Главная / Классному руководителю / Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений учащимися

Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений учащимися

Организация работы классного руководителя

по профилактике преступлений и правонарушений учащимися


Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

  В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие задачи:

-  создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

- оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

- сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

- оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

И реализует их с помощью методов и форм:

  • беседа;

  • наблюдение;

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • анализ;

  • консультирование;

  • индивидуальная работа;

  • групповая работа;

  • диагностика.

В классном коллективе классные руководители создают условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

  • демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.


Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:

а) профилактическая работа; 

б) организация досуговой деятельности; 

в) работа с родителями; 

г) правовой всеобуч; 

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми.

В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.


1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у учащихся своего класса также должны посещаться классным руководителем с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.


2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. 

Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту. Учёт можно вести по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое и др.), причём делать акцент на то, чтобы с ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых, уделять больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем направлениям), по которым качества у учащегося сформированы (развиты) в слабой мере.


4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется  календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в ежемесячных Днях здоровья.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы, проведенные с сентября по декабрь месяцы:

Что такое хорошо и что такое плохо”

Курить – здоровью вредить”;

Мифы об алкоголе”

Школьнику о вреде никотина”

Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

Жизнь без наркотиков”

Мы против наркотиков”

«Дорога, транспорт и я»

«Наркомания – социальное зло»

«ВИЧ можно избежать»

«Наркомания и ее последствия для человека»

«Что со мной происходит?»


5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций. 

Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2014 – 2015 учебного года (с сентября по декабрь) классные руководители провели классные часы:

Права и обязанности школьника”;

Что такое хорошо и что такое плохо”

Правила поведения в общественных местах”

Мы и улица, наши интересы”

Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

Права и обязанности школьника”;

«Почему подросток совершает преступление”

Поговорим об ответственности”

Преступления и его последствия”

Как научится быть ответственным за свои поступки”

Административная и уголовная ответственность”


6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

  • разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

  • формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

  • формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании. 

Классными руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении рейдов «Семья».


7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.  Классные руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.






Решение (после прочтения всех докладов и после проведения практикума по теме педсовета!):


Классным руководителям совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение).



Организация работы классного руководителя по профилактике преступлений и правонарушений учащимися
  • Классному руководителю
Описание:

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

 

Классным руководителям совершенствовать  работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить  работу по выявлению раннего неблагополучия семей,  осуществлять  работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить  работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение).

Автор Хлебус Ирина Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 3681
Номер материала 50094
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓