Главная / Начальные классы / Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов нового поколения

Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов нового поколения







Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов нового поколения





( выступление на РМО учителей начальных классов)































2011 год — это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения.

Чтобы понять, что происходит в образовании, необходимо уяснить, что новые стандарты — это лишь одна из составляющих модернизации системы российского образования.

Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя, заботясь в будущем и о своей семье, и о своем городе,селе и своем государстве.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей, осуществляется духовно-нравственное становление и физическое развитие  обучающегося.   Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего процесса  обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

 В 2011 году наша школа работала поУМК «Планета знаний».Это комплект, который способствует решению стратегических задач школьного образования, обозначенных в инициативе президента РФ «Наша новая школа».
     Это — комплект учебников, в которых полностью реализован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и воплощены идеи модернизации российского образования .
     Это комплект, который позволяет обучать учащихся разного уровня подготовленности к школе и темпа развития, выстраивать индивидуальные программы развития учащихся, в том числе и для одаренных детей, сохранять и укреплять здоровье школьников, а педагогам конструировать урок в соответствии с особенностями и потребностями учащихся класса с использованием новых образовательных технологий.
     
     Основная особенность УМК «Планета знаний» заключается в его целостности. Она проявляется:
     – в единых ценностных приоритетах,
     – в единстве дидактических подходов;
     – в единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам;
     – в единстве сквозных линий типовых заданий;
     – в единой навигационной системе.
     Все это позволяет осуществлять единство подходов к организации учебной и внеурочной деятельности, в реализации проектной деятельности по обучению грамоте.Проектная деятельность расширяет дидактические возможности Букваря и рассматривается как активный механизм развития личности ученика. Ей отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
     
     Букварь разработан с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития. Система заданий в Букваре предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.
     Реализация принципа выбора (заданий, вида деятельности, партнера и др.), позволяет каждому учащемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, реализовать свои интересы и склонности, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствует формированию положительных внутренних мотивов учения.
     Дифференцированный подход в обучении грамоте может быть реализован на нескольких уровнях: на уровне материала — базового и повышенной сложности (вариативного), дифференцированных заданий, заданий по выбору; по видам деятельности — поисковая, творческая, интеллектуальная, исследовательская, проектная; в проектной деятельности — по формам работы (индивидуальная, коллективная), по выполняемой роли (профессиональной и социальной). Дифференцированный подход в обучении, позволяет выстраивать индивидуальные траектории развития учащихся как за счет вариативного содержания учебников (дополнительные познавательные тексты, задания повышенной сложности, в том числе олимпиадного уровня, творческие и проектные задания), так и дополнительных дидактических пособий (Спутник Букваря и Прописи для читающих детей, карточки-задания по обучению грамоте.)
     
К Букварю  есть электронное приложение,что позволяет вести преподавание с использованием современных технологий.   


«Обучение грамоте» - первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу. А это значит, что именно на «Обучение грамоте» в первую очередь ложится реализация положений системно-деятельностного подхода, лежащего в основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся, роли и знания видов деятельности и форм общения для определенных целей образования и воспитания и путей их достижения,

  • обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Курс «Обучение грамоте» в комплекте «Планета знаний» ориентирован на возрастные особенности первоклассников:

1) переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому мышлению, необходимому для школьного обучения;

2) переход от важнейшей для дошкольников игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника - учебной.

Научить детей учиться - именно на это направлены практически все задания «Букваря» и рабочих тетрадей. Надо отметить, что эта задача была поставлена в комплекте «Планета знаний »:

  • умение принимать и решать учебную задачу;

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

  • самостоятельное построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала);

  • контроль и самоконтроль;

  • оценка и самооценка;

  • осознание уровня владения тем или иным способом действия.

На уроках обучения грамоте в соответствии с программой, созданной авторами комплекта «Планета знаний »первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, то есть первоклассники учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка.

Легко заметить, что эти задачи, поставленные в комплекте «Планета знаний » перед курсом «Обучение грамоте» и реализуемые в «Букваре», текстуально почти совпадают с «Требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В 1 классе  на первых уроках обучения грамоте перед обучающимися  ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно они объясняют  последовательность учебных операций (действий), которые осуществляют  для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука, обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием.            

На уроках обучения грамоте используются  исследовательские  и поисковые  учебные задачи: проблемные ситуации, альтернативные вопросы, задания на моделирование и т. п., способствующие тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика.


Все языковые отношения усваиваются первоклассниками при обучении грамоте с помощью самостоятельного построения моделей - сначала модели предложения, затем модели звукового состава слова и т. д. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать выполненное действие.

Необходимо особо отметить, что в соответствии с возрастными особенностями первоклассников все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и очень важным компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассников, обеспечивая, в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

В требованиях стандарта к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования особым пунктом выделяется следующее положение: принятие и освоение специальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Я полагаю, что это важнейшее требование может быть выполнено лишь в том случае, если учебник, по которому учатся первоклассники, будет максимально учитывать индивидуальные особенности школьников. При этом надо помнить, что разброс индивидуальных особенностей особенно велик у первоклассников, приходящих в школу с очень разным уровнем готовности к обучению. В «Букваре» и в соответствующих рабочих тетрадях в каждом уроке имеются задания разного уровня сложности, направленные на решение одних и тех же учебных задач.

Все обучение по «Букварю» строится таким образом, чтобы на уроках было интересно всем. Каждый урок включает задания для тех, кто только учится чтению слога, для тех, кто может читать слова, состоящие не более чем из двух слогов, для тех, кто может читать очень короткие предложения, и, наконец, тексты для тех, кто уже хорошо читает. При этом задания даются таким образом, чтобы ребенок с помощью учителя мог сам проанализировать причину своей ошибки и мог сам ее исправить (фрагмент урока).

Понятно, что такое построение учебника и самого процесса обучения, естественно, приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации.

Во II части «Букваря», когда первоклассники уже умеют читать, очень большое внимание уделяется работе с прочитанными текстами. Вопросы, которые авторы «Букваря» ставят перед детьми, как правило, не имеют однозначного ответа, они требуют раздумья от первоклассника, умения четко формулировать свою точку зрения и отстоять ее c приведением доказательств из текста.

Таким образом, и подбор текстов в «Букваре», и формулировка вопросов позволяют в полной мере выполнить еще одно требование нового стандарта:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Хотелось бы коротко остановиться и на тех требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального образования, которые сформулированы в новом стандарте.

Хотя эти требования относятся к выпускникам начальной школы - четвероклассникам, а отнюдь не к первоклассникам, надо отчетливо осознавать, что формирование этих знаний и умений нужно начинать с первого школьного дня. И мы можем с уверенностью сказать, что такие требования к области «Филология», как:

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • осознание значимости чтения для личного развития;

  • формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

  • понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, успешно выполняются при обучении грамоте по «Букварю» комплекта «Планета знаний ».

Мы уже говорили о том, как дети при обучении грамоте используют языковые единицы, строя модели предложений, анализируют звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. В «Букваре» даны интересные, но достаточно сложные для детей задания по преобразованию моделей, по подбору слов к определенным моделям и т. д. Причем работа над этим продолжается в процессе обучения всего «Букваря», несмотря на то, что одновременно идет и обучение чтению. Практически в каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют использовать знания для решения познавательных и практических задач. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием.

Что касается перечисленных выше требований нового стандарта к чтению, то они достигаются несколькими путями. Во-первых, подбором текстов для чтения: они интересны для первоклассников, их хочется прочитать, их интересно обсудить с товарищами, о них можно поспорить, и дети спорят, доказывая свою точку зрения. Во-вторых, построением урока, подбором текста для каждого читающего в соответствии с его читательскими умениями, общей положительной эмоциональной атмосферой в классе, которая задается в том числе и вопросами «Букваря», учитывающими возможности начинающего читателя.

Организация учебного процесса может стать качественно иной, если помимо традиционных форм организации обучения будут использованы новые технологии, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования уроков.

Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям (видеофрагмент урока).

В начальной школе мы используем презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении  внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.


Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово».

Всё это ребёнок познаёт с помощью особых умственных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.


Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, где ученики должны делать не то, что делает учитель (не копировать его образцы), а искать собственные способы работы. Назовем основные ситуации, встречающиеся в Букваре и направленные на воспитание у детей учебной самостоятельности.

Задания-«ловушки» учат ребенка самостоятельному, неимитационному ответу на любой вопрос. Учитель спрашивает и сам предлагает неверный ответ. Дети либо копируют ответ, либо отвечают по-своему. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. Для ученика это ситуация, требующая неимитационного поведения, при котором необходимо сопоставлять свою и любую другую высказанную точку зрения. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.

Задачи, не имеющие решения, помогают и учителю, и детям отличить разумное поведение, ориентированное на логику задачи (в данном случае отказ от ее решения), от школярской исполнительности, направленной на буквальное понимание слов учителя: «Реши эту задачу». К  примеру, когда перед ребенком нарисованы схемы трех- и пятизвукового слов, а учитель просит найти «звуковой домик» для слова ВАТА. Разумный ученик с начатками учебной самостоятельности не будет наугад выбирать схему, а объяснит учителю, почему задание невыполнимо.

Задачи с недостающими данными усложняют ту же линию воспитания умения учиться самостоятельно. В данном случае ученик должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных. Например, на вопрос учителя: «Назови первый звук слова, если оно начинается на букву Т» — ученик должен ответить вопросом: «Какая следующая гласная буква?» То, что ребенок предвидит возможность двух ответов и не желает гадать, есть четкий критерий сформированности умения учиться.

Игры, которые в настоящее время применяются на уроках, преследуют в основном физиологические цели: снять напряжение, переключить внимание детей с одного задания на другое. Такие игры служат для оживления урока. Они вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный эмоциональный фон.

Одним из важнейших элементов урока является работа в группах.

Такой подход даёт учителю возможность вовлечь учащихся в содержание обучения и органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Общие правила организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует организовывать с той же тщательностью, что и любой другой учебный навык, не игнорируя «мелочей». Поэтому с самого начала знакомлю детей с правилами работы в группах.

Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:

- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;

- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;

- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи;

- каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием .

В заключение хочется подчеркнуть, что меняющейся системе образования остро необходима новая концепция. Новый государственный стандарт важный шаг в этом направлении.



Список литературы.

  1.  Алейникова И. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов.//Управление школой.-2011.-№10.-С.38-40.

  2. Благинин А.Г. Нормативно-правовое обеспечение введения на региональном уровне.//Вестник образования.- 2011.- №11.-С.21-28.

  3. Буданова О.В.Путеводитель в области начальной школы к новому стандарту.//Завуч начальной школы.-2011.-№4.-С.3-24.

  4. Губанова Е.В., Веревко С.А.Новый стандарт: результаты, инновации, риски.//Народное образование.-2011.-№5.-С.25-31.

  5. Колесникова З.М.Программа реализации ФГОС второго поколения в начальных классах.//Завуч начальной школы. - 2011. - №3. - С.8 -21.

  6. Интернет-ресурсы


Организация целостного педагогического процесса в условиях реализации стандартов нового поколения
  • Начальные классы
Описание:

2011 год — это новая веха в развитии образования, связанная с реализацией новых образовательных программ в соответствии со стандартами второго поколения.

Чтобы понять, что происходит в образовании, необходимо уяснить, что новые стандарты — это лишь одна из составляющих модернизации системы российского образования.

Новые стандарты предполагают, прежде всего, изменения в организации образовательного процесса в школе. Если вчера школа прежде всего обучала, а потом воспитывала, то сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя, заботясь в будущем и о своей семье, и о своем городе,селе и своем государстве.

Автор Самойлова Галина Ивановна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 434
Номер материала 52229
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓