Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОрганизация деятельности школьного театра (из опыта работы)

Организация деятельности школьного театра (из опыта работы)

Скачать материал

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Организация деятельности

школьного театра

Из опыта работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Автор: Щербина Ольга Сергеевна,

                                                   учитель начальных классов.

                                                                                                                                  

         

 

                         

 

 

 

Содержание.

 

 

 

 

Введение………………………………………………………..3

1. Исторические корни театральной педагогики………………………6

2.Театр как  возможность самоутвердиться любо­му ребенок………..7

3. Организация работы школьного театра ( из опыта работы)……….9

Заключение………………………………………………………………12

Литература………………………………………………………………13

Приложения………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение.

 

 Очевидно, что на рубеже веков произошла переоценка духовных ценностей, норм по­ведения, мировоззрения. Кардинально изменилась социально-экономическая ситуация в стране. Но, несмотря на коренную ломку обще­ственной жизни, одно остается неизменным - это человек.

     Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в резуль­тате постоянной творческой деятельности, ее раз­вития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой разви­тия личности. И именно в творче­ской деятельности реализуется потребность быть личностью.

    Особенно ярко это прослеживается в школьном коллективе - в классе.                                                                                                           Главное внимание в воспитательной работе не­обходимо обращать не на мероприятия, а на реали­зацию триединства - деятельность, общение, отно­шения. Вот почему важно включать школьников в коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает к самовоспитанию, само­сознанию и, следовательно, к формированию ребенком адекватной самооценки.

        Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На основе театральных заня­тий, проводимых в условиях внеурочной работы, овладевают способностью правильно оценивать свою деятель­ность и стремлением к саморазвитию и самовоспи­танию своей личности.                       

Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

        Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности»[1]. Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ, что означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана.  Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.

Школьный театр как  вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и  открытием новых граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в  восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции,  становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.

     Проблема. К сожалению, сегодня театр в учебных заведениях не более чем внеурочная «самодеятельность», некое «отвлечение-развлечение». И связано это с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие  интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию «технократического мышления» учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии как основы творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее креативность.  Возрождение школьного театра как активной формы учебно-воспитательной  деятельности, разработка и освоение современным учителем методов школьной театральной педагогики – необходимое условие становления гуманистической  школы.

Цель:  Развитие созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Задачи:

 -  организовать театральную группу из учащихся школы;

  - подобрать репертуар;

  - обучиться учащихся навыкам актёрского мастерства;

 -  создать фотолетопись, презентацию сборника сценариев и видеозапись театральных постановок.

Как же проникнуть в эту волшебную страну по имени Театр? Как соединить друг с другом театральные системы и Детство? Чем вообще должны быть театральные занятия для их юных участников — началом пути в профессию, путешествием по различным художественным эпохам, расширением кругозора, а может быть, просто разумным и увлекательным отдыхом?

         Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится — на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» — всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай — и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

1.Исторические корни театральной педагогики.

         Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечения театром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, внимания и поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательной работы». 5  Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоваться стало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Театр Смольного института - особый этап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамки классической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределах образовательного пространства.

Школьный  театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной  свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом  в качестве ораторов, проповедников».

Школьный театр не был театром, который  занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматурги постоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим  жестом  объясняли устройство мироздания и смысл жизни человека.

Школьный театр органически  входил в систему культуры своего времени, выражал  многие  ее  основные черты, служил важнейшим звеном связи культуры и образования.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное».

Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим — театром удовольствия и развлечения».

                 2.Театр как  возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

    Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

Становится «театральной» и педагогика: ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию — всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству — с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ученика и учителя в процесс освоения модели мира, которую выстраивает школа.

      Итак,    многочисленные исследования педагогов и пси­хологов подтверждают тот факт, что отношение ребенка к самому себе, восприятие себя, самооцен­ка во многом определяют его поведение и успехи в жизни.

    Специальные психолого-педагогические иссле­дования последнего десятилетия убедительно по­казали, что самооценка, принятие себя ребенком имеют большое значение для его полноценного раз­вития, раскрытия способностей и возможностей.

          В подростковом возрасте все силы ребенка на­правлены на самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

       В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1.   Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2.   Пробуждение гуманистических чувств.

3.  Формирование позитивных представлений о себе.

     Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

Организация
 работы классного
театраЧто же привлекает детей в театральной деятель­ности?

1. Сама театральная деятельность, увлеченность каким-либо любительским занятием.

2.  Демократичная форма общения.

3. Способ показать себя.

4.  Общение, т.е. особые отношения, которые не могут проявляться в других сферах.

5.  Игра как процесс.

А.С. Макаренко в результате своей педагогиче­ской деятельности пришел к выводу, что «в воспи­тании есть один важный метод – игра». А в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть. Театральная деятельность - это не что иное, как игра.

    

Организация
 работы классного
театра         3.Организация работы школьного театра ( из опыта работы).

     Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала все вместе мы читаем пьесы, чтобы отобрать  нужную и интересную всем. Выбор пьесы дает мне широкое поле для наблюдений за детьми, за их интересами, за их принципиальными позициями, особенностями характера.  Совместная творческая деятельность детей дает педагогу великолепную возможность узнать ребенка с такой стороны, которая может в других обстоятельствах и не раскрыться.

  Когда пьеса  выбрана, дети самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей,  как и в настоящем театре,  - процесс болезненный. Моя цель, правда, отличается от целей режиссера. Главное для меня поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Но мое слово никогда не носит характер приказа, я только подкидываю детям аргументы и факты, которые помогают мне направить спор в нужное русло. Обсуждая, вступая в спор, ученики лучше узнают друг друга, получают возможность для самовыражения и самоутверждения в классном коллективе.

Когда наш выбор определился и роли распределены,  ученики разбиваются на группы (по действиям), выбирают ответственного и репетируют сначала сами, затем показывают мне. В процессе игры главные реплики и ценные советы мы получаем как раз не от «отличников». Зачастую  многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. Поэтому в моем классе нет изолированных и мало пренебрегаемых.

Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах одноклассников. На уроках труда и ИЗО весь класс прикладывает массу усилий для подготовки реквизита, что очень повышает работоспособность и результативность. Стабильно в моих классах труды и рисование - это всегда успешные у детей предметы с качеством знаний 100%.

  Кроме того, мы привлекаем к спектаклям и родителей, что особенно нравится детям. После такой совместной работы в классе складывается дружный и сплоченный коллектив, которому все по плечу. Иногда родители присутствуют на общей репетиции, когда мы показываем все действия вместе, т.е. на генеральной репетиции. Они тоже дают советы или помогают нам в постановке. Когда спектакль готов- мы отправляемся «за аплодисментами». Первыми зрителями всегда бывают ученики нашей школы. А потом уже мы выезжаем на гастроли.  Наши постановки всегда нравятся детям. Так «Золушку» на новый лад мы показывали семь раз. «Путешествие колобка» - 9 раз. «Сказку про настроение», которую,  кстати, мы написали сами вместе с детьми ко дню психологии, мы показывали аж 2 года, конечно же в разных местах. Со своими постановками мы ездим во все детские сады нашего города,  в центр для детей-инвалидов «Солнышко» (эти дети всегда ждут с нетерпением новых наших спектаклей). Так же ездим и в детские дома нашего района (их у нас два). Как всегда приятно и волнительно видеть «горящие» детские глаза в тот момент, когда они смотрят наши постановки.

   Ещё мы частые гости  дома-интерната для пожилых людей. Бабушки и дедушки этого заведения очень нас любят и всегда рады встрече с нами. А на Рождественские праздники мы ходили вместе со студентами Российского государственного социального университета по квартирам инвалидов со мини-спектаклем «Коляда на дворе». За что эти люди были очень нам признательны и благодарны.(Приложение 1)

   Со своим театром мы готовим многие школьные праздники, выступаем в различных конкурсах. Нас приглашают на городские праздники. Так совсем недавно мы со своим спектаклем «Равняйсь! Смирно!» выступали в городском клубе «Метроном» на празднике, посвящённом проводам в Армию призывников.

   Ещё мы бываем на различных предприятиях нашего города со своими постановками, таким образом устанавливаем  шефские связи, знакомимся с разными профессиями.

         Очень часто небольшие театральные постановки я беру на уроках для объяснения нового материала. В классе всегда найдутся дети, которые уже знают материал следующего урока, вот этих детей я и беру в актёры, чтобы они разыграли небольшую пьеску для лучшего усвоения нового материала остальными учащимися.

  Заключение.

  Ребята, которые входят в состав школьного театра очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, читать стихи. Часто они являются победителями конкурса чтецов разного уровня (школьного, городского, районного). (Приложение 2).

Спектакли не только развлечение. Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламирования, их речь стает более выразительной, развивается память, внимание, собранность. Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца необходимы в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.

 

 

                                        Литература

 

1.                Антонова О.А. Очерки по истории театра в учебных заведениях

               России (XVII-XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГАСЭ, 2004 г. – 12,7 п.л.

2.     Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России

                (XVII-XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2005 г. – 21,5 п.л.

3.     Антонова О.А. Школьный театр в системе культуры и образования//Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: Комплекс учебных программ. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2003 г. – 0,4 п.л.

4.     О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

5.      Е.А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год 

6.     Лапина О.А.Школьная театральная педагогика — опыт междисциплинарного синтеза. Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.

7.      Казарина Н. «Энциклопедия праздника», Новосибирск, «РИФ плюс-книга», 2000 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение1

 

            Фотосюжеты  со  спектаклей

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Приложение 2.

 

Наши  достижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

      



[1] Федеральный Закон  о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Принят Государственной Думой 12 июня 1995 г. Ст.2. Принципы государственной политики в области образования. М.,1998. С.4.

5 Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. - СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913. С.370.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Организация деятельности школьного театра (из опыта работы)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Описание из опыта работы: "Организация деятельности школьного театра". 

          В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1.   Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2.   Пробуждение гуманистических чувств.

3.  Формирование позитивных представлений о себе.

     Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 669 355 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 4933
    • DOCX 20.3 мбайт
    • 167 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Щербина Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Щербина Ольга Сергеевна
    Щербина Ольга Сергеевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6236
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1490 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 817 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 177 человек

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 830 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе