Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать материал

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н. А. Муратова, 

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №3», г.Чистополь

 

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности.  Эта деятельность является особым направлением внеклассной работы, но она тесно связана с основным учебным процессом и ориентирована на развитие творческой исследовательской активности детей, а также на углубление и закрепления имеющихся у них знаний, умений и навыков.       Процесс освоения методов исследовательской работы протекает неоднозначно. Перед учителем и учащимися  возникают целый ряд проблем:

-Замена исследовательской работы рефератом.

-Отсутствие законченности в работе, что обуславливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. 

-Неспособность учащегося грамотно  защищать результаты своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.

-Ещё одна проблема связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы.

 Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и   реферативного сочинения. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к начальному тексту. Специфика реферата  заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании выводов. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно — исследовательской работы, но ни в коем случае как её заменитель. 

Подготовка к проведению исследования предполагает наличие нескольких этапов.

1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в школе - это учебная дисциплина (литература, окружающий мир и т. д.)

2. Выбор и формулировка темы.

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаюсь выделить основные критерии:   тема должна представлять интерес для учащегося, должна увлекать его; выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней ученика, и педагога;     реализуема в имеющихся условиях;    оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;     доступной, проблема — соответствовать возрастным особенностям детей. Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема — это своего рода визитная карточка исследования.

3.     Изучение литературы, сбор материалов.

Начинать лучше с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

4.     Формулирование гипотезы

В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:- быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам.

5.     Формулирование цели и задач исследования.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Можно поставить целью: - выявить…; - установить…;  -обосновать…;   - уточнить…;  - разработать….

Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

6.Организация и методика исследования. Как составить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаю список доступных методов исследования: - подумать самостоятельно; - прочитать книги о том, что исследуешь; - познакомиться с кино- и телефильмами; - найти информацию в сети Интернет; - спросить у других людей; - понаблюдать; - провести эксперимент.

 Отмечу  основные особенности методов исследования.

Подумать самостоятельно. С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

- Что я знаю об этом?

- Какие суждения могу высказать по этому поводу?

- Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Далее описывается собственно экспериментальная часть работы. Вслед за проведением эксперимента, необходимо проанализировать, насколько они позволяют подтвердить  выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям.

Следующим этапом является обобщение материала. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все ваши мысли, идеи и информация должны быть доказаны.   Результаты исследования надо не просто докладывать — их надо защищать.  Надо помнить, что к 12 годам развитие ребенка в основном завершается.   И наша с вами задача — увидеть в детях те дарованные им природой способности и способствовать их благополучному развитию.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.   

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.  В школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.  Одним из способов познавательной потребности и интеллекта является проведение с младшими школьниками исследовательской работы. Эта работа является особым направлением внеклассной работы, но она тесно связана с основным учебным процессом и ориентирована на развитие творческой исследовательской активности детей, а также на углубление и закрепления имеющихся у них знаний, умений и навыков.       Процесс освоения методов исследовательской работы протекает неоднозначно. Перед учителем и учащимися  возникают целый ряд проблем:

-Замена исследовательской работы рефератом.

-Отсутствие законченности в работе, что обуславливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. 

-Неспособность учащегося грамотно  защищать результаты своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.

-Ещё одна проблема связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы.

 Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлены прежде всего непониманием природы как исследовательского, так и   реферативного сочинения. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к начальному тексту. Специфика реферата  заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании выводов. Реферат может рассматриваться как один из этапов научно — исследовательской работы, но ни в коем случае как её заменитель. 

Подготовка к проведению исследования предполагает наличие нескольких этапов.

1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования.

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в школе - это учебная дисциплина (литература, окружающий мир и т. д.)

2. Выбор и формулировка темы.

Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы.

Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаюсь выделить основные критерии:

- Желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося, должна увлекать его.

-   Выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней ученика, и педагога.

- Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. доступны оборудование и литература.

-Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

-Тема должна быть доступной, проблема — соответствовать возрастным особенностям детей.

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема — это своего рода визитная карточка исследования.

  1. Изучение литературы, сбор материалов.

    Начинать лучше с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.

  2. Формулирование гипотезы

    В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:- быть проверяемой; - содержать предположение; - быть логически непротиворечивой; - соответствовать фактам.

  3. Формулирование цели и задач исследования.

    Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Можно поставить целью: - выявить…; - установить…;  -обосновать…;   - уточнить…;  - разработать….

    Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели. Задачи лучше формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.

    6.Организация и методика исследования. Как составить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что — то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаю список доступных методов исследования: - подумать самостоятельно; - прочитать книги о том , что исследуешь; - познакомиться с кино- и телефильмами; - найти информацию в сети Интернет; - спросить у других людей; - понаблюдать; - провести эксперимент.

     Отмечу  основные особенности методов исследования.

    Подумать самостоятельно. С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

    - Что я знаю об этом?

    - Какие суждения могу высказать по этому поводу?

    - Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

    Далее описывается собственно экспериментальная часть работы. Вслед за проведением эксперимента, необходимо проанализировать, насколько они позволяют подтвердить  выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям.

    Следующим этапом является обобщение материала. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все ваши мысли, идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать — их надо защищать. Для этого потребуется:

     (дать определения основным  понятиям, классифицировать основные предметы, явления и события, сделать выводы, указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта, подготовить текст выступления, приготовить    схемы, диаграммы,  макеты, чертежи и т. п.).  Текст доклада  должен быть кратким по  схеме:

    1. почему избрана эта тема

    2. какой была цель исследования

    3. какие ставились задачи

    4. какие гипотезы проверялись

    5.какие использовались методы и средства исследования

    6.каким был план исследования

    7.какие результаты были получены

    8.какие выводы сделаны по итогам исследования

    9.что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении

       Надо помнить, что к 12 годам развитие ребенка в основном завершается.   И наша с вами задача — увидеть в детях те дарованные им природой способности и способствовать их благополучному развитию.

     

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 234 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2014 278
    • DOCX 19.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Муратова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15195
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1181 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 547 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Волонтерство: сущность, мотивация, и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе