Главная / Начальные классы / Организация детской групповой деятельности в начальном образовании.

Организация детской групповой деятельности в начальном образовании.

Организация детской групповой деятельности в начальном образовании.

В период, когда ребенок становится младшим школьником, он попадает под влияние систематического обучения, учителя, семьи и детского коллектива. Детский коллектив в большинстве случаев играет важную роль в дальнейшем развитии способностей к обучению, личностных качеств учащегося, адаптации к школе в целом.

Как известно, воспитание – это целенаправленный процесс формирования гармоничной, всесторонне развитой личности[7,472]. Одним из важнейших условий всестороннего развития ребенка, является его взаимодействие с другими участниками образовательного процесса: учителем, одноклассниками, одногруппниками. Для выполнения этого условия необходимо знать все особенности организации работы младших школьников в коллективе, группе.

Организация детской групповой деятельности должна быть такой, чтобы объективно создать оптимальные условия для научения и воспитания гармонично развитой личности, для приобретения ею положительных качеств. Каковы же эти условия, и какой, исходя из них, должна быть совместная деятельность детей? Рассмотрим несколько наиболее важных условий:

обеспечение каждому члену детского группы или коллектива возможности для активного участия во всех его делах.

получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группе. Успешность выполнения этого условия заключается в том, что в детском коллективе могут состоять как дети одинаковой возрастной категории, так и различной. Это позволяет разнообразить общение и накопить его более богатый опыт.

использование в группе таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план.

воссоздание в практической деятельности детского коллектива той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться. Деятельность развивающих детских групп и коллективов в начальной школе следует организовывать таким образом, чтобы постепенно готовить детей к взрослой жизни.

выявление задатков ребенка и превращение их в способности [6, 566].

Первое из обозначенных условий может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в детской группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. Поэтому количество воспитанников в детском коллективе начальной школы составляет от 8 до 15 человек (группа продленного дня). Практика показывает, что оптимальной по составу является группа численностью от 8 до 15 человек. Объясняется это тем, что группа данной величины обеспечивает активное участие каждого человека в совместной деятельности, позволяя вместе с тем наилучшим образом распределить обязанности между членами группы и скоординировать их действия [6, 567].

Для того чтобы выполнить второе условие, рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детской группе. Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт общения, усваивать различные формы ролевого поведения, вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и навыки.

Третье из названных условий будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократичной основе. Это в данном случае обозначает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства других членов объединения, то за самим ребенком остается право поступить в том или ином случае по-своему [6, 568].

Нередко то, чем на практике заняты детские группы и коллективы, бывает достаточно интересно для детей как развлечение, но настолько оторвано от социальной действительности и взаимоотношений взрослых людей, что практически не готовит ребенка к жизни. Для того чтобы коллективные формы детского общения стали для них настоящей школой жизненной подготовки, необходимо обеспечить выполнение четвертого условия. Здесь без активной помощи взрослых, без совместной творческой работы социологов, психологов и педагогов не обойтись.

Составляя программу коллективного воспитания детей, необходимо позаботиться о том, чтобы в нее вошли групповые дела, связанные с решением наиболее сложных жизненных проблем. Как известно, ребенок лучше воспринимает значимость жизненных ситуаций через игровую деятельность. Поэтому задачей педагога является внести в общую групповую деятельность как можно больше игр.

Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействует укреплению их здоровья, помогает выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества. Подбирать игры нужно осмысленно, преподносить их в определенной последовательности, с учетом того, какие психические свойства и качества они развивают. В своей совокупности, развивающие и познавательные игры должны способствовать не только развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности анализа и синтеза, но и развитию отношений внутри коллектива, дружеских отношений, здорового климата внутри группы[4, 3].

В программу также обязательно должны войти те виды совместной деятельности детей, в которых решаются проблемы нравственного, экологического, экономического и культурного характера. Виды работ, в которые практически включаются дети, должны не только готовить их к жизни, но и психологически развивать. В общении со сверстниками ребенок не просто удовлетворяет свои потребности – такая единственная функция совместной деятельности не имела бы особой ценности, но развивается, а настоящее развитие возможно лишь в процессе постановки и решения разнообразных задач. Детские группы и коллективы, должны создаваться для решения определенных, развивающих задач и находиться в зоне ближайшего (потенциального) развития ребенка [2, 26].

Еще одним, не менее важным условием успешной организации групповой деятельности детей, является психологический климат группы, необходимый для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка, получения им положительных качеств. Социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) – это динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие каждого и развитие группы в целом[7, 527].

Он слагается из устойчивых отношений группы к человеку ( значит, друг к другу), к делу, объединяющему членов группы, к руководителю группы, а также к событиям, происходящим в группе и за ее пределами, к обществу как таковому, представительство которого так сильно ощутимо в школе и учреждениях дополнительного образования, и каждого члена в группе к самому себе. В узел схватывается вся эта совокупность отношений общим отношением к группе каждого ее члена.

Климат группы благоприятен, если названные отношения позитивны. Мера благоприятствия группового климата обусловлена уровнем положительных отношений. Он складывается в течение некоторого времени деятельного существования групп, рождаясь как устойчивое образование из многократного воспроизведения социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, неустойчива, сиюминутна, летуча и переменчива. Для установления климата необходимы время и некоторая история жизнедеятельности группы. Атмосфера – непосредственная психологическая реакция в виде самочувствия группы на какой-либо жизненный случай. Появилось солнце – все повеселели. Кого-то обидели – тревожность нависла психологическим облаком. Открылась радостная перспектива – повысился общий тонус, и смягчились взаимоотношения[5, 128].

Неблагоприятным становится психологический климат, как только одно из этих ключевых отношений принимает свое негативное направление («отрицательный вектор»). Если дело неинтересно, если руководителю не доверяют, если не уважительны по отношению друг к другу, если каждый или большинство несет в себе антиобщественную направленность, то климат группы становится разлагающим фактором, тормозящим развитие каждого из группы, в том числе и того, кто выбивается в лидеры.

Назовем характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития ребенка:

- доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

- защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;

- работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

- инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;

- мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам[5, 132].

Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений. Поэтому педагог, прежде всего, направляет свои профессиональные усилия на создание психологической атмосферы группы. Способы влияния на климат достаточно разнообразны и не поддаются жесткому обозначению. Звук скрипки, запах пирога, ласковое слово, народные одежды, ритмичные движения и т.д. – все это кажется случайным, стихийным, зависимым от индивидуального творческого выбора педагога[6, 529].

Субъектом создания атмосферы может быть сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (писатель, ученый, родитель и т.д.) или опосредованно (через фотографию, аудиозапись, видеозапись). Их влияние направляется по аудиальному (слово, музыка, звуки природы), визуальному (предмет, иллюстрация, образ природы), по кинетическому (движения, запах, улучшенные условия) каналу. Разнообразие сочетаний названных параметров порождает разнообразие способов[1, 230].

Однако способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосфере. Слова педагога могут повысить, но и понизить атмосферу.

Решает дело содержание влияния, но не форма влияния. Содержание должно быть социально-ценностным. В группу привносится ценность и, вовлекая в проживание ценностного отношения членов группы, содействует преобразованию всей совокупности отношений в группе. Формы такого привнесения самые разнообразные: слово, мимика, жест, поступок, поза, пластика, интонация, мелодика голоса и движений и т.д.

Педагогически важно здесь следующее: предъявление любой ценности изменяет атмосферу. Иногда достаточно одного слова, одной улыбки, одного действия, чтобы развернуть вектор социально-психологической атмосферы в группе в сторону улучшения.

Психологический климат продолжает свое воздействие не только во время занятий, но и тогда, когда педагога нет в группе. Вот почему А.С. Макаренко замечал, что воспитание протекает «когда нас нет дома». Социально-ценностный климат группы – это каждодневное воспроизводство ценностных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда дети - в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата и правильной организации детской групповой деятельности прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.

В заключении хотелось бы сказать, что даже при соблюдении всех условий для успешного существования детской группы, результат будет зависеть только от деятельности педагога. Ведь только человек, искренне любящий детей, может добиться гармонии не только в коллективе, но и в детском разуме и сердце!


Список литературы.

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М. 1985.

  2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М. Просвещение, 1979. - 208 с.

  3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М. 1995

  4. Минскин Е.М. От игры к знаниям. Смоленск, 1986. – 190 с.

  5. Мясищев В.Н. Психология отношений. М. 1995.

  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов ВУЗов в 2-х книгах. Кн. 1, Общие основы. Процесс обучения. - М.: Владос, 2004. - 574с.

  7. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая справочная энциклопедия. Мн: Современное слово, 2005. – 720 с.


.


7


Организация детской групповой деятельности в начальном образовании.
  • Начальные классы
Описание:

образовании.

    В период, когда ребенок становится младшим школьником, он попадает под влияние систематического обучения, учителя, семьи и детского коллектива. Детский коллектив в большинстве случаев играет важную роль в дальнейшем развитии способностей к обучению, личностных качеств учащегося, адаптации к школе в целом.

    Как известно, воспитание – это целенаправленный процесс формирования  гармоничной, всесторонне развитой личности. Одним из важнейших условий всестороннего развития ребенка, является его взаимодействие с другими участниками образовательного процесса: учителем, одноклассниками, одногруппниками. Для выполнения этого условия необходимо знать все особенности организации работы младших школьников в коллективе, группе.

Автор Губенко Марина Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1062
Номер материала 49677
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓