»

-Чтение по таблице трудных слов.

- Чтение скороговорки с разной интонацией. (Летели лебеди с лебедятами)

2.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с великим мастером слова и его произведением. С некоторыми рассказами этого писателя мы уже знакомы. Предлагаю вместе с вами представить его.

  • Знакомство с биографией писателя.

- Итак, ответим на следующие вопросы.

Кто он? (Учитель показывает портрет писателя).

Когда он жил? (Дети читают записанные на доске даты жизни – 1852 – 1912.)

Кого любил? (Окружающий мир, детей, природу.)

О чём он писал? (О людях, животных, любви к природе.)

Какие его произведения вы знаете? (На доске открывается выставка книг.)

Д.Н.Мамин – Сибиряк родился в горнозаводском посёлке Висим, близ Нижнего Тагила и лучшие свои произведения посвятил родному Уралу, был его певцом и летописцем. В своих рассказах он показал особенную красоту Урала, его неисчислимые богатства, учил любить людей.

3.Решение целей и задач урока.

  1. Словарная работа.

- Объясните значение слов:

Бобыль (человек, у которого нет семьи)

Заводи (изогнутый берег реки, заросший камышом)

Доспехи (охотничьи принадлежности)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?

  1. Первичное восприятие текста.

- Внимательно прослушайте новый рассказ Маминого – Сибиряка «Приёмыш» и скажите, за какого героя вы больше переживали? Почему?

  • Чтение учителя

  • Чтение подготовленных учеников.

  1. Беседа по вопросам.

Какие чувства вы испытали? За кого волновались?

  • Каким человеком был Тарас? Какая у него душа?

  • Какое место занимает природа в произведении?

  1. Выборочное чтение.

- Закрепите свой ответ чтением отрывка из произведения.

  • Где жил Тарас?

  • Как Лебедь очутился у Тараса?

  • Чего опасался Тарас?

  1. Игра «Волшебная кисточка»

Представьте себе, что вы художники. Что бы вы нарисовали к рассказу? Расскажите нам.

4.Проверка восприятия.

-Тест.

1.Произведение Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»:

а) рассказ;

б) сказка;

в) быль.

2.Действие в рассказе происходит на озере:

а) Чистом;

б) Светлом;

в) Добром.

3.Имя главного героя рассказа:

а) Тарас;

б) Тимур;

в) Тахир.

4. Собаку Тараса звали:

а) Соколко;

б) Соболько;

в) Соловко.

5.Старик загрустил оттого, что:

а) Приёмыш заболел;

б) Приёмыша застрелил охотник;

в) Приёмыш улетел.

6.Тарас жил на озере:

а) 10 лет;

б) 20 лет;

в) 40 лет.

7. Почему Тарас не хотел отпускать лебедя:

а) Не хотел остаться в одиночестве;

б) Переживал за него;

в) Не хотел Соболько лишать друга.

5. Подведение итогов урока.

Чему учит произведение Мамина – Сибиряка?

6.Домашнее задание.

Подготовить творческий пересказ от имени Тараса, Лебедя, Соболько.





































Урок внеклассного чтения в 3 классе. Творчество С. В. Михалкова.

Цель: расширить знания учащихся о творчестве С.В. Михалкова, развивать речь и память учащихся, творческие способности детей.

Оборудование: портрет Михалкова, выставка его книг, детские рисунки, карта путешествия, аудиозапись.

Ход занятия.

1.Вступление.

Кто не знает добрые и замечательные стихи Михалкова? С ними росли ваши бабушки и дедушки, папы и мамы. Сегодня мы поговорим о творчестве великого мастера пера и совершим путешествие по станциям.

hello_html_60c5c6ea.jpg

2.Станция «Биография автора»

С.Михалков родился в Москве 13 марта 1913 года. Михалковы – древний русский род, в разных армейских чинах служили Родине. Первоначальное образование получил дома, с 4 класса пошёл учиться в обычную школу, с 10 лет Серёжа Михалков стал сочинять стихи, он очень любил читать сказки Пушкина, басни Крылова, стихи Лермонтова. С.В.Михалков является автором гимна России. В этом году ему исполняется 96 лет.

3.Станция «Цирк».

Инсценировка стихотворений «Цирк», «Дрессированные собачки», «Медведи».

4.Станция «Школьная».

  • Игра «Ромашка». На лепестках цветка записать название стихов Михалкова.

  • Викторина «Продолжи стихи Михалкова».

- В одном переулке стояли дома.

В одном из домов жил…

- Живёшь ты в атомный наш век

И сам – не муравей, будь…

- Нос распух, не видно глаза,

Перекошена щека,

И впиваясь, как…

- Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята,…

- Кто лежит на трёх подушках

Перед столиком с едой?...

5.Станция «Театральная».

hello_html_m4c13076f.jpg

  • Талант Михалкова многогранен: стихи и песни, статьи и заметки, басни и пьесы. В баснях поэт высмеивает подхалимство, зазнайство, лень и другие недостатки людей.

  • Инсценирование басен:

«Волшебное слово»,

«Услужливый»,

«Заяц – симулянт».

6.Станция «Музыкальная».

Дети исполняют под музыку песню «Мы едем, едем, едем…».

7.Станция «Физкультурная».

Стихотворение «Так» читает подготовленный ученик, дети выполняют движения, импровизируют.

8.Станция «Фронтовая».

  • В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Ему приходилось писать очерки, заметки, стихи. В годы войны Михалков писал не для детей, а о детях взрослым.

  • Ученики читают отрывки из стихотворения «Быль для детей».

  • Звучит гимн Российской Федерации.

9.Подведение итога.

  • Жизнь и творчество этого писателя неотделимы от жизни народа. За крупнейший вклад, который внёс в литературу С.В.Михалков, он удостоен многих государственных наград.

  • Что вы узнали нового на этом уроке? Как вы оцениваете свою работу?



Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Тема урока: Я.работаю в театре.

Цель: защитить свой проект «Я декоратор», «Я художник по костюмам», «Я актер театра», чтобы ощутить себя сопричастным к созданию пьесы, к ее постановке на сцене;

учить детей элементам драматизации,

развивать речь, мышление, воображение учащихся.

Оборудование: декорации для инсценировки, проектные работы учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Эпиграф:

Мы длинной вереницей

Идем за Синей Птицей…

Илья Сац

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, его тема «Я работаю в театре». На этом уроке вам предоставляется возможность защитить свой проект по теме. В защиту проекта входит:

  1. Представление рисунка-проекта.

  2. Рассказ о созданном продукте .

  3. Защита костюмов.

  4. Постановка отрывка пьесы на сцене.



2. Вариант этапа урока.

Проект «Я художник - театральной афиши».

hello_html_1070ecad.jpg

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

  2. Определение конкретной задачи и ее формулировка.

  3. Исследование истории, традиций.

  4. Разработка идей и вариантов.

  5. Анализ идей и выбор лучшего варианта.

  6. Последовательность изготовления афиши.

(группа детей защищает проект афиши).



Учитель. Афиша уже готова, теперь предоставим слово костюмерам. « Я художник по костюмам».

Группа детей показывает костюмы, объясняет тот, или иной образ).

А теперь слово музыкальному оформителю. Он подбирал музыку к отрывку.

Учитель. А теперь предоставим слово режиссерскому составу, который подобрал актерский состав, Актеры готовили инсценировку отрывка, им необходимо передать характер героев, интонацию персонажей, привычки поведение.

(слушание музыкального отрывка «Одинокий пастух».

(инсценировка отрывка).

hello_html_249844dc.jpg



Итог урока.

-О чем же пьеса-сказка Мориса Метерлинка «Синяя Птица»?

-Сегодня я счастлива, потому что счастье сейчас заключено в словах: «Мы понимаем друг друга. Автора себя». А через десять минут? А через сутки? Это будет уже другое счастье. Счастье не удержишь в руках нечего и пытаться. Оно изменяется вместе снами, становится новым, отличным от того, которое мы уже испытали. Меняется человек - изменяется представление о счастье.



Домашнее задание: написать рекомендации на тему:

«Счастье поселиться у тебя в дома,

если ты умеешь…».





Литературное чтение 4 класс стихотворение Н.А. Заболоцкого «Весна в лесу».



Тема урока: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» по

произведению Н.А. Заболоцкого «Весна в лесу»

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Н.Заболоцкого,

показать на примере этого произведения необычность его

поэзии ,развивать воображение детей, творческую инициативу;

умение рассуждать на основе наблюдений, делать выводы;

воспитывать эстетическую культуру, любовь к родной природе.

Оборудование: проектор, листы с напечатанными стихами «Весна».

«Верба», «Медведь проснулся», «Подснежник», «Ландыш».

Портрет поэта. карточки с заданиями.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Звучит музыка, на экране фотография «Апрель», учитель читает стихотворение.)

Великолепен день весны.

Все половодье спало.

Леса лучом озарены,

Жизнь началась с начала.

Лазурью блещет небосвод,

Долины шумом полны,

И облаков всплыл хоровод,

Как в синем море челны.

П. Родимов

_Что вы сейчас чувствуете, что зародилось в вашей душе?

Как вы думаете, куда мы сегодня с вами сегодня отправимся?

Какова тема урока?

  1. Подготовка к введению темы урока.

-с чего начинается весна?

Закройте глаза, представьте себя апрельским солнечным лучом. Эти лучи проникают в каждый уголок леса, выполняют огромную работу.

Куда вы, лучики, попали, какие добрые дела делаете?

(Выслушиваются ответы детей).

Каким вы представили этот солнечный луч?

Мы сейчас выполнили важную работу: лучики помогли весне разбудить природу в лесу.

А вот как увидели и описали приход весны поэты.

(Ученики сидят по группам, в каждой группе лежат на столе листы, с напечатанными стихами «Весна», «Верба», «Медведь проснулся», «Подснежник», «Ландыш».



-Ваша задача прочитать стихотворение, найти в нем лирического героя, представить его образ.

(На экране можно показать фотографии лирических героев стихотворений.)



-Какие звуки вы услышали сейчас в лесу?

Какие запахи почувствовали?

Захотелось ли вам побродить по лесу?



  1. Работа по теме урока.

    1. Краткое знакомство с биографией Н.А. Заболоцкого, его портретом.

-Мы сегодня пройдемся по весеннему лесу вместе с поэтом Николаем Алексеевичем Заболоцким (1903-1958) и может быть откроем для себя, что-нибудь важное, новое, увидим природу глазами поэта.



Н.А, Заболоцкий-певец прекрасного. Он старался увидеть красоту во всем, в самой обыкновенной жизни. Его поэзия распахивает перед нами тайны родства с природой. Сам поэт любил порядок во всем. Прожил очень короткую трудную жизнь. На Дальнем Востоке, где проживал он в течение 8 лет, находясь в ссылке. Ему приходилось работать и строителем, и чертежником.



    1. Словарная работа перед первичным чтением стихотворения:

Для того чтобы понять смысл стихотворения, давайте попытаемся объяснить значение некоторых слов:

Косогор, лаборатория ,химик, колбочки, штудирует, причитания, дикарь.

(После объяснения слов детьми показать на экране их точное толкование.)



  1. Анализ произведения.

Чтение стихотворения учителем.

-Вам понравилось стихотворение? Чем? Что вам запомнилось сразу?

Что себе представили?

Захотелось его перечитать?



2. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно из учебника литературы.

Задание.

-Прочитайте стихотворение, постарайтесь представить те образы, о которых идет речь.

3. работа над содержанием.

-Какие образы представлены в стихотворении?

(Учащиеся зачитывают, на доске появляются карточки со словами:

Лирический герой, грач, глухарь зайцы, солнечный луч;

На экране – (картинки с изображениями.)

-Какой из образов представили лучше всего?

У вас на столе лежат карточки со словами из этого стихотворения, попробуйте объединить их в группы.

Две группы слов:

  1. лаборатория, колбочки, химик, врач, тетрадка, урок, штудирует;

  2. таинственный, дикарь, причитания, старинные хоровод ,сказки, древние, чудеса.

-Почему вы так распределили слова?

Кто стоит за лирическим героем? (Автор.)

Случайно ли использует автор первую группу слов в стихотворении? Что он делает в лесу? К

Какой природа показана во второй части?

  1. Вывод.

-Какой представляется природа лирическому герою? Кому она открывает свои тайны? (Природа открывает свои тайны тем, кто умеет ее изучать, не нарушая законов порядка в ней, бережно и трепетно относится к ее тайнам; кто прикоснется к ней, увидит ее тайну, ее красоту, тот никогда не позволит погубить природу, будет ее защищать.)



  1. Выразительное чтение стихотворения.



  1. Итог урока.



-В одной из своих поэм Н.А.Заболоцкий написал такие строки:



что есть красота

и почему ее обожествляют люди?

Сосуд она. в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?..



Этот вопрос не давал ему покоя в течение всей жизни. Ответ можно найти в его стихах.



Домашнее задание.

Выучить стихотворение Заболоцкого или найти и приготовить выразительное чтение других стихов этого же автора.






«Организация работы над текстом на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера».
  • Другое
Описание:

 

Проводимые в нашей стране реформы влекут за собой падение духовности, пересмотр системы ценностей, исчезновение чётких ориентиров. Ребёнок окружён множеством привлекательных вещей. Эти интерактивные – движущиеся, звучащие, реагирующие и провоцирующие – живые и интересные в его представлении предметы и процессы закономерным образом вытесняют книгу из обихода детей в возрасте, сенситивном для врастания в книжную культуру и определяющем все интеллектуальные перспективы человека. Дети плохо ориентируются в мире детской литературы, не посещают библиотеку, речь школьников бессвязна, содержит много ошибок. В результате они пассивны на уроках, неуверенны в собственных силах, нет интереса к учению. Необходимо воспитать любовь к книге, приобщить учащихся к чтению с раннего детства. Одним из возможных способов решения данной проблемы является урок литературного чтения.

 

Литература является нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь ребенка. Но нравственные ценности не приходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском возрасте. Значит именно в школе необходимо пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, многозначности художественного слова, его нравственного потенциала. Необходимо построить работу так, чтобы научить детей постигать сущность читаемого, понимать его содержание, оценивать поступки героев, делать соответствующие выводы. Назрела необходимость преодолеть все эти недостатки, найти пути их исправления. В настоящее время проблема стоит наиболее остро и актуально, что и определило выбор данной темы.

 

Автор Ляховая Нина Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2171
Номер материала 16858
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓