Главная / Начальные классы / Организация исследовательской работы в начальных классах

Организация исследовательской работы в начальных классах

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

Кузнецов В.И.


  1. Пояснительная записка:

    1. Актуальность темы.

В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Дети уже по природе своей исследователи. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.  

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  Это  потребовало необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Развитие познавательной активности происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае, это  исследовательская деятельность, основы которой учитель вводит в учебный процесс на уроках окружающего мира. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным.

В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:

-между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;

-между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;

Разрешение этих противоречий становится особенно актуальным в условиях введения новых стандартов начального общего образования. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности. Именно поэтому опыт работы по теме «Исследовательская деятельность  как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира» актуален.

Ведущая педагогическая идея разработки - создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Диапазон представлен системой работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

    1. Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Работая над темой, я обратилась к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование опыту.

Методологическая база такова:

Выготский Л.С. Педагогическая психология [1]

Проблема развития познавательной активности младших школьников рассматривается в трудах Г.И.Щукиной, Т.И.Шамовой, [14; 15;].

Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтович, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4;].

Проблема диагностики и развития исследовательских способностей (А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, С. М. Бондаренко) [8; 9; 10; 11].

Концептуальные положения проектной технологии (И. Ф. Свадковский, С. Т. Шацкий и др.) [3;].

В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта я рассмотрела следующие понятия: познавательная активность, исследовательская деятельность, учебное исследование.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Например, А.М.Матюшкин, С.Е.Мухина, Н.Ф.Талызина, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности [6; 7;12].

Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [14, 196].

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: "Познавательная активность есть проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения" [3, 11].

В соответствии с теорией Л.С.Выготского, развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [1].

Г.И. Щукина определяет познавательную активность как «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». Качеством личности познавательная активность становится, по ее мнению, «при устойчивом проявлении стремления к познанию»[15,140].

Таким образом, на основании проведенного анализа, я определила познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной активности.

Теоретические положения формирования исследовательских навыков, используемые автором, отражены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтовича, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4; ].

Эти положения включают в себя следующее

Во-первыхисследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В-третьих, исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.

В-четвертых, исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, я установила, что в процессе исследовательской деятельности формируются следующие умения:

1.Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию ;

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

2.Рефлексивные умения:

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

3.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

4.Умения работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Презентационные умения

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.



    1. Новизна и особенности разработки.

Новизна и особенности разработки заключаются в создании системы применения методов исследования, нацеленных на развитие познавательной активности обучающихся.


Условия реализации

-Программа курса «Окружающий мир», Автор: О.Т. Поглазова,- Смоленск, «Ассоциация XXI век, 2009г.

-Учебники « Окружающий мир» для 1,2.3 классов в 2 ч.,

Автор: О.Т. Поглазова,- Смоленск, «Ассоциация XXI век,2010г., 2011г., 2012г.

- Рабочая тетрадь « Окружающий мир» для 1.2,3 классов в 2 ч.,

Автор: О.Т. Поглазова,- Смоленск, «Ассоциация XXI век, 2010г.,2011г., 2012г.

Используемые приёмы, методы и формы исследовательского обучения можно применять при организации других уроков на основе принятых УМК в начальной школе, а также во внеурочной деятельности.


  1. Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы 3 класса


    1. Цели и задачи педагогической работы.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира.

Задачи педагогической деятельности

Для достижения планируемых результатов необходимо решить ряд серьёзных педагогических задач:

-развить интерес учащихся к исследовательской деятельности в процессе её осуществления;

-создать условия для вовлечения в проектно – исследовательскую деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех учащихся класса;

-способствовать мотивации к познавательной деятельности;

-формировать качественные знания учащихся.


2.2. Ожидаемые результаты при изучении раздела программы по окружающему миру 3 класса «Развитие живых организмов. Человек и его здоровье».

Предметные результаты

Ученик научится:

- понимать, что такое орган, система органов, организм;

- различать органы человека;

- рассказывать о строении и функциях органов человеческого организма;

- осмысливать вредные и полезные привычки.

- правилам сохранения и укрепления здоровья;

- правилам личной гигиены;

- систематизировать сведения о том, как лечились наши предки

Ученик получит возможность:

- экспериментировать, проводить простые опыты по определению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам; пользоваться термометром, лупой, определять пульс;

- пользоваться условными обозначениями предметов и явлений, схемами, таблицами, различными источниками информации;

- выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, опыт предыдущих поколений людей, нравственно-этические нормы поведения в природе и обществе; осознать необходимость внимательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к своему организму.

Результаты изучения раздела

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У ученика будут сформированы:

- положительное отношение к приобретению знаний ;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

- понимание важности здорового образа жизни.

У ученика могут быть сформированы:

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

- понимать информацию, представленную в различных формах;

- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

Ученик  получит возможность научиться:

- сопоставлять информацию из разных источников;

- обобщать и систематизировать информацию;

- дополнять готовые и создавать собственные информационные объекты;

- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

-организовывать свою деятельность;

- принимать  и сохранять учебно-познавательную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик  получит возможность научиться:

- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

ученик  получит возможность научиться:

- оперировать в речи предметным языком;

- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела;

- проявлять инициативу в поиске и сборе информации;

- участвовать в проектной деятельностисоздавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).






3. Обобщение и анализ собственного педагогического опыта

Практическая работа  по формированию исследовательских навыков убеждает, что исследовательская деятельность младших школьников на уроках важна. Переоценить ее значение трудно. Правильная организация исследовательской деятельности, как в процессе урока, так и во внеурочное время, уже на начальном этапе обучения, позволяет формировать у обучающихся интеллектуальные умения (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, абстрагирование, классификация); информационные умения (работать со словарями, справочной литературой, получать информацию у компетентных по данному вопросу лиц); коммуникативные умения; организационные умения (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку), тем самым повысить познавательную активность учащихся. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системе. При формировании исследовательских умений младших школьников я придерживалась следующих условий:

- целенаправленность и систематичность;

 Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно. Успешно используется материал уроков окружающего мира.

-мотивированность;

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

-творческая среда;

Способствование созданию творческой, рабочей атмосферы, поддержанию интереса к исследовательской работе.

-психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Для развития столь важного направления я стараюсь развить у ребёнка собственную мотивацию к выполнению исследовательской работы, учитывая их возрастные особенности (Приложение1) и применяя здоровьесберегающие технологии. Очень важно, чтобы дети на самом первом этапе своего обучения в школе могли прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам. В этом мне помогает применение современных образовательных технологий: проблемного обучения (Приложение 4) информационно-коммуникационных технологий (Приложение к презентации), дифференцированного и индивидуального обучения (Приложение 2), гуманно-личностного подхода. В качестве основных форм и методов формирования исследовательских умений школьников использовала проблемный и частично-поисковый методы (Приложение 4), познавательных и практико-ориентированных заданий.

Формирование исследовательской деятельности проходило в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательской работы первоклассников включают в себя:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

-развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

-формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

-коллективный учебный диалог;

-рассматривание предметов;

-создание проблемных ситуаций;

-чтение-рассматривание;

-коллективное моделирование;

-игры-занятия;

-экскурсии;

-выставки детских работ.

В первом классе, в своей работе  я использовала игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования.

При изучении темы «Животные» детям было дано задание, приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Обучающиеся узнают, откуда можно получить информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Определяем последовательность выполнения работы. Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

Самое важное для школьника – умение задавать вопросы. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании, принуждая к умственному труду. Если ученик ни о чём не спрашивает учителя, не имеет такого желания, значит, его надо к этому подталкивать.

Для развития умения задавать вопросы учителем используются следующие задания:

Уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

«Найди загадочное слово” Дети задают друг другу разнее вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов “что”, “как”, “почему”, “зачем”. Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например: в вопросе об апельсине звучит не “Что это за фрукт?”, а “Что это за предмет?”.

Возможен и более сложный вариант. Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Ребенок, загадавший слово, отвечает “да”, “нет”.

Игра “Угадай, о чем спросили” Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.

На карточке написано “Почему совы охотятся ночью?” Ребенок отвечает “Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью”. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

Второй этап - второй класс начальной школы - ориентирован:

-на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

-на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

-на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместной работы.

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

-учебная дискуссия;

-наблюдения по плану, рассказы детей и учителя;

-мини-исследования;

-экскурсии;

-мини-доклады,

-эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Во втором классе формируются умения видеть проблемы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Хорошим заданием может стать сочинение загадок. Мною были подобраны серия упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в 1, 2 классах в рамках предмета "Окружающий мир".

1.Упражнение "Многознайка"

Цель: определение учащимися тем, которые, на их взгляд, ближе и интереснее

Учитель начинает предложение с таких слов " А я могу рассказать вам много интересного о…", каждый ученик должен продолжить предложение и затем выбирается тот ответ, который более всего подходит к теме урока. Ученик, который дал его, рассказывает всё, что он знает по данной теме. Другие учащиеся дополняют его ответ (при необходимости).

2.Упражнение "Угадай – ка"

Цель: развитие догадки и логического мышления

Учитель предлагает одному из учащихся посмотреть на картинку (слово) и изобразить то, что там нарисовано (написано), другие учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.

3.Упражнение "Где я? Кто я?"

Цель: развитие догадки и логического мышления

Учитель предлагает прослушать небольшой музыкальный отрывок и нарисовать или написать то, что представили себе учащиеся. Затем результаты демонстрируются всему классу и обсуждаются. Выделятся главная тема.

4.Упражнение "Представь себе!"

Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Учитель называет слово с общим названием или предложение. Учащиеся должны нарисовать то, что они представили. Все рисунки поясняются учащимися после завершения упражнения.

5.Упражнение "Словесная картина"

Цель: развитие воображения и дивергентного мышления, умения видеть проблемы

Учитель рассказывает историю, связанную с темой урока. Учащиеся должны нарисовать то. Что они себе представляют. После обсуждения получившихся "картин", выделятся главная идея рассказа и тема урока.

6. Упражнение "Продолжай – ка"

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;

2) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.

7. Упражнения "По следам идем и ответ найдем"

Цель: развитие логического и аналитического мышления

Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.

8. Упражнения "Я не я"

Цель: развитие умение видеть проблемы

Учащиеся читают рассказ по определенной теме. После прочтения им предлагается рассказать историю от имени одного из героев и какой бы она была, если бы он её рассказывал.

9. Упражнение "Кто я? Что я?"

Цель: развитие умение видеть проблемы

На доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации.)

Формирование исследовательских умений младших школьников

10. Упражнение "Я такой!"

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

Называется предмет. Например: стол. Задача учащихся – называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предмета. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.

11. Упражнение "Зачем нам нужен…"

Цель: развитие умение видеть проблемы

Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание – найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

12. Упражнение "Я вижу…"

Цель: развитие умения выявлять проблему

Учащимся предлагается рассмотреть какой-нибудь хорошо знакомый им объект и сказать, что видят их глаза в данную минуту.

13. Упражнение "А может быть…"

Цель: развитие умений выдвигать гипотезы

Учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: "А может быть…".

14. Упражнение "Полезный – бесполезный"

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: "При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?"

15. Упражнение "Почемучка"

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Учитель предлагает дать объяснения определенным событиям: сначала – самые правдоподобные, затем – самые неправдоподобные (Например: листья на дереве пожелтели).

16. Упражнение "Что скрывает черный ящик"

Цель: развитие умения задавать вопросы

Учитель прячет в коробку предмет. Непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был "Да" или "Нет".

17. Упражнение "Кто о чем"

Цель: развитие умения задавать вопросы

Ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: "Вы любите фрукты?" Учащийся отвечает "Я люблю яблоки". Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.

18. Упражнение "Кто лишний?"

Цель: развитие умений классифицировать

Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.

19. Упражнение "Я начну, я ты продолжи"

Цель: развитие умений классифицировать

Учитель предлагает логический ряд. Объединенный по какому-либо принципу, учащимся предлагается его продолжить.

20. Упражнение "Ошибочка вышла"

Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Учитель предлагает картинку или рассказ, включающие в себя ошибки. Учащиеся должны найти их и объяснить своё решение.

21. Упражнение "Что тут не так"

Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать

Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течении минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.

22. Упражнение "Докажи мне"

Цель: развитие умения обосновать

Учитель предлагается ряд предметов (слов). Учащиеся называют существенные признаки и свойства предметов и доказывают, почему они нам необходимы в жизни.

23. Упражнение " Кто куда"

Цель: развитие умений классифицировать

Распредели растения на три группы, подпиши названия этих групп.

Формирование исследовательских умений младших школьников



24. Упражнение " Все по группам"

Цель: развитие умений классифицировать

Заполните схему, так чтобы она отражала классификацию животных:

- ко- корова 

- ба бабочка 

- нас насекомые 

- ко комар

- жи животные

- со собака

- мл млекопитающие



Формирование исследовательских умений младших школьников




Третий этап соответствует третьему и четвертому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательских умений младших школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

С учетом особенностей данного этапа я выделила следующие методы и способы деятельности школьников:

-мини-исследования;

-коллективное выполнение и защита исследовательских работ;

-наблюдение;

-анкетирование, эксперимент;

Для этого выполняются следующие упражнения: подбор литературы по заданной теме, ориентировка в словаре, справочной литературе, ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту.

На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательской работы младших школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.

Я выделила следующие блоки умений, необходимых при организации учебной деятельности:

-умения организовать свою работу (планирование работы);

-умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследования по предметам, а так же домашние исследования школьников).

Домашние исследования выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми. Это могут быть мини-доклады, показ, выставка творческих работ (Приложение 3) При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.

В основе организации урока я выделила следующие основные этапы методики исследования, которые следуют друг за другом:

-мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза);

-исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы);

-обмен информацией (изложение результатов исследования); (Приложение 5)

-подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы) (Приложение 8), обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме);

- применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия). Используемые технологии, методы, формы и приёмы работы можно проследить на примере разработки урока. (Приложение 4)


4. Результативность апробации разработки

Для учителя очень важно оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над учебным исследованием;

- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

- степень осмысления использованной информации;

- оригинальность идеи;

- осмысление проблемы и способ ее решения;

- формулирование цели исследования;

- владение рефлексией;

- творческий подход в процессе работы.

В данном случае я исследовала уровни сформированности теоретического анализа: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия. В исследовании приняли участие 26 учащиеся 3 класса. В качестве исходных критериев были выбраны уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой [16].

1) исходный – низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Ученик редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе. Только под руководством учителя.

2) начальный уровень – характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3) продуктивный уровень – устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Учащийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4) креативный уровень – проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

На основе этого я выделила такие критерии:

1) Ученик может выдвигать гипотезу;

2) Ученик может находить в тексте значимую информацию;

3) Ученик умеет формулировать вопросы;

4) Ученик может составить план своих действий;

5) Ученик умеет выделять причинно-следственные связи;

6) Ученик может делать выводы на основе прочитанного/увиденного/услышанного.

7) Ученик может предложить несколько вариантов решения поставленной проблемы.

Учащиеся оценивались по этим критериям в ходе педагогического наблюдения, каждый пункт оценивался по 3-бальной шкале: 0 баллов – не умеет, 1 балл – нуждается в помощи учителя, 2 балла – может выполнить самостоятельно.

Также были определены уровни развития исследовательских навыков:

0-5 – низкий уровень

6-9 – средний уровень

10-14 – высокий уровень

Результаты педагогического наблюдения отображены на рис. 1.

Формирование исследовательских умений младших школьников

Рис. 1. Уровни развития исследовательских умений и навыков

У большинства испытуемых учащихся исследовательские умения развиты на среднем и низком уровне, на высоком уровне умение сформировано только у 16% младших школьников.

Результаты контрольного этапа исследования отображены на рис. 2.

Формирование исследовательских умений младших школьников



Рис. 2. Уровень развития исследовательских навыков, контрольный этап

Вырос высокий (8%) уровень развития исследовательских навыков с 16% до 24%.

Также вырос средний (4%) уровень развития исследовательских умений – с 64% до 68%,

Процент детей с низким уровнем развития исследовательских навыков снизился на 12% – с 20% до 8%.

У детей вырос уровень сформированности следующих умений:

- выдвигать гипотезу – на 4%.

- находить в тексте значимую информацию – на 6%.

- умение формулировать вопросы – на 7%.

- составить план своих действий – на 6%.

- выделять причинно-следственные связи – на 4%

- делать выводы на основе прочитанного/увиденного/услышанного – на 6%.

- предложить несколько вариантов решения поставленной проблемы – на 3%.

Дети стали более охотно выполнять задания на уроке, в том числе и проблемного характера, реже прибегают помощи учителя.

Данные результаты были достигнуты благодаря следующим особенностям созданной экспериментальной системы уроков:

- в систему уроков были включены уроки, носящие практическую направленность, например, экскурсии;

- в структуру каждого урока была включена практическая, экспериментальная работа;

- в структуру каждого урока включены задания, требующие самостоятельной работы учащихся, а также на каждом уроке используют проблемные вопросы и задания, которые призваны стимулировать поисковую деятельность учащихся.

- для формирования интереса учащихся к исследовательской работе в структуру уроков включены игровые задания, а также некоторые уроки построены целиком на игровом принципе.

- в структуру уроков включены задания, направленные на умение формулировать гипотезы и вопросы;

- в систему уроков включены отдельные занятия, которые имеют своей целью целенаправленное формирование информационной и исследовательской культуры школьников, навыков работы с информационными источниками.

Из представленной диаграммы видно, что в процессе работы произошло увеличение числа детей, имеющих средний и высокий уровни развития исследовательских навыков, и снижение числа детей, имеющих низкий уровень.

Таким образом, с полным основанием можно сделать вывод о том, что применяемая система учебно-исследовательских упражнений оказывает позитивное влияние на развитие познавательной активности младших школьников.














5. Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480с.

2. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности //Народное образование, 1995 № 10, с. 67.

3. Свадковский И.Ф., Шацкий С.Т. и др. «Концептуальные положения проектной технологии» Сов.педагогика, - 1989, №5. с.11

4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003. – с.87

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1999. - № 10.

6. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.-1982.-№4.-5-17с.

7. Мухина С.Е. Развитие познавательных способностей учащихся // Начальная школа, 2007, №2, с.17-21

8. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара, Федоров, 2006.

10. Савенков А.И. Виды исследований школьников// Одаренный ребенок.-2005.-№2. - с.84-106

11. Савенков А.И. Истоки практики исследовательского обучения// Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. - с.29-39.

12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М. Просвещение 1988г. с.6-151.

13. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

14. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.:Педагогика, 1982. - 209с.

15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160с.

16. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.



22


Организация исследовательской работы в начальных классах
  • Начальные классы
Описание:

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека

Кузнецов В.И.

 

1.     Пояснительная записка:

1.1.Актуальность темы.

В арсенале инновационных педагогических методов, влияющих на познавательную активность школьников, особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, невостребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Дети уже по природе своей исследователи. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.  

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.  Это  потребовало необходимости поиска форм и методов развития познавательного интереса младших школьников. Развитие познавательной активности происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае, это  исследовательская деятельность, основы которой учитель вводит в учебный процесс на уроках окружающего мира. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие. Только уровень исследования будет иным.

В ходе работы над темой  были выявлены следующие противоречия:

-между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;

-между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников;

Разрешение этих противоречий становится особенно актуальным в условиях введения новых стандартов начального общего образования. Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности. Именно поэтому опыт работы по теме «Исследовательская деятельность  как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира» актуален.

 Ведущая педагогическая идея разработки- создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Диапазон  представлен системой работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира через исследовательскую деятельность.

1.2.Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы.

Работая над темой, я обратилась к учебным пособиям и классической литературе по педагогике и психологии, чтобы найти научное обоснование опыту.

Методологическая база такова:

Выготский Л.С. Педагогическая психология [1]

Проблема развития познавательной активности младших школьников рассматривается в трудах Г.И.Щукиной, Т.И.Шамовой, [14; 15;].

Теоретические подходы к использованию исследовательского метода, как основы развивающего обучения в начальной школе, представлены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтович, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4;].

Проблема диагностики и развития исследовательских способностей (А. И. Савенков, Н. С. Лейтес, С. М. Бондаренко) [8; 9; 10; 11].

Концептуальные положения проектной технологии (И. Ф. Свадковский, С. Т. Шацкий и др.) [3;].

В процессе подготовки к обобщению актуального педагогического опыта я рассмотрела следующие понятия: познавательная активность, исследовательская деятельность, учебное исследование.

Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.

Например, А.М.Матюшкин, С.Е.Мухина, Н.Ф.Талызина, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности [6; 7;12].

Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [14, 196].

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: "Познавательная активность есть проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения" [3, 11].

В соответствии с теорией Л.С.Выготского, развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [1].

Г.И. Щукина определяет познавательную активность как «качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания». Качеством личности познавательная активность становится, по ее мнению, «при устойчивом проявлении стремления к познанию»[15,140].

Таким образом, на основании проведенного анализа, я определила познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной активности.

Теоретические положения формирования исследовательских навыков, используемые автором, отражены в трудах А.И. Савенкова, А.В.Леонтовича, В.С.Кукушкина [8; 9; 10; 11; 4; ].

Эти положения включают в себя следующее

Во-первых, исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

В-третьих, исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.

В-четвертых, исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, я установила, что в процессе исследовательской деятельности формируются следующие умения: 1.Поисковые (исследовательские) умения: -умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; -умение самостоятельно найти недостающую информацию ; -умение находить несколько вариантов решения проблемы; -умение выдвигать гипотезы; -умение устанавливать причинно-следственные связи. 2.Рефлексивные умения: -умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; -умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 3.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; -умение находить компромисс; -навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 4.Умения работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Презентационные умения -навыки монологической речи; -умение уверенно держать себя во время выступления; -артистические умения; -умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

 

 

1.3.Новизна и особенности разработки.

Новизна и особенности разработки заключаются в создании системы применения методов исследования, нацеленных на развитие познавательной активности обучающихся.

 

Условия реализации

-Программа курса «Окружающий мир», Автор: О.Т. Поглазова,- Смоленск, «Ассоциация XXI век, 2009г.

-Учебники « Окружающий мир» для 1,2.3 классов в 2 ч.,

Автор: О.Т. Поглазова,- Смоленск, «Ассоциация XXI век,2010г., 2011г., 2012г.

- Рабочая тетрадь « Окружающий мир» для 1.2,3 классов в 2 ч.,

Автор: О.Т. Поглазова,- Смоленск, «Ассоциация XXI век, 2010г.,2011г., 2012г.

Используемые приёмы, методы и формы исследовательского обучения можно применять при организации других уроков на основе принятых УМК в начальной школе, а также во внеурочной деятельности.

 

2.     Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы 3 класса

 

2.1.Цели и задачи педагогической работы.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира.

Задачи педагогической деятельности

Для достижения планируемых результатов необходимо решить ряд серьёзных педагогических задач:

-развить интерес учащихся к исследовательской деятельности в процессе её осуществления;

-создать условия для вовлечения в проектно – исследовательскую деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех учащихся класса;

-способствовать мотивации к познавательной деятельности;

-формировать качественные знания учащихся.

 

2.2.Ожидаемые результаты при изучении раздела программы по окружающему миру  3 класса «Развитие живых организмов. Человек и его здоровье».

Предметные результаты

Ученик научится: - понимать, что такое орган, система органов, организм; - различать органы  человека; - рассказывать о строении и функциях органов человеческого организма; - осмысливать вредные и полезные привычки. - правилам сохранения и укрепления здоровья; - правилам личной гигиены; - систематизировать сведения о том, как лечились наши предки Ученик получит возможность: - экспериментировать, проводить простые опыты по определению физических свойств веществ и делать выводы по их результатам; пользоваться термометром, лупой, определять пульс; - пользоваться условными обозначениями предметов и явлений, схемами, таблицами, различными источниками информации; - выявлять, анализировать и оценивать  негативные последствия деятельности человека, опыт предыдущих поколений людей, нравственно-этические нормы поведения в природе и обществе; осознать необходимость внимательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к своему организму. Результаты изучения раздела Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир» У ученика будут сформированы: - положительное отношение  к приобретению знаний ; - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; - понимание важности здорового образа жизни. У ученика могут быть сформированы: - стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; - осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия Ученик  научится: - осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; - понимать информацию, представленную в различных формах; - подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов; - использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; Ученик  получит возможность научиться: - сопоставлять информацию из разных источников; - обобщать и систематизировать информацию; - дополнять готовые и создавать собственные информационные объекты; - осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях. Регулятивные универсальные учебные действия Ученик  научится: -организовывать свою деятельность; - принимать  и сохранять учебно-познавательную задачу; - планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; - действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); - оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. Ученик  получит возможность научиться: - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; - адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; ученик  получит возможность научиться: - оперировать в речи предметным языком; - планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела; - проявлять инициативу в поиске и сборе информации; - участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).  

 

 

 

 

Автор Стешова Светлана Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1200
Номер материала 49649
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓