Главная / Другое / Организация исследовательской деятельности во внеурочной образовательной сфере

Организация исследовательской деятельности во внеурочной образовательной сфере


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №8 города Новоалтайска Алтайского края»























Исследовательская деятельность школьников 5-11 классов

(программа)







авторы:

Вязникова В.А. учитель химии и биологии

Корягина Н.П. учитель географии и биологии

МОУ «Лицей №8 города Новоалтайска

Алтайского края»

















г. Новоалтайск

Пояснительная записка. Данная пояснительная записка содержит краткую информацию об особенностях программы, ее структуре и содержании, целях и задачах, условиях ее реализации, основных методах и формах работы с детьми.

Оглавление.

Возраст учащихся

Содержание программы

Цель и задачи программы

Условия реализации

Сроки занятий

Число учащихся

Основные методы и формы работы с детьми

Оценка знаний учащихся

Структура программы

Тематическое планирование

Возраст учащихся

Программа состоит из двух модулей (ступеней, этапов), рассчитанных на две возрастные категории учащихся:

  1. с 5 по 10 классы включительно (модуль «Исследовательский ликбез»),

  2. с 8 по 11 классы включительно (модуль «Юный исследователь»).

При незначительной модификации возможно также применение данной программы для младших школьников.

Содержание программы.

Программа представляет собой развернутое изложение алгоритма организации лекций, семинарских занятий, экскурсий, практических занятий по географии, биологии, химии, экологии и медицине для учащихся 5-х - 11-х классов общеобразовательных школ. Занятия проводятся в форме семинаров, лекций, индивидуальных занятий и краткосрочных полевых практикумов.

Программа может быть реализована в рамках учебных программ общеобразовательных школ, в детских экологических лагерях, а также в любых экспедициях и походах школьников в природу.

Программа рассчитана, в основном на учителей-предметников (биологов, химиков, географов, экологов), имеющих возможность и желающих обогатить преподавание своих дисциплин изучением реальных объектов существования.

Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере образовательного учреждения, а также «натуралистический» подход и методы «полевой практики».

Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками теоретических семинаров, лекций и краткосрочных практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы, влияние здорового образа жизни на самочувствие и работоспособность детей, получают навыки работы с архивными, статистическими материалами.

Таким образом, программа практикумов представляет собой не только программу естественного, экологического, медицинского образования, но также и программу экологического, нравственного воспитания детей.

Для младшей возрастной группы (5-7 классы) предусмотрена, в основном, семинарская и экскурсионная ознакомительная деятельность (модуль «исследовательский ликбез») при которой дети получают новые знания от преподавателя, а сами полевые занятия носят ознакомительный характер. Для старших школьников (8-11классы), прошедших обучение по первому модулю, предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечения с самостоятельную исследовательскую деятельность (модуль «Юный исследователь»). В рамках этой программы экскурсионная ознакомительная деятельность составляет не более 10-15% учебного времени, остальное время занимает проведение самостоятельных мини-исследований в природе, или в помещении, основанных на применении «реальных» исследовательских методик, составление письменного отчета или публичного доклада.

Цель и задачи программы.

Главной целью данной программы является внедрение практических форм и методик преподавания естественнонаучных дисциплин (биологии, географии, химии и экологии) в средней школе, а также пропаганда «натуралистического» подхода в экологическом образовании и воспитании детей.

В задачи данной программы входит:

  1. разработка содержания образования (обучения) детей на примере объектов, существующих в естественных условиях;

  2. разработка и адаптация современных методов описания и исследования объектов природы и естественных экосистем применительно к практике естественно-географического и экологического образования;

  3. разработка непосредственных приемов (способов) активизации механизмов саморазвития и самообразования детей посредством их вовлечения в практическую учебную и исследователь скую деятельность;

  4. разработка организационных основ использования «натуралистических» методов обучения в рамках учебных программ общеобразовательных школ;

Условия реализации.

Программа рассчитана на учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ. При этом, как показывает опыт существенных различий в глубине, объёме и сложности изучаемого материала при обучении учащихся различных категорий не требуется – в одинаковой степени для всех учащихся характерен весьма низкий уровень знаний о «реальной» природе. Учебные занятия в рамках обоих модулей осуществляются, по возможности, на базе лицея, и палаточного лагеря

Сроки занятий.

Каждый из модулей рассчитан на 3 года (однако при желании может быть пройден и за один год).

В рамках каждого из модулей предусмотрено проведение два сезонных практикумов - по одному осенью и летом. Продолжительность одного сезонного практикума по программе «Исследовательский ликбез» составляет 1 день, по программе «Юный исследователь» - 3-4 дня.

Общая продолжительность программы («Исследовательский ликбез» + «Юный исследователь»), таким образом, составляет 4-5 лет.

Успешность и интенсивность прохождения учебного курса в рамках данной программы зависит от объема часов, выделенного школой на данную форму работы. «Растянутость» программы по срокам обусловлена, в основном оптимальным расходованием учебного времени в рамках годового объема часов, отведенного на тот или иной предмет.

Число учащихся.

Число учащихся, одновременно проходящих курс обучения, зависит от «физических» возможностей преподавателя и материальной базы учебного заведения, э также желания учащихся

Основные методы и формы работы с детьми.

Основным методическим подходом, в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей в природной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях. Двумя основными формами обучения, при этом, являются семинары, полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.

Семинар и лекция как форма обучения (модуль «Исследовательский ликбез») предполагает ознакомление учащихся с основами исследовательской работы: подготовкой к исследовательской работе, составлением плана исследовательской работы, проведением исследования, оформлением исследовательской работы, подготовкой к защите работы.

Экскурсионная форма обучения (модуль «Исследовательский ликбез») предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы - рельефом, почвами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах.

Программа составлена таким образом, чтобы охватить всё возможное разнообразие элементов природы и проанализировать их функционирование в различные сезоны года. При этом основной упор на экскурсиях делается на более широкое распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования.

Самостоятельная исследовательская деятельность (модуль «Юный исследователь») предполагает проведение детьми определенного набора биологических, химических и комплексных экологических исследований, с использованием заранее отобранных, адаптированных и апробированных методик.

Из общего набора методик, применяемых при проведении исследований в «большой» науке, для применения в рамках данной программы отобрано несколько десятков «базовых», т.е. охватывающих основные объекты природы и экологические группы организмов. С использованием базовых методик разработаны 12 учебно - исследовательских заданий, более или мене равномерно распределенных по предметам ботанике, зоологии, химии и экологии, биологическому и экологическому мониторингу

Самостоятельная исследовательская работа учащихся включает: постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на конференции.

При выполнении самостоятельных исследовательских работ учащиеся могут пользоваться методическими алгоритмами, которые являются неотъемлемой составной частью программы и позволяют, в общих чертах, вести исследования самостоятельно. Функция преподавателей на этом ограничиваются консультациями и общим «курированием» процесса работы.

Оценка знаний учащихся.

В рамках модуля «Исследовательский ликбез» оценка знаний проводится в двух формах: по рефератам и путём «тестовой олимпиады», т.е. на уровне «узнавания» объектов природы. Реферат – это письменное изложение одной из логических частей занятия с соответствующими приложениями (объекты, зарисовки, карты и т.п.). Рефераты пишутся учащимися индивидуально по каждому предмету.

При проведении «олимпиады» используются объекты, принесенные из природы (растения, веточки, листья, породы и т.п.), проводятся практические зачеты в природе (с определением растений, животных, голосов птиц, следов жизнедеятельности животных),гербарии травянистых и деревянистых растений, мхов и лишайников, коллекции следов жизнедеятельности животных, гнезд птиц и мелких млекопитающих, записи голосов птиц и т.п.

В рамках модуля «Юный-исследователь» оценка знаний и умений учащихся проводится по итогам докладов на конференции «научно-исследовательских» работ или оформлением стенда. При этом итоговая оценка по результатам защиты проектов (за содержание работы, использование методик, правильность интерпретации результатов и выводов, качество доклада, оформление материалов к защите и т.п.), является интегральной характеристикой всего набора знаний, умений и навыков, полученных учащимися в течение всего периода обучения.

Структура программы.

Программа состоит их пяти основных разделов (блоков):

  1. Вводная часть (введение, обоснование цели и задач, описание общей структуры программы, обоснование основных форм работы с учащимися и возможных форм организации практикумов);

  2. «Исследовательский ликбез» (описание задач и общей структуры исследовательской деятельности, описание форм и методик организации занятий, содержание учебных экскурсий по предметам и сезонам года);

  3. «Юный исследователь» (описание задач и общей структуры практикума, описание форм и методик организации занятий, распределение тематик проведения исследований по предметам и сезонам года);

  4. Методические руководства по организации полевых исследований школьников, распределенные по сезонам года.

5. Дополнительные материалы (правила ведения дневниковых записей, оформления результатов исследования, поведения и техники безопасности в природе, организации быта и досуга, перечень оборудования, список вспомогательной литературы).

Темы занятий «Исследовательского ликбеза»

Занятие 1 - 2. Алгоритмы исследовательской работы

Цель: формировать представление об особенностях и самоорганизации исследовательской работы

Задачи:

1. Познакомить учащихся с этапами научно- исследовательской работы:

  • подготовкой к исследованию;

  • составлением плана исследовательской деятельности;

  • проведением исследования;

  • оформлением исследовательской работы;

  • подготовкой защиты работы.

2. Формировать навыки учащихся в выборе темы, определении объекта и предмета исследования, в формулировке гипотезы, цели и задач, выборе методов исследования.

Занятие 3-4 . Работа с книгой, научной литературой. Правила работы с картотекой. Экскурсия в библиотеку.

Цель: формировать навыки работы с текстом, умения найти необходимую литературу

Задачи:

1. Познакомить учащихся с алгоритмами работы с текстом, понятиями, словарями, справочниками, энциклопедиями.

2. Совершенствовать навыки работы с картотекой.

Занятие 5-6 . Интернет – ресурсы. Использование образовательных ресурсов сети Интернет.

Цель: формировать навыки работы в сети Интернет, умения найти и сохранить необходимую информацию

Задачи:

1. Познакомить учащихся с алгоритмами работы в интернете

  • поиск полезной информации в интернете;

  • использование электронных энциклопедий;

  • библиографические правила цитирования источников.

Занятие 7-8 . Методика эксперимента. Оформление наблюдений

Цель: формировать экспериментальные и практические навыки работы, умения наблюдать и оформлять наблюдения.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с алгоритмами работы лабораторного и полевого эксперимента

  • безопасность экспериментальной работы;

  • лабораторное оборудование и приборы;

  • методика эксперимента;

  • дневник наблюдения и его назначение

Занятие 9. Методические рекомендации по выполнению письменных работ

Цель: формировать навыки самостоятельного написания и оформления реферата, доклада, проекта.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с требованиями, которые предъявляются к самостоятельным творческим работам- рефератам, докладам, исследовательским работам, проектам, дневникам наблюдения.

Занятие 10 . Защита исследовательской работы

Цель: познакомить с процедурой защиты проекта и критериями оценки исследовательской работы.

Задачи:

1. Познакомить с основными видами деятельности защиты:

  • сравнение первоначальной идеи и окончательного варианта исследовательской работы;

  • процедура защиты;

  • критерии оценки исследовательской работы и её защиты.

Занятие 11-12. Создание презентации, публикации, стенда. альбома.

Цель: формировать навыки работы на ПК и умение использовать дополнительные материалы к публичному выступлению.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с алгоритмами создания публикации, презентации, стендового материала и их применением во время выступления.



Темы модуля «Юный исследователь»

1. Исследование свойств некоторых органических веществ.

2. Химический состав семян и частей растений.

3. Развитие побегов из почек.

4.Дыхание растений.

5.Реакция листьев на действие раздражителей.

6. Гелиотропизм.

7.Перемещение дождевого червя.

8. Движение различных животных.

9. Выработка условных рефлексов у аквариумных рыб и во время кормления птиц.

10. Черенкование комнатных растений.

11. Сезонные изменения в природе.

12. Наблюдения за животными в природе.

13. Самооценка здоровья

14. Оценка качества продукта питания по информации, указанной на упаковке.

15. Изучение свойств воды.

Приложение 3

Темы практикумов

Осень.

  1. Оценка жизненного состояния леса по сосне.

  2. Изучение численности видового состава грибов.

  3. Изучение численности птиц методом маршрутного учета.

  4. Комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность.

  5. Знакомство с флорой и фауной.

Зима.

  1. Изучение территориального поведения синичьих стай.

  2. Изучение млекопитающих по следам.

  3. Изучение снегового покрова на профиле.

  4. Растения по снегом.

Весна.

  1. Поможем птицам.

  2. Изучение экологии первоцветов.

  3. Сроки цветения растений.

  4. Изучение флоры и фауны.

  5. Изучение суточной активности пения птиц.

Лето

  1. Описание флоры и фауны

  2. Оценка экологического состояния лемма.

  3. Оценка экологического состояния водоемов.

Литература

  1. Алексеев Н.Г. Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности //Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М., 2001. – (Профессиональная библиотека учителя).

  2. Алексеев. Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности. //VII юношеские чтения им. В.И.Вернадского: Сборник методических материалов. - М., 2000.

  3. Алексеев, С. В. Практикум по экологии [Текст] /С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э. В. Гущина. -М..-АОМДС, 1996.-190 с.

  4. Анастасова, Л. П. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии [Текст] / Л. П. Анастасова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2004. -205 с.

  5. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., ИОСО РАО, 1994, 228с.

  6. Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности //Развитие исследовательской деятельности учащихся. — М., 2001. — (Профессиональная библиотека учителя).

  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УПВ. М., НИИ школьных технологий, 2005.

  8. Леонтович А.В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся //Завуч. — 2001. — № 1. — С. 93—119.

  9. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. //Экспериментальные площадки в московском образовании. — М., 2001.

  10. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Народное образование. — 1999. — № 10,

  11. Леонтович А. В., Монахов Д.Л. Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении //Внешкольник». — 1997. — № 3.

  12. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М., 1974.

  13. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. — 2000. — Т. 21, № 5. — С. 106—111.

  14. Полат Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/.– М., 2000.

  15. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ – М., 2000

  16. Пугал, Н. А. Лабораторные и практические занятия
    по биологии. Человек и его здоровье [Текст] / Н. А. Пугал,
    Т. А. Козлова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 85 с.

  17. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе.М

  18. Татьянкин Б.А. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе /Авт.-сост. Татьянкин Б.А., Макаренков О.Ю.-М.:5знания, 2007,-272с-(Электив)

  19. Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье [Текст]. -
    М.: Первое сентября, 2001. - 251 с.


http://distant.ioso.ru/

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,

http://www.it-n.ru/

http://www.researcher.ru/index.html

http://www.researcher.ru/practice/practice_org/practice_eco/practice_0002.html

http://www.museum.msu.ru/upl/74/bio.pdf

http://festival.1september.ru/


























































Организация исследовательской деятельности во внеурочной образовательной сфере
  • Другое
Описание:

 «Организация исследовательской деятельности во внеурочной образовательной сфере»

В.А. Вязникова, МОУ «Лицей №8 города Новоалтайска Алтайского края»

 

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с  индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникших в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.  Акцент переносится на воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс  альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одна из таких форм  внеурочной образовательной сферы является исследовательская деятельность.

Организация исследовательской работы осуществляется по трем сферам внеурочной деятельности: научное общество учащихся, предпрофильная подготовка учащихся 9 классов и кружковая работа.

 

Исследовательская  работа в  предпрофильной подготовке учащихся 9 классов

       

       Для учащихся 9 классов разработанориентационный курс по выбору «На перекрестках химии». Программа определяет содержание предпрофильной подготовки предметного курса химии. Курс рассчитан на 17 часов. Программа построена с учетом межпредметной связи с курсом физики, биологии, географии.

Курс  включает 4 темы:

·         Химия в современной жизни. Химизация.

·          Вещества на службе человеку.

·         Великая и многоликая вода.

·         Химия и здоровье.

Каждая тема изучается в три этапа.

1 этап - подготовительный, на котором диагностируется уровень владения информацией, активируется необходимый минимум теоретических и практических знаний и умений.

2 этап – практический, на котором учащиеся собирают фактический материал (работа с источниками, практическая работа, исследовательская работа).

3 этап – заключительный, на котором ученики обрабатывают собранный материал и представляют его.

При использовании исследовательского подхода учащиеся знакомятся со следующими процедурами исследования: выявлением и постановкой проблемы; формулированием гипотезы, планирование и разработки учебных действий; сбором данных; сопоставление данных и умозаключений; подготовкой и написания сообщения; выступлением  с подготовленным сообщением; переосмысливанием результатов ходе ответов на вопросы; построением сообщений, выводов, заключений.

Наиболее благоприятные условия для применения в обучении исследовательского метода создаются при проведении практикумов. Практикум представляет собой некоторое количество, совокупность взаимосвязанных между собой практических работ. Такая форма организации учебных занятий дает возможность учащимся творчески применять знания и умения, а при необходимости самостоятельно проводить поиск дополнительной информации в литературе, справочниках. Практикум должен завершится отчетным материалом в виде таблиц,  описания  выполненных работ, решения задач или проектов.

Метод проектирования и защиты проектов делает учащегося  субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи (разработки проекта) действий по образцу недостаточно, необходимо проявлять инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.

Организация исследовательской работы через кружковую работу

Программа кружка «Юный исследователь» пред­назначена для учащихся 5-8 классов  на основе учебных программ по экологии и углубленному изучению биологии, и рассчитана на 48 часов.

Цели курса: дать учащимся, имеющим интерес к биоло­гии, представления о сущности адаптации растений и животных к среде обитания и образу жизни, о механизмах образования множества экологических ниш; сформировать умения анализировать науч­ную ситуацию, понимать суть биологических проблем; помочь в самоопределении в последующем профильном обучении; разви­вать навыки  проектно-исследовательской, экспериментальной деятельности.

Задачи:

-    формирование биологической и экологической компетент­ности по вопросам: адаптации растений и животных к среде, экологические ниши, биогеоценозы, жизненные формы растений и животных;

-    формирование общеучебных умений и навыков;

-    формирование у учащихся навыков самостоятельной дея­тельности через проектно-исследовательскую деятельность;

-    расширение научного кругозора учащихся.

Основные методы и формы работы с детьми.

Основным методическим подходом, в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей вприродной обстановке, на примере живых, «реаль­ных» объектов, существующих в естественных условиях. Двумя основными формами обучения, при этом, являются семинары, полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.

Семинар и лекциякак форма обучения предполагает ознакомление учащихся с основами исследовательской работы: подготовкой к исследовательской работе, составлением плана исследовательской работы, проведением исследования, оформлением исследовательской работы, подготовкой к защите работы.

Экскурсионная форма обучения  предполагает озна­комление учащихся с реальными объектами и явлениями природы - рельефом, почвами, водны­ми объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах.

Программа составлена таким образом, чтобы охватить всё возможное разнообразие элементов природы и проанализировать их функционирование в различные сезоны года. При этом основной упор  на экскурсиях делается на более широкое распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования.

Самостоятельная исследовательскаяработа учащихся включает: постановку целей и задач ис­следования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обра­ботку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на конференции.

Курс  состоит из  4  блоков:

«Основы проектно- исследовательской деятельности(14 ч)Блок теоретический.  На занятиях рассматриваются алгоритмы исследовательской работы. Лабораторный практикум (14 ч) Изучение планктона и адаптации у кишечнополостных, приспособлений к среде у кольчатых червей и моллюсков, к среде у рыб, земноводных, насекомых,  изучениеэкологических группы птиц, млекопи­тающих.  Полевой практикум (20 ч) Экскурсии на водоем, луг, лес, на пришкольный участок, изучение живых организмов, обитающих в почве.

Формы отчетности. В ходе организации занятий не­обходимо отводить время хотя бы на фронтальный опрос для понимания уровня освоения учащимися материала и своевре­менной коррекции. Главной же формой отчетности по курсу яв­ляются своевременные отчеты (проекты) по лабораторно-практическим занятиям и экскурсиям.

Все исследования проводятся на базе школьной лаборатории и компьютерного класса.

 

Организация исследовательской работы в научном обществе учащихся

Исследовательская деятельность создает условия для разви­тия одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занима­ясь ИИД, могут качественно развить свои способности, так как соз­даются максимально благоприятные условия для интеллекта. С целью выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей  создано научное общество учащихся - НОУ. На занятиях уча­щиеся учатся работать с научной литературой, осваивают методики проведения эксперимента, приобретают навык исследовательской ра­боты. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приоб­ретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспе­риментальной деятельности. Над индивидуальной темой исследова­ния учащиеся могут работать в течение длительного времени, что поз­воляет им глубоко изучить исследуемую тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участ­ником научно-практических конференций.

 

 Технология опыта.

 

Главным смыслом в организации исследовательской деятельности  есть то, что оно является учебным. Это значит, что его главной целью является развитие личности, а не получение, каких то, открытий в науке. Для меня важны не столько победы детей в различных конкурсах (хотя это тоже результат), а приобретение ребенком навыка исследования как способа повышения своей компетенции; развитие исследовательского типа мышления, активизация его личностной позиции.

Цели исследовательской деятельности:

     получение представлений о методике и методах исследовательской деятельности;

     приобретение умений и навыков системной, целенаправленной работы над темой, логичности построения материала;

     формирование исследовательской культуры учащихся;

     развития умений выявления проблем, сбора информации, наблюдения, построения гипотезы, обобщения и т.д.;

     приобретение коммуникативных умений.

Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений индивидуальной исследовательской деятельности (ИИД). Исследовательская деятельность создает условия для разви­тия одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занима­ясь ИИД, могут качественно развить свои способности, так как соз­даются максимально благоприятные условия для интеллекта. С целью выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей  создано научное общество учащихся - НОУ. На занятиях уча­щиеся учатся работать с научной литературой, осваивают методики проведения эксперимента, приобретают навык исследовательской ра­боты. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приоб­ретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспе­риментальной деятельности. Над индивидуальной темой исследова­ния учащиеся могут работать в течение длительного времени, что поз­воляет им глубоко изучить исследуемую тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участ­ником научно-практических конференций.

Задачи  НОУ:

·     включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их  интересами;

·     обучение учащихся работе с литературой, формирование культуры научного труда;

·     формирование навыков работы в интернете, использования электронных энциклопедий;

·     знакомство с требованиями к оформлению реферата, публикации, альбома, стенда;

·     знакомство с основными видами деятельности  защиты работы:

·     организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся;

·     рецензирование работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;

·     подготовка, организация и проведение олимпиад, марафонов, конкурсов, научно-практических конференций.

 

Основные направления исследовательской деятельности:

·      взаимосвязь между живой и неживой природой, живыми организмами;

·     экологическое состояние города, в котором мы живем;

·     здоровый образ жизни и здоровье подростка.

 

 

Автор Вязникоа Валентина Александрона
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 641
Номер материала 39338
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓