Лапшина Н.К., учитель русского
литературы МБОУ СОШ
« Центр образования №1».
Организация
научно-исследовательской деятельности учащихся
Не
существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность, кроме
тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Главное изменение в
обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития
общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к
переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, компетентность
в общеучебных навыках. Такая подготовка не может быть обеспечена только за счёт
усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется
другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы,
сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для
жизни в быстро меняющемся обществе.
Приобщение
школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее
полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные
творческие способности. Полноценная познавательная деятельность школьников
выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной
позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания,
ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть,
ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только
при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную
деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий ,
приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
Приобретённые
навыки в освоении принципов исследовательской деятельности находят своё
дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с
основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка
проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и
экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), преподаватель
подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной
исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого
потенциала, самораскрытия и самореализации.
Цели научно-исследовательской
деятельности:
* Выявление и поддержка учащихся,
склонных к занятию исследовательской деятельностью;
* Развитие интеллектуальных,
творческих способностей учащихся;
* Развитие личности, способной к
самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся
социокультурных условиях;
* Формирование и развитие у
учащихся навыков исследовательской работы;
* Развитие компетенций у учащихся,
имеющих интерес к исследовательской деятельности.
Конечно, не у всех ребят получается приобщиться к
научно-исследовательской деятельности, т.к. и сам ученик должен обладать
определенными компетентностями:
·
Умение
работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного
исследования.
·
Умение
критически осмысливать материал, представленный в книге, т.е. необходимо уметь
самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
·
Умение чётко
и ясно излагать свои мысли.
Следует помнить,
что главным результатом исследовательской деятельности является
интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в
результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Основными видами
научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
·
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные
на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление
данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной
проблемы.
·
Экспериментальные - творческие работы, написанные
на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный
результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную
трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
·
Натуралистические
и описательные
- творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание
какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной
особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Работы,
выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
·
Исследовательские
- творческие
работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики,
имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный
материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере
исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность
результата, который могут дать исследования.
Существуют и другие
классификации исследований, которые проводят школьники:
I тип – это монопредметное
исследование. Оно выполняется по одному предмету, предполагающее привлечение
знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.
II тип (перспективный и интересный
для школьников) – это междисциплинарное исследование или по-другому
межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей
привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов
или наук.
III тип – это надпредметный. В
данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо
совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на
исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.
Проблема выявления и обучения детей, интеллектуально одарённых и
проявляющих интерес к той или иной области знания, является одной из самых
актуальных. Особое внимание обращается на развитие научного мышления,
расширение кругозора, организацию практической творческой деятельности.
Творчество – универсальный способ самореализации, самоутверждения человека в
мире. Основная задача учителей–
создать для ребёнка среду – интеллектуальную атмосферу, которая поможет ему
раскрыть свои способности и достичь высоких результатов.
Предлагаю
следующие этапы работы с учащимися, проявляющими интерес к научным
исследованиям.
1. Подготовительный
Известно, что чем младше школьник, тем сильнее у него образное мышление,
тем больше интерес к экспериментальной деятельности. Учителя нашей школы
понимают необходимость формирования раннего интереса к разным предметам. Так
на базе «ЦО№1» ежегодно проходит городская научная конференция для учащихся
начальной школы « Я исследователь». Учителя приобрели большой опыт, что
помогает курировать научно-исследовательскую деятельность учащихся начальных
классов сегодня и добиваться хороших результатов.
Хочется
сказать, что сложилось тесное сотрудничество учителей начальных классов,
которые заинтересованы в серьёзной подготовке своих учащихся, и учителей старшего
звена. Совместно выделяем группу заинтересовавшихся ребят, а самое главное –
устанавливают связи с их родителями, убеждаем их в необходимости такой работы.
2. Организационный
После уроков выявляю
уровень подготовки учащихся к выполнению той или иной исследовательской работы,
и начинается подготовка (выбор темы работы, определения её цели и задач).
3. Курирование
научно-исследовательских работ
Учащиеся
получают от учителя необходимые знания и умения для работы по данной теме,
обучаются работе с научно-популярной литературой. Используя индивидуальный
подход, направляю деятельность учащихся, помогаю в составлении плана
организации своей научно-исследовательской деятельности.
4. Подготовка к
выступлению.
На этом этапе идёт подготовка работы согласно требованиям к
оформлению работ, подготовка выступления, презентаций с использованием
мультимедийного проектора. Формирую у учащихся умения грамотно докладывать о
своём исследовании, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать
свою точку зрения, опираясь на знания материала по своей проблеме.
Затем проходит предварительное
представление исследовательской работы сначала в знакомом для выступающего
ученика (или группы ребят) коллективе ( в своем классе), а затем в расширенной
аудитории перед комиссией. Этот этап не просто позволяет выступающим детям
получить опыт публичных выступлений, но и стимулирует других учащихся
присоединиться в будущем к исследовательской деятельности. После выступлений
учащиеся обсуждают, анализируют работы, дают рекомендации, задают возникшие у
них вопросы.
5. Пропаганда
научно-исследовательской деятельности среди учащихся и использование
результатов научно-исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе.
На этом этапе учащиеся, уже имеющие положительный опыт
научно-исследовательской деятельности, выступают с материалом своих работ перед
учащимися других классов при изучении соответствующих тем.
Существуют
разные формы организации научно-исследовательской деятельности учащихся:
·
работа над
рефератами;
·
разработка
проектов;
·
научно-практическая
конференция;
·
олимпиады по
предметным областям;
·
творческие
конкурсы;
·
экскурсии и
занятия в музеях, библиотеках;
·
сотрудничество
с внешними партнерами.
Ежегодно ( в течение 5 лет) на базе нашей школы проходят
городские гуманитарные чтения для учащихся 5-7 классов. Работа осуществляется
по трем секциям: русский язык, литература, история. Цель гуманитарных чтений –
вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность, развитие
интеллектуальных и творческих способностей. Понятно, что 12-13-летние учащиеся
не создают крупные научно-исследовательские проекты. Поэтому на суд жюри
учащиеся представляют реферативные работы, соответствующие определенным, ранее
заявленным требования. В работе обязательно должна присутствовать практическая
часть. Необходимо также публично представить свою работу (используя
мультимедийную презентацию), ответить на вопросы комиссии, состоящей из
администрации и учителей, и и присутствующих в аудитории.
Выполнение
такой работы требует от учащихся умения работать с научной и
научно-популярной литературой, свободно ориентироваться в Интернете для поиска
нужной информации, сопоставлять и анализировать разные источники. Можно
говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует
познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному
критическому осмыслению определенных результатов, что так важно для молодого
начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе.
Я считаю, что ценность организации
научно-исследовательской работы на базе нашей школы имеет множество положительных
моментов:
·
для учащихся
– это развитие творческих и исследовательских способностей, навыков
самостоятельной работы ( в том числе и с литературой), работы в группе и в
команде, возможность выбора темы и руководителя, «погружение» в тему (так как
работа должна выполняться в течение определенного времени), развитие навыков
устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную
структуру, приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри,
оппонентов и незнакомых людей, тренировка навыков отстаивать свою точку зрения,
уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро
находить вариант ответа на возникшие вопросы.
·
для
педагогов - организация научно-исследовательской работы помогает организовать
детей, раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, углубиться
в исследуемую проблему;
·
для
родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их
учебы, возможность активного участия в школьной жизни;
·
образовательное
учреждение получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения
для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе.
Философ, просветитель Софокл говорил: «Великие дела не делаются
вдруг». Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить
ребенка основам познания мира нужна долгая, кропотливая, совместная работа
учителя, ученика и родителей. В современном мире стали очевидными успешность и
востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать
свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому,
что знание важно не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать,
использовать его практически. Вот почему важно приобщаться детей к научно-
исследовательской деятельности уже в школьные годы.
Научно-исследовательская
работа учащихся ведет к активному познанию мира, участие в этой деятельности
дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской
работы по русскому языку / С. В. Абрамова // Русский язык: изд. дом Первое
сентября. - 2006. - N 18 . - С. 4-11.
2. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку
/ С. В. Абрамова // Русский язык: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 19. -
С. 2-10.
3. Арцев, М. Н.
Учебно-исследовательская работа учащихся : методические рекомендации для
учащихся для учащихся и педагогов / М. Н. Арцев //Завуч. – 2005. - № 6. – с. 4
– 29.
4. Белых, С.
Л. Управление исследовательской активности ученика: методическое пособие для
педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых. - Комментарии А. С.
Савичева. Под ред. А. С. Обухова. – М.: Журнал «Исследовательская работа
школьников», 2007. – 56 с.
5. Дереклеева,
Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.:
Вербум-М, 2001.- 48 с.
6. Дроздова
О.Е. Лингвистические исследования учащихся - это реально / О. Е. Дроздова //
Русский язык: изд. дом Первое сентября. – 2003. - № 37. - С. 13.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.