Главная / Директору-завучу / Организация деятельности опорных школ – ресурсных центров.

Организация деятельности опорных школ – ресурсных центров.

Организация деятельности опорных школ – ресурсных центров.

Опорные школы – ресурсные центры создаются с целью обеспечения доступности и качество на всех уровнях образования для обучающихся и воспитанников в соответствии с их образовательными потребностями.

При этом предусматриваются решение следующих задач:

- повышение эффективности образовательного процесса, ориентированного на личностное развитие ребенка, через территориальную интеграцию усилий педагогов и их социальных партнеров;

- использование в работе коллективов организаций образования, входящих в опорную школу – ресурсный центр, индивидуальных форм, методов, приемов обучения и воспитания обучающихся;

- предоставление каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность;

- содействие реализации системы предпрофильной подготовки профильного обучения обучающихся организаций образования, входящих в опорную школу – ресурсный центр;

- активное включению родителей обучающихся в совместную продуктивную деятельность, организацию учебных и досуговых мероприятий;

- создание условий для всесторонней подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, труду, жизненному и профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязей организаций образования с социальными партнерами.

Первым шагом при создании данного образовательного комплекса начинается с принятия руководством города (района) решения об открытии опорной школы – ресурсного центра.

Решение должно быть обоснованным и приниматься на основе анализа факторов, обусловливающих открытие опорных школ – ресурсных центров (далее РЦ). (Приложение 1).

Приложение 1

«Факторы открытия ресурсных центров»

Факторы открытия РЦ

Значимость фактора

  1. Наличие в районе организаций образования, способных выполнять функции опорных школ (ресурсных центров) для близлежащих школ.

Наличие подобных школ является основой для создания РЦ, так как они обладают достаточным ресурсным потенциалом (материальной базой, квалифицированными кадрами6, учебным оборудованием, учебно-методическим оснащением и т.п.)

  1. Возможность подвоза обучающихся и педагогов сетевых школ к опорной школе. (в сельской местности – не более 150км между школами).

Необходимость данного фактора очевидна, так как в течение учебного года проводятся учебные сессии на базе опорной школы, кроме того, могут проводиться дополнительные мероприятия.

  1. Наличие источников финансирования питания и проживания детей в опорной школе в период сессий.

Поскольку Программой развития образования на 2011-2020 годы РК предусмотрено финансирование только на подвоз детей, то питание и проживание детей предполагается финансировать из местного бюджета – согласованию с акиматом.

  1. Возможность установки электронной связи между опорной и магнитными школами

Предполагается, что в межсессионный период учителя опорной школы проводят занятия для обучающихся сетевых школ в дистанционной форме ( в объеме 40 часов). В связи в этим в межсессионный период должна обеспечиваться связь учителей-тьюторов и обучающихся сетевых школ с учителями опорной школы.

  1. Достаточный инновационный потенциал, а также позитивное отношение администрации и педагогических коллективов школ предполагаемого ресурсного центра к внедрению модели РЦ.

Данный фактор имеет психологическое значение: педагоги всех школ РЦ, в первую очередь опорной школы, должны иметь внутреннюю готовность к работе в новых условиях, в противном случае будет иметь место внутренне сопротивление людей новому, низкая мотивация к инновационной деятельности, формализм и т.п.

  1. Возможность социального партнерства ресурсного центра с различными организациями местного сообщества

Социальное партнерство помогает расширить образовательное пространство ресурсного центра и усилить результативность социализации учащихся.

  1. Демократический стиль директора предполагаемой опорной школы, его готовность к коллегиальному управлению ресурсным центром, разделению властных полномочий с директорами сетевых школ

Авторитаризм директора опорной школы, его стремление к единоличному управлению школами ресурсного центра может стать препятствием для создания единой административной команды РЦ, налаживания сотрудничество, создания позитивного психологического климата в педагогическом коллективе РЦ.



















ОПОРНАЯ ШКОЛА – РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ

Опорная школа – ресурсный центр МКШ может создаваться на базе полнокомплектной школы, расположенной в пригороде или районном центре, имеющей необходимые образовательные условия, объединяющей вокруг себя ряд близлежащих малокомплектных школ с меньшим контингентом детей и недостаточностью ресурсов.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Компоненты единого учебного плана РЦ

Что мы понимаем под единым учебным планом для всех школ, входящей в Ресурсный центр? В первую очередь – это общее содержание плана, то есть одни и те же базовые и профилирующие дисциплины, прикладные курсы и курсы по выбору для всех школ, входящих в Ресурсный центр.

Рабочие учебные планы каждая организация разрабатывает на основе единого учебного плана, исходя из того, что практический блок изучаемых профилирующих предметов, прикладных курсов и курсов по выбору часы, отведенные на контроль результатов обучения передаются учителям опорной школы. Таким образом, каждая школа имеет общее содержание учебных предметов, но разное количество часов в рабочем учебном плане для тарификации учителей. Другими словами, все школы имеют одинаковые рабочие планы, с объяснением в пояснительной записке какие часы реализуются на базе своей школы, а какие часы передаются в опорную школу.

Единым учебным планом Ресурсного центра предусмотрено 4 модуля, каждый из которых содержит количество часов, не выходящее за рамки государственных стандартов. Каждый модуль включает часы теоретической (Т) и практической (П) деятельности. Приложение 3-4.

Педагогу оплачиваются часы тех частей модулей, которые он ведет. Часы вариативного компонента малокомплектных школ могут передаваться в другую школу или приглашаться преподаватели извне. Это соответствует Постановление Правительства РК №1400 о Почасовой оплате труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в государственных учреждениях (Приложению 20 пункт 1).

Роль координатора предметника может выполнять учитель малокомплектной школы при наличии квалификации по предмету.

Все учителя ресурсного центра тарифицируются по основному месту работы. Это не противоречит бюджетному кодексу и налоговому законодательству.

Приложение 3

Примерный учебный план для РЦ

8 класс

Образовательные области

Годовая нагрузка

МКШ

Опорная школа РЦ

Профилирующие предметы







Химия







Биология







Математика















ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Образовательный процесс «опорной школы – ресурсного центра» осуществляется на основе единого учебного плана и включает 3сессии (установочную, учебную, итоговую) и межсессионный период. В сессионный период организуется практическая учебная деятельность в учебных лабораториях и мастерских опорной школы с подвозом обучающихся. В межсессионный период учебно-познавательная деятельность обучающихся проходит в малокомплектных школах с дистанционной поддержкой учителей предметников опорной школы.

Три раза в год обучающихся выезжают в опорную школу на сессии, во время которых они получают квалифицированную методическую помощь в преодолений учебных затруднений по базовым дисциплинам, овладевают практическими навыками в рамках профилей, проходят медицинское обследование, при этом общая информационно-культурная среда для них значительно расширяется. Выявляются зоны учебных затруднений школьников, составляются технологические карты, на основе которой разрабатываются индивидуальные маршруты обучения с целью коррекционной работы по устранению затруднений. Прибывшие на сессию дети обеспечиваются нормальными условиями проживания, четырехразовым питанием, для них организуются развивающие занятия оборонно-спортивного, оздоровительного, художественно-эстетического и интеллектуального характера.

Установочная сессия проводится в начале учебного года на базе опорной школы в соответствии с графиками учебного процесса, выработанного на совместном заседании школ РЦ.

До начала установочной сессии в школах РЦ проводится входное тестирование, которое дает возможность выявить уровень предметной компетенции учащихся. В ходе установочной сессии учитываются результаты входного тестирования,и работы в период сессии строится так, чтобы устранить проблемы в знаниях учащихся. Учебные занятия проводятся в цикло-модульной форме, т.к. это дает возможность учащимся магнитных школ психологически адаптироваться в новых условиях, формирует традиции коллективных дел, обучает внутри групп дискуссии, процедуре выбора способа работы в группе. Включение микрогруппы в планирование и организации циклоблочных занятий формирует учебную самостоятельность учащихся. После каждого блока занятий учитель выявляет степень обученности каждого ученика по 12 параметрам (методика Н.П.Капустина). Мониторинговая группа составляет на каждого учащегося диаграмму динамики степени обученности учащегося за период сессии. Выявляются зоны учебных затруднений учащихся и составляются технологические карты, где даются рекомендации по устранению этих затруднений. Педагоги – тьюторы составляют индивидуальные маршруты обучения на каждого учащегося и организовывают работу по ним в межсессионный период.

Таким образом, педагогическая деятельность в установочную сессию заключается в определение уровня подготовленности учащихся к освоению предметов, выявлении зон учебных, коммуникационных затруднений учащихся, определении индивидуального маршрута обучения, выработке рекомендаций на межсессионный период.

Учебная сессия, проводимая в январе месяце, предусматривает углубление практической направленности изучаемых дисциплин учащимися. Проводятся практикумы лабораторных и практических работ по химии, физике, практикумы по математике. Учебные занятия проводятся учителями опорной школы. Учащиеся погружаются в работу с учебной информацией на электронных носителях в компьютерном центре РЦ. По результатам сессии выводится степень обученности учащихся, даются индивидуальные рекомендации по ликвидации зон учебных затруднений в межсессионный период.

В период итоговой сессии, которая проводится в конце учебного года, подводятся итоги индивидуальных маршрутов обучения, выявляются узловые проблемы п базовым дисциплинам и курсам по выбору. Действуют консультационные пункты. Проводится предварительное оценивание уровня подготовки тестирования учащихся к ЕНТ. Учащиеся знакомятся с процедурой проведения ЕНТ. Спортивные, художественно-эстетические занятия проводятся во второй половине дня в рамках развивающего модуля. При конструировании учебных занятий приоритет отдается самостоятельной активной учебной деятельности учащихся, блочно-модульному структурирования содержания учебного материала, использованию новых технологий обучения, формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную творческую деятельность учеников (исследовательская и проектная работа).

Опорная школа, являясь образовательным комплексом, в который входят школа, детский сад, центр дополнительного образования, на основе взаимодействия с малокомплектными школами, профессиональными лицеями, организует обучение, воспитание и развитие всех детей сельской местности.

Функции образовательного комплекса «Опорная школа – ресурсный центр»:

- привлечение дополнительные внебюджетные средства и иные ресурсы для материальной поддержки школ;

- рационально использовать имеющиеся ресурсы школы (оборудование, помещение, территорию) для организации воспитательной и обучающей деятельности местного населения;

- осуществление методической работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное развитие педагогов организаций образования, входящих в образовательный комплекс;

- медико-психологическое обслуживание всех детей Ресурсного центра (на сессиях проводятся медицинские осмотры, работа с психологами; в межсессионный период специалисты опорной школы выезжают в малокомплектные школы);

- функционирование учебных лабораторий и мастерских профессиональной ориентации и творческого развития обучающихся;

- обеспечение дошкольным образованием детей, используя дистанционные технологии;

- предоставление услуг дополнительного образования через центр развития и досуга (на сессиях работают кружки по интересам; в межсессионный период специалисты опорной школы поддерживают связь с обучающимися дистанционно и выезжают в малокомплектные школы);

- планирование образовательного процесса:

1) составление единого учебного плана, где особое внимание уделяется вариативной части;

2) разработка и реализация программ вариативной части учебного плана под руководством учителей предметников, работающих как в опорной школе, так и в малокомплектных школах;

3) составление дидактического учебного материала для освоения обучающимися курсов по выбору;

4) составление единых календарно-тематических планов;

5) составление индивидуальных планов на основе диагностики способностей и склонностей обучающихся;

- организация образовательного процесса:

1) проведение учебных сессий с практической направленности обучения;

2) дистанционное обучение обучающихся и методическая поддержка педагогов малокомплектных школ в межкурсовый период.

В условиях опорной школы школы – ресурсного центра большое значение имеет информационно-образовательная среда. В действующих опорных школах – ресурсных центрах Кобдинской СШ осуществляется дистанционное обучение главным образом на бумагоносителях, то есть ученики малокомплектных школ обучаются по разработанным учебным пособиям и дидактическому материалу. Учебно-познавательный процесс обучающихся по профилирующим предметам осуществляется под руководством учителя координатора и при помощи учителя – тьютора.



Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях опорной – школы – ресурсного центра

Особое место в образовательном процессе занимает педагогическая деятельность по развитию исследовательской культуры обучающихся. Проектно-исследовательская деятельность, направленная на развитие ключевых компетенций обучающихся может быть организована следующим образом:

Осенняя сессия

Цель: Создание комфортной среды для развитие способностей обучающихся в работе с информационными источниками.

Задачи:

- совершенствование навыков работы с периодическими материалами;

- развитие умений планирования поисковой информации;

- совершенствование умений по выявлению возможных источников и сбору информации;

- развитие умений делать (критические) выводы по полученной информации;

- формирование умений определять информацию необходимую в принятий решения.



Межсессионный период

  1. Действия по рекомендациям, персональным маршрутным листам исследовательской проектной деятельности I –го периода.

  2. Ведение дневника учащегося.

  3. Сбор рабочего портфолио.

  4. Разбор (анализ) действий учащегося (поправки, совет).



Зимняя сессия

Цель: Создание условий для развития у обучающихся аналитической, исследовательской культуры, культуры моделирования через анализирование, конкретизирование и просмотр полученных результатов собранной информации.

Задачи:

- формирование у учащихся умения квалифицированно решать поставленные задачи;

- обеспечение усвоения навыков аналитического разбора полученной информации;

- совершенствование навыков выявления проблем и планирование путей их решения;

- развитие навыков группировки информации по содержанию;

- развитие умений отбора информации по видам приложений.



Примерная программа итоговой сессии для 8 класса РЦ для МКШ

Цели:

  1. Обеспечение усвоение учащимися учебного материала профильных дисциплин на продуктивном уровне.

  2. Способствование развитию компетенций для социального и профессионального самоопределения и самообразования.



Задачи:

  • Организовать самостоятельные практические работы по программе инвариативной и вариативной части учебного плана в учебных лабораториях;

  • Отработать зоны предметных затруднений и оценить достижения учащихся за год.

  • Подвести итоги работы по индивидуальным образовательным маршрутам;

  • Провести диагностику познавательной и творческой деятельности в форме учебного проектирования и оценки портфолио учащихся.



Ожидаемые результаты:

  1. Реализация практической части профильного компонента.

  2. Завершение проектной работы по профильным и элективным курсам.

  3. Повышение уровня обученности учащихся РЦ на 7%.

  4. Индивидуальные рекомендации по преодолению зон затруднений по профилям.

  5. Индивидуальные планы – проекты на новый учебный год (учебно-проектировочной деятельности на межсессионный период)

  6. Соответствие оздоровительных мероприятий требованиям здоровьесберегающих технологий.

  7. 100% сохранность здоровья детей во время сессии.



День заезда

Заезд учащихся и учителей МКШ. Регистрация участников сессии. Запуск работы всестороннего мониторинга.

Медицинский блок. Входные данные объективных и субъективных медицинских наблюдений.

Психологический тренинг «Я – участник группы». Формирование у членов группы установки на взаимопонимания. Первое впечатление друг о друге. Создание климата психологической безопасности.



День первый

Медицинский блок. Работа по карте наблюдения за состоянием здоровья детей. Ознакомление с планом работы







Организация деятельности опорных школ – ресурсных центров.
  • Директору-завучу
Описание:

Организация деятельности опорных школ – ресурсных центров.

            Опорные школы – ресурсные центры создаются с целью обеспечения доступности и качество на всех уровнях образования для обучающихся и воспитанников в соответствии с их образовательными потребностями.

            При этом предусматриваются решение следующих задач:

- повышение эффективности образовательного процесса, ориентированного на личностное развитие ребенка, через территориальную интеграцию усилий педагогов и их социальных партнеров;

- использование в работе коллективов организаций образования, входящих в опорную школу – ресурсный центр, индивидуальных форм, методов, приемов обучения и воспитания обучающихся;

- предоставление каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность;

- содействие реализации системы предпрофильной подготовки профильного обучения обучающихся организаций образования, входящих в опорную школу – ресурсный центр;

- активное включению родителей обучающихся в совместную продуктивную деятельность, организацию учебных и досуговых мероприятий;

- создание условий для всесторонней подготовки обучающихся к самостоятельной жизни, труду, жизненному и профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязей организаций образования с социальными партнерами.

            Первым шагом при создании данного образовательного комплекса начинается с принятия руководством города (района) решения об открытии опорной школы – ресурсного центра.

            Решение должно быть обоснованным и приниматься на основе анализа факторов, обусловливающих открытие опорных школ – ресурсных центров (далее РЦ).  (Приложение 1).

 

Приложение 1

Автор Балуанова Айнур Темиргалиевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2160
Номер материала 48375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓