Главная / Начальные классы / Организация постановки проблемы на уроках литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Организация постановки проблемы на уроках литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Г.Е. Мокрецова

Организация постановки проблемы на уроках литературного чтения


В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются освоенные обучающимися универсальные учебные действия. В число познавательных универсальных учебных действий входят «постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера» [2].

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова «проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования». Истоки проблемного обучения можно найти в далеком прошлом. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого были разработаны Джоном Дьюи. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах XX в. Идею и принципы проблемного обучения разрабатывали советские психологи С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, А.М. Матюшкин, а в применении к школьному обучению М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер и др. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.

В образовательной системе «Школа 2100» реализуется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, обеспечивая при этом формирование универсальных учебных действий. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы1.

На уроке, проводимом в русле проблемно-диалогической технологии, должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Как пишет Е.Л. Мельникова, при проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися.

Остановимся подробнее на постановке учебной проблемы. Методы постановки проблемы делятся на «классические» и «сокращенные». В настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию. Поэтому «классическая» постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее. Возможны три принципиально разных выхода:

- учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

- ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему;

- учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему.

Таким образом, существуют три «классических» метода постановки учебной проблемы. Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается в организации выхода из нее. Проблемы должны быть доступны, важны в общеобразовательном отношении, деятельность учащихся должна быть творческой, задачи – иметь разную степень сложности, структура содержания задач не должна отвечать принципам дидактики «от легкого к трудному». Упражнения повышенной трудности, их выполнение – уже проблемная ситуация.

К «сокращенным» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и сообщение темы с мотивирующим приемом. Оба метода не предполагают создания проблемной ситуации и потому лишь имитируют творческий процесс.

Мельникова Е.Л. описывает несколько методов постановки учебной проблемы [1].

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Выделяется несколько основных приемов создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог.

1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Вопросы побуждения к осознанию противоречия: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?

2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Вопросы побуждения к осознанию противоречия: Вопрос был один? А сколько мнений? или Задание было одно? А как его выполнили? Почему так получилось? Чего мы не знаем?

3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Побуждение к формулированию проблемы (для всех приемов): Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? (Выбрать подходящее.)

Авторы технологии описывают ее применение на уроках русского языка, математики, естествознания и обществознания [3]. Приведем пример использования этого метода постановки учебной проблемы на уроке литературного чтения.

Тема урока: М.С. Пляцковский «Помощник» (УМК «Школа России», 1 класс). Этап подготовки к восприятию художественного произведения.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Одному из героев произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, подходит пословица.

- Как вы думаете, какой он?

- Хотите знать название произведения и его автора?




- Что-то вас удивило?


- Имя автора что-то подсказало?

- Может быть, иллюстрация поможет разобраться?

- Прочитайте ключевые слова.

- Читают:

У ленивого Емели семь воскресений на неделе.

- Высказывают предположения.

- Расшифровывают запись:

лиахим чивокатрапс йиксвокцялп кинщомоп

(Михаил Спартакович Пляцковский «Помощник»)

- Противоречие: ленивый – помощник.

- Нет, мы с ним не знакомы.

- Высказывают мнение.


- Читают: помоги, в другой раз, давай стены класть, пришел, спасибо. Высказывают мнение. Приходят к выводу: чтобы разобраться в противоречии, надо прочитать текст.


При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы автор советует откликнуться следующим образом. Сначала поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?»

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Рассмотрим пример использования этого метода на уроке литературного чтения.

Тема урока: И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» (2 класс).


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прочитайте слова:


- О чем «сказали» вам эти слова?


- Как догадались?


- Прочитайте загадку (на доске загадка об осени).

- Познакомьтесь с записью на доске. Какое задание предлагается? Выполните его.

На доске карточки:

вей за ко Му Стре ра

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Собрать слово из частей.

- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с большой буквы?

- Что заметили общего? (показывает на строчки со словами)

- В чем различие?

- С каким произведением познакомимся на уроке?

- Читают: повозка, Лебедь, Щука, Рак.

- Это слова из басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

- Помогли имена главных героев и слово «повозка».

Читают загадку, объясняют выбор отгадки (осень).



- Составляют: Стрекоза, Муравей.







Высказывают предположение: это герои произведения.




- Это басня, где герои Стрекоза и Муравей, а события будут происходить осенью.


Суть метода сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Например, на уроке литературного чтения по стихотворению И. Бунина «Листопад» (2 класс) для постановки проблемы может быть использован прием «яркое пятно» в форме слайд-шоу под пьесу П.И. Чайковского «Октябрь».


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Сегодня мы познакомимся с произведением, к которому очень подходит то, что мы увидим и услышим.

- Кто догадался, о каком осеннем явлении идет речь?

- Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске, дополняя фамилией автора и названием произведения)

Смотрят слайд-шоу.



- О листопаде.


- Стихотворение о листопаде.


Таким образом, используя на уроках литературного чтения проблемно-диалогическую технологию, учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Подобное начало урока развивает мышление и речь детей, помогает проявлять творческие способности, учит рисковать, отстаивая свою собственную позицию, проявлять инициативу.


Используемая литература

  1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс-минус. 1999. №5.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

  3. http://www.school2100.ru/


1 Полную информацию о проблемно-диалогической технологии можно получить на сайте «Школа 2100» [3].

Организация постановки проблемы на уроках литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
  • Начальные классы
Описание:

Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает учителя начальных классов на достижение  не только  личностных, предметных, но и метапредметных результатов. Достижение последних обеспечивает процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников. Реализация стандарта требует перестройкипроцесса обучения предметам начальной школы на разных уровнях. определяемых вопросами: "зачем учить?", "чему учить?", "как учить?". В статье представляю результат поиска ответа на вопрос "как учить?"

Автор Мокрецова Галина Евгеньевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1849
Номер материала 41992
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓