Главная / Начальные классы / Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Модель организации внеурочной деятельности начального общего образования.

Андрицьо Ирина Валентиновна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Кольчугино

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея­тельности младших школьников.

Организация внеурочной деятельности остается одной из самых важных и в тоже время сложных задач управления современной начальной школой.

Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Кроме того, внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время. Каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

Организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе ОУ также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений, клубов, кружков и т. д. За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Внеучебная деятельность – формы активности, посредством которых происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей школьников, приобретение ими собственного культурного опыта.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Структура внеурочной деятельности на первой ступени общего образования.

Наш вариант модели, это Внутришкольный вариант. Школа с группами продленного дня

РАСПИСАНИЕ

внеурочной деятельности на 1 полугодие 2012-2013 уч. г.

Название кружка

Руководитель

Кол-во часов

Класс

Время работы

1

Музыкальная азбука

Родина М.Н.

(2 квалиф.

категория)

6 ч.

1, 2 классы

1-е – 64 чел.





2-е 70 чел.

Понедельник

1а 11.40 – 12.20 ч.

1б 12.20-13.00ч.

1в 13.00-13.40ч.

Пятница

2а 9.50 – 10.30 ч.

2б 10.50 – 11.30 ч.

2в 11.40-12.20 ч.



2



Проектная деятельность

Барышникова С.А.

(высшая кв.кат.)

Соловьева А.Ю.

(высшая кв.кат.)

Кулагина М.В.

(1 квалиф.кат.)

Андрицьо И.В.

(высшая кв.кат.)

Никонова О.В.

(высшая кв.кат.)

Савельева С.В.

(1 квалиф.кат.)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1, 2-е классы

1-е – 64 чел.



2-е 70 чел.


Четверг 1а 14.40-15.20ч.

1в 14.40-15.20ч.

Пятница 1б 14.40-15.20ч.

Четверг 2а 11.40-12.20ч.

Среда 2б 11.40-12.20ч.

Четверг 2в 11.40-12.20ч.



3



Я в школе. Начало пути.

Хатунская М.В.

(1 квалиф.кат.)

Барышникова С.А.

(высшая кв.кат.)

Соловьева А.Ю.

(высшая кв.кат.)

Кулагина М.В.

(1 квалиф.кат.)

3 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1, 2-е классы

1-е – 64 чел.


2-е 70 чел.

Среда 1а 13.00 – 13.40 ч.

Четверг 1б 13.00 – 13.40 ч.

Среда 1в 13.50 – 14.30 ч.

Среда 2а 11.40- 12.20 ч.

Четверг 2б 11.40 – 12.20 ч.

Понедельник 2в11.40 – 12.20ч.




4




Юный художник




Лобанова Ю.А.

(2 квалиф.кат.)




6 ч.

1, 2-е классы

1-е – 64 чел.




2-е 70 чел.

Вторник 1а 12.20 – 13.00 ч.

1б 11.40 – 12.20 ч.

1в 13.00 – 13.40 ч.

Понедельник 2а 11.40-12.20ч.

2б 12.20 – 13.00ч.

Вторник 2в 10.50 – 11.30ч.


5


Формирование здорового и безопасного образа жизни


Белов Геннадий Владимирович

(студент)



6 ч.

1, 2-е классы

1-е – 64 чел.



2-е 70 чел.

Пятница 1а 12.20 – 13.00ч.

Среда 1б 11.40 – 12.20ч.

Пятница 1в 13.00-13.40 ч.

Вторник 2а 10.50 – 11.30ч.

2б 11.40 – 12.20 ч.

Среда 2в 10.50 – 11.30ч.


Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта.

В ФГОС предлагается организовывать внеурочную деятельность по 5 направлениям развития личности детей: общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное.

Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать следующие ее виды:

- игровая деятельность

- познавательная

- проблемно-ценностное общение

- досугово-развлекательная

-художественное творчество

- социальное творчество

- трудовая

- спортивно-оздоровительная

Основные направления

Виды деятельности

Спортивно-оздоровительное

Художественно-эстетическое

Научно-познавательное

Общественно-полезная деятельность

Проектная деятельность

Игровая;

Познавательная;

Проблемно-ценностное общение;

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

Художественное творчество;

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

Техническое творчество

Трудовая (производственная) деятельность;

Спортивно-оздоровительная деятельность;


В нашей школе программа организации внеурочной деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. В рамках программ реализуются следующие направления деятельности:

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

1.Спортивно-оздоровительное

Кружок «Формирование здорового и безопасного образа жизни»

Занятия на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

2.Духовно-нравственное

Кружок «Юный художник»

Выставки рисунков,

тематические классные часы; беседы, экскурсии, театрализованные игры


Развитие нравственных качеств личности; привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;

Умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми

3.Общекультурное

Кружок «Музыкальная азбука»


Занятия в хоровом кружке, художественное творчество, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

4.Обще-интеллектуальное

«Проектная деятельность»


Занятия по группам, беседы, игры, соревнования, проектирование, исследовательская деятельность

Развитие у детей мышления, логики, суждений, способности делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности способствование формированию функциональной грамотности

5.Социальное

Практико-ориентированная деятельность.

Кружок «Я в школе. Начало пути.»


Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов, развитие чувств толерантности.


При организации внеурочной деятельности в начальных классах и, в частности, выборе её содержательных направлений, мы ориентировались:

- на запросы родителей;

- на традиции школы;

- учитывались интересы и склонности педагогов;

- возможности образовательного учреждения ;

- рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах. На родительском собрании была проведена анкета для родителей.

Кроме того, была изучена занятость детей в учреждениях образования, культуры, спорта. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, обще-интеллектуальному художественно-эстетическому развитию.

Привлечение школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков, где создаются условия для неформального общения и совместной деятельности, которая и является необходимым условием и основным средством реализации воспитательных функций.

Формы занятий: игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция.

Таким образом внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач, их воспитания и социализации.

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
  • Начальные классы
Описание:

Внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Кроме того, внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.

Автор Никонова Ольга Викторовна
Дата добавления 23.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1089
Номер материала 58193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓