Главная / Школьному психологу / Организация работы психолога с детьми девиантного поведения.

Организация работы психолога с детьми девиантного поведения.

Казахстан,

ВКО, Уланский район,

п. Огневка,

Психолог

КГУ «Средняя школа имени

Сейфуллина»

Варгунина Ольга Петровна





Организация работы психолога с детьми девиантного поведения.

Методические рекомендации.


Как известно, многим детям, подросткам свойственны какие-то временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков. Воспитательная работа с ними, сопряженная с затруднениями, не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории подростков с девиантным поведением. Говорят также о кризисе подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью». Как правило, так называются неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали часто употребляемыми словами. Не секрет также, что правонарушения и преступления совершаются, как правило, «трудными» подростками.

Когда говорят о «трудных» детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми, но не рассматривается другая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. «Трудные» дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. Так как основной «источник», основная первопричина «трудности» - неблагополучие в семье.

Для профилактики и терапии нарушений поведения, во-первых,

необходимо выяснение условий воспитания ребенка и психологической атмосферы

в семье или другой микросреде, в которой он растет.

Во-вторых, очень важно найти возможность осуществления психотерапевтического воздействия на семью путем специальных повторяющихся бесед со всеми членами семьи.

В-третьих, при необходимости создать условия для психотерапии ребенка и подростка, тесно смыкающейся с педагогической коррекцией.


Причины отклоняющегося поведения подростков


Я считаю, что состав подростков с девиантным поведением далеко неординарен, и причины этих трудностей неодинаковы. Осложненное поведение школьников обуславливается тремя основными факторами:

  1. педагогической запущенностью;

  2. социальной запущенностью;

  3. отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, проявляется «трудный», «неисправимый» подросток с поведенческими проблемами.

За время моей работы в малокомплектной школе количество детей с девиантным поведением снизилось до 3 учащихся, тогда как в 2006-2007 учебном году таких детей было 9, в 2007-2008 - 7 человек, 2008-2009 – 5 детей, 2009-2010 - 2 детей, 2010-2011 г – 4 детей, 2011-2012г. – 4 ребенка, 2012-2013 г – 3 ребенка.





В работе с детьми с девиантным поведением я использую индивидуальные и групповые формы работы, при этом обязательно учитываю индивидуальные особенности учащихся. Наиболее эффективными методами работы с детьми данной категорией учащихся я считаю словесный, демонстративный, поисковый.

Формы работы с учащимися с девиантным поведением

форма работы

цель

содержание работы

Составление характеристики

Изучение личности учащегося на основе наблюдения

Составление характеристики классным руководителем, психологом, наблюдение за учащимся на уроках и во внеурочное время

Тестирование, анкетирование

Изучение характерологических особенностей личности, выявление склонностей к употреблению наркотических средств


Тесты, скрининги, анкеты

Беседы, лекции

Профилактика девиантного поведения

Беседы с психологом, завучем по воспитательной работе, инспектором ИДН

Тренинги

Профилактика и коррекция характерологических недостатков и девиантого поведения








Тренинги личностного роста, коррекция характера и поведения, социально-психологический тренинг, профилактика правонарушений и наркозависимого поведения

Классные часы

Профилактика девиантного поведения

Классные часы с приглашением мед. работников, инспектора ИДН, завуча по воспитательной работе


На начальном этапе работы с данной группой учащихся на каждого ребенка составляется психологическая характеристика, в которой отражаются особенности общения и поведения учащегося, особенности его взаимодействия с окружающими людьми, особенности характера.

Я считаю, что для того чтобы понять и помочь ребенку с девиантным поведением, необходимо достаточно хорошо изучить его личность, поэтому для наиболее полного изучения личности учащихся использую опросник Шмишека, так как данный опросник предназначен для диагностики различных сторон личности. Теоретической основой опросника является концепция « акцентуированных личностей» К.Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

По результатам диагностики провожу коррекционную работу: индивидуальную и групповую, тренинги, беседы, лекции. Например, для формирования навыков общения, развития способностей устанавливать контакт с окружающими, снятию внутренних барьеров, осознанию своих личных качеств использую социально-психологический тренинг .

В работе с учащимися с отклонениями в поведение большое внимание уделяю профилактике правонарушений и наркозависимого поведения. Работа в этом направлении ведется по разработанной мной программе «Стабилизации подростковой преступности путем психологизации учебно-воспитательного процесса в школе».




Большое внимание уделяю совместной работе с инспектором ИДН, заместителем директора по воспитательной работе, с которыми провожу беседы и лекции на темы «Какой вред наносят наркотики?», «Наркотический дурман», «Что такое наркомания?», «Табак и его воздействие на организм человека», «Профилактика ранней беременности», классные часы на темы: «Наркотики и наша жизнь», « Наркомания и здоровье», «Права ребенка», «Поговорим о законах» и т.д.

(Приложение 4).

Я думаю, что, работая с данной категорией детей, главное заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно работать, поэтому в своей работе использую тренинги «Черные буквы», «СПИД и наркотики», «Пути передачи ВИЧ, СПИДа», профилактические часы на тему «Профилактика ВИЧ, СПИДа, ИППП, наркомании», на которых учащиеся могут высказать свое мнение, показать свои способности, поучаствовать в дискуссии. Также в тренинге появляется возможность лучше узнать не только своих одноклассников, но и самих себя - свои сильные и слабые стороны, определить свое отношение к окружающему.

Провожу анкетирования на знания о наркотиках, на выявление группы риска (Приложение 6).

Ежемесячно провожу скрининг по вопросам наркомании.

Например: 1. Почему подросток начинает употреблять наркотики?

2. Какие изменения происходят в поведении подростка, который употребляет наркотики?

3.какое влияние оказывают наркотики на здоровье ребенка?

4. Почему каждый второй наркоман болен СПИДом?

5. Почему наркоманы начинают воровать?

Для воспитания правовой грамотности у учащихся провожу, круглые столы на тему «Наши права и обязанности», тренинги по формированию правовой грамотности, классные часы на тему «Права ребенка».

Результатом моей работы является снижение количества учащихся с девиантным поведением.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман. Не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

Список литературы:

1. М. Р. Битянова «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками», СПб, изд-во «Питер», 2004г

2. «Здоровье и жизненные навыки детей» методическое пособие для учителей, Алматы, 2007 г.

3. Т.А. Шишковец «Осложненное поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: справочные материалы», М., изд-во

«5 за знания», 2006г

4. «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения» учебное пособие для учителей и учащихся 1-11 класса, Астана, 2012 г.

5. Р.С. Немов «Практическая психология», М., изд-во «Владос», 2003 г.


Организация работы психолога с детьми девиантного поведения.
  • Школьному психологу
Описание:

Как известно, многим детям, подросткам свойственны какие-то временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Поведение определенной части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков. Воспитательная работа с ними, сопряженная с затруднениями, не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории подростков с девиантным поведением. Говорят также о кризисе подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью». Как правило, так называются неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали часто употребляемыми словами. Не секрет также, что правонарушения и преступления совершаются, как правило, «трудными» подростками.

Когда говорят о «трудных» детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми, но не рассматривается другая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. «Трудные» дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. Так как основной «источник», основная первопричина «трудности» - неблагополучие в семье.

Автор Варгунина Ольга Петровна
Дата добавления 11.05.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 1965
Номер материала 59145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓