Главная / Директору-завучу / Организация коррекционно- развивающего сопровождения обучающихся воспитанников школы- интернат VIII вида

Организация коррекционно- развивающего сопровождения обучающихся воспитанников школы- интернат VIII вида


ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII ВИДА.

В образовательном учреждении функционирует система коррекционного сопровождения воспитанников. Наличие таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, а также медицинская служба позволяет решать задачи комплексной диагностики воспитанников, организации коррекционно-развивающей работы в рамках классного коллектива, группы обучающихся и индивидуально.

Отправной точкой в планировании коррекционно-развивающей работы является школьный психолого-медико-педагогический консилиум, где происходит «сборка» целостного портрета как отдельно взятого учащегося, так и целого класса. Плановые ПМП(к) проводятся два раза в учебном году: осенью и весной. Кроме этого, в системе проводятся внеплановые консилиумы, которые разрешают ситуации, требующие специальной диагностики в соответствии с событием и выработки стратегии сопровождения. В системе сопровождения обучающихся воспитанников перед каждой службой стоят свои задачи, которые в совокупности направлены на:

-организацию и проведение комплексного изучения личности ребенка;

- разработку маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников;

-обеспечение коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;

-динамическую оценку состояния обучающегося воспитанника и индивидуальную

-коррекцию образовательного процесса в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности.

На данном этапе комплекс мероприятий максимально направлен на осуществление преемственности в работе разных специалистов (психиатр, психолог, невролог, логопед, дефектолог).

Работа по организации психолого-медико-педагогического сопровождения начинается со сбора и обработки информации специальными службами школы, которым отведены вполне конкретные функции.

Функция социального педагога.

Комплексное изучение личности воспитанника невозможно без определения его социального статуса. Социальный педагог знакомит членов ПМП(к) с социальным паспортом класса, где отражено количество сирот в классе, детей, оставшихся без попечения родителей; детьми, которые получают пенсию, имеющими закреплённое жильё, стоящих на регистрационном учёте, выявленных родственных связях, планируемых мероприятиях по организации социальной защиты воспитанников. Эти данные помогают классным руководителям провести анализ социального статуса воспитанников.

Функция медицинской службы.

Вместе с тем медицинская служба школы проводит анализ здоровья вновь прибывших детей, а также мониторинг состояния здоровья обучающихся по данным медицинских осмотров. На основании предоставленной информации и данным из личных дел воспитанников классный руководитель составляет дифференциацию обучающихся воспитанников класса по характеру дефекта. Таким образом, взаимодействие специальных служб и педагогов школы помогают составить наиболее полную картину о ребенке на основе медицинских анамнестических данных ребёнка, его социальном развитии до поступления в образовательное учреждение с целью подбора эффективных методов коррекционно-развивающего воздействия на личность воспитанника.

Функция психологической службы.

Немаловажной составляющей в функционировании системы коррекционно-развивающего сопровождения является психологическая служба. Решение поставленных задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса осуществляется через основные направления и виды деятельности.

Диагностическая работа педагога-психолога охватывает воспитанников всей школы и заключается в диагностике:

- учащихся 1 класса, направленной на выявление уровня школьной готовности и личностных особенностей;

- учащихся 5 класса при переходе с первой на вторую ступень обучения;

- обучающихся 6-8 классов на выявление личностно-ориентированных особенности подростков в период острого возрастного кризиса, на выявление девиантных проявлений;

- воспитанников 2-9 классов по методической теме школы;

- учащихся 4 класса, направленной на изучение сформированности познавательных процессов; акцентуацию личности;

- выпускников 9 класса по выявлению профессиональных предпочтений.

По результатам проведенных обследований педагогом-психологом составляется аналитическая справка, даются рекомендации теоретического и практического характера на заседаниях школьного ПМП(к). Результаты диагностики и рекомендации заносятся в диагностические карты по классу. Диагностическая работа психолога является платформой, на которой основано коррекционно-развивающее направление работы психологической службы.

Данное направление включает в себя индивидуальные и групповые занятия. С воспитанниками 1, 2, 3 классов проводятся занятия, направленные на развитие произвольной регуляции деятельности, развитие памяти, внимания, моторики и зрительно-двигательной координации. Занятия с обучающимися воспитанниками 4-9 классов направлены, в основном, на коррекцию тревожности, агрессии и враждебности, других личностных проблем. На этих занятиях активно используются приёмы по релаксации, изотерапии, коммуникативные игры, упражнения различной направленности.

Комплексная реализация задач психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников возможна только при условии совокупности действий всех специалистов школы. Поэтому консультативное направление деятельности психологической службы имеет большое значение, и является катализатором реализации задач, поставленных на консилиумах. Именно это направление в работе психологической службы школы позволяет оперативно решать внеплановые вопросы по запросам педагогов. Совместно с учителем, воспитателем анализировать различные педагогические ситуации, выдвигать гипотезы о причинах проблем, проводить углублённую диагностику в соответствии с гипотезой, корригировать стратегию сопровождения воспитанников. Данное направление реализуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Тематика его различна: причины аффективной реакции, снижение успеваемости, межличностные конфликты, уход из школы и др.

Педагогом-психологом в системе проводится просветительская работа. На заседаниях методических объединений педагогов делится с коллегами практическими рекомендациями по сохранению психологического здоровья учителя, предупреждению эмоционального выгорания, работе с агрессивными детьми. С целью расширения и углубления знаний педагогов рассказывает об особенностях детей с ограниченными возможностями развития.

Функция логопедической службы.

Одним из важнейших звеньев в цепи коррекционного сопровождения воспитанников является логопедическая служба школы. Логопеду школы на протяжении многих лет удаётся консолидировать работу педагогов по работе с детьми-логопатами. Ключевое положение о том, что нарушение чтения и письма являются не изолированным дефектом, а нарушением, которое проявляется на фоне определённых расстройств в развитии таких познавательных функций как память, внимание, мышление, позволяет проводить совместную коррекционную работу логопеда, психолога, учителя, воспитателя. Логопедом используются различные формы взаимосвязи: тетради « Для связи логопеда с учителями и воспитателями», созданы новые папки с иллюстрационно-методическим материалом: «Говорушки», «Грамотейки», «Труженики письма», «Знатоки», «Секреты успешной учебы». Данная работа, координируемая логопедом, способствует не только результативной коррекции речевых нарушений, но также и формирует интерес к учебному процессу, положительно влияет на преодоление трудностей в общении, на усвоение детьми-логопатами программы коррекционной школы.

Логопедическая работа проводится в четырёх направлениях, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Организационное направление включает в себя сбор информации о вновь поступивших детях, подготовку к фронтальному обследованию воспитанников 1-4 классов, оформление речевых карт, участие в работе ПМП(к). Диагностическое направление является отправной точкой всей последующей работы по коррекции речи. По итогам диагностики, которую учитель-логопед проводит в начале каждого учебного года, составляются речевые заключения учащихся, формируются группы и подгруппы учащихся, а также список воспитанников, которые будут заниматься индивидуально. Далее логопед собирает в единое целое данные различных служб школы, которые представляются на ПМП(к), и составляет для каждой логопедической группы индивидуальный коррекционный маршрут. Результаты логопедического обследования фиксируются в диагностических картах класса. Логопедом проводится мониторинг устной и письменной речи учащихся. Коррекционно-развивающее направление реализуется в несколько этапов: первый - работа по развитию пространственно-временных представлений; второй - работа на фонематическом уровне; третий - развитие лексического запаса и грамматического строя; четвёртый формирование связной речи. Реализуя просветительско-профилактический компонент работы логопеда, учитель проводит активную работу, которая носит яркую практическую направленность (подбор логопедических упражнений, практические рекомендации педагогам, помощь в организации занятий во внеурочное время). Благодаря активной позиции логопеда в вопросах взаимодействия с педагогами, в классах которых имеются дети-логопаты, отмечается стабильно положительная динамика в коррекции и развитии устной речи.

Особое место в коррекционой работе учреждения занимает работа с детьми группы «риска». Совокупность действий педагогических работников педагога-психолога, социального педагога, заместителя директора по ВР, учителей, воспитателей, а так же инспектора по делам несовершеннолетних, помогает проводить эффективную профилактическую работу по коррекции отклоняющегося поведения данной группы воспитанников. Опираясь на диагностические данные, представляемые психологом, педагогом-наставником для каждого воспитанника составляется индивидуальный план сопровождения. Ежемесячно на консультационном совете, который курирует заместитель директора по ВР, анализируются результаты проведенной работы, корректируется маршрут сопровождения воспитанника.

Опираясь на мониторинг состояния здоровья воспитанников, который проводит медицинская служба, психологом школы и учителем физкультуры организуется работа по профилактике физических и эмоционально- личностных перегрузок. Индивидуальные коррекционные занятия, проводимые педагогом-психологом, направлены на снятие эмоциональной зажатости, снятие негативных реакций при помощи методов арт-терапии, музыкотерапии. С целью снятия физических перегрузок, внутренней агрессии через физические упражнения, подвижные игры в начальных классах введен дополнительный час физкультуры «Час здоровья». С целью оздоровления воспитанников и профилактики соматических и ортопедических нарушений проводятся занятия лечебной физкультурой в объёме 4 часа для воспитанников 1-4 класса.

Функция классного руководителя.воспитателя.

В ходе проведения диагностических процедур классный руководитель формирует диагностические карты воспитанников класса, котрые имеют следующее содержание:

1.Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания учащихся класса.

2.Социальный паспорт класса.

3.Дифференциация обучающихся по характеру дефекта.

4.Состояние здоровья обучающихся.

5.Характеристика индивидуальных особенностей обучающихся.

6.Мониторинг психологического сопровождения обучающихся воспитанников.

7.Мониторинг коррекции речевых нарушений.

8. Уровень физического развития учащихся.

9 . Ключевые компетенции воспитанников.

10.Сводная таблица уровня сформированности ключевых компетенций воспитанников.

11. Результативность работы со слабоуспевающими воспитанниками и учащимися, имеющими пробелы в знаниях.

12.Профиль адаптационного периода (для вновь прибывших воспитанников и учащихся 1и 5 классов).

13. Профиль подготовительного периода (для учащихся 1 класса).

На основе анализа диагностических материалов формируется индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут каждого воспитанника.

Таким образом, коррекционная работа в образовательном учреждении строится на принципах:

- согласованной работы «команды» специалистов;

- приоритетов интересов ребенка;

- непрерывности и комплексности сопровождения.
















































Организация коррекционно- развивающего сопровождения обучающихся воспитанников школы- интернат VIII вида
  • Директору-завучу
Описание:

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VIII  ВИДА.

 

В образовательном учреждении функционирует система коррекционного сопровождения воспитанников. Наличие таких специалистов, как педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, а также медицинская служба позволяет решать задачи комплексной диагностики воспитанников, организации коррекционно-развивающей работы  в рамках классного коллектива, группы обучающихся и индивидуально.

Отправной точкой в планировании коррекционно-развивающей работы является школьный психолого-медико-педагогический консилиум, где происходит «сборка» целостного портрета как отдельно взятого учащегося, так и целого класса. Плановые ПМП(к) проводятся два раза в учебном году: осенью и весной. Кроме этого, в системе проводятся внеплановые консилиумы, которые   разрешают  ситуации, требующие   специальной  диагностики в соответствии с событием  и выработки стратегии сопровождения. 

Автор соколова ирина валентиновна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1334
Номер материала 51997
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓