Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Исследовательская работа
3 класс А
Фразеологизмы как средство художественной изобразительности в произведении К. Г. Паустовского
«Кот – ворюга»
2 слайд
Константин Георгиевич
Паустовский
«Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. Если умело обращаться с ним, из него можно выбрать слова и обороты речи, точно передающие дух минувшего времени и понятные современному читателю без путешествий по словарям. Чувство меры – вот, что в конечном счете решает дело»
3 слайд
Что ни слово, то на вес золота
толкование значения фразеологизма
на вес золота
4 слайд
Фразеологические словари
5 слайд
Что ни слово, то на вес золота
толкование значения фразеологизма
На вес золота – очень высоко ценится.
«У Паустовского что ни слово, то на вес золота».
6 слайд
К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
7 слайд
Фразеологизмы в произведении
К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот— бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
8 слайд
Фразеологизмы в произведении
К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Пришли в отчаяние -
неприятные обстоятельства, сложное положение дел.
9 слайд
Фразеологизмы в произведении
К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Потерявший всякую совесть -
плохо себя вести
по отношению к другим.
10 слайд
Фразеологизмы в произведении
К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Звали за глаза -
говорить в отсутствии кого-либо, смеяться над ним.
11 слайд
Фразеологизмы в произведении
К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.
Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы…
Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой.
12 слайд
Фразеологизмы в произведении
К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Босяцкие выходки -
поступки нищего, опустившегося человека.
13 слайд
Фразеологизмы в произведении
К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Действовало на нервы -
раздражать, вызывать беспокойство, выводить из себя.
14 слайд
Фразеологизмы в произведении
К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Вцепился мёртвой хваткой -
схватить очень крепко.
15 слайд
К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»
16 слайд
Константин Георгиевич
Паустовский
Фразеологические обороты в произведении
повышают эмоциональность высказывания, придают произведению различные смысловые оттенки, используются писателем для создания характерных образов героев.
Вывод
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока: Фразеологизмы как средство художественной изобразительности в произведении К. Г. Паустовского «Кот-ворюга».
Актуальность и значимость темы: Огромную роль в речи играют фразеологизмы. Изучение фразеологии уже в начальной школе позволит совершенствовать речь ученика, повысит его речевую культуру. Благодаря свойствам фразеологизмов, наша речь становится ярче, эмоциональней, образней и выразительней. Вот почему детям так нужно знать фразеологию, научиться правильно использовать эти устойчивые сочетания слов, правильно их понимать.
Цели и задачи урока:
· Продолжить знакомство с фразеологизмами, научиться ориентироваться в изученном материале.
· Учить понимать значение фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.
· Обогащение словарного и фразеологического запаса.
· Подготовка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.
· Воспитывать интерес к русскому языку.
· Формирование коммуникативных навыков.
Ход урока
1
Мотивация
Приветсвие гостям.
Ребята, я хочу нашу работу начать с высказывания великого русского писателя Константина Георгиевича Паустовского:
«Русский язык необыкновенно богат и разнообразен. Если умело обращаться с ним, из него можно выбрать слова и обороты речи, точно передающие дух минувшего времени и понятные современному читателю без путешествий по словарям… Чувство меры – вот, что в конечном счете решает дело»
- Как вы понимаете высказывание Паустовсого?
Слайд №2.
Читает учитель.
Ответы детей:
Паустовский говорит о богатстве русского языка, но каждое слово должно употребляться правильно, то есть быть на своём месте.
2
Актуализация знаний
Каждое слово в контексте должно быть нужным.
- Можем мы сказать: «У Паустовского что ни слово, то на вес золота»?
- Что вы можете сказать о выражении «на вес золота?»
- Как называется это выражение?
- Где можно найти толкование таких выражений?
Правильно, толкование и происхождение фразеологизмов и крылатых выражений можно найти во фразеологических словарях. У вас на партах также есть такие словарики, которые вам помогут сегодня в работе.
Слайд № 3.
Дети: Высоко ценится.
Дети: Фразеологические обороты
Дети: Толкование фразеологизмов можно найти во фразеологических словарях.
3
Постановка темы и цели урока.
- Как вы думаете, К. Г. Паустовский в своих произведениях использовал фразеологические обороты?
Сегодня мы будем с вами исследователями и постараемся найти фразеологические обороты в произведении Паустовского «Кот-ворюга», а также продолжим нашу работу по созданию проекта «Фразеологизмы в художественных произведениях русских писателей», которую начали во 2 классе.
У нас две группы исследователей. Каждая группа получает своё задание.
Дети: Я думаю, что Паустовский в своих произведениях использовал фразеологические обороты.
4
1 этап исследовательской работы.
Возьмите конверт с заданием №1. Прочитайте отрывок из произведения «Кот-ворюга», найдите фразеологизмы и подчеркните их в тексте.
Самостоятельная работа в группах.
5
Работа первой группы
Проверяем работу 1 группы.
Сначала прочитайте отрывок, а затем назовите фразеологизмы, которые вы нашли.
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.
Это был кот, потерявший всякую совесть, кот— бродяга и бандит.
Звали его за глаза Ворюгой.
6
Работа второй группы
Проверяем работу 2 группы.
Кто будет отвечать?
Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.
Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы…
Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье — кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой.
7
2 этап исследовательской работы.
- Попробуйте объяснить значение каждого фразеологизма. Возьмите конверт с заданием №2 и соотнесите фразеологический оборот и толкование, соединив карточки.
Самостоятельная работа в группах.
- Давайте проверим. Выполните такую же работу на интерактивной доске.
1 группа представляет свою работу.
2 группа представляет свою работу.
Пришли в отчаяние – состояние крайней безнадёжности.
Потерявший всякую совесть – плохое поведение по отношению к другим.
Звали за глаза – говорить в отсутствии кого-либо, смеяться над ним.
Босяцкие выходки – поступки нищего, опустившегося человека.
Действовать на нервы – раздрожать, выводить из себя.
Вцепиться мёртвой хваткой – схватить очень крепко.
8
3 этап исследовательской работы.
9
Вывод
С какой целью К. Г. Паустовский в своём произведении «Кот-ворюга» использует фразеологические обороты?
Фразеологические обороты в произведении повышают эмоциональность высказывания, придают произведению различные смысловые оттенки, используются писателем для создания характерных образов героев.
6 656 334 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Клинова Лариса Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.