Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
« Организация научно – исследовательской работы учащихся по математике на уроках и во внеурочной деятельности»
Учитель математики
Оленева Л.П.
2 слайд
Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.
Смена парадигмы образования
ученик – учебник – учитель
самостоятельная познавательная деятельность учащихся
3 слайд
Научно-исследовательская деятельность школьников
– это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
4 слайд
Цель научно-исследовательской
работы
Формирование образованной, гармонически развитой, творческой личности, способной добывать свои знания самостоятельно.
5 слайд
Цель и задачи исследования.
Цель исследования – это конечный ожидаемый результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.
Можно поставить целью:
выявить…
установить…
обосновать…
уточнить
разработать….
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
6 слайд
Учитель - консультант
Выявляет сферы, в области которых лежат интересы учеников;
Определяет тематику исследований;
Знакомит с методами научного познания и исследования;
Помогает определить проблему (гипотезу), определить цели, задачи, объект и предмет исследования;
Помогает обозначить основные технологические и хронологические моменты проведения исследования;
Разрабатывает план консультаций;
Помогает в работе с различными источниками информации;
Подробно обсуждает структуру исследовательской работы и правила ее оформления.
7 слайд
Алгоритм выполнения научно-исследовательской работы
Мотивация исследовательской деятельности;
Постановка проблемы;
Сбор фактического материала;
Систематизация и анализ полученного материала;
Выдвижение гипотез;
Проверка гипотез;
Доказательство или опровержение гипотез;
Рефлексивный этап.
8 слайд
1. Мотивация.
На этом этапе важно "найти” ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику и заинтересовать его.
9 слайд
2. Постановка проблемы.
Это самый длительный и ответственный этап, потому что включает в себя следующие направления деятельности:
определение области исследования (нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно- исследовательская работа);
определение проблемы и темы исследования.
Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью.
10 слайд
Тема исследования.
Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета.
Тема должна быть емкой, краткой и конкретной.
Тему работы можно выбрать на сайте obuchonok.ru
11 слайд
Сбор фактического материала
Может осуществляться при изучении соответственно учебного материала или специальной литературы, либо посредством проведения испытаний, всевозможных проб, попыток.
Частых проблем, варьирование числовыми данными, рассмотрение предельных положений, изменение взаимного расположения фигуры, каких либо параметров, фигурирующих в данной задаче.
12 слайд
Систематизация и анализ полученного материала
полезно осуществлять с помощью таблиц, диаграмм, схем, графиков.
13 слайд
Выдвижение гипотез
Гипотеза ( древнегреч.) -это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно
используются словесные конструкции вида:
«если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».
14 слайд
Теоретический этап включает следующие направления деятельности:
Формулировка цели и задач исследования.
Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.
Обычно цель формулируют со слов:
- доказать
- обосновать
- разработать
- объяснить
- определить
- установить
Из поставленной цели вытекают задачи исследования.
Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.)
- выявить
- определить
- установить
- изучить
15 слайд
Проверка гипотез
Проверка гипотез позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки.
16 слайд
Доказательство или опровержение гипотиз
На последнем этапе происходит доказательство истинности гипотез, получивших ранее подтверждение или уточнение, ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Идея доказательства может зародиться в процессе выполнения испытаний, может возникнуть и при анализе систематизированного фактического материала.
17 слайд
Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ)
На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования, презентации для защиты научно-исследовательской работы.
18 слайд
Защита результатов исследования
Подготовка доклада:
Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается - актуальность выбранной темы, - описывается научная проблема, - формулируются задачи исследования и - указываются его основные методы
Во второй части, самой большой по объему, Вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.
19 слайд
Экспертная оценка. После того как работа закончена, ее представляют на рецензию.
Представление и защита. Школьники представляют свои работы и защищают их. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Для начинающего исследователя чрезвычайно важным является публичное обсуждение результатов своих исследований.
Поощрение. По результатам выступлений авторы лучших работ могут быть отмечены дипломом, призами, поездками и т.п.
20 слайд
Полезные ресурсы по теме:
Интернет-портал «Исследовательская деятельность
школьников» http://www.researcher.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru
Общероссийское общественное движение творческих
педагогов «Исследователь» http://www.oodi.ru
Лаборатория образовательных технологий.
Проект «Исследователь»: организация исследовательской
деятельности учащихся http://www.trizway.com
Научно-популярный проект «Элементы» http://elementy.ru
Департамент образования города Москвы.
«Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности» http://www.educom.ru
Фестиваль педагогических идей «Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ» http://
Сайт Федерального Государственного Образовательного
стандарта http://standart.edu.ru
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
В преподавании естественных наук, и в частности математике, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.
Продуктивным вариантом решения этой задачи является использование в школьном образовании исследовательского подхода. Резюмируя все вышесказанное можно определить, что целью организации научно-исследовательской работы учащихся является формирование образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.
6 663 979 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Оленева Лариса Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.