Главная / Математика / Организация научно-исследовательской деятельности школьников во внеурочное время - выступление на МО учителей математики, физики. Оленева Л.П.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников во внеурочное время - выступление на МО учителей математики, физики. Оленева Л.П.

« Организация научно – исследовательской работы учащихся по математике на уро...
Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Сме...
Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся ...
Цель научно-исследовательской работы Формирование образованной, гармонически ...
Цель и задачи исследования. Цель исследования – это конечный ожидаемый резуль...
Учитель - консультант Выявляет сферы, в области которых лежат интересы ученик...
Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы Мотивация исследовательск...
1. Мотивация. На этом этапе важно "найти” ученика, у которого было бы желание...
2. Постановка проблемы. Это самый длительный и ответственный этап, потому что...
Тема исследования. Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамка...
Сбор фактического материала Может осуществляться при изучении соответственно...
Систематизация и анализ полученного материала полезно осуществлять с помощью ...
Выдвижение гипотез Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение». В...
Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Формулировка ...
Проверка гипотез Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в ис...
Доказательство или опровержение гипотиз На последнем этапе происходит доказат...
Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) ...
Защита результатов исследования Подготовка доклада: Первая часть по сути крат...
Экспертная оценка. После того как работа закончена, ее представляют на рецен...
Полезные ресурсы по теме: Интернет-портал «Исследовательская деятельность шко...
1 из 20

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 « Организация научно – исследовательской работы учащихся по математике на уроках
Описание слайда:

« Организация научно – исследовательской работы учащихся по математике на уроках и во внеурочной деятельности» Учитель математики Оленева Л.П.

№ слайда 2 Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Смена
Описание слайда:

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Смена парадигмы образования ученик – учебник – учитель самостоятельная познавательная деятельность учащихся

№ слайда 3 Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под
Описание слайда:

Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

№ слайда 4 Цель научно-исследовательской работы Формирование образованной, гармонически раз
Описание слайда:

Цель научно-исследовательской работы Формирование образованной, гармонически развитой, творческой личности, способной добывать свои знания самостоятельно.

№ слайда 5 Цель и задачи исследования. Цель исследования – это конечный ожидаемый результат
Описание слайда:

Цель и задачи исследования. Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы. Можно поставить целью:        выявить…       установить…        обосновать…        уточнить        разработать…. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.

№ слайда 6 Учитель - консультант Выявляет сферы, в области которых лежат интересы учеников;
Описание слайда:

Учитель - консультант Выявляет сферы, в области которых лежат интересы учеников; Определяет тематику исследований; Знакомит с методами научного познания и исследования; Помогает определить проблему (гипотезу), определить цели, задачи, объект и предмет исследования; Помогает обозначить основные технологические и хронологические моменты проведения исследования; Разрабатывает план консультаций; Помогает в работе с различными источниками информации; Подробно обсуждает структуру исследовательской работы и правила ее оформления.

№ слайда 7 Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы Мотивация исследовательской
Описание слайда:

Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы Мотивация исследовательской деятельности; Постановка проблемы; Сбор фактического материала; Систематизация и анализ полученного материала; Выдвижение гипотез; Проверка гипотез; Доказательство или опровержение гипотез; Рефлексивный этап.

№ слайда 8 1. Мотивация. На этом этапе важно "найти” ученика, у которого было бы желание, и
Описание слайда:

1. Мотивация. На этом этапе важно "найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику и заинтересовать его.

№ слайда 9 2. Постановка проблемы. Это самый длительный и ответственный этап, потому что вк
Описание слайда:

2. Постановка проблемы. Это самый длительный и ответственный этап, потому что включает в себя следующие направления деятельности: определение области исследования (нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно- исследовательская работа); определение проблемы и темы исследования. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью.

№ слайда 10 Тема исследования. Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках п
Описание слайда:

Тема исследования. Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной. Тему работы можно выбрать на сайте obuchonok.ru

№ слайда 11 Сбор фактического материала Может осуществляться при изучении соответственно уч
Описание слайда:

Сбор фактического материала Может осуществляться при изучении соответственно учебного материала или специальной литературы, либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, попыток. Частых проблем, варьирование числовыми данными, рассмотрение предельных положений, изменение взаимного расположения фигуры, каких либо параметров, фигурирующих в данной задаче.

№ слайда 12 Систематизация и анализ полученного материала полезно осуществлять с помощью таб
Описание слайда:

Систематизация и анализ полученного материала полезно осуществлять с помощью таблиц, диаграмм, схем, графиков.

№ слайда 13 Выдвижение гипотез Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение». В со
Описание слайда:

Выдвижение гипотез Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать ряду требований: - быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида: «если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».

№ слайда 14 Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Формулировка цел
Описание слайда:

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Формулировка цели и задач исследования. Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов: - доказать - обосновать - разработать - объяснить - определить - установить Из поставленной цели вытекают задачи исследования. Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.) - выявить - определить - установить - изучить

№ слайда 15 Проверка гипотез Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истин
Описание слайда:

Проверка гипотез Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки.

№ слайда 16 Доказательство или опровержение гипотиз На последнем этапе происходит доказатель
Описание слайда:

Доказательство или опровержение гипотиз На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение или уточнение, ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Идея доказательства может зародиться в процессе выполнения испытаний, может возникнуть и при анализе систематизированного фактического материала.

№ слайда 17 Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) На
Описание слайда:

Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно-исследовательской работы.

№ слайда 18 Защита результатов исследования Подготовка доклада: Первая часть по сути кратко
Описание слайда:

Защита результатов исследования Подготовка доклада: Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается - актуальность выбранной темы, - описывается научная проблема, - формулируются задачи исследования и - указываются его основные методы Во второй части, самой большой по объему, Вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

№ слайда 19 Экспертная оценка. После того как работа закончена, ее представляют на рецензию
Описание слайда:

Экспертная оценка. После того как работа закончена, ее представляют на рецензию. Представление и защита. Школьники представляют свои работы и защищают их. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Для начинающего исследователя чрезвычайно важным является публичное обсуждение результатов своих исследований. Поощрение. По результатам выступлений авторы лучших работ могут быть отмечены дипломом, призами, поездками и т.п.

№ слайда 20 Полезные ресурсы по теме: Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьн
Описание слайда:

Полезные ресурсы по теме: Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь» http://www.oodi.ru Лаборатория образовательных технологий. Проект «Исследователь»: организация исследовательской деятельности учащихся http://www.trizway.com Научно-популярный проект «Элементы» http://elementy.ru Департамент образования города Москвы. «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности» http://www.educom.ru Фестиваль педагогических идей «Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ» http:// Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта http://standart.edu.ru

Организация научно-исследовательской деятельности школьников во внеурочное время - выступление на МО учителей математики, физики. Оленева Л.П.
  • Математика
Описание:

В преподавании естественных наук, и в частности  математике, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

     Продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в школьном образовании исследовательского подхода.      Резюмируя все вышесказанное можно определить, что целью организации научно-исследовательской работы учащихся является формирование образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

 

Автор Оленева Лариса Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 520
Номер материала 28246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓