Главная / Математика / Организация групповой работы учащихся в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Организация групповой работы учащихся в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Организация групповой работы учащихся в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития общества государство направляет школе запрос – подготовить не просто человека, который освоил Стандарт образования, а подготовить конкурентоспособную личность. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Его успешность на рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии, которые меняются примерно раз в пять лет.

В этой ситуации должны измениться и цели образования. Оно становится личностно-ориентированным.

Ведущей становится познавательная деятельность, а не преподавание.

Другими словами, одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

Современным требованиям образования соответствует коммуникативно - деятельностный подход в обучении, в котором инициативны все стороны учебного процесса. Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций.

Группа – общность людей, объединенных общей деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью.

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Примерные правила работы в группе

  2. Способы формирования групп

  3. Этапы групповой деятельности

  4. Ролевое распределение в группе

  5. Способы организации группового взаимодействия

  6. Рефлексия

Примерные правила работы в группе представлены на слайде:

  • Уважайте ценности и взгляды каждого участника группы, даже если Вы не согласны с ними.

  • Сконцентрируйте внимание на идеях, а не на людях, которые их высказывают.

  • Предоставляйте возможность высказаться каждому участнику группы, если он захочет.

  • Защищая свою точку зрения, будьте открытыми для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников.

  • Помогайте создать открытую, конструктивную атмосферу в группе.

  • Старайтесь, чтобы Ваши замечания были краткими и по существу.

  • Воздерживайтесь от предсказания ужасных последствий, употребления оценочных суждений и выражения пренебрежения.

На самом деле, каждая группа может придумать свой свод правил. Рекомендуемое количество правил 3-5, четко и ясно сформулированных. Желательно, чтобы эти правила были размещены на стендах в кабинетах, чтобы учащиеся, работая в группах, видели эти правила и следовали им (можно распечатать каждой группе). Например, такие правила:

  • Мы говорим вполголоса.

  • Мы говорим по очереди.

  • Мы обращаемся друг к другу по именам.

  • Мы смотрим на того, к кому обращаемся.

  • Мы улыбаемся друг другу.

  • Мы благодарим тех, кто помог.

Или:

  • Мы работаем спокойно.

  • Мы остаёмся в группе во время работы.

  • Мы обсуждаем, а не критикуем.

  • Мы помогаем друг другу.

  • Мы уважаем мнение других.

  • Мы в ответе за успех каждого.

Или:

Позитивно Разумно Обдуманно Сообща Творчески Отлично Делай!

Как Вы думаете, каким образом можно объединять учащихся в группы? (ответы учителей). Действительно, объединять учащихся в группы можно по различным основаниям. Например:

  • Группа по желанию

  • Случайная группа

  • Группа сформированная лидером

  • По знакам Зодиака

  • По решению учителя

  • По темпераменту

  • По уровню подготовки и т.д.

Организация групп по уровню подготовки учащихся предполагает следующее:

Н – не достигшие минимального уровня

М – достигшие минимального уровня

О – достигшие общего уровня

П – вышедшие на продвинутый творческий уровень.

Формируем группы однородные типа М, О, П (группы Н нет, так как такие ученики нуждаются в помощи) и неоднородные. Все группы, в которые входят ученики типа Н, условно относятся к группам выравнивания, главная цель которых – выведение учеников Н на уровень М. Работа в таких группах полезна и ученикам высоких уровней, так как объясняя материал другим, они сами усваивают его лучше. Все остальные неоднородные группы относятся к группам развития. МО – нормальные, МП – ускоренные.

Группы можно формировать различными способами, но общее правило таково: Малые группы необходимо формировать так, чтобы они не повторяли уже сложившиеся в классе группировки и были по-настоящему рабочими.

Этапы организации группового взаимодействия перед Вами (на слайде):

1. Подготовительный этап

  • определение размера кооперативных групп и распределение учащихся по группам;

  • разработка заданий для организации группового взаимодействия;

  • подготовка учебного материала, продумывание и распределение ролей;

  • подготовка классного помещения, планирование наблюдения и контроля за учебной деятельностью школьников;

2.Организационный этап

    • включает в себя объяснение учебных целей и постановку учебного задания;

    • определение критериев успешной деятельности.

На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение учебной задачи или творческого задания, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления

3. Деятельностный этап /со стороны учителя/ .

  • руководство групповой и индивидуальной деятельностью учащихся;

  • обучение умениям и навыкам;

  • наблюдение и контроль за учебной деятельностью учащихся.

Деятельностный этап /со стороны учебных групп/.

  • выработка группового решения или выполнения творческого задании данный этап включает: усвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом).

4. Итоговый этап.

  • Презентация результатов групповой работы, когда ученики могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.

5. Рефлексивный этап.

  • На этом этапе школьники выражают свое отношение к занятию и оценивают вклад каждого в общее дело. Эффективность этого этапа зависит от готовности учащихся к самоанализу.

Я эти этапы поясню на конкретном примере урока, который я посетила в гимназии №85. Урок биологии, обобщение и закрепление по пройденной теме. Работа организовывалась следующим образом:

- подготовительный этап - учитель заранее объявил о необходимости формирования групп, указал количество человек в группе и назначил лидеров групп. Были подготовлены задания для каждой «станции», листки группы, учебный материал, необходимый для выполнения задания.

- организационный этап – учитель в начале урока объявил учебные цели занятия, поставил учебное задание, определили критерии успешной деятельности, напомнил правила работы в группе.

- деятельностный этап – учитель наблюдает и контролирует учебную деятельность в группах; учащиеся – заняты поиском решения поставленной учебной задачи.

- итоговый этап – учащиеся оформляют полученные результаты в листках группы

- рефлексия – лидер совместно с группой оценил работу каждого учащегося в ходе выполнения задания, выставил соответствующие значки в листок группы.

Любая группа в решении любой своей задачи проходит 4 этапа:

  1. Знакомства

  2. Внутригруппового конфликта или распределения ролей

  3. Устойчивой работоспособности

  4. Завершения работы

Ролевое распределение в группе:

  • Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы;

  • Секретарь – оформляет решение группы.

  • Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.

  • Спикер – представляет результаты работы группы.

  • Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.

  • Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник группы одновременно выступает в роли “ генератора идей”, “понимающего”, “критика”.

Роли, за которые идет борьба:

  1. Лидер – отвечает за интересы группы, поддерживает учителя

  2. Антилидер – чтобы его заметили, должен идти наперекор (не учителю, а лидеру) (когда несколько равных по силе)

  3. Эксперт – много вопросов, много говорит

  4. Тихоня

Количественный состав группы для урока:

  • Минимум – 2 человека

  • Оптимум – 4 человека

  • Максимум – 6 человек

В ходе групповой работы всегда решаются два вида задач:

- Освоение собственно предметного материала урока;

- Формирование и отработка навыков работы в группе

Учителю необходимо научить детей:

  • правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника и т. д.

  • выработать и зафиксировать совместно с детьми правила работы в группе

  • научить детей различным способам выхода из конфликтных ситуаций

Способов организации группового взаимодействия существует достаточно много: попробуйте назвать некоторые из них? Вот некоторые из них:

1. Мозговой штурм

2. Конвейерный тип взаимодействия

3. Кооперативный тип взаимодействия

4. «1-2-все» = «Снежный ком»

5. Работа групп по принципу «вертушки»

6. Работа групп по принципу «эстафеты»

7. Речевое взаимодействие

8. Прием «Зигзаг»

9. др.

Мозговой штурм

Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель – поиск путей решения какой-либо проблемы.

Задачи: Включение в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизация творческого потенциала участников.

Правила проведения:

Называя идеи, нельзя повторяться

Чем больше список идей, тем лучше.

Разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы.

Идеи не оцениваются и не критикуются.

Участвуют все.

Все высказываются и все слушают.

Ограничение времени.

Роль ведущего: определяет направление и тему мозгового штурма, фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии.

Групповая дискуссия

Специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

Цель: расширение групповых задач или воздействие на мнения и установки участников в процессе общения.

Задачи: обучение участников анализу реальных ситуаций, формирование навыков формулирования проблемы, развитие умения взаимодействовать с другими участниками, демонстрация многозначности решения различных проблем.

Роль ведущего: обозначение проблемы, побуждение к дискуссии всех участников, сбор различных мнений и аргументов, выделение общих точек зрения и важных пунктов, подведение итога групповой дискуссии, сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария.

Ролевая игра

Цель: выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.

Задачи: предоставить участникам возможность применять новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным; показать, как поведение участников влияет на окружающих; дать возможность испытать новые чувства, мысли, идеи; побудить к работе, обеспечив обратную связь со стороны членов группы.

Этапы ролевой игры:

Постановка задачи – определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.

Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.

Разыгрывание ситуации.

Моделирование желательного поведения.

Отработка оптимального поведения.

Получение обратной связи.

Для того, чтобы организовать работу в группах максимально эффективно, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Сообщите задание всей аудитории до разделения на группы;

  • Обсудите с учениками, понятно ли им задание;

  • Выработайте (или напомните) правила работы в группах;

  • Сообщите, какое время вы даете для выполнения каждого этапа задания. Разделите учеников на малые группы, раздайте необходимые материалы, информацию и попросите приступить к выполнению задания.

  • Двигайтесь от группы к группе и помогайте учащимся соблюдать правила работы группы.

  • После завершения работы организуйте выступление представителей групп о результатах работы

Ознакомьтесь с вариантами распределения учебного пространства при организации групповой работы ( см. картинки на слайде).





Организация групповой работы учащихся в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО
  • Математика
Описание:

На современном этапе развития общества государство направляет школе запрос – подготовить не просто человека, который освоил Стандарт образования, а подготовить конкурентоспособную личность. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Его успешность на рынке труда во многом зависит от способности приобретать и развивать умения и навыки, осваивать новые технологии, которые меняются примерно раз в пять лет.

В этой ситуации должны измениться и цели образования. Оно становится личностно-ориентированным.

Ведущей становится познавательная деятельность, а не преподавание.

Другими словами, одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

 

Современным требованиям образования соответствует коммуникативно - деятельностный подход в обучении, в котором инициативны все стороны учебного процесса. Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций.

Автор Сысоева Анастасия Сергеевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 884
Номер материала 40114
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓