Главная / Начальные классы / Организация инновационной деятельности на уроках в начальных классах

Организация инновационной деятельности на уроках в начальных классах

Организация инновационной деятельности на уроках в начальных классах

(Из опыта работы)


Важнейшей ценностью для человека

Является здоровье.

«Когда нет здоровья, молвит мудрость,

Не может расцвести искусство,

Не играют силы, бесполезно богатство

И бессилен ум»

(Геродот).

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентно способности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Инновационная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение в практику деятельности современных педагогических технологий, направленных на эффективное решение тех приоритетных задач, которые заявляет педагогический коллектив.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

  • выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;

  • правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз) с помощью конторок В.Ф. Базарного;

  • применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз по офтальмотренажёру В.Ф.Базарного; сочетание разных видов деятельности);

  • создать специальную образовательную программу, направленную на мотивацию ЗОЖ;

  • соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.


В настоящее время я работаю в школе с детьми ЗПР. И зная проблемы детей, которые обучаются в моём классе, делаю всё возможное, чтобы помочь этим детям адаптироваться в этом сложном мире, в нашем социуме.

В моём классе, помимо психических заболеваний детей, есть дети и с соматическими нарушениями (в частности с различными нарушениями зрения). В наше время нарушениями зрения страдает примерно половина человечества. С началом обучения в школе у детей возрастает нагрузка на зрение. Это связано с необходимостью длительного сидения за партой в наклонной позе, работой на близком расстоянии с мелкими объектами при чтении и письме. Поэтому учитель должен строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, использовать информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности, и применять различные здоровьесберегающие методы по предупреждению утомляемости глаз учащихся на уроках.

Основная цель моей работы так как я работаю в коррекционной школе – коррекция мышления, речи, внимания, памяти, мелкой моторики, создание условий для повышения мотивации учащихся к учебе через реализацию здоровьесберегающих технологий, путем создания комфортной обстановки обучения, использования индивидуальных особенностей каждого учащегося, предупреждения чрезмерного умственного напряжения, формирования культуры здоровья в урочной и внеурочной деятельности.

В своей работе придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:

  • «Не навреди!»;

  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося;

  • Непрерывность и преемственность;

  • Учет возрастных особенностей;

  • Комплексный подход;

  • Успех порождает успех;

  • Активность.

Я думаю, что школа – не медицинское учреждение, и подменять собой функции врачей не может и не имеет права. Однако необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Поэтому в нашей школе мы работаем в тесном тандеме и это нам очень помогает в работе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников и использовать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.

Мне в моей работе помогают различные здоровьесберегающие технологии, и одна из них технология профессора В. Ф. Базарного. Я не могу применить полностью всю технологию в своей работе, так как это зависит от многих факторов, поэтому я использую элементы технологии. Некоторые педагоги говорят, что нельзя так делать, а я могу утверждать, что это совсем не вредит моим детям, а наоборот, я добилась некоторых результатов. О чем и пойдёт речь в данной статье.

Мне хотелось бы поделиться некоторым опытом работы по данной технологии. В.Ф.Базарный со своей группой единомышленников разработал несколько режимов работы по офтальмотренажёру, но каждый учитель выбирает сам по какому режиму работать с детьми своего класса. С учетом особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длится не менее 40 минут).

Схема зрительно-двигательных траекторий в методике офтальмо тренажей:

Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжительности пребывания детей в помещении, а так же от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко-координированных зрительных операций (чтение, рисование, письмо) рекомендуем выполнять упражнения через каждые 15-20 минут.

Режим № 1.

Режим непроизвольного зрительно-моторного "скольжения" по траекториям схемы универсальных символов "СУС".

Учитывая, что схема "СУС" выполнена яркими цветными линиями, которые привлекают "на себя" наибольшее внимание из объектов учебной комнаты, становятся за счет этого зрительно - ориентирующими доминантами в непроизвольной зрительно-моторной поисковой экспрессии.

В этих условиях орган зрения, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх вступает в моторное взаимодействие с гармонической пластикой линий, непроизвольно как бы "скользит" по ориентирующим траекториям настраивая свою моторику на гармоничный строй.

При этом широкий размах, пластика и четкий ритм схемы как бы переводит зрительную моторику из "зажатого", реактивно-напряженного высокочастотного ритма в успокаивающую пластику низких частот.

Как показал опыт, ребенок периодически непроизвольно включается в такой само тренаж.

Режим № 2.

Дети периодически становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и туловищем.

Кратность: примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по "овалам", по "восьмерке" и по "кресту").

Режим № 3

Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся "обходить" схемы-траектории, а затем "оббегать". Такие упражнения рекомендуем выполнять примерно через каждые 1—1,5 часа.


Я в своей работе использую режим №2 и №4.

Режим № 4

Занятие проводится на специально сделанном плакате. Плакат размещается на стене, против лица. Занятие заключается в поочередном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Специально проведенным исследованием установлено, что систематические занятия по схеме "СУС" способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Такие занятия способствуют улучшению межличностных отношений в коллективе, росту доброжелательности во взаимоотношениях, а также продолжительности и качеству сна.

Замечено так же, что систематические занятия со схемой "СУС" улучшают общее чувство гармонии и ритма, в т.ч. в музыкальном и художественном творчестве.

Выполнить каждое упражнение 10-15 раз по порядку номеров.



При этом цвета должны соответствовать следующим требованиям:

"восьмерка" — изображается ярко-голубым цветом;

"крест" — коричнево-золотистым:

наружный овал — красным;

внутренний овал — зеленым.

hello_html_6afccfea.png


Следовательно, периодическое внесение в процесс урока сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, а так же активизация общего, в том числе зрительно - координатного чувства с помощью интенсивных движений способствовали не только предупреждению утомляемости школьников, но и поддержанию естественного хода развития структурных и функциональных характеристик зрительной системы.

Ещё одним из направлений используемых на уроках могу отметить приёмы самомассажа и точечный массаж. Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

«Лицо» Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите ее от центра лба к вискам - 3 раза, от носа по скулам - 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.

«Голова» Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.

«Руки» Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и более легко вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.

«Ноги» Сложите руки в кулаки и постукивайте по верхней и внешней поверхности бедра. Ударять кулаком по бедру надо слегка. Массировать в течение 20-30 секунд.

«Точечный массаж» - простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определенные точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определенные точки на лице (№1, №2, №3), при головных болях рекомендуется массировать височную область.

2) Схема самомассажа.

hello_html_21dc2c12.png



Для повышения активности детей в процессе урока, в том числе чувства зрительной локализации в пространстве, на уроках использую "Конторки доктора Базарного". Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Стоя - за конторкой, и сидя - за партой. Через 15-20 минут происходит смена мест. Данная методика не затрагивает принципиальных положений содержания педагогического обучения.

"Конторка доктора Базарного" - специализированное учебное место. Занятия в таком режиме улучшают психическое и физическое развитие за счет снижения напряженности и утомляемости учащихся.

Продолжительность упражнений составляют от 1,5—2 минуты, до 15 -20 минут.

Все это позволяет поддерживать у детей интерес к данным упражнениям, который, как показала практика, постепенно переходит во внутреннюю потребность. Опыт показал, что упражнения, с точки зрения профилактики утомляемости, наиболее целесообразно выполнить в середине каждого урока.


Оздоровительно-гигиенические физкультминутки можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, поработать ногами.

Нравятся моим детям и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра в «весёлых человечков». Я использую набор карточек. На карточках схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.) Размер человечка должен быть не более 2 сантиметров.

3)

hello_html_495068e0.png

По данным исследований В.Ф. Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно двигательный стереотип. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно пространственную активность в режиме школьного урока, что я и делаю.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

«Вверх-вниз, влево-вправо»

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.


«Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.




«Квадрат»

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4)

hello_html_m4d74f922.png

«Покорчим рожи»

Я предлагаю изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд — влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

«Рисование носом»

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

«Расширение поля зрения»

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

«Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшением.

Кроме того, полезно использовать на уроке «упражнения для тренировки мышц глаз». По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается. Чаще всего на уроках провожу следующие упражнения.

  1. Сидя за столом, расслабиться и медленно переводить зрачки слева направо. Затем справа налево. Повторить по три раза в каждую сторону.

  2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить три раза.

  3. Представить вращающийся перед вами обруч и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.

  4. Закрыть ладонями глаза так, чтобы они неплотно лежали на глазницах, но не пропускали свет. И повторить все названные упражнения в той последовательности, как они описаны.

Упражнения для укрепления определенной группы мышц. Они выполняются строго под счет с равномерным чередованием вдоха и выдоха.



Вот подходящие рифмованные строки:


Вдох и выдох!

Раз – присели!

Два – привстали,

Чтоб задержки никакой!

Три – нагнулись

И достали до носка одной рукой.

Здоровье в порядке –

Спасибо зарядке!

Улыбкотерапия.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок учится и улыбается, то за счет этого он становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии - вот три основных правила, на которых строится образовательный процесс.

Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Так, например, при проведении медицинского осмотра среди третьеклассников были выявлены проблемы с глазами у трёх учеников, и было предписано ношение очков (дальнозоркость и близорукость). Что составило около 27%, а спустя 1 год после проведения очередного медицинского осмотра среди учащихся моего класса этот показатель снизился на 9%, и стал 18 % (диаграмма 1), что указывает на важность продолжения профилактических мероприятий, направленных на укрепление зрительной системы. Поддержание на достаточно высоком уровне функционального состояния зрительной системы школьников благоприятно отразилось и на характеристике развития глаз (ребёнок снял очки)


5hello_html_77ee142c.gif)

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Использование в учебном процессе здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников: в подготовительном классе – в течение учебного года переболело простудными заболеваниями около 60%, а к середине 4 класса процент заболевших снизился до 10%.

Практика моей работы по здоровьесбережению показала, что внедрение в урок форм, методов и приемов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

Результаты каждой медицинской проверки фиксируются и сравниваются с показаниями в начале года. На родительском собрании или в индивидуальных беседах они доводятся до сведения родителей.

Я полностью согласна с высказыванием великого гуманиста и педагога

Ж.-Ж. Руссо, который сказал: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Я описала только часть учебно-коррекционной работы, которую провожу на уроках с детьми, имеющих диагнозы ЗПР и зрительные нарушения. Надеюсь, данный опыт будет полезен учителям как коррекционных, так и общеобразовательных школ.



Использованная литература:

  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.

  • Крипкова А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. — М., Просвещение, 1996 г.

  • Бондаренко С.В. «Тренируем зрение» // «Физкультура в школе», 1993. – № 2. Из опыта работы по технологии Базарного В.Ф. // «Начальная школа», 1990. – № 6; 1996. – № 11.

  • Соловьева Н.И Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы ее реализации.

  • http://nsportal.ru/

10


Организация инновационной деятельности на уроках в начальных классах
  • Начальные классы
Описание:

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентно способности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников

Автор Ибрагимова Галина Георгиевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 422
Номер материала 41474
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓