- 01.10.2020
- 385
- 0
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
«Организация исследовательской деятельности во внеурочной образовательной сфере»
В.А. Вязникова, МОУ «Лицей №8 города Новоалтайска Алтайского края»
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникших в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одна из таких форм внеурочной образовательной сферы является исследовательская деятельность.
Организация исследовательской работы осуществляется по трем сферам внеурочной деятельности: научное общество учащихся, предпрофильная подготовка учащихся 9 классов и кружковая работа.
Исследовательская работа в предпрофильной подготовке учащихся 9 классов
Для учащихся 9 классов разработанориентационный курс по выбору «На перекрестках химии». Программа определяет содержание предпрофильной подготовки предметного курса химии. Курс рассчитан на 17 часов. Программа построена с учетом межпредметной связи с курсом физики, биологии, географии.
Курс включает 4 темы:
· Химия в современной жизни. Химизация.
· Вещества на службе человеку.
· Великая и многоликая вода.
· Химия и здоровье.
Каждая тема изучается в три этапа.
1 этап - подготовительный, на котором диагностируется уровень владения информацией, активируется необходимый минимум теоретических и практических знаний и умений.
2 этап – практический, на котором учащиеся собирают фактический материал (работа с источниками, практическая работа, исследовательская работа).
3 этап – заключительный, на котором ученики обрабатывают собранный материал и представляют его.
При использовании исследовательского подхода учащиеся знакомятся со следующими процедурами исследования: выявлением и постановкой проблемы; формулированием гипотезы, планирование и разработки учебных действий; сбором данных; сопоставление данных и умозаключений; подготовкой и написания сообщения; выступлением с подготовленным сообщением; переосмысливанием результатов ходе ответов на вопросы; построением сообщений, выводов, заключений.
Наиболее благоприятные условия для применения в обучении исследовательского метода создаются при проведении практикумов. Практикум представляет собой некоторое количество, совокупность взаимосвязанных между собой практических работ. Такая форма организации учебных занятий дает возможность учащимся творчески применять знания и умения, а при необходимости самостоятельно проводить поиск дополнительной информации в литературе, справочниках. Практикум должен завершится отчетным материалом в виде таблиц, описания выполненных работ, решения задач или проектов.
Метод проектирования и защиты проектов делает учащегося субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи (разработки проекта) действий по образцу недостаточно, необходимо проявлять инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний.
Организация исследовательской работы через кружковую работу
Программа кружка «Юный исследователь» предназначена для учащихся 5-8 классов на основе учебных программ по экологии и углубленному изучению биологии, и рассчитана на 48 часов.
Цели курса: дать учащимся, имеющим интерес к биологии, представления о сущности адаптации растений и животных к среде обитания и образу жизни, о механизмах образования множества экологических ниш; сформировать умения анализировать научную ситуацию, понимать суть биологических проблем; помочь в самоопределении в последующем профильном обучении; развивать навыки проектно-исследовательской, экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формирование биологической и экологической компетентности по вопросам: адаптации растений и животных к среде, экологические ниши, биогеоценозы, жизненные формы растений и животных;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность;
- расширение научного кругозора учащихся.
Основные методы и формы работы с детьми.
Основным методическим подходом, в рамках данной программы является «натуралистический» подход - т.е. обучение и воспитание детей вприродной обстановке, на примере живых, «реальных» объектов, существующих в естественных условиях. Двумя основными формами обучения, при этом, являются семинары, полевые экскурсии и самостоятельная исследовательская работа.
Семинар и лекциякак форма обучения предполагает ознакомление учащихся с основами исследовательской работы: подготовкой к исследовательской работе, составлением плана исследовательской работы, проведением исследования, оформлением исследовательской работы, подготовкой к защите работы.
Экскурсионная форма обучения предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами и явлениями природы - рельефом, почвами, водными объектами, растениями и животными, а также существующими между ними взаимосвязями в экосистемах.
Программа составлена таким образом, чтобы охватить всё возможное разнообразие элементов природы и проанализировать их функционирование в различные сезоны года. При этом основной упор на экскурсиях делается на более широкое распространенные объекты и на наиболее типичные и интересные для познания закономерности их существования.
Самостоятельная исследовательскаяработа учащихся включает: постановку целей и задач исследования, выбор методики, планирование исследования, сбор материала, его первичную обработку, анализ и осмысление полученных данных, написание отчета (статьи, проекта), его защиту на конференции.
Курс состоит из 4 блоков:
«Основы проектно- исследовательской деятельности(14 ч)Блок теоретический. На занятиях рассматриваются алгоритмы исследовательской работы. Лабораторный практикум (14 ч) Изучение планктона и адаптации у кишечнополостных, приспособлений к среде у кольчатых червей и моллюсков, к среде у рыб, земноводных, насекомых, изучениеэкологических группы птиц, млекопитающих. Полевой практикум (20 ч) Экскурсии на водоем, луг, лес, на пришкольный участок, изучение живых организмов, обитающих в почве.
Формы отчетности. В ходе организации занятий необходимо отводить время хотя бы на фронтальный опрос для понимания уровня освоения учащимися материала и своевременной коррекции. Главной же формой отчетности по курсу являются своевременные отчеты (проекты) по лабораторно-практическим занятиям и экскурсиям.
Все исследования проводятся на базе школьной лаборатории и компьютерного класса.
Организация исследовательской работы в научном обществе учащихся
Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь ИИД, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллекта. С целью выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей создано научное общество учащихся - НОУ. На занятиях учащиеся учатся работать с научной литературой, осваивают методики проведения эксперимента, приобретают навык исследовательской работы. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности. Над индивидуальной темой исследования учащиеся могут работать в течение длительного времени, что позволяет им глубоко изучить исследуемую тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций.
Технология опыта.
Главным смыслом в организации исследовательской деятельности есть то, что оно является учебным. Это значит, что его главной целью является развитие личности, а не получение, каких то, открытий в науке. Для меня важны не столько победы детей в различных конкурсах (хотя это тоже результат), а приобретение ребенком навыка исследования как способа повышения своей компетенции; развитие исследовательского типа мышления, активизация его личностной позиции.
Цели исследовательской деятельности:
• получение представлений о методике и методах исследовательской деятельности;
• приобретение умений и навыков системной, целенаправленной работы над темой, логичности построения материала;
• формирование исследовательской культуры учащихся;
• развития умений выявления проблем, сбора информации, наблюдения, построения гипотезы, обобщения и т.д.;
• приобретение коммуникативных умений.
Работа с одаренными, талантливыми и способными детьми, их выявление и развитие является одним из главных направлений индивидуальной исследовательской деятельности (ИИД). Исследовательская деятельность создает условия для развития одаренных детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась. Способные дети, систематически занимаясь ИИД, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллекта. С целью выявления и поддержки одаренных учащихся, развития их интеллектуальных и творческих способностей создано научное общество учащихся - НОУ. На занятиях учащиеся учатся работать с научной литературой, осваивают методики проведения эксперимента, приобретают навык исследовательской работы. Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности. Над индивидуальной темой исследования учащиеся могут работать в течение длительного времени, что позволяет им глубоко изучить исследуемую тему и выполнить задание на достаточно высоком уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций.
Задачи НОУ:
· включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их интересами;
· обучение учащихся работе с литературой, формирование культуры научного труда;
· формирование навыков работы в интернете, использования электронных энциклопедий;
· знакомство с требованиями к оформлению реферата, публикации, альбома, стенда;
· знакомство с основными видами деятельности защиты работы:
· организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся;
· рецензирование работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
· подготовка, организация и проведение олимпиад, марафонов, конкурсов, научно-практических конференций.
Основные направления исследовательской деятельности:
· взаимосвязь между живой и неживой природой, живыми организмами;
· экологическое состояние города, в котором мы живем;
· здоровый образ жизни и здоровье подростка.
6 626 860 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Вязникова Валентина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.