Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОрганизация домашней работы учащихся.

Организация домашней работы учащихся.

Скачать материал

 Организация домашней работы учащихся.

Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

        На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.

                                                 

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

  • Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.
  • Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

  • Время сообщения домашнего задания  не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
  • Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.
  • Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
  • В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
  • Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

  • фронтальный контроль;
  • выборочный контроль;
  • взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  • самоконтроль учащихся.

Задания учащимся для проверки домашней работы:

  • выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);
  • сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;
  • дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;
  • нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;
  • выделить вопросы и  проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);
  • продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);
  • выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;
  • взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;
  • повторное выполнение заданий без изменения условий;
  • повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);
  • составить  вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

   

Перегрузку учащихся могут вызвать:

  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

        Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в   1-м классе (со вто рого полугодия) - до 1 часа;

во 2-м - до 1,5 часов;

в   3-4-х - до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

№ п\п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров,

 но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

2.

Русский  язык

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для

 домашней работы

 может включать не более

одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

3.

Литературное чтение

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

4.

Окружающий  мир

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

        

        Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык).   Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, ноне должен превышать 50% объема  аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

   Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

     

   

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация домашней работы учащихся."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Страховой брокер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Организация домашней работы учащихся.

Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

        На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.

                                                 

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

  • Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.
  • Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

  • Время сообщения домашнего задания  не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
  • Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.
  • Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
  • В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
  • Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

  • фронтальный контроль;
  • выборочный контроль;
  • взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  • самоконтроль учащихся.

Задания учащимся для проверки домашней работы:

  • выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);
  • сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;
  • дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;
  • нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;
  • выделить вопросы и  проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);
  • продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);
  • выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;
  • взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;
  • повторное выполнение заданий без изменения условий;
  • повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);
  • составить  вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

   

Перегрузку учащихся могут вызвать:

  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

        Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в   1-м классе (со вто рого полугодия) - до 1 часа;

во 2-м - до 1,5 часов;

в   3-4-х - до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

№ п\п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров,

 но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

2.

Русский  язык

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для

 домашней работы

 может включать не более

одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

3.

Литературное чтение

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

4.

Окружающий  мир

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

        

        Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык).   Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, ноне должен превышать 50% объема  аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

   Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

     

   

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1926
    • DOCX 23.7 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ким Елена Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ким Елена Юрьевна
    Ким Елена Юрьевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12071
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 95 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 101 человек из 36 регионов

Мини-курс

Основы изучения творческих дисциплин: введение в пропедевтику дизайна и изобразительного искусства

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе