Главная / История / Организация краеведческой работы в школе

Организация краеведческой работы в школе

Организация краеведческой работы в школе.

(Из опыта работы учителя истории Баймулдина Алижана Наримановича ГУ «Яблоновская ОШ» Енбекшильдерского района Акмолинской области)

Прагматичное современное поколение, увлеченное Интернетом, современными средствами связи всё больше уходят в свой виртуальный мир, отрываясь от реальной жизни, от своего исторического прошлого.

Всё больше общество сталкивается с фактами жестокости, грубого отношения к старшим, утрачивается связь поколений. А ведь у казахов с традициями знания семи предков передавалось и прививалось уважение к старшим.

На сегодняшний день весьма актуальным является уважение к историческим памятникам, ведь часто в СМИ появляются сообщение о фактах вандализма.

Иждивенческое отношение к природе приводит к ухудшению экологической ситуации в крае, в связи с этим воспитываю в учащихся экологическую культуру.

Высокие показатели заболеваемости учащихся это результат малоподвижного образа жизни. В связи с этим я, выбирая новые формы работы, не забываю о здоровье сберегающей технологии.

Конституция Республики Казахстан обязывает «Сохранять исторические памятники и другие ценности» ст. 37. Исходя, из этой статьи Конституции, перед школой стоят задачи: а) сохранения и распространения знаний по истории своего края;

б) всестороннее изучение социально- экономического, политического и культурного развития села, края, а также их природных данных;

в) участие в экспедиционной работе;

г) организация экскурсионно - туристической работы путём проведения бесед, экскурсий, выставок, путём переписи, через печать;

е) формирование чувства любви, гордости, патриотизма за свою малую родину.

Исходя, из актуальности вопроса, я считаю, что реализация данного проекта позволяют расширить знания по истории края и формирует чувство уважения к историческому прошлому своего края, окружающим людям, активную гражданскую позицию, повысить самооценку, формирует у детей понимание того, что он также является частицей истории, и своим делами может внести вклад в развитие истории своего края, страны.

В ходе краеведческой деятельности учащиеся, в результате общения с окружающими получат мощный заряд энергии, соприкосновение с мудростью старшего поколения, их жизнью, воспитывают чувство уважения к старшему поколению.

Экспедиционная деятельность формирует физическую выносливость, чувство взаимовыручки.

Важную роль в достижении этих задач играет школьное краеведение, создание школьного музея.

Историческое краеведение в школе проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Нельзя ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, взятые из учебных пособий и другой литературы, опуская важную часть краеведческой работы: непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению местной истории.

Поэтому в поисках новых фактов, сведений учащиеся школы периодически выезжают в областной центр, в столицу для сбора данных по истории села, края. Так, например, учащиеся школы выезжали в г. Кокшетау и в областном архиве изучали периодическую печать 30-х годов XX века, собирая по крупицам сведения о крае.

При работе учащимися разрабатывается поисковый план:

  1. Тема. К какому периоду относится тема.

  2. Что и где искать?

  3. Работа с картотекой, справочниками.

  4. Работа с фондами.

  5. Обработка собранного материала.

Так же при посещении музеев перед учащимися стоит ряд целей, задач, разрабатываются темы поисковой работы. Учащиеся школы, несмотря на отдалённость нашего населённого пункта, часто бывают в музеях: Президентского культурного центра, в областном историко-краеведческом музее. Перед каждой поездкой проводится предварительная работа: разрабатываются индивидуально для каждого учащегося темы, план работы по данной теме (пр. №1). Все собранные материалы идут на пополнение данных по истории нашего края.

Для расширения знаний о природе своего края учащиеся школы согласно разработанным планам совершают экспедиции, где изучают отдельные возвышенности, водоёмы, растительный и животный мир. Такие мероприятия дают мощный заряд энергии любви к окружающей природе.

Важной составляющей краеведения является формирование экологической культуры, стремление сберечь то, что нам даёт природа для следующих поколений.

Учащиеся школы обнаружили в 2 км. восточнее с. Яблоновка на заброшенном поле молодые сосны и берёзы и взяли под свою опеку, ведут наблюдение согласно разработанному плану. Благодаря проведённой работе по сохранению леса, учащиеся сознательно отказались от живых елей заменив на искусственные.

Учащиеся школы совершают велопробеги в соседние населённые пункты с целью посещения, возложения цветов к памятникам, погибшим в годы войны и встречи с ветеранами этих сёл. Так был совершён велопробег Яблоновка - Бирсуат (30 км.), Яблоновка – Заураловка (24 км.), Яблоновка- Мамай (38 км.).

Неотъемлемой частью краеведческой работы является организация экскурсии, выставок в музее с учащимися школы и односельчанами. Эти экскурсии готовятся членами кружка.

Связь с местными СМИ является одной из составляющих краеведческой работы, ведь всё, что было добыто в ходе кропотливой работы, становится достоянием общественности, широкого круга лиц именно через прессу.

Для сохранения исторического прошлого своего населённого пункта для последующих поколений необходимо создание историко-географического сборника.

Для планомерной и организованной краеведческой работы необходимо иметь соответствующий план работы. В нем указывается название кружка, его руководитель. Разрабатываются цели и задачи, обязанности членов кружка, организационная структура кружка: в нём указывается председатель, количество групп, направление их деятельности. Например: историко-краеведческая, гидрометеорологическая, экологическая группа.

Организационная структура музей: сектор истории села, сектор истории края, сектор истории школы.

Разрабатывается план мероприятий кружка (пр.№2).

Разрабатываются занятия кружка (пр. №3).

Необходимым документом музея является его паспорт, инвентарная книга, книга отзывов посетителей музея.

Для углубленного изучения истории края разработан профильный курс «История моего края».

Исторический и краеведческий материал может использоваться в ходе изучения отдельных тем, так, например, при разработке урока-суда на тему «Развитие Казахстана во второй половине 20-х и 30-х гг. XX века», «Коллективизация» и др.

Результатом кропотливой, многолетней работы стал выпуск историко-географического сборника «Яблоновка- прошлое и настоящее».



















Приложение №1.

темы

Тема

План

1

Памятники г.Астаны.

  1. Название памятника.

  2. Автор.

  3. Описание памятника.

  4. Его история.

2

История Астаны.

  1. Когда и как возник.

  2. Местоположение.

  3. Название города и с чем связано.

  4. Описание города.

3

Достопримечательности города.

  1. Имя, название.

  2. Где расположен.

  3. Кто автор.

  4. Описание.

  5. История происхождения.

4

Древняя история края.

  1. Археологические находки.

  2. К какому веку относится.

  3. Описание находки.

5

Материальная культура казахов края

  1. Описание предметов, вещей.

  2. Дата изготовления.

  3. Материал изготовления.

  4. Как использовался в быту.

Приложение №2

Мероприятия

Сроки

ответственный

1

Занятия кружка.

пятница


2

Оформление музея

постоянно


3

Сбор материалов по музею.



4

Сбор новых экспонатов.

постоянно







5

Создать сборник истории школы.

к концу уч. года


6

Переработать инвентарную книгу.

до конца 3 ч.


7

Продолжить наблюдение, пересчёт за самосеяными соснами и берёзами юго-восточнее села.

октябрь, март, май


8

Вести наблюдение за погодой.

постоянно


9

Проводить экскурсии в музее.



10

Экспедиция.

нач.июня








Приложение №3

Темы

сроки

оборудование

1-2

Географическое положение и размеры села. Практическое занятие.



3-4

Местная погода и климат. Практическое занятие.



5-6

Поверхность нашего села.



7-8

Практическое занятие. Экскурсия.



9-10-11

Полезные ископаемые нашего села. Экскурсия. Практическое занятие.



12-13

Воды нашего села, района и их использование. Практ. занятие



14-15

Почвы нашего района. Практическая работа.



16-17

Растительность нашего села, района. Практическая работа.



18-19

Животные и насекомые села. Практическая работа.



20-21

Охрана природы. Практическая работа



22-23

Хозяйство нашего села. Практическая работа.



24-25

Образование в нашем селе. Практическая работа



26-27

Производственная характеристика на современном этапе. Практическая работа



28

Экскурсия на ток.



29-30

Наши односельчане. Практ. работа



31

Культурная жизнь села.



32

Спортивная жизнь села.



33-34

Практ. занятие. Итоговое занятие.











7


Организация краеведческой работы в школе
  • История
Описание:

Организация краеведческой работы в школе.

 (Из опыта работы учителя истории Баймулдина Алижана Наримановича  ГУ «Яблоновская ОШ» Енбекшильдерского района  Акмолинской области)

Прагматичное современное поколение, увлеченное Интернетом, современными средствами связи всё больше уходят в свой виртуальный мир, отрываясь  от реальной жизни, от своего исторического прошлого.

Всё больше общество сталкивается с фактами жестокости, грубого отношения к старшим, утрачивается связь поколений. А ведь у казахов с традициями знания семи предков передавалось и прививалось уважение к старшим.

На сегодняшний день весьма актуальным является уважение к историческим памятникам, ведь часто в СМИ появляются сообщение о фактах вандализма.

Иждивенческое отношение к природе приводит к ухудшению  экологической ситуации в крае, в связи с этим  воспитываю в учащихся экологическую культуру.

Высокие показатели заболеваемости учащихся это результат малоподвижного образа жизни. В связи с этим  я, выбирая новые формы работы, не забываю  о здоровь есберегающей технологии.

 

Автор Боровская Надежда Карловна
Дата добавления 11.03.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 752
Номер материала 57771
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓