Главная / Другое / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА


Н.Г. Князева

КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж

педагогики и социальных отношений»

г. Слободской, Кировская область, Россия


Summary.  The organization of research activity stimulates students on reflexiveperception of material, forms the ability to put a problem, to compare and to chooseinformation, to transfer knowledge, skills received at studying of different subjectsto the level of inter subject communications and over subject concepts, to set andto solve professional problems, that meets the requirements of the preparationof a modern specialist.  

Key words. Educational and researchactivity: forms, tasks and principles of educational and research activity ofstudents.


В науке широко освещены вопросы организации учебно-исследовательской деятельности студентов такими учеными как Н.С. Амелиной, В.Б. Бондаревским, И.М. Грушко, Л.Г. Квиткиной. Педагоги-дидакты Д.В. Вилькеев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др., которые описывают проблему активизации исследовательской деятельности студентов, ее влияние на профессиональную подготовку конкурентоспособного специалиста.

Исследовательская деятельность побуждает к творческой деятельности, определяет результативность познавательной деятельности, содействуют перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности не только в познавательную, но и в практическую деятельность, что в дальнейшем отразится на карьерном росте выпускника.

Исследовательская деятельность студентов позволяет обеспечить полное понимание учебного материала, совершенствовать подготовку конкурентоспособных специалистов, формировать преподавателям такие навыки и качества современного специалиста, как целеустремленность, компетентность, самостоятельность, творческий подход к делу, а так же выработать умения непрерывного самообучения, обновляя свои знания, приобретая навыки исследовательской работы в разных сферах деятельности.

Используя литературу отечественных авторов, предлагаем рассмотреть понятие «учебно-исследовательская деятельность»:

  • это абсолютно независимое изучение, решение студентами отдельных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности преподавателя и студента [5].

  • вид самостоятельной познавательной деятельности, в которой реализовывается комплексное изучение объектов исследования, выражается его проблема, выдвигается гипотеза, происходит поиск путей решения проблемы, подвергаются разбору полученные результаты, производится их качественная и количественная оценка [6];

  • это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых и новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, теории и практике, методике организации, её содержании, принципах, методах и формах [3].

Огородникова Н.В. подразделяет учебно-исследовательскую деятельность студентов в учреждениях среднего профессионального образования на несколько форм, сочетаются и дополняют друг друга:

  • традиционную урочную систему;

  • нетрадиционную урочную систему;

  • учебный эксперимент;

  • домашнее задание исследовательского характера [4].

Бережнова Е.В. и Краевский В.В. выдвигают формы учебно-исследовательской деятельности студентов:

  • участие в работе научного студенческого общества;

  • участие в работе педагогических мастерских;

  • выполнение групповых и индивидуальных заданий в период практики;

  • исследовательские задания, включая проведение опытов, экспериментов;

  • написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ [2].

К числу задач учебно-исследовательской деятельности, по мнению Братенниковой А.Н., Василевской Е.И., Лахвич Ф.Ф. можно отнести:

  • формирование интереса у студентов к исследовательской деятельности;

  • поэтапное овладение методиками, которые позволяют изучить и обобщить опыт, провести эксперимент, теоретическое исследование.

Организация исследовательской работы студентов основывается на таких принципах как:

  • обязательности и добровольности;

  • студенческого самоуправления исследовательской деятельностью;

  • сочетаемости дидактических функций;

  • принцип, обучающий исследовательской деятельности [1].

Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности студентов учреждений среднего профессионального образования является повышение качества подготовки специалиста, способного к самостоятельному творческому участию в процессах, в том числе и инновационных.


Библиографический список

  1. Братенникова А.Н., Василевская Е.И., Лахвич Ф.Ф. Обучающе-исследовательский принцип как средство реализации преемственности при формировании адаптивных компетенций специалиста //Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Мат. межд. конф. Барановичи: БГВПК, 2001. Ч. 2. С. 29-33..

  2. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2005. – с. 128.

  3. Казанцева, Е. С. Личностно-ориентированный подход к организации учебно-исследовательской деятельности студентов вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С.Казанцева. Нижний Новгород, 2006. – 21с.

  4. Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. // География в школе, 2006. - №1. - с. - 55-61.

  5. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с.;

  6. Полонский В. М-, Оценка качества науч.-пед. исследований, М., 1987; Краевский В. В., Полонский В. М.









ЗАЯВКА

Тематика: Образование и наука в современном обществе.


Фамилия, имя, отчество

КНЯЗЕВА

НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА

Ученая степень, специальность

Соискатель на ученую степень кандидата педагогических наук, 13.00.01

Ученое звание

-----------------------------

Место работы

КОГОБУ СПО «Слободской государственный колледж педагогики и социальных отношений»

Должность

Заместитель директора по УВР, преподаватель экономических дисциплин, преподаватель высшей категории

Домашний адрес с индексом

613150, г. Слободской, Кировская область, ул. Гоголя д.100, кв. 65

Сотовый телефон

89628963695

Е-mail

natalya_knyazeva_74@mail.ru

Согласен с публикацией статьи на сайте «Социосфера» до выхода сборника из печати Да/нет

да


ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
  • Другое
Описание:

Summary.  The organization of research activity stimulates students on reflexiveperception of material, forms the ability to put a problem, to compare and to chooseinformation, to transfer knowledge, skills received at studying of different subjectsto the level of inter subject communications and over subject concepts, to set andto solve professional problems, that meets the requirements of the preparationof a modern specialist.  

 

Key words. Educational and researchactivity: forms, tasks and principles of educational and research activity ofstudents.

Автор Князева Наталья Геннадьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 350
Номер материала 21890
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓