«Организация
совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания
нравственной личности подростка»
"Покинут
счастьем будет тот,
Кого ребенком
плохо воспитали.
Побег зеленый
выпрямить легко,
Сухую ветвь один
огонь исправит”.
Саади
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных
проблем современного общества. Цель воспитания учащихся - создание условий для
формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной,
социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как
формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного
общества и общество возлагает эту задачу на лицей. Тираспольский
машиностроительный лицей – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то
есть дело.
В работе каждого преподавателя или мастера производственного обучения есть
трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный
руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения,
он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно
сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых
характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей
стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.
Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия
потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения
неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного
и физического совершенствования.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая
деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе
программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе
личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом лицея, и ситуации в коллективе группы. При
планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание
уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни,
специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда
эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения,
примера, соревнования, поощрения.
В своей работе руководствуюсь "Десятью заповедями воспитания” В.А.
Караковского:
1.
Главная цель воспитания – счастливый человек.
2.
Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3.
Воспитание без уважения – подавление.
4.
Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
5.
Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше
никогда не вредно.
6.
Развивай в себе незаурядность.
7.
Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8.
Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай
своих детей.
9.
Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10.
Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
Цель программы: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически
развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной
трудовой деятельности и нравственному поведению. На основе этого, мной, как
классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие
воспитательные задачи:
Воспитывать
любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
Учить
доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
Воспитывать
интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать
развитию нравственного и духовного мира детей.
Учить
самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них
ответственность.
Формировать
правосознание ученика, гражданскую позицию.
Пропагандировать
здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
Организовывать
сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.
Воспитание в каждом учащимся порядочности, трудолюбия, милосердия,
гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного
отношения к природе, охрана культурного наследия – вот ведущие ценности,
которыми я руководствуюсь в своей работе. Воспитание успешно, если оно
системно. Поэтому в воспитательном процессе реализую направления программы:
"Наша Родина”, "Человек”, "Здоровье”, "Семья”, "Труд”,
"Культура”.
Основные
положения моей воспитательной системы:
Индивидуальный
подход в воспитании.
Творческий
союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.
Системность
в работе.
Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную
программу.
1.
Индивидуальный подход в воспитании. С данной группой работаю второй год,
поэтому дружный коллектив уже сформирован, я знаю особенности характера и
развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались
и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и
понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над
многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически
относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни:
стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Учащиеся в группе
организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились
добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рад,
что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать
друг другу. На своём опыте я убедился, что чувство "мы – единое целое”,
"мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все
вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а
не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело,
учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело,
что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше
сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести
опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие
обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и
недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком
уровне.
2.
Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией,
организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является
семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на
практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в
том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные
стереотипы, например, такие как: "я и так все знаю” - отрицание
возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно
отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя,
и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание
особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как
групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам
воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей,
анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену
опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение.
Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю
отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы
расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна
понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию в
воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует
созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального
комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в
моей группе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя -
"спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки
администрации, других учителей, работающих с группой. Наши воспитательные
действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь
быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще
одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе
приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для
того, чтобы образовательная программа была освоена в том объеме, который
соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель
призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием
познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и
любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся
навыки самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своей группы в
систему внеклассной работы по предметам: разнообразные элективные курсы, выпуск
предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях,
тематических вечерах.
3.
Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма
воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются
будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму,
универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной
из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный
час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды
классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование,
экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися,
но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного
часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при
которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности,
способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции
классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая,
формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и
формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый
возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания.
Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка.
Сухомлинский В. А. в своём труде "Рождение гражданина” говорит:
"Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед
собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё
Отечество”. Моя задача, как классного руководителя - создать условия для
формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина.
Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и
нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых
дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая
приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в
общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности,
если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся
нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности,
товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая
деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная
работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы
морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные
темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей
совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального
воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической
деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа, систематически
проводимая все эти годы. В моём арсенале имеется система классных часов, целью
которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня
физического развития и физической подготовленности через систему спортивной и
физкультурно-оздоровительной работы: участие в городских спортивных
мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие семейных форм
занятий физической культурой. Здоровье - бесценное достояние не только каждого
человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши
планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.
Когда-то прочел стихотворение В. Васильева (зав. кафедрой педагогики и психологии
Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки
работников образования) - Похвалите меня!
Без
похвал умирает душа,
Жизнь
не всходит в счастливом зените.
Каждый
молит без слов, чуть дыша:
"Похвалите
меня, похвалите!”
Без
похвал не пройти рубежа,
Не
добиться великих открытий.
Просит
снова и снова душа:
"Похвалите
меня, похвалите!”
И
понял, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знал о том, что
похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его
возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала
и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был
всегда в зоне роста своих возможностей.
Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей
мы, как группа, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых
вопросов, но до выпускного у нас еще есть время, а главное силы, возможности и
энтузиазм.
Мои учащиеся на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнил свой опыт
воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей
жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и
открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят
именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем.
Я поэтому и стремился стать для своих учеников тем человеком, к которому они
могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого
компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять,
посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе
слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей
жизни. Быть нужным и полезным для детей очень важно для меня.
Классное руководство стало для меня потребностью, порой трудоемкой и тяжелой,
но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями,
чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.