Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОрганизация научно-исследовательской деятельности учащихся

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Скачать материал

                                                                  Лапшина Н.К., учитель русского

                                                                  литературы     МБОУ    СОШ

                                                                  « Центр образования №1».

 

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

 

                                                                      Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности  позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть, ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий , приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Приобретённые навыки в освоении принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.

Цели научно-исследовательской деятельности:

* Выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;

* Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся;

* Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях;

* Формирование и развитие  у учащихся  навыков исследовательской работы;

* Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Конечно, не у всех ребят получается приобщиться к научно-исследовательской деятельности, т.к. и сам ученик должен обладать определенными компетентностями:

·         Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования.

·         Умение критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.

·         Умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Следует помнить, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

·                     Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

·                     Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

·                     Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

·                     Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.[1]

Существуют и другие классификации исследований, которые проводят школьники:

I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по одному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.

II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.

III тип – это надпредметный. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.[2]

Проблема выявления и обучения детей, интеллектуально одарённых и проявляющих интерес к той или иной области знания, является одной из самых актуальных. Особое внимание обращается на развитие научного мышления, расширение кругозора, организацию практической творческой деятельности. Творчество – универсальный способ самореализации, самоутверждения человека в мире. Основная задача учителей– создать для ребёнка среду – интеллектуальную атмосферу, которая поможет ему раскрыть свои способности и достичь высоких результатов.
    Предлагаю следующие  этапы работы с учащимися, проявляющими интерес к научным исследованиям.
1. Подготовительный
     Известно, что чем младше школьник, тем сильнее у него образное мышление, тем больше интерес к экспериментальной деятельности. Учителя нашей школы понимают необходимость формирования раннего интереса к  разным предметам. Так на базе  «ЦО№1» ежегодно проходит городская научная конференция для учащихся начальной школы « Я  исследователь». Учителя приобрели большой опыт, что помогает курировать научно-исследовательскую деятельность учащихся начальных классов сегодня и добиваться хороших результатов.

    Хочется сказать, что сложилось тесное сотрудничество учителей начальных классов, которые заинтересованы в серьёзной подготовке своих учащихся, и учителей  старшего звена. Совместно выделяем  группу заинтересовавшихся ребят, а самое главное – устанавливают связи с их родителями, убеждаем  их в необходимости такой работы.
2. Организационный 
     После уроков  выявляю уровень подготовки учащихся к выполнению той или иной исследовательской работы, и начинается подготовка (выбор темы работы, определения её цели и задач).
3. Курирование научно-исследовательских работ
     Учащиеся получают от учителя необходимые знания и умения для работы по данной  теме, обучаются работе с научно-популярной литературой. Используя индивидуальный подход, направляю деятельность учащихся, помогаю в составлении плана организации своей научно-исследовательской деятельности.
4. Подготовка к выступлению.
     На этом этапе идёт подготовка  работы согласно требованиям к оформлению работ, подготовка выступления,  презентаций с использованием мультимедийного проектора. Формирую у учащихся умения грамотно докладывать о своём исследовании, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, опираясь на  знания материала по своей  проблеме.

    Затем проходит  предварительное представление исследовательской работы  сначала в  знакомом  для выступающего ученика (или группы ребят) коллективе ( в своем классе), а затем в расширенной аудитории перед комиссией. Этот этап не просто позволяет выступающим детям получить опыт публичных выступлений, но и стимулирует других учащихся присоединиться в будущем к исследовательской деятельности. После выступлений учащиеся обсуждают, анализируют работы, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы.
5. Пропаганда научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе.
     На этом этапе учащиеся, уже имеющие положительный опыт научно-исследовательской деятельности, выступают с материалом своих работ перед учащимися других классов при изучении соответствующих тем.

Существуют разные формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся:

·          работа над рефератами;

·          разработка проектов;

·          научно-практическая конференция;

·          олимпиады по предметным областям;

·          творческие конкурсы;

·          экскурсии и занятия в музеях, библиотеках;

·          сотрудничество с внешними партнерами.

Ежегодно ( в течение 5 лет)  на базе нашей школы проходят  городские гуманитарные чтения для учащихся 5-7 классов. Работа осуществляется по трем секциям: русский язык, литература, история. Цель гуманитарных чтений – вовлечение учащихся в  научно-исследовательскую  деятельность, развитие  интеллектуальных и творческих способностей. Понятно, что 12-13-летние учащиеся  не  создают  крупные научно-исследовательские проекты. Поэтому на суд жюри учащиеся представляют реферативные работы, соответствующие определенным, ранее  заявленным требования. В работе обязательно должна присутствовать практическая часть. Необходимо  также публично представить свою работу (используя мультимедийную презентацию), ответить на вопросы комиссии, состоящей из администрации и учителей,  и  и присутствующих в аудитории.

Выполнение  такой  работы требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой, свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, сопоставлять и анализировать разные источники. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению определенных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе.

Я  считаю, что ценность организации научно-исследовательской работы на базе  нашей школы имеет  множество  положительных моментов:

·         для учащихся – это развитие творческих и исследовательских способностей, навыков самостоятельной работы ( в том числе и с литературой), работы в группе и в команде, возможность выбора темы и руководителя, «погружение» в тему (так как работа должна выполняться в течение определенного времени), развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру, приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей, тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.

·         для педагогов -  организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей,  раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, углубиться в исследуемую проблему;

·         для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их учебы,  возможность активного участия в школьной жизни;

·         образовательное учреждение получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе.

Философ, просветитель Софокл говорил: «Великие дела не делаются вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая, кропотливая, совместная работа учителя, ученика и родителей. В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться детей к научно- исследовательской деятельности уже в школьные годы.
     Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира, участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку / С. В. Абрамова  // Русский язык: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 18 . - С. 4-11.
2.  Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку / С. В. Абрамова  // Русский язык: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 19. - С. 2-10.
3. Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : методические рекомендации для учащихся для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев //Завуч. – 2005. - № 6. – с. 4 – 29.

 4. Белых, С. Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых. - Комментарии А. С. Савичева. Под ред. А. С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. – 56 с.

5. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.- 48 с.

6. Дроздова О.Е. Лингвистические исследования учащихся - это реально / О. Е. Дроздова // Русский язык: изд. дом Первое сентября. – 2003. - № 37. - С. 13.



 

 

 

 

 

 

 

 



[1] [5.с.10]

[2] [4.с.15]

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  В последнее время особое внимание в школе уделяется развитию интеллектуальных, творческих способностей детей. Научно-исследовательская работа и помогает вырастить юного исследователя. 

В данной публикации рассказывается об организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

В работе указаны цели , виды научно-исследовательской деятельности, даны разные классификации. Также подробно представлены этапы работы с детьми , которые проявляют интерес к научным исследованиям, организация работы с такими детьми из опыта нашего учебного заведения.

Особо рассматривается важность, значимость научно-исследовательской деятельности для учащихся, педагогов, родителей.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 925 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку «Повторяем признаки имени существительного»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 6. Повторяем признаки имени существительного
  • 01.10.2020
  • 939
  • 28
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 482
    • DOCX 32.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лапшина Наталья Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19644
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 322 человека из 64 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR: аспекты коммуникации и взаимодействия с государственными органами

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 17 регионов

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов