Главная / Начальные классы / Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС


В.В. Лобанова

учитель начальных классов

МБОУ Большетумановская ООШ


Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС


Одной из актуальных проблем современного образования  в настоящее время является повышение эффективности образовательного процесса. Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

ФГОС НОО призван обеспечить выполнение следующей основной цели:
 развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
ФГОС НОО по окружающему миру направлен на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- воспитание потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Для этого необходимо, чтобы учитель не «развивал» школьников, а помогал им развиваться самим. ФГОС предполагает внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у них общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Таким образом, ФГОС НОО ориентирован на освоение школьниками окружающего мира во всем его многообразии через содержание изучаемых предметов, проектную и исследовательскую деятельность.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[13, c.10]

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.

Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные - психологи, например, А.И. Савенков, говорит о том, что стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования. «с началом нового века становится всё более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» [13. с.9.] По наблюдению А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно [10,с. 99] . При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа.

В ходе организации исследовательской деятельности учащиеся будут знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- основные логические операции, их отличительные особенности;

- правила успешной презентации работы.

Учащиеся будут уметь:

- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- классифицировать предметы, процессы, явления и события;

- делать выводы и заключения;

- презентовать свою работу.

Учащиеся будут способны проявлять следующие отношения:

- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

- работать в коллективе, группе;

- презентовать работу.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Изучив теоретический материал по организации исследовательской деятельности, решили его применение организовать на уроках окружающего мира.

Работу по организации исследовательской деятельности младших школьников начали в 2011 г.

Целью работы стало: формирование исследовательских умений у младших школьников.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

1.Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;

2. Повысить мотивацию к учебной деятельности;

3.Развить познавательный интерес у обучающихся и родителей к исследовательской деятельности;

4. Принять участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.

Ознакомление младших школьников с деятельностью исследователя основывается на структуре исследовательской деятельности по А.И. Савенкову[11]

Особую роль в проведении исследований младших школьников отводится учителю и родителям.

Учитель является ключевой фигурой, непосредственно организующей и контролирующей осуществление учащимися исследовательской деятельности. Он проводит консультации с участниками, организующие исследование, руководит исследовательской деятельностью в рамках согласованного объекта исследования, осуществляет методическую поддержку, поэтапно отслеживает результаты исследования, координирует внутригрупповую работу обучающихся.

Родители могут выступать одновременно в нескольких ролях: консультировать, отслеживать выполнение плана; решать оперативные вопросы; участвовать в подготовке презентации, обеспечивать наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. После окончания работы очень важно обсудить итоги, вместе с родителями обсудить вклад каждого члена в копилку общего успеха. Это послужит сближению родителей и ребенка, положительно повлияет на самооценку ребенка, будет способствовать развитию его уверенности.

С родителями первоклассников на первоначальном этапе проводим анкетирование по теме «Изучение запросов и образовательных потребностей родителей обучающихся на начальной ступени общего образования» (приложение 1), предлагаем анкету «Для родителей будущих первоклассников» (приложение 2), с целью выявления и изучения интересов будущих первоклассников.

В 1 классе отдельных занятий по исследовательской деятельности не проводилось. В тоже время, на уроках окружающего мира осуществлялась пропедевтическая работа на основе использования проблемного, частично-поискового, эвристического методов обучения:

- проведения уроков – исследований (в начале года постановка проблемы осуществлялась учителем, поиск решения осуществлялся учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя);

- кратковременными исследованиями наблюдениями с устными описаниями (под руководством учителя).

Работа была направлена на формирование универсальных учебных действий:

  • Развитие умений видеть проблемы

  • Развитие умений выдвигать гипотезы

  • Развитие умений задавать вопросы,

то есть развитие  регулятивных УУД

  • Подбор литературы по заданной теме

  •  Ориентировка в словаре, справочной литературе

  • Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,

то есть развитие  познавательных УУД.

Во 2 классе провели диагностику учащихся, направленную на выявление уровня сформированности исследовательских действий. В качестве исходных критериев нами были выбраны уровни и критерии сформированности исследовательской деятельности, предложенные О.А. Ивашовой [4].

Результаты педагогического наблюдения отображены на рис. 1


hello_html_m2ac9246c.gif

Рис.1 Уровни развития исследовательских умений и навыков

У большинства учащихся исследовательские умения развиты на низком уровне. На высоком уровне умение сформировано только у 6% младших школьников (1 обучающийся).

Нами было составлено календарно-тематическое планирование во 2 классе к учебнику «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, раздел «Природа», с включением практико-ориентировочных заданий, уроков-исследований, направленных на развитие исследовательских умений и навыков младших школьников (приложение 3).

Со 2 класса организовывали уроки - исследования, самостоятельное исследование во внеурочной деятельности, что позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

1.Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Здесь организуем совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности. В процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.

4. На уроках используем проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5. На уроках предлагаем задания, направленные на выявления различных свойств, действий предметов, множества предметов, предлагаю логические задачи.

6.Осуществляем подготовку самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В качестве примера приведем разработку урока-исследования на тему «Про кошек и собак» (приложение 4). Данный урок является №17 в разделе «Природа». К этому моменту учащихся могут находить в тексте значимую информацию; формулировать вопросы; составлять план своих действий; делать выводы на основе услышанного, увиденного.

В 3 классе:

1. На уроках – исследования учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований, требованиями к выбору темы, планирование исследования, задачи исследования.

На уроках используем игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Проводим коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований.

4. Ход исследования обсуждается с учителем, даются консультации во внеурочное время.

В 4 классе на уроках – исследованиях обобщаются полученные знания. Вниманию уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации.

Очень важным, считаем этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.

С целью развития исследовательских умений на уроках и во внеурочное время рекомендуем использовать:

- загадки, ребусы, шарады, логические задания и задания на развитие творческих способностей;

- игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.).

- игр-исследований, фантастических исследований.

- связи с литературным сказочным материалом Знайкой и Незнайкой.

Наблюдая за детьми в процессе работы, заметили, что есть дети, которые отказываются заниматься исследовательской деятельностью. Побеседовав, мы выяснили причины их отказа: они боятся представить свою работу, теряются при выступлениях. В связи с этим была проведена во 3 классе (2011г.) диагностика личностных особенностей учащихся, целью которой было: выявление психических состояний и свойств личности; исследование самооценки; исследование тревожности, связанной с учебными ситуациями.

Работа проводилась в сентябре, форма работы – групповая и индивидуальная. С учащимися был проведён тест, на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской работой (приложение 10) В результате исследования проблем, мешающих учащимся выступать перед аудиторией с защитой своей работы, представляется возможным распределить учащихся по группам.

На выявление личностной тревожности была применена методика Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина «Шкала тревожности» В результате диагностики нами были выделены группы, в зависимости от уровня их тревожности. Учащимся с высоким уровнем тревожности, предоставлялась возможность защитить свою работу на уроке, перед своими товарищами. Учащиеся с низким уровнем тревожности выступали перед широкой аудиторией: родителями, учителями, учащимися школы, общественностью.

Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

В процессе организации исследовательской деятельности с младшими школьниками, мы смогли помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», помогли учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.

Результаты работы с детьми позволяют судить, что у учащихся начальной школы нам удалось сформировать первоначальные навыки и умения исследовательской деятельности.

Систематическое занятие исследовательской деятельностью с 2011г. учениками моего класса, нашло положительный отклик в педагогическом коллективе нашей школы. Педагоги среднего и старшего звеньев применили накопленный детьми опыт исследовательской деятельностью в начальной школе.

Свои исследовательские работы учащиеся представляли на общешкольной конференции «Край родной – Туманово». Первые работы теоретического характера ребята представляли в виде докладов, альбомов. Затем при помощи учителя стали создавать презентации. Свои работы представляли с использованием мультимедийной установки, научились выделять главное в своём выступлении.

На методическом объединении начальных классов в 2009г., 2010г. мною был подготовлен доклад «Использование исследовательского метода обучения в учебном процессе начальной школы». Решение учителей было единодушно: использовать исследовательский метод обучения в учебном процессе.

На педсовете школы мы выступили с докладами: «Пути формирования учебно-познавательной компетентности учащихся» (протокол №3 от 25 октября 2010г.), «Основные качества современных педагогических технологий» (протокол №1 от 31 октября 2011г.), «Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения» (протокол №3 от 26 декабря 2011г.), где поделились опытом работы использования исследовательского метода обучения, познакомила педагогов с результативностью использования метода исследовательской работы на уроках по окружающему миру и во внеурочное время.

В апреле 2013г. в нашей школе прошёл районный семинар учителей начальных классов с привлечением преподавателей по теме: «Использование современных технологий как важнейший фактор повышения результативности образовательной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом», где был дан урок по математике в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление» с использованием исследовательского метода обучения. Урок высоко был оценён участниками семинара.

Литература.

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.

  2. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. НН. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013г.

  3. Бродовская З.В. Учим детей разгадывать тайны природы. - М.; Начальное образование,2005.-№2

  4. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2008. – 385с.

  5. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся. В соответствии с ФГОС. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014.

  6. Леонтович А.В., «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003, Издание МГДД(Ю)Т.

  7. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С.46-48

  8. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2

  9. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.

  10. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.

  11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004..

  12. Савенков А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников – СПб., 2004.

  13. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.

  14. Е.В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/- М.: Глобус, 2008г.

  15. ФГОС НОО

  16. Школа России. Сборник рабочих программ. Научный руководитель УМК «Школа России» А.А. Плешаков.– М.: Просвещение, 2011.

  17. Шумакова М.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. Работаем по новым стандартам. – М.: Просвещение, 2011.

  18. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты – Волгоград: Учитель, 2012г.


Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка«Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС»  заключается в организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.В данной работе описывается опыт реализацииразвития исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира. В основе реализации лежат идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного и деятельностно - ориентированного подходов.

Цель разработки осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование их на уроках окружающего мира;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;                                                                                                                                       - возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.                                                                                      

В данной разработке представлено обобщение педагогического опыта по данной теме, апробация  роли учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие исследовательской деятельности младших школьников.                                                                                                                     Задача работы – распространить и внедрить в педагогическую практику технологию  организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Методическая разработка  «Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в условиях реализации ФГОС» в начальной школе предполагает  включение младших школьников в исследовательскую деятельность, её поэтапную реализацию  с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку.

 

Данная работа показала, что обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, специальные занятия и защиту исследовательских работ.

Автор Лобанова Валентина Владимировна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2211
Номер материала 19315
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓