Инфоурок Всеобщая история Другие методич. материалыОрганизация краеведческой работы в школе

Организация краеведческой работы в школе

Скачать материал

Организация краеведческой работы в школе.

 (Из опыта работы учителя истории Баймулдина Алижана Наримановича  ГУ «Яблоновская ОШ» Енбекшильдерского района  Акмолинской области)

Прагматичное современное поколение, увлеченное Интернетом, современными средствами связи всё больше уходят в свой виртуальный мир, отрываясь  от реальной жизни, от своего исторического прошлого.

Всё больше общество сталкивается с фактами жестокости, грубого отношения к старшим, утрачивается связь поколений. А ведь у казахов с традициями знания семи предков передавалось и прививалось уважение к старшим.

На сегодняшний день весьма актуальным является уважение к историческим памятникам, ведь часто в СМИ появляются сообщение о фактах вандализма.

Иждивенческое отношение к природе приводит к ухудшению  экологической ситуации в крае, в связи с этим  воспитываю в учащихся экологическую культуру.

Высокие показатели заболеваемости учащихся это результат малоподвижного образа жизни. В связи с этим  я, выбирая новые формы работы, не забываю  о здоровье сберегающей технологии.

  Конституция Республики Казахстан обязывает «Сохранять исторические памятники и другие ценности» ст. 37. Исходя, из этой статьи Конституции, перед школой стоят задачи: а) сохранения и распространения знаний по истории своего края;

б) всестороннее изучение социально- экономического, политического и культурного развития села, края, а также их природных данных;

в) участие в экспедиционной работе;

г) организация экскурсионно - туристической работы путём проведения бесед, экскурсий, выставок, путём переписи, через печать;

е) формирование чувства любви, гордости, патриотизма за свою малую родину.

Исходя, из актуальности вопроса, я считаю, что  реализация данного проекта позволяют расширить знания по истории края и формирует чувство уважения к историческому прошлому своего края, окружающим людям, активную гражданскую позицию, повысить самооценку, формирует у детей понимание того, что он также является частицей истории, и своим делами может внести вклад в развитие истории своего края, страны.

В ходе краеведческой деятельности учащиеся, в результате общения с окружающими получат мощный заряд энергии, соприкосновение с мудростью старшего поколения, их жизнью, воспитывают чувство уважения к старшему поколению.

Экспедиционная деятельность формирует физическую выносливость, чувство взаимовыручки.

Важную роль в достижении этих задач играет школьное краеведение, создание школьного музея.

Историческое краеведение в школе проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Нельзя ограничивать краеведческую работу только изложением на уроках готовых знаний о своём крае, взятые из учебных пособий и другой литературы, опуская важную часть краеведческой работы: непосредственное участие, как учителя, так и учащихся в поисково-исследовательской деятельности по изучению местной истории.

Поэтому в поисках новых фактов, сведений учащиеся школы периодически выезжают в областной центр, в столицу для сбора данных по истории села, края. Так, например, учащиеся школы выезжали в г. Кокшетау и в областном архиве изучали периодическую печать 30-х годов  XX века, собирая по крупицам сведения о крае.

 При работе учащимися разрабатывается поисковый план:

1.     Тема.  К какому периоду относится тема. 

2.     Что и где искать?

3.     Работа с картотекой, справочниками.

4.     Работа с фондами.

5.     Обработка собранного материала.

Так же при посещении музеев перед учащимися стоит ряд целей, задач, разрабатываются темы поисковой работы. Учащиеся школы, несмотря на отдалённость нашего населённого пункта, часто бывают в музеях: Президентского культурного центра, в областном историко-краеведческом музее. Перед каждой поездкой проводится предварительная работа: разрабатываются индивидуально для каждого учащегося  темы, план работы по данной теме (пр. №1). Все собранные материалы идут на пополнение данных по истории нашего края.

Для расширения знаний о природе своего края учащиеся школы согласно разработанным планам совершают экспедиции, где изучают отдельные возвышенности, водоёмы, растительный и животный мир. Такие мероприятия дают мощный заряд энергии любви к окружающей природе.

Важной составляющей краеведения является формирование экологической культуры, стремление сберечь то, что нам даёт природа для следующих поколений.

Учащиеся школы обнаружили в 2 км. восточнее с. Яблоновка на заброшенном поле молодые сосны и берёзы и взяли под свою опеку, ведут наблюдение согласно разработанному плану. Благодаря проведённой работе по сохранению леса, учащиеся сознательно отказались от живых елей заменив на искусственные.

   Учащиеся школы совершают велопробеги в соседние населённые пункты с целью посещения,  возложения цветов к памятникам,  погибшим в годы войны и встречи с ветеранами этих сёл. Так был совершён велопробег Яблоновка - Бирсуат (30 км.), Яблоновка – Заураловка (24 км.), Яблоновка- Мамай (38 км.).

Неотъемлемой частью краеведческой работы является организация экскурсии, выставок в музее с учащимися школы и односельчанами. Эти экскурсии готовятся членами кружка.

Связь с местными СМИ является одной из составляющих краеведческой работы, ведь всё, что было добыто в ходе кропотливой работы, становится достоянием общественности, широкого круга лиц  именно через прессу.

Для сохранения исторического прошлого своего населённого пункта для последующих поколений необходимо создание историко-географического  сборника.

Для планомерной и организованной краеведческой работы необходимо иметь соответствующий план работы. В нем указывается название кружка, его руководитель. Разрабатываются цели и задачи, обязанности членов кружка, организационная структура кружка: в нём указывается председатель,  количество групп, направление их деятельности. Например: историко-краеведческая, гидрометеорологическая, экологическая группа.

Организационная структура музей: сектор истории села, сектор истории края, сектор истории школы.

Разрабатывается план мероприятий кружка (пр.№2).

Разрабатываются занятия кружка (пр. №3).

Необходимым документом музея  является его паспорт, инвентарная книга, книга отзывов посетителей музея.

   Для углубленного изучения истории края разработан профильный курс «История моего края».

Исторический и краеведческий материал может использоваться в ходе изучения отдельных тем, так, например, при разработке урока-суда на тему «Развитие Казахстана во второй половине 20-х и 30-х гг. XX века», «Коллективизация» и др.

Результатом кропотливой, многолетней  работы стал выпуск историко-географического сборника «Яблоновка- прошлое и настоящее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Приложение №1.

№ темы

Тема

План

1

Памятники г.Астаны.

1.     Название памятника.

2.     Автор.

3.     Описание памятника.

4.     Его история.

2

История Астаны.

1.     Когда и как возник.

2.     Местоположение.

3.     Название города и с чем связано.

4.     Описание города.

3

Достопримечательности города.

1.    Имя, название.

2.    Где расположен.

3.    Кто автор.

4.    Описание.

5.    История происхождения.

4

Древняя история края.

1.     Археологические находки.

2.     К какому веку относится.

3.     Описание находки.

5

Материальная культура казахов края

1.     Описание предметов, вещей.

2.     Дата изготовления.

3.     Материал изготовления.

4.     Как использовался в быту.

Приложение №2

Мероприятия

Сроки

ответственный

1

Занятия кружка.

пятница

 

2

Оформление музея

постоянно

 

3

Сбор материалов по музею.

 

 

4

Сбор новых экспонатов.

постоянно

 

 

 

 

5

Создать сборник истории школы.

к концу уч. года

 

6

Переработать инвентарную книгу.

до конца 3 ч.

 

7

Продолжить наблюдение, пересчёт за самосеяными соснами и берёзами юго-восточнее села.

 октябрь, март, май

 

8

Вести наблюдение за погодой.

постоянно

 

9

Проводить экскурсии в музее.

 

 

10

Экспедиция.

нач.июня

 

 

 

 

Приложение №3

Темы

сроки

оборудование

1-2

Географическое положение и размеры села. Практическое занятие.

 

 

3-4

Местная погода и климат. Практическое занятие.

 

 

5-6

Поверхность нашего села.

 

 

7-8

Практическое занятие. Экскурсия.

 

 

9-10-11

Полезные ископаемые нашего села. Экскурсия. Практическое занятие.

 

 

12-13

Воды нашего села, района и их использование. Практ. занятие

 

 

14-15

Почвы нашего района. Практическая работа.

 

 

16-17

Растительность нашего села, района. Практическая работа.

 

 

18-19

Животные и насекомые села. Практическая работа.

 

 

20-21

Охрана природы. Практическая работа

 

 

22-23

Хозяйство нашего села. Практическая работа.

 

 

24-25

Образование в нашем селе. Практическая работа

 

 

26-27

Производственная характеристика на современном этапе. Практическая работа

 

 

28

Экскурсия на ток.

 

 

29-30

Наши односельчане. Практ. работа

 

 

31

Культурная жизнь села.

 

 

32

Спортивная жизнь села.

 

 

33-34

Практ. занятие. Итоговое занятие.

 

 

                   

 

 

 

     

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация краеведческой работы в школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Организация краеведческой работы в школе. (Из опыта работы учителя истории Баймулдина Алижана Наримановича ГУ «Яблоновская ОШ» Енбекшильдерского района Акмолинской области) Прагматичное современное поколение, увлеченное Интернетом, современными средствами связи всё больше уходят в свой виртуальный мир, отрываясь от реальной жизни, от своего исторического прошлого. Всё больше общество сталкивается с фактами жестокости, грубого отношения к старшим, утрачивается связь поколений. А ведь у казахов с традициями знания семи предков передавалось и прививалось уважение к старшим. На сегодняшний день весьма актуальным является уважение к историческим памятникам, ведь часто в СМИ появляются сообщение о фактах вандализма. Иждивенческое отношение к природе приводит к ухудшению экологической ситуации в крае, в связи с этим воспитываю в учащихся экологическую культуру. Высокие показатели заболеваемости учащихся это результат малоподвижного образа жизни. В связи с этим я, выбирая новые формы работы, не забываю о здоровь есберегающей технологии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 698 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.03.2020 111
    • DOCX 74 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Романова Ираида Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Романова Ираида Михайловна
    Романова Ираида Михайловна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 107516
    • Всего материалов: 257

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 128 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "История" в условиях реализации ФГОС СОО

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 170 человек

Курс профессиональной переподготовки

История: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 166 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 769 человек

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 37 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе