Организация
дистанционного обучения химии.
Татьянина
Оксана Рафиковна,
учитель
химии МОУ Лицей №15 города Саратова
Современные
условия информационного общества, развитие телекоммуникаций, происходящие в
России, требуют иных подходов, методов и технологий, и особенно в такой важной
сфере, как образование. В течение последних трех десятилетий использование
современных технических средств стало глобальным явлением образовательной и
информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах
мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные
образовательные технологии получили интенсивное развитие, но уже уверенно стали
завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными
формами обучения. Среди них все чаще мы начинаем говорить о дистанционном
обучении, одном из самых свободных и простых методов обучения. Развитие
дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных
образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю
жизнь», «Образование без границ».
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения,
основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных
технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без
непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология
дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за
усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя
технологии on-line и off-line.
Необходимость в таком методе обучения
химии обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
· потребность
в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
· работа
с детьми – инвалидами или часто болеющими;
· при
заочной (экстернатной) форме обучения;
· выполнение
проектов и исследовательских работ;
· работа
с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
· увлекательные
задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Технологии дистанционного обучения
позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
· создания
образовательного пространства;
· формирования
у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
· развития
критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные
точки зрения.
Дистанционное обучение базируется на
использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства
связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между
преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий
позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления
материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе
проведения обучения в дистанционном режиме используются:
· электронная
почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между
преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы
преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);
· телеконференции
(они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы;
проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии,
следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать
поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая,
таким образом, участие в дискуссии);
· пересылка
данных (услуги FTR-серверов);
· гипертекстовые
среды ( WWW – серверы, где преподаватель может разместить учебные материалы,
которые будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет
структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного
материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW - документах можно
размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео
информацию);
· ресурсы
мировой сети Интернет (ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде
гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный
и справочный материал);
· видеоконференции.
Однако
перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции
или проводить занятия со слушателями «в живом эфире», имея при этом
возможность общения со слушателями. Такая практика весьма популярна в Европе и
США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по
телекоммуникационным каналам связи).
Одним из перспективных направлений
развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных
технологий и передовых педагогических технологий. Сегодня мы не можем
рассматривать обучение только как процесс передачи знаний от учителя ученику,
как процедуру выработки необходимых знаний и умений, хотя, разумеется,
упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Дистанционное
образование легко встраивается в наиболее простой по уровню применяемых
педагогических подходов образовательный курс.
В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При
этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую
информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда
контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и
контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы
компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы
дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах
обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
Современные средства телекоммуникаций в
дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся
предоставляется возможность оперативной связи,
а преподавателю – корректировать и контролировать его работу. Ученик может
выбрать свой темп изучения материала (может работать по индивидуальной
программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно в средних
образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения: специализированные
школы, гимназии, лицеи и др.).
В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном
обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения.
Преподаватель в зависимости от ситуации может оперативно реагировать на запросы
ученика, применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему
дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов. Время,
отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень
удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету.
Но дистанционное обучение требует таких качеств как ответственность, умение
планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что
требуется от взрослого человека. Поэтому родители обязательно должны
участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует
технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую
заинтересованность в деятельности ребенка, говорить с ним о его занятиях,
побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями,
радоваться его успехам. Используя дистанционное обучение в школе, можно
добиться неплохих результатов.
Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе
(на уроках, в методической работе), но и во внеурочной работе:
· использовать
дистанционное профильное обучение;
· создавать
творческие работы, портфолио, разработать интернет-страницу;
· участвовать
в дистанционных конкурсах и проектах;
· создавать
ученическую страницу в школьном журнале (для учеников и педагогов);
· учиться
на дистанционных курсах;
· использовать
для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ).
Несомненно, дистанционное образование
имеет свои преимущества. Оно помогает:
· учиться
людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные
особенности;
· решать
психологические проблемы учащихся;
· снимать
временные и пространственные ограничения и проблемы;
· правильно
оценить и рассчитать свои силы, организовать свою деятельность;
· расширять
коммуникативную сферу учеников и педагогов;
· проявлять
свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать,
придумывать, творить.
Одним из перспективных направлений можно
считать развитие дистанционного обучения силами школьных учителей. Однако
необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный
отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания
образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую
структурную организацию учебного материала. В качестве обучающих курсов были
разработаны методики дистанционного обучения химии. Теоретический блок включает
в себя не только цельное и компактное изложение темы, но и список используемой
литературы, советы, примеры решения задач. Данный материал находится на
страницах сайта постоянно в течение всего учебного периода. При этом
предполагается два способа работы учащегося: активное и ознакомительное.
Ознакомительное обучение предполагает, что любой желающий может зайти на сайт
скопировать и распечатать предлагаемый материал и использовать его для
дальнейшего изучения. Активное обучение строится на основе организации связи "Учитель
- Ученик", выполнение предлагаемых заданий и отправке их по электронной
почте для проверки. Участие в тестировании добровольное, нужно лишь
зарегистрироваться, указав свою фамилию, класс. Необходимо отметить, что
вопросы в тестах распределяются по уровням сложности и усложняются от теста к
тесту. Тем не менее, предусмотрено некоторое дублирование некоторых вопросов с
целью закрепления знаний и навыков в решении задач. Тесты рассчитаны на 45-60
минут работы, что немаловажно в условиях перегрузки учащегося. Свои работы
учащийся посылает по электронной почте с указанием номера теста и вариантов
ответов. После соответствующей их обработки учителем результаты тестирования
будут отмечены в электронном журнале. Темп прохождения тестов зависит от
желания самого учащегося, также предусмотрена возможность
"подключения" учащегося к обучению в любой период времени. В любом
случае учащийся получит обработанный результат своей деятельности и сумму
накопленных баллов по мере прохождения тем данного учебного курса.
Дистанционное обучение перестало быть для нас диковинкой. Мировая практика констатирует
педагогическую и экономическую целесообразность интеграции дистанционных и
очных форм обучения для старшей ступени средней школы и для старших классов.
Это прогноз развития школы будущего. При такой модели обучения учащиеся могут
ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности
изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время
Список
использованных источников:
Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного
обучения
Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е.
Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М.,
"Академия", 2006
Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в
виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.