Главная / Директору-завучу / Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ старшеклассников Практико-ориентированный проект

Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ старшеклассников Практико-ориентированный проект

МКОУ «Боевая средняя общеобразовательная школа»






Омская область Исилькульский район ул. Школьная 6а

Тел. 8 – 381 (73) -53 - 167







Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ старшеклассников

Практико-ориентированный проект





Директор школы: Почетный работник общего

образования Татьяна Борисовна Сушко

Разработчик проекта: Почетный работник общего

образования, учитель русского языка

и литературы Ольга Борисовна Сушко
















2012 – 2013 г.

Актуальность проекта

В многочисленных документах, начиная с базисного учебного плана РФ 2004, предполагается, что ИОП – одно из самых перспективных направлений развития учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Почему же они не находят широкого распространения в практике современной школы?
«В федеральном базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности».

«Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях».

«Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций).

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта <...> регламентируется уставом данного образовательного учреждения" (п. 4 ст. 50) <*>».

(Приложение к письму Минобразования России от 20апреля 2004 года N 14-51-102/13)

Построение обучения на основе индивидуальных учебных планов меняет принципы формирования учебного плана общеобразовательного учреждения, равно как и составления школьного расписания занятий. Как показывает опыт общения с коллегами, возникающие при этом проблемы, требующие значительных дополнительных усилий и никак экономически не поддерживаемые, являются стеной на пути ИОП в рамках бесплатного качественного (то есть доступного) образования.

Возможность осуществления данной идеи была представлена экс- президентом РФ Дмитрием Медведевым в национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

В каждом из пяти основных направлений инициативы Д. Медведева прослеживается поддержка внедрения в образовательную практику ИОП.

Несколько цитат:

« … в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения».
«Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны».
« … образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся».
« …целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы».
« К стимулам качественного учительского труда следует отнести и механизм внедрения новых систем оплаты труда педагогов».
« Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий – все это также позитивно сказывается на здоровье школьников».
В следующий пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы предстоит разработать и внедрить: «систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений…».

Современный этап развития общества требует формирования нового молодого человека, обладающего не только целостной системой универсальных знаний, умений, но и готового к непрерывному самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию, способного к успешной социализации, адаптации на рынке труда и самореализации в профессии и жизни.

Специфика юношеского возраста заключается в том, что в этом возрасте происходит резкая смена внутренней позиции, появляется потребность в социальном самоутверждении, и основной направленностью старшеклассника становится его обращенность в будущее, желание включиться в практики взрослой жизни, опробовать себя, свои возможности и соотнести их со своими способностями, наклонностями, целями и задачами.

На сегодняшний день существует ряд проблем общего среднего образования на старшей ступени обучения:

1.Молодые люди, вступая во взрослую жизнь, не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт, осуществлять ответственный жизненный и профессиональный выбор.

2.Репродуктивные методы обучения приводят к стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.

3.Формальность в проведении предпрофильной и профильной подготовки приводит к тому, что старшеклассники не готовы к ответственному выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.

4.Трудности профессионального самоопределения в старшей школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.

5.Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

Цель: предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора.

Задачи:

1. создание условий для индивидуальной образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способностей к самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и перспектив;

2. конструирование индивидуальных образовательных программ старшеклассников как средство реализации личности.



















Концепция работы



Условия, необходимые для реализации индивидуальной образовательной активности каждого школьника, включают важные составляющие:

- индивидуализацию учебного процесса, которая обеспечивается предоставлением самостоятельного выбора старшеклассниками вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;

- расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик;

- организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.

Отличительным признаком организации образования старшеклассников в деятельностной парадигме является смещение акцента с идеи освоения учебной программы на идею создания, проектирования индивидуальной образовательной программы учащимся в соответствии с личностно значимыми для него профессиональными предпочтениями. Старшеклассник становится соучастником образовательного процесса на основании сформированной у него в младшей школе потребности в самоизменении, мотивации саморазвития и при условии освоения им проектирования в основной школе. Это есть начальная точка подлинного образования. В проявлении способности к самоизменению и выражается субъектная позиция человека. Для раскрытия понятия "субъектность" ключевым является слово инициативность, которая подразумевает признание авторства инициативного действия, так как инициатор является исполнителем своей, задуманной им деятельности. А это одновременно означает принятие на себя ответственности за свои действия. Таким образом, инициативность через признание авторства становится рычагом, механизмом формирования личностной зрелости и средством ее диагностики, то есть по инициативным действиям можно судить о становлении и развитии личностной зрелости, гражданской позиции.

Для того чтобы старшеклассник проявлял и имел возможность социальной апробации субъектной позиции, он должен стать автором той деятельности, которую исполняет, то есть автором своей (индивидуальной) образовательной программы.

Индивидуальная образовательная программа обучающегося — это документ, определяющий и обосновывающий образовательные цели, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Индивидуальная образовательная программа — это персональный путь реализации личностного потенциала каждого участника в образовании.

Создать перечисленные условия невозможно без введения в образовательное пространство школы особой позиции школьного тьютора, обеспечивающего связь индивидуальной образовательной потребности обучающегося и разных вариантов возможностей её достижения.

Тьютор (англ. tutor) — исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся, студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

В нашей школе роль тьютора выполняют классный руководитель и заместитель директора по научно-методической работе. Сопровождение и помощь со стороны классного руководителя и заместителя директора по научно-методической работе нацелено на создание условий, в которых процесс взросления старшеклассников происходит с учётом их возрастных особенностей, запросов и психологических новообразований.

Этапы реализация проекта

Работа в основной школе по индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ) привела к мысли о необходимости продолжить эту работу в старшей профильной школе. Отсутствие возможности организовать профильные классы (особенности работы в сельской школе) заставило педагогов задуматься над созданием необходимых условий для индивидуализации учебного процесса, расширения пространства образовательной и социальной деятельности и активности старшеклассников стал актуальным и насущным.

Особое значение, в данном случае, имеет помощь классного руководителя в сопровождении старшеклассника многопрофильной школы по ИОП, которое направлено на

1. индивидуализацию учебного процесса, которая обеспечивается

предоставлением самостоятельного выбора старшеклассниками

вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных

курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и

направлений исследовательской, проектной и творческой

деятельности;

2. расширение пространства социальной деятельности обучающихся

через включение их в различные формы публичных презентаций,

конкурсов, олимпиад, форумов, организацией профильных проб,

стажировок и практик «взрослой жизни»;

3. организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в

рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их

образовательных целей и перспектив, значимых образовательных

историй и событий.

Старшеклассникам МКОУ « Боевая сош » были созданы условия для организации открытого образования: выбор профильных предметов, элективных курсов, дистанционных курсов, научных сессий, лабораторий, предоставлена возможность опробовать себя в разных видах образовательной, творческой, исследовательской и проектной деятельности, провести анализ и рефлексию своих достижений, неудач, спроектировать своё профессиональное будущее.

В этот период основной задачей является «помощь» старшекласснику в самоопределении, в осознанном и ответственном выборе будущей профессии через моделирование, проектирование и реализацию ОИП (индивидуальной образовательной программы)

Сопровождение ИОП старшеклассника в старшей школе проходит по определённым этапам.

1этап. Моделирование старшеклассником ИОП (запуск «образа» своего будущего, осознание своих познавательных интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач) через проведение тренингов на самопознание, раскрытие своего потенциала.

2 этап. Проектирование ИОП (какую профессию хочу получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств) через тренинг «Проектирование образа профессионального будущего, групповые, индивидуальные консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности).

3 этап. Коррекция ИОП (осмысление и соотнесение результатов и замысла) через рефлексивные семинары-практики, деловые игры, проективные методики, обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.

4 этап. Самореализация ИОП (контроль, рефлексия, коррекция) через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции.

5этап. Презентация ИОП (предъявление итогов работы, рефлексия, коррекция) через проведения тренингов, деловых игр, конференций.

Программа ИОП была создана на основе Методических рекомендаций по вопросу организации профильного обучения (Письмо от 4 марта 2010 г. № 03-412), а также « Методические рекомендации по созданию ИОП», автор: Рягин С. Н. )

Программа состоит из следующих разделов:

1. Пояснительная записка, в которую входят разделы:

1.1. Моя профессиональная карьера.

1.2. Мои образовательные цели.

1.3. Мои ЗУНы, компетентности. (Входят результаты успешности

обучения за 10-ый, 11-ый классы)

2. Индивидуальный учебный план старшеклассника.

3. Предметные индивидуальные образовательные программы.

3. 1. Профильные предметы.

3.2. Элективные курсы и факультативные занятия

4. Итоговая аттестация.

Как выстраивается работа по ИОП:

1. в начале года учащиеся десятого класса знакомятся со структурой

ИОП, осмысляют её разделы, продумывают выстраивают свои

требования по тому или иному разделу.

2. Затем осуществляется индивидуальная работа учащихся над

программой. Классный руководитель консультирует учащихся,

осуществляет контроль за подготовкой программ и

своевременным наполнением их содержанием.

В процессе сопровождения ИОП классный руководитель занимает

позицию консультанта и рефлексолога, не дающего готовых ответов, а ставящего старшеклассника в позицию осознанного выбора, принятия решений, нахождения путей, ресурсов по реализации замысла.

На одном из этапов работы над проектированием ИОП подключается психолог, который выявляет запрос старшеклассников на прохождение профессиональных практик и стажировок, составляет перечень предприятий и учреждений и обеспечивает дальнейшее прохождение практик старшеклассниками.

В процессе сопровождения ИОП старшеклассника используются специальные технологии: рефлексивные тексты, рефлексивные эссе, тренинги, деловые игры, которые способствуют самопознанию, самоопределению, саморазвитию, рефлексии, принятию решений, ответственному и осознанному выбору.

Отслеживание и фиксация результата работ по индивидуальным образовательным программам проводится с помощью методов наблюдения, анкетирования, анализа достижений и неудач, рефлексии, портфолио.

Результатом работы с ИОП на сегодняшний день является умение делать запрос на освоение той или иной деятельности, готовность к самообразованию, умение формулировать цели и задачи, желание выстраивать свой персональный успех, готовность к ответственному выбору, реализация ИОП.


Промежуточный результат педагогической деятельности.

В 10 классе 11 человек. На конец 2012—2013 учебного года 96% обучающихся 11 класса считают, что полностью реализовали свою индивидуальную образовательную программу.

100% ( 11 чел.) обучающихся считают, что сделали осознанный выбор будущей профессии.

100 % ( 11 чел.) обучающихся опробовали свои возможности и способности в разных видах деятельности: исследовательской, творческой, проектной.

100% ( 11 чел.) обучающихся получили опыт работы в команде.

На наш взгляд организация работа по индивидуальным образовательным программам предоставляет возможность развития у каждого старшеклассника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию образа своего будущего, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование предметной, управленческой, коммуникативной компетентностей и, самое главное, самоопределению в выборе будущей профессии и дальнейшего образовательного

Именно работа по ИОП приведет к тому, что учащиеся смогут:

  1. реализовать собственную индивидуальную образовательную программу;

  2. развить свой личностный потенциал: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;

  3. самоопределиться в выборе профессиональной сферы и будущей профессиональной деятельности;

  4. проявить образовательную активность;

  5. научиться анализировать, рефлексировать и корректировать собственную деятельность;

  6. развить способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;

  7. сформировать проектные, исследовательские, социальные компетентности;

  8. получить опыт работы в команде.

В ходе работы встал вопрос об отслеживании и фиксации результата работы по индивидуальной образовательной программе старшеклассников нашей школы. Предлагаем следующие способы отслеживания результата:

  1. образовательный мониторинг;

  2. наблюдение, методы статистики, методы психологии (социометрия, индивидуальные карты, тестирование), анкетирование, рефлексивные сессии, эссе, образовательная картография, портфолио старшеклассника;

  3. анализ данных о реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся;

  4. анализ результатов государственной (итоговой) аттестации;

  5. анализ данных о личностных и социально-значимых достижениях обучающихся;

  6. анализ данных о жизненных траекториях выпускников.

Считаем, что работа по сопровождению индивидуальной образовательной программы является средством индивидуализации и профилизации старшеклассников. На наш взгляд, старшая школа должна стать институтом социализации обучающихся, дать возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора и жизненных планов. Поэтому в старшей школе необходимы условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных возможностей и перспектив.





















Список литературы:

1.Ковалева Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010.

2.Попов А. А. Юношеское образование: материалы к построению систем профильного обучения. М., 2002.

3.Попов А. А. Философия открытого образования: социально-антропологические основания и институционально-технологические возможности. Томск, 2008.

4.Попов А.А., Проскуровская И.Д. Педагогическая антропология в контексте идеи самоопределения // Вопросы образования. М., 2007. № 3.

5.Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. — Томск,2001.

6.Тьюторство: концепции, технологии, опыт. — Томск, 2005.










14


Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ старшеклассников Практико-ориентированный проект
  • Директору-завучу
Описание:

В проекте представлен опыт работы по организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ старшеклассников. Это дает учащимся возможность спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора.

Кроме того, работа по ИОП создает условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способностей к самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образова­тельных планов и перспектив;

 

 

 

Автор Сушко Ольга Борисовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 871
Номер материала 16900
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓