Муниципальное Бюджетное
Общеобразовательное Учреждение
Средняя
Общеобразовательная Школа №14
им.Героя Советского
Союза Белого С.Е.
х.Бейсужек Второй
РАЗРАБОТКА
УРОКА
ПО ТЕМЕ: «ОРГАНИЧЕСКАЯ
ХИМИЯ.
ПРЕДМЕТ
ХИМИИ.
ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОЙ
ХИМИИ».
Учитель: Грекова Маргарита Анатольевна
Направление: Естественно-научное
2013г
Пояснительная записка.
Данная
работа представлена по естественнонаучному направлению. Тема урока «Органическая химия. Предмет химии. История
развития органической химии».
В 10м
классе обучаются 8 учащихся: 3 мальчика, 5 девочек. По социальному положению:4
учащихся из полных семей, 1 из неполных, 3 учащихся из опекаемых семей.
Психоэмоциональное состояние класса нормальное, средний уровень развития.
Курс
программы Органической химии в 10 классе разработан на основе авторской
программы по химии (Авторы и составители программы Новошинский И. И.,
Новошинская Н. С, М. «Русское слово» 2008г.), составленной на основе Федерального
компонента государственного стандарта общего образования по химии 10 класса в
соответствии с существующей концепцией химического образования и реализующей
принцип концентрического построения курса. Авторы учебника Новошинский И.И.,
Новошинская Н.С. «Русское слово» 2009г. Раздел: Введение в органическую химию. Органическая
химия в 10 классе изучается 2 часа в неделю. В год 68 часов.
Цели
урока:
образовательные: Раскрыть предмет органической
химии. Дать первоначальное понятие об органических веществах, их особенностях в
строении, свойствах в сравнении с неорганическими. И
воспитательные: Показать роль органической химии
в жизни современного общества. Формирование научной картины мира. Формирование
мировоззренческих понятий: о материальном единстве веществ,
причинно-следственной зависимости между строением и свойствами органических
веществ.
развивающие: Развивать умения учащихся
сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими
веществами.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Методы
ведения:
общие: объяснительно-иллюстративный
частные: словесно-наглядный
конкретные: беседа
Межпредметные
связи.
Биология.
Тема:
«Органические вещества клетки»
Химия в медицине. Тема: «Значение химии в
медицине»
Оборудование: Демонстрационные образцы:
коллекции органических веществ, материалов и изделий из них. Презентация,
проектор, мультимедийное оборудование, ноутбук
Сценарий урока
План
1.Организационный
момент
2.Введение в тему
урока
3.Объяснение нового
материала
4. Закрепление
5.Домашнее задание
6.Итоги урока
Ход урока
1.Организационный момент: Приветствие, проверка посещаемости, сообщение темы урока (слайд1)
2.Введение в тему урока
Начиная с сегодняшнего занятия приступаем к
изучению нового раздела химии – органической, которую будем изучать до конца
учебного года. Сегодня на занятии мы должны будем рассмотреть понятие
органической химии и особенности органических веществ. Давайте посмотрим на
какие два типа делятся все вещества: органические и неорганические (слайд2)
3.Объяснение нового материала:
Органическая химия — раздел химии, изучающий
соединения углерода,
их структуру, свойства,
методы синтеза.
Органическими называют соединения углерода
с другими элементами.
Органические вещества – это соединения углерода с
водородом, кислородом, азотом и некоторыми другими элементами.
На сегодняшний день органическая химия —
один из самых крупных и важных разделов химии. Это объясняется следующими
обстоятельствами: (слайд3)
1.Число известных органических
соединений увеличивается в геометрической прогрессии и на сегодняшний день
превышает 18 млн., в то время как неорганических веществ известно немногим
более 100 тысяч.
2.Большинство современных
промышленных процессов в химической индустрии - это реакции и получение органических
веществ. Это лекарственные препараты, средства повышения производительности
сельского хозяйства, полимерные материалы, красители, пищевые добавки,
косметические средства, пластмассы, строительные
материалы, бытовая химия и многое другое – все это продукция основного
(многотоннажного) или тонкого органического синтеза.
3.Большинство процессов, протекающих
в живых организмах и обеспечивающих их существование, - химические реакции
органических веществ. Органическая химия - это химия жизни.
4.Химики научились синтезировать
очень сложные природные вещества: углеводы, белки, нуклеиновые кислоты. На
помощь органическому синтезу в этих случаях приходит биотехнология: крупные
молекулы конструируют из более простых «кирпичиков» «специально обученные»
микроорганизмы и клеточные культуры. На основе достижений органической химии
развивается генная инженерия, которая находит всё более широкое
применение в биологических и медицинских целях.
Особенности строения и свойств органических соединений (слайд4)
1.Углерод — единственный элемент
Периодической системы, атомы которого способны образовывать очень длинные
цепочки, соединяясь друг с другом. Этим объясняется великое множество
органических веществ. В отличие от неорганических молекул, органические могут
иметь огромную относительную молекулярную массу, достигающую нескольких
миллионов.
2.Наиболее важными с теоретической
точки зрения считают соединения углерода и водорода (углеводороды). Все
остальные классы органических веществ можно рассматривать как производные
углеводородов, в которых часть атомов водорода замещена на другие атомы или
группы атомов.
3.Поскольку органические вещества, как
правило, содержат помимо углерода водород, то при горении они образуют
углекислый газ и воду.
? Давайте вспомним какие существуют типы химической
связи и в каких случаях они образуются?
4.Наиболее распространенным типом связи
между атомами в органических веществах является ковалентная связь.
Ковалентная полярная связь образуется между атомами С и О, С и Н, С и N, ковалентная неполярная связь образуется
между атомами углерода С и С. В органических соединениях также иногда
встречается ионная связь (в солях карбоновых кислот - между
кислотным остатком и металлом) и межмолекулярная водородная связь
(между молекулами спиртов, карбоновых кислот и т.д.).
Классификация ОВ (слайд 5-7)
Природные – образованы
естественным путем, без вмешательства человека. Природные органические вещества и их превращения
лежат в основе явлений Жизни. Поэтому органическая химия является химическим
фундаментом биологической химии и молекулярной биологии - наук, изучающих
процессы, происходящие в клетках организмов на молекулярном уровне.
Исследования в этой области позволяют глубже понять суть явлений живой природы.
Искусственные – создает человек в лабораторных условиях, похожие на природные
вещества, но в
живой природе не встречаются. Так на основе природного органического соединения
целлюлозы получают искусственные волокна (ацетатное, вискозное и др.)
Синтетические – создает человек в лабораторных условиях, схожих веществ в
природе нет. К ним
относятся, например, синтетические каучуки, плстмассы, лекарственные препараты,
красители и т.п.
История развития органической
химии (слайд
8-10)
Предпосылки возникновения.
В конце XVIII - начале XIX в. в науке химии
господствовало учение под названием «витализм» (от лат. - жизнь). Сторонники
витализма утверждали, что любые вещества живой природы могут образовываться в
живых организмах только под действием особой «жизненной силы». Благодаря этому
учению исследования строения и свойств растительных и животных веществ
выделились в отдельный раздел химии. Шведский химик Йене Якоб Берцелиус 1807г.
назвал его органической химией, а предмет ее изучения - органическими веществами
(находятся в живых организмах). С развитием и совершенствованием химического
эксперимента стало ясно, что органические вещества могут быть синтезированы из
неорганических (или, как их называли раньше, минеральных) вне всякого живого
организма, в колбе или пробирке, но название органических веществ осталось.
Развитие органической химии (слайд 11)
Основные этапы:
•
1824г. –
синтезирована щавелевая кислота (Ф.Вёллер);
•
1828г. –
мочевина (Ф.Вёллер);
•
1842г. –
анилин (Н.Н.Зинин);
•
1845г. –
уксусная кислота (А.Кольбе);
•
1847г. –
карбоновые кислоты (А.Кольбе);
•
1854г. – жиры
(М.Бертло);
•
1861г. –
сахаристые вещества (А. Бутлеров)
В 1928
году Вёллер показал, что неорганическое вещество-циановокислый аммоний-при
нагревании превращается в продукт жизнедеятельности животного
организма-мочевину.
В 1845
г. Кольбе синтезировал органическое вещество-уксусную кислоту, в качестве исходных
веществ он использовал древесный уголь, серу, хлор и воду. За сравнительно
короткий период были синтезированы и другие органические кислоты, которые
раньше выделялись только из растений.
В 1854
г. Бертло удалось синтезировать вещества, относящиеся к классу спиртов.
В 1861 г. А.М.Бутлеров действуя известковой водой на параформальдегид впервые
осуществил синтез метиленитана, которое относится к сахарам, которые играют важную
роль в процессах жизнедеятельности организмов.
Сравнение свойств органических
неорганических веществ
(таблица). Самостоятельная работа
учащихся с таблицей.
4.Закрепление
Вопросы для закрепления знаний:
1. Как в древности
получали органические вещества? Почему данные вещества назвали органическими?
О т
в е т. Все органические вещества получали исключительно из продуктов
жизнедеятельности растительных и животных организмов или в результате их
переработки. Отсюда и произошло название «органические вещества».
2.
Что изучает органическая химия?
О т
в е т. Раздел химии, который изучает органические вещества, стали называть
органической химией.
3. Кто
ввел понятия «органические вещества» и «органическая химия»?
Ответ.
Й. Я. Берцелиус.
4. Какой
химический элемент в обязательном порядке входит в состав
органических веществ?
О т
в е т. В состав всех органических веществ входит химический элемент
углерод.
5. Какое
еще можно дать определение органической химии?
О т
в е т. Органическая химия – это химия соединений углерода.
6. Помимо
углерода какой химический элемент входит в состав органических веществ?
О т
в е т. Помимо углерода в состав всех органических веществ входит
химический элемент водород. Могут еще входить О, S, N и другие элементы.
А теперь представьте, что будет, если
исчезнут органические вещества.
Не станет больше деревянных предметов, не
будет шариковой ручки, сумки для книг, самих книг и тетрадей, сделанных из
органического вещества – целлюлозы. В классе не будет линолеума, от парт
останутся лишь металлические ножки. По улице не будут ездить машины – нет
бензина, а от самих машин останутся лишь металлические части. Исчезнут корпуса
компьютеров и телевизоров. В аптеках не будет большинства лекарств, и нечего
будет есть (вся пища тоже состоит из органических соединений). Нечем будет
помыть руки и нечего надеть на себя, ведь и мыло и хлопчатобумажные, шерстяные,
синтетические волокна, кожа и кожезаменители, красители для тканей – все это
производные углеводородов. Да и смотреть на этот мир будет некому – от нас
останется лишь соленая вода да скелет, ведь организмы всех живых существ
состоят из органических соединений.
Теперь вы
понимаете какова роль органических соединений в природе и нашей жизни
5. Домашнее
задание:
Введение п.1, конспект, таблица
Рефераты на тему «А.М.Бутлеров», «Значение
органической химии»
6. Итоги: Таким образом, сегодня мы познакомились с
органическими веществами, чем они отличаются от неорганических, изучили историю
развития органической химии. И убедились в том, что органические вещества
играют огромную роль в нашей жизни. Оценки за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.