Инфоурок Химия Конспекты"ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ"

"ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ"

Скачать материал

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №14

им.Героя Советского Союза Белого С.Е.

х.Бейсужек Второй

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЧЕСКАЯ

ХИМИЯ.

 ПРЕДМЕТ ХИМИИ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ

ХИМИИ».

 

 

 

 

   Учитель: Грекова Маргарита Анатольевна

   Направление: Естественно-научное

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

 

 

 

2013г


 

Пояснительная записка.

 

          Данная работа представлена по естественнонаучному направлению. Тема урока «Органическая химия.  Предмет химии. История развития органической химии».

          В 10м классе обучаются 8 учащихся: 3 мальчика, 5 девочек. По социальному положению:4 учащихся из полных семей, 1 из неполных,  3 учащихся из опекаемых семей. Психоэмоциональное состояние класса нормальное, средний уровень развития.

          Курс программы Органической химии в 10 классе разработан на основе  авторской программы  по химии (Авторы  и составители программы  Новошинский И. И., Новошинская Н. С, М. «Русское слово» 2008г.), составленной на основе  Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии  10 класса в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализующей  принцип концентрического построения курса. Авторы учебника Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Русское слово» 2009г. Раздел: Введение в органическую химию. Органическая химия в 10 классе изучается 2 часа в неделю. В год 68 часов.

 

Цели урока:

образовательные: Раскрыть пред­мет органической химии. Дать первоначальное понятие об органических веществах, их особенностях в строении, свойствах в сравнении с неорганическими. И

воспитательные: Показать роль органи­ческой химии в жизни современного общества. Формирование научной картины мира. Формирование мировоззренческих понятий: о материальном единстве веществ, причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических веществ.

развивающие: Развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими веществами.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы ведения:

общие: объяснительно-иллюстративный

частные: словесно-наглядный

конкретные: беседа

Межпредметные связи.

Биология. Тема: «Органические вещества клетки»

Химия в медицине. Тема: «Значение химии в медицине»

Оборудование: Демонстрационные образцы: коллекции органических веществ, материалов и изделий из них. Презентация, проектор, мультимедийное оборудование, ноутбук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

План

1.Организационный момент

2.Введение в тему урока

3.Объяснение нового материала

4. Закрепление

5.Домашнее задание 

6.Итоги урока

Ход урока

1.Организационный момент: Приветствие, проверка посещаемости, сообщение темы урока (слайд1)

2.Введение в тему урока

Начиная с сегодняшнего занятия приступаем к изучению нового раздела химии – органической, которую будем изучать до конца учебного года. Сегодня на занятии мы должны будем рассмотреть понятие органической химии и особенности органических веществ. Давайте посмотрим на какие два типа делятся все вещества: органические и неорганические (слайд2)

3.Объяснение нового материала:

Органическая химия — раздел химии, изучающий соединения углерода,

 их структуру, свойства, методы синтеза.

Органическими называют соединения углерода с другими элементами.

Органические вещества – это соединения углерода с водородом, кислородом, азотом и некоторыми другими элементами.

На сегодняшний день органическая химия — один из самых крупных и важных разделов химии. Это объясняется следующими обстоятельствами: (слайд3)

1.Число известных органических соединений увеличивается в геометрической прогрессии и на сегодняшний день превышает 18 млн., в то время как неорганических веществ известно немногим более 100 тысяч.

2.Большинство современных промышленных процессов в химической индустрии - это реакции и получение органических веществ. Это лекарственные препараты, средства повышения производительности сельского хозяйства, полимерные материалы, красители, пищевые добавки, косметические средства, пластмассы, строительные
материалы, бытовая химия и многое другое – все это продукция основного
(многотоннажного) или тонкого органического синтеза.

3.Большинство процессов, протекающих в живых организмах и обеспечивающих их существование, - химические реакции органических веществ. Органическая химия - это химия жизни.

4.Химики научились синтезировать очень сложные природ­ные вещества: углеводы, белки, нуклеиновые кислоты. На помощь органическому синтезу в этих случаях приходит биотехнология: крупные молекулы конструируют из более простых «кирпичиков» «специально обученные» микроорганизмы и клеточные культуры. На основе достижений органической химии развивается генная инженерия, которая находит всё более широкое применение в биологических и медицинских целях.

Особенности строения и свойств органических соеди­нений (слайд4)

1.Углерод — единственный элемент Периодической системы, атомы которого способны образовывать очень длинные цепочки, соединяясь друг с другом. Этим объясняется великое множество органических веществ. В отличие от неорганических молекул, органические могут иметь огромную относительную молекулярную массу, достигающую нескольких миллионов.

2.Наиболее важными с теоретической точки зрения считают соединения углерода и водорода (углеводороды). Все остальные классы органических веществ можно рассматривать как производные углеводородов, в которых часть атомов водорода замещена на другие атомы или группы атомов.

3.Поскольку органические вещества, как правило, содержат по­мимо углерода водород, то при горении они образуют углекислый газ и воду.

? Давайте вспомним какие существуют типы химической связи и в каких случаях они образуются?

4.Наиболее распространенным типом связи между атомами в органических веществах является ковалентная связь. Ковалентная полярная связь образуется между атомами С и О, С и Н, С и N, ковалентная неполярная связь образуется между атомами углерода С и С. В органических соединениях также иногда встречается ионная связь (в солях карбоновых кислот  - между кислотным остатком и металлом) и межмолекулярная водородная связь (между молекулами спиртов, карбоновых кислот и т.д.).

Классификация ОВ (слайд 5-7)

Природныеобразованы естественным путем, без вмешательства человека. Природные органические вещества и их превращения лежат в основе явлений Жизни. Поэтому органическая химия является химическим фундаментом биологической химии и молекулярной биологии - наук, изучающих процессы, происходящие в клетках организмов на молекулярном уровне. Исследования в этой области позволяют глубже понять суть явлений живой природы.

Искусственныесоздает человек в лабораторных условиях, похожие на природные вещества, но в живой природе не встречаются. Так на основе природного органического соединения целлюлозы получают искусственные волокна (ацетатное, вискозное и др.)

Синтетические создает человек в лабораторных условиях, схожих веществ в природе нет. К ним относятся, например, синтетические каучуки, плстмассы, лекарственные препараты, красители и т.п.

История развития органической химии (слайд 8-10)

Предпосылки возникновения. фото

В конце XVIII - начале XIX в. в науке химии господствовало учение под названием «витализм» (от лат. - жизнь). Сторонники витализма утверждали, что любые вещества живой природы могут об­разовываться в живых организмах только под действием особой «жизненной силы». Благодаря этому учению исследования строения и свойств растительных и животных веществ выделились в отдель­ный раздел химии. Шведский химик Йене Якоб Берцелиус 1807г. назвал его органической химией, а предмет ее изучения - органическими веще­ствами (находятся в живых организмах). С развитием и совершенствованием химического эксперимен­та стало ясно, что органические вещества могут быть синтезированы из неорганических (или, как их называли раньше, минеральных) вне всякого живого организма, в колбе или пробирке, но название органических веществ осталось.

Развитие органической химии (слайд 11)

Основные этапы:

         1824г. – синтезирована щавелевая кислота (Ф.Вёллер);

         1828г. – мочевина (Ф.Вёллер);

         1842г. – анилин (Н.Н.Зинин);

         1845г. – уксусная кислота (А.Кольбе);

         1847г. – карбоновые кислоты (А.Кольбе);

         1854г. – жиры (М.Бертло);

         1861г. – сахаристые вещества (А. Бутлеров)


фотоВ 1928 году Вёллер показал, что неорганическое вещество-циановокислый аммоний-при нагревании превращается в продукт жизнедеятельности животного организма-мочевину.


фотоВ 1845 г. Кольбе синтезировал органическое вещество-уксусную кислоту, в качестве исходных веществ он использовал древесный уголь, серу, хлор и воду. За сравнительно короткий период были синтезированы и другие органические кислоты, которые раньше выделялись только из растений.


фотоВ 1854 г. Бертло удалось синтезировать вещества, относящиеся к классу спиртов.

 

фото
В 1861 г. А.М.Бутлеров действуя известковой водой на параформальдегид впервые осуществил синтез метиленитана, которое относится к сахарам, которые играют важную роль в процессах жизнедеятельности организмов.

Сравнение свойств органических неорганических веществ

(таблица). Самостоятельная работа учащихся с таблицей.

 

4.Закрепление

Вопросы для закрепления знаний:

1. Как в древности получали органические вещества? Почему данные вещества назвали органическими?

О т в е т. Все органические вещества получали исключительно из продуктов жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».

 2. Что изучает органическая химия?

О т в е т. Раздел химии, который изучает органические вещества, стали называть органической химией.

3. Кто ввел понятия «органические вещества» и «органическая химия»?

Ответ. Й. Я. Берцелиус.

4. Какой химический элемент в обязательном порядке входит в состав органических веществ?

О т в е т. В состав всех органических веществ входит химический элемент углерод.

5. Какое еще можно дать определение органической химии?

О т в е т. Органическая химия – это химия соединений углерода.

6. Помимо углерода какой химический элемент входит в состав органических веществ?

О т в е т. Помимо углерода в состав всех органических веществ входит химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N и другие элементы.

 

 

 

А теперь представьте, что будет, если исчезнут органические вещества.

Не станет больше деревянных предметов, не будет шариковой ручки, сумки для книг, самих книг и тетрадей, сделанных из органического вещества – целлюлозы. В классе не будет линолеума, от парт останутся лишь металлические ножки. По улице не будут ездить машины – нет бензина, а от самих машин останутся лишь металлические части. Исчезнут корпуса компьютеров и телевизоров. В аптеках не будет большинства лекарств, и нечего будет есть (вся пища тоже состоит из органических соединений). Нечем будет помыть руки и нечего надеть на себя, ведь и мыло и хлопчатобумажные, шерстяные, синтетические волокна, кожа и кожезаменители, красители для тканей – все это производные углеводородов. Да и смотреть на этот мир будет некому – от нас останется лишь соленая вода да скелет, ведь организмы всех живых существ состоят из органических соединений.

Теперь вы понимаете какова роль органических соединений в природе и нашей жизни

 

5. Домашнее задание:

Введение п.1, конспект, таблица

Рефераты на тему «А.М.Бутлеров», «Значение органической химии»

6. Итоги: Таким образом, сегодня мы познакомились с органическими веществами, чем они отличаются от неорганических, изучили историю развития органической химии. И убедились в том, что органические вещества играют огромную роль в нашей жизни.  Оценки за урок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ. ПРЕДМЕТ ХИМИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор дома творчества

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная работа представлена по естественнонаучному направлению. Тема урока «Органическая химия. Предмет химии. История развития органической химии». В 10м классе обучаются 8 учащихся: 3 мальчика, 5 девочек. По социальному положению:4 учащихся из полных семей, 1 из неполных, 3 учащихся из опекаемых семей. Психоэмоциональное состояние класса нормальное, средний уровень развития. Курс программы Органической химии в 10 классе разработан на основе авторской программы по химии (Авторы и составители программы Новошинский И. И., Новошинская Н. С, М. «Русское слово» 2008г.), составленной на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии 10 класса в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализующей принцип концентрического построения курса. Авторы учебника Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Русское слово» 2009г. Раздел: Введение в органическую химию. Органическая химия в 10 классе изучается 2 часа в неделю. В год 68 часов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 315 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.11.2020 871
    • DOCX 889 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зонова Ольга Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зонова Ольга Евгеньевна
    Зонова Ольга Евгеньевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74169
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе