Главная / Школьному психологу / Организация деятельности волонтерского объединения

Организация деятельности волонтерского объединения


Департамент образования Администрации г. Саров

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»














«Формирование коммуникативной компетентности школьников посредством организованной работы волонтёрского объединения»


«Волонтерская работа»












Автор: педагог-психолог

г. Саров

МБОУ СОШ № 11

Шнягина Т.Н.










Нижегородская область

г. Саров

2014 год

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования, выступает средством реализации Основной образовательной программы общего образования и вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности», позволяет развивать потенциальные возможности и интересы учеников. Большое внимание в новом Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УДД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Ключевым понятием коммуникативных УУД является коммуникативная компетентность. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, это внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в ситуациях межличностного общения.

Именно использование в практике работы нестандартных форм вовлечения школьников в социальную активность способствует формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы. В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, разговаривающие на языке юной аудитории, вызывающие доверие и интерес к себе.

В школе с 2009 года действует волонтёрское объединение «Инициатива». Руководителем объединения является педагог-психолог. В школьном объединении состоят школьники 7-11 классов.

Волонтёрство - это доступный, массовый способ профилактики асоциального поведения в обществе, вредных привычек и активная пропаганда неконфликтного взаимодействия с различными группами людей, способствует активизации жизненной позиции каждого. В процессе деятельности волонтеры взаимодействуют с внешним миром:

  • во-первых, получая воздействие извне, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение; обучающие тренинги, семинары-практикумы);

  • во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликтные ситуации, включаться в проектную деятельность, несут ответственность (подготовка к мероприятиям, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проектах, проведение социологических опросов, анкетирования);

  • в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя тематические месячники, дни профилактики с тематическими информационными выходами, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, статьи в газеты, размещение информации на школьный сайт.

Наше волонтерское объединение называется «Инициатива».

Мы «расшифровали» название так: МЫ

Инициативные

Неугомонные

Изобретательные

Целеустремлённые

Изумительные

Активные

Творческие

Идеальные

Внимательные

А а вы???

Правила деятельности волонтерского объединения

  • Волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих!

  • Будь инициатором и генератором идей!

  • Уважай мнение всех!

  • Не умеешь – научись!

  • Будь настойчив в достижении целей!

  • Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

Информационный модуль

  1. Беседы и встречи со специалистами.

  2. Групповые занятия для волонтеров.

  3. Изготовление плакатов, листовок, буклетов, видео, роликов.

  4. Оформление информационного стенда, размещение информации на школьном сайте.

  5. Акции волонтеров.

  6. Тематические месячники и декады.

Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия с волонтерами.

  2. Мини-тренинги для учащихся.

  3. Интерактивные игры.

Альтернативный модуль

  1. КВНы. Игры, конкурсы.

  2. Спортивные мероприятия.

3. Фотоконкурсы.

Этапы реализации программы деятельности:

1 этап - подготовительный: подбор методического материала на основе учета тематики деятельности объединения; установление внешних связей с социальными партнерами, учреждениями культуры; размещение информации об объединении на школьном сайте.

2 этап - организационный: сбор отряда; знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда; изучение установок и гражданской позиции; планирование деятельности.

3 этап - основной: организация деятельности органов детского самоуправления; проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых социально направленных мероприятий. Предполагает активное участие волонтеров и помощь при организации мероприятий тематических месячников «Здоровье и безопасность» (день здоровья, день бега, спортивные мероприятия), «Я- Гражданин России», «Каникулы без скуки», реализации социальных проектов «Мы выбираем жизнь!», «Интеллектуалы»,«Дорогой добра» (для детей с ОВЗ), акций «Безопасность и дороги», «Застава».

4 этап - заключительный: анализ деятельности объединения, определение результативности и эффективности работы, определение задач на перспективу.

Практические формы, наиболее часто используемые волонтёрами при взаимодействии со сверстниками: форум-театр, метод Джеффа, театр одного актёра, театр пантомим (для представления ситуаций), метод нарезок, сочинение синквейнов (для создания коллажей, листовок, буклетов).

Волонтерское объединение участвует в организации социально направленных проектов. Тематика различных проектов предполагает сочетание основных направлений воспитательной компоненты.

Основные тематические проектные линии (подпроекты):

«Мы выбираем жизнь»

Основное направление проектной деятельности:

формирование установок на здоровый образ жизни, положительное отношение к спорту, воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями в здоровье.

В 2013-2014 году реализован ПРОЕКТ «Салют, Олимпиада!».

Основное направление проектной деятельности:

общеинтеллектуальное развитие школьников, формирование установок на ЗОЖ, положительное отношение к спорту.

Хронология событий:

  • Старт дан. С сентября по ноябрь школа принимала активное участие во Всероссийской акции «Спортивный лонг - моб «Сочи 20-14».

  • В январе Эстафету с успехом поддержали мальчики начальной школы, достойно выступив на городском этапе областного конкурса «Мальчишник». Воспитанники объединения «Театр» заняли первое место в конкурсе агитбригад «Мы выбираем спорт!», Синицын Кирилл завоевал 2 место в конкурсе исполнителей спортивных песен.

  • До Олимпиады оставались считанные дни. В фойе первого этажа был оформлен сменный календарь олимпиады.

  • Учащиеся начальной школы побывали на замечательном празднике «Салют, Олимпиада!» в городской библиотеке им. А.С.Пушкина.

  • Оживленно ребята нашей школы приняли старт «Лыжня - 2014». Все участники получили заряд бодрости, здоровья, хорошего настроения! Ученица 10 класса нашей школы Зеленкова Инна заняла 1 место в лыжном мемориале им. Б. Г. Музрукова.

  • В день открытия XXII Олимпийских игр для учеников среднего и старшего звена были проведены Олимпийские уроки «Виртуальная экскурсия» в «Сочи - 2014»

  • Интересно проходили Олимпийские перемены, организованные волонтерами школьного отряда «Инициатива». Яркие моменты Сочинской Олимпиады демонстрировались в фойе первого этажа.

  • Все желающие могли принять участие в интерактивной игре «Олимпийский марафон», размещенной на сайте школы.

  • «История белых Олимпиад», «Олимпийские игры в вопросах и ответах» ярко освещены в выпусках тематических газет.

  • Задорно и весело прошли «Веселые старты» среди мальчишек начальной школы.

  • Учащиеся с интересом следили за ходом Олимпийских игр, заполняя экраны спортивных достижений команды России на Олимпиаде 2014 в Сочи.

  • Завтрак с чемпионом состоялся в день закрытия Олимпиады: столовая школы (были оформлены стаканы с чаем мини-плакатами с фотографиями олимпийских чемпионов и их достижениями, этот «сюрприз» ребята взяли на память, олимпийские талисманы приветствовали ребят)

  • Заключительный праздник «Салют, Олимпиада!»

В честь закрытия Олимпиады в Сочи-2014, завершения проекта подготовлен итоговый праздник «Салют, Олимпиада!» для учащихся 1-11 классов. В фойе школы ребят приветствовали Зайка, Мишка и Леопард - талисманы Олимпиады.

hello_html_m4ec44c3d.jpghello_html_216dd510.jpg

Рис. № 1,2. Завтрак с чемпионом.

Праздник начался с самого утра: обычный завтрак превратился в «Завтрак с чемпионом».

Почетным гостем праздника стал заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России Мочкаева Марина Юрьевна, которая была 172 участницей эстафеты олимпийского огня. Подведены итоги, представлены основные этапы школьного проекта «Салют, Олимпиада!» Самые яркие моменты Олимпиады были представлены в видеосюжетах. Учеников школы приветствовал талисман олимпиады Леопард, который предложил принять участие в спортивной викторине. Этот день всем подарил яркие впечатления и много эмоций!

hello_html_m323558da.jpghello_html_m3bc94598.jpg

Рис. № 3,4. Леопард –талисман олимпиады в гостях у школьников. hello_html_57032c1f.jpg hello_html_2bfae93d.jpg

Рис. № 5,6. Выступление агитбригады «Мы выбираем спорт!»

В марте 2014 года волонтерское объединение выступило с инициативой организовать «доброе дело» для ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рамках реализации социального проекта «Мы выбираем жизнь» подготовлено праздничное мероприятие «Здоровье-это супер! Здоровье-это класс! Здоровье берегите сегодня и сейчас!» для ребят ГБУ «ЦСПСД города Сарова» «Теплый дом». Совсем недавно подведены итоги Олимпиады «Сочи-2014», только завершились паралимпийские игры. Наши спортсмены показали замечательные результаты. А спорт - это здоровая и счастливая жизнь.

Вниманию ребят были предложены станции «Если хочешь быть здоров» и «Читаем с чемпионом». А дальше всех ребят ждал праздник: с лучшими видеосюжетами Олимпиады Сочи-2014 и паралимпийских игр, спортивная викторина, выступление Агитбригады «Мы выбираем спорт», выступление призера городского конкурса «Мальчишник» Синицына Кирилла (исполнитель попурри), флеш-моб «Ритмическая гимнастика».

Мероприятие прошло интересно. А самое главное еще раз помогает задуматься о правильном жизненном выборе: спорт и здоровье - едины!

hello_html_1ca3be8e.jpghello_html_71a2d382.jpg

Рис. № 7,8. Наши гости.

26 сентября 2014 года в рамках общегородского месячника безопасности движения в МБОУ СОШ № 11 состоялась акция «Безопасная дорога». Организовали её члены волонтерского объединения.

Раньше счёта и письма,

Рисованья, чтенья,

Всем ребятам нужно знать

Азбуку ... (движения.)

Для всех учащихся начальной школы проведены тематические видео-перемены. Светофор организовал игровые задания «Доскажи словечко» и конкурсы загадок. В продолжение игровой программы ребята приняли участие в викторине «Безопасная дорога». Для учеников 5-9 классов предложена интерактивная викторина «Волшебные знаки».

hello_html_15514259.jpghello_html_6560443.jpg

Рис. № 9,10. Видео-перемены «Безопасная дорога».

hello_html_m13ffcd5a.jpghello_html_m4ae22358.jpg

Рис. № 11,12. В гости к ребятам пришел сам СВЕТОФОР!

В рамках «Декады инвалидов» в декабре 2014 года подготовлены видео-перемены, социологический опрос учащихся, акция «Мы за толерантность!».

Основным результатом работы считаем формирование в ходе деятельности волонтерского объединения адаптированной к жизни, активной и толерантной личности.

Организуется целенаправленное воздействие на сознание, поведение школьника как члена социума в процессе его социализации, адаптации в новых социальных условиях и в социально ориентированных видах деятельности.

Таким образом, посредством разнообразия форм взаимодействия с окружающим социумом, практическая деятельность волонтерского объединения является психолого-педагогической технологией формирования социальной активности школьников и их коммуникативной компетентности.

11


Организация деятельности волонтерского объединения
  • Школьному психологу
Описание:

Волонтёрство - это доступный, массовый способ профилактики асоциального поведения в обществе, вредных привычек и активная пропаганда неконфликтного взаимодействия с различными группами людей, способствует активизации жизненной позиции каждого.В процессе деятельности волонтеры взаимодействуют с внешним миром:

·        во-первых, получая воздействие извне, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение; обучающие тренинги, семинары-практикумы);

·        во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликтные ситуации, включаться в проектную деятельность, несут ответственность (подготовка к мероприятиям, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проектах, проведение социологических опросов, анкетирования);

·        в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя тематические месячники, дни профилактики с тематическими информационными выходами, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, статьи в газеты, размещение информации на школьный сайт.

Наше волонтерское объединение называется «Инициатива».

Мы «расшифровали» название так: МЫ    

                                           Инициативные

                                    Неугомонные

                                   Изобретательные

                                 Целеустремлённые

                                Изумительные

                                Активные

                               Творческие

                                Идеальные

                               Внимательные

                               А         а   вы???

 

Посредством разнообразия форм взаимодействия с окружающим социумом, практическая деятельность волонтерского объединения является психолого-педагогической технологией формирования социальной активности школьников и их коммуникативной компетентности.

Автор Шнягина Татьяна Николаевна
Дата добавления 26.12.2014
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 995
Номер материала 12465
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓