Главная / Начальные классы / Организация исследовательской работы на уроке русского языка (3 класс)

Организация исследовательской работы на уроке русского языка (3 класс)

Исследовательская работа 3 класс А Фразеологизмы как средство художественной...
Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Мы пришли в от...
Что ни слово, то на вес золота толкование значения фразеологизма на вес золота
 Фразеологические словари
Что ни слово, то на вес золота толкование значения фразеологизма На вес золо...
 К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Пришли в отчая...
Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Потерявший вся...
Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Звали за глаза...
Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Возвращались м...
Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Босяцкие выход...
Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Действовало на...
Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Вцепился мёртв...
 К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Константин Георгиевич Паустовский Фразеологические обороты в произведении по...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Исследовательская работа 3 класс А Фразеологизмы как средство художественной из
Описание слайда:

Исследовательская работа 3 класс А Фразеологизмы как средство художественной изобразительности в произведении К. Г. Паустовского «Кот – ворюга»

№ слайда 2 Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Мы пришли в отчая
Описание слайда:

Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот— бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

№ слайда 3 Что ни слово, то на вес золота толкование значения фразеологизма на вес золота
Описание слайда:

Что ни слово, то на вес золота толкование значения фразеологизма на вес золота

№ слайда 4  Фразеологические словари
Описание слайда:

Фразеологические словари

№ слайда 5 Что ни слово, то на вес золота толкование значения фразеологизма На вес золота
Описание слайда:

Что ни слово, то на вес золота толкование значения фразеологизма На вес золота – очень высоко ценится. «У Паустовского что ни слово, то на вес золота».

№ слайда 6  К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Описание слайда:

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

№ слайда 7 Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Пришли в отчаяние
Описание слайда:

Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Пришли в отчаяние - неприятные обстоятельства, сложное положение дел.

№ слайда 8 Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Потерявший всякую
Описание слайда:

Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Потерявший всякую совесть - плохо себя вести по отношению к другим.

№ слайда 9 Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Звали за глаза -
Описание слайда:

Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Звали за глаза - говорить в отсутствии кого-либо, смеяться над ним.

№ слайда 10 Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Возвращались мы в
Описание слайда:

Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было. Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы… Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой.

№ слайда 11 Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Босяцкие выходки
Описание слайда:

Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Босяцкие выходки - поступки нищего, опустившегося человека.

№ слайда 12 Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Действовало на не
Описание слайда:

Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Действовало на нервы - раздражать, вызывать беспокойство, выводить из себя.

№ слайда 13 Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Вцепился мёртвой
Описание слайда:

Фразеологизмы в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга». Вцепился мёртвой хваткой - схватить очень крепко.

№ слайда 14  К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Описание слайда:

К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

№ слайда 15 Константин Георгиевич Паустовский Фразеологические обороты в произведении повыш
Описание слайда:

Константин Георгиевич Паустовский Фразеологические обороты в произведении повышают эмоциональность высказывания, придают произведению различные смысловые оттенки, используются писателем для создания характерных образов героев. Вывод

№ слайда 16
Описание слайда:

Организация исследовательской работы на уроке русского языка (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема урока: Фразеологизмы как средство художественной изобразительности в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».

 

Актуальность и значимость темы: Огромную роль в речи играют фразеологизмы. Изучение фразеологии уже в начальной школе позволит совершенствовать речь ученика, повысит его речевую культуру. Благодаря свойствам фразеологизмов,  наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Вот почему детям так нужно знать фразеологию, научиться правильно использовать эти устойчивые сочетания слов, правильно их понимать.

Цели и задачи урока:

·        Продолжить знакомство с фразеологизмами, научиться ориентироваться в изученном материале.

·        Учить понимать  значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

·        Обогащение словарного и фразеологического запаса.

·        Подготовка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

·        Воспитывать интерес к русскому языку.

·        Формирование коммуникативных навыков.

 

 

                                                                             Ход  урока

1

Мотивация

Приветсвие гостям.

Ребята,  я хочу нашу работу начать с высказывания великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского:

   «Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. Если умело обращаться с ним, из него можно выбрать слова и обороты речи, точно передающие дух минувшего времени и понятные современному читателю без путешествий по словарям… Чувство меры – вот, что в конечном счете решает дело»

 

- Как вы понимаете высказывание Паустовсого?

 Слайд №2.

 

 

 

Читает учитель.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

Паустовский говорит о богатстве русского языка, но каждое слово должно употребляться правильно, то есть быть на своём месте.

 

2

Актуализация знаний

Каждое слово в контексте должно быть нужным.

- Можем мы сказать: «У Паустовского  что ни слово, то на вес золота»?

 

- Что вы можете сказать о выражении «на вес золота?»

 

- Как называется это выражение?

 

- Где можно найти толкование таких выражений?

 

Правильно, толкование и происхождение фразеологизмов и крылатых выражений можно найти во фразеологических словарях. У вас на партах также есть такие словарики, которые вам помогут сегодня в  работе.

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3.

 

 

Дети: Высоко ценится.

 

Дети: Фразеологические обороты

 

Дети: Толкование фразеологизмов можно найти во фразеологических словарях.

 

 

 

 

3

Постановка темы и цели урока.

- Как вы думаете, К. Г. Паустовский в своих произведениях использовал фразеологические обороты?

 

 Сегодня мы будем с вами исследователями и постараемся найти фразеологические обороты в произведении Паустовского «Кот-ворюга», а также продолжим нашу работу по созданию проекта «Фразеологизмы в художественных произведениях русских писателей», которую начали во 2 классе.

       У нас две группы исследователей. Каждая группа получает своё задание.

 

 

Дети: Я думаю, что Паустовский в своих произведениях использовал фразеологические обороты.

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1 этап исследовательской  работы.

Возьмите конверт с заданием №1. Прочитайте отрывок из произведения «Кот-ворюга», найдите фразеологизмы и подчеркните их в тексте.

Самостоятельная работа в группах.

 

 

 

 

 

5

Работа первой группы

Проверяем работу 1 группы.

Сначала прочитайте отрывок, а затем назовите фразеологизмы, которые вы нашли.

 

             Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

               Это был кот, потерявший всякую совесть, кот— бродяга и бандит.

Звали его за глаза Ворюгой.

 

 

 

6

Работа второй группы

Проверяем работу 2 группы.

Кто будет отвечать?

                   Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.

                  Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы

               Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой.

 

7

2 этап исследовательской работы.

     - Попробуйте объяснить значение каждого фразеологизма. Возьмите конверт с заданием №2 и соотнесите фразеологический оборот и толкование, соединив карточки.

 

Самостоятельная работа в группах.

 

- Давайте проверим. Выполните такую же работу на интерактивной доске.

 

1 группа представляет свою работу.

 

 

 

 

 

2 группа представляет свою работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пришли в отчаяние – состояние крайней безнадёжности.

Потерявший всякую совесть – плохое поведение по отношению к другим.

Звали за глаза – говорить в отсутствии кого-либо, смеяться над ним.

 

Босяцкие выходки – поступки нищего, опустившегося человека.

Действовать на нервы – раздрожать, выводить из себя.

Вцепиться мёртвой хваткой – схватить очень крепко.

8

3 этап исследовательской работы.

 

 

9

Вывод

С какой целью К. Г. Паустовский в своём произведении «Кот-ворюга» использует фразеологические обороты?

 

 

 

Фразеологические обороты в произведении повышают эмоциональность высказывания, придают произведению различные смысловые оттенки, используются писателем для создания характерных образов героев.

 

 

 

 

 

 

Автор Клинова Лариса Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 760
Номер материала 19545
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓