Главная / Русский язык и литература / «Орфоэпические нарушения в речи учащихся МОБУ СОШ с.Мурсалимкино под воздействием средств массовой информации»

«Орфоэпические нарушения в речи учащихся МОБУ СОШ с.Мурсалимкино под воздействием средств массовой информации»


Ю.Б. Мухаметова

Учитель МОБУ СОШ с.Мурсалимкино (Салаватский район)


«Орфоэпические нарушения в речи учащихся МОБУ СОШ с.Мурсалимкино под воздействием средств массовой информации»

Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка, но иногда создается впечатление, что к началу XXI века мы разучились нормально говорить и писать по-русски. Иногда возникает желание выключить радио, телевизор, не читать периодики, чтобы не слышать и не видеть, какое насилие производят сограждане над “великим и могучим”.1

Язык СМИ играет важную роль, как в распространении русского языка, так и в повышении грамотности населения. И хотя имеются некоторые результаты по формированию уважительного отношения к русскому языку в средствах массовой информации, по-прежнему в газетах большое количество ошибок, а с экранов телевизора часто звучит далеко не образцовый русский язык.

Таким образом, в настоящий момент, на мой взгляд, возникла острая необходимость повышения требований к культуре русской речи. В связи с этим мною были проведены исследования в МОБУ СОШ с. Мурсалимкино МР Салаватский район РБ.

Изучая материалы исследования, я пришли к выводу, что на первом месте по частотности ошибки в звукоупотреблении и ударении (речь дикторов телевидения, учащихся).

Мною выделена группа слов, в которых гласный [о], обозначенный буквой «е», иногда ошибочно подменяют ударным [э], или наоборот:

п

Цитата из СМИ

Источник

Результат воздействия на речь учащихся

Правиль-ный вариант

1 1

Благодаря вмешательству властей а[ф’о]ра не состоялась…

НТВ

«Особо опасен!»

Чичиков блестяще провернул свою а[ф’о]ру…

а[фэ]ра

22

За ис[т’о]кший срок совершено 12 краж…

НТВ «Чрезвычайное происшествие»

За ис[т’о]кшую четверть мы освоили несколько новых правил.

ис[тэ]к-

ший

3 3

Ребенок передается под а[п’о]ку соответствую-щих органов…

БСТ

«Новости»

Я мечтаю выйти из-под а[п’о]ки родителей…

а[пэ]ка

5 4

ведут ас[’о]длый образ жизни…

Первый канал

«Другие новости»

Эти племена вели а[с’о]длый образ жизни.

а[сэ]длый

Проанализировав вышеизложенный материал, я пришла к выводу, что данная звукозамена производится вследствие абсолютной частотности ударной Ё перед ударной Е в русском языке.

В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с «е» после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед «е». Другие сохраняют твердый согласный. Например:

п\п

цитата из СМИ

источник

результат воздействия на речь учащихся

правильный вариант

1

Ге[н’]етика – наука непростая…

Россия «В поисках приключений»

Ге[н’]етический код человека…

ге[н]е-тика, ге[н]етический

2

Школы оснащены компью[т’]ерными классами…

Россия

«Вести»

Компью[т’]ерные технологии откры-вают для нас новые возможности…

компью[т]ерными компью

[т]ерные

В процессе исследования пришла к выводу, что абсолютный лидер по уровню частотности среди орфоэпических ошибок – это ошибки в ударениях:

п\п

цитата из СМИ

источник

результат воздействия на речь учащихся

Правиль-ный вариант

1

ДОговор не был соблюден как следует…

Россия «Вести+»

Был подписан мирный дОговор…

договОр

2

УкрАинская сторона согласилась…

Первый канал

«Время» (Петр Толстой).

УкрАинская сечь существовала не один год…

украИн-ская

3

КатАлоги представляют весь ассортимент…

Реклама на ТВ

КатАлогов тогда не было…

каталОг

4

Нужно как можно больше употреблять свеклЫ

НТВ «Едим дома»

Собрали большой урожай свеклЫ

свЁклы

Данная проблема, на мой взгляд, существует вследствие нефиксированности русского ударения, незнания и (или) невыполнения норм акцентологии.

По моему мнению, знание правил орфографии, орфоэпии и пунктуации есть основной критерий грамотного человека, это не просто выдумка учителей и изощренное средство издевательства над школьниками, это правила, сохраняющие смысл и позволяющие нам понимать друг друга. Но если отклонения в написании и произношении на срезе современности не могут быть слишком разрушительными для значения слова, то повторяющиеся в течение длительного времени ошибки ведут к тому, что слово теряет свой привычный облик. Оно становится неузнаваемым.1 Потому орфоэпические ошибки далеко не безопасны и не невинны. При этом речь СМИ по-прежнему остается образцом для подражания: «Как говорят по телевизору, так и нужно говорить. Как пишут в газетах, так и нужно писать», - считает большая часть школьников.

Проанализировав материалы исследования, я пришла к выводу, что:

-удельный вес речевой продукции в речевой практике общества повысился, повысилась и значимость текстов СМИ в общественном сознании. Поэтому я предлагаю:

1. Ввести в школе предмет риторика.

2.Рекомендовать учителям-словесникам включать в урок непременные орфоэпические, акцентологические, орфографические и другие разминки для учащихся всех возрастных групп.

3. Организовать в школах клубы любителей русской речи.

Я считаю, что, следуя этой программе, можно повлиять на состояние культуры речи современного общества, а также культуру общества в целом.

Литература:

  1. Аванесов Р. И.. Русское литературное произношение. М., 1972г.

  2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударения русского языка. М., 1993г.

  3. Головин Б.Н.Основы культуры речи. М.: Просвещение, 1980. – 47с.

  4. Митрофанова О.Д. Нормы ударения// Русский язык в школе и дома. 2005. - №6. С. 29.

  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991г.




1 Головин Б.Н.Основы культуры речи. М.: Просвещение, 1980. – 47с.

1 Митрофанова О.Д. Нормы ударения// Русский язык в школе и дома. 2005. - №6. С. 29



«Орфоэпические нарушения в речи учащихся МОБУ СОШ с.Мурсалимкино под воздействием средств массовой информации»
  • Русский язык и литература
Описание:

Правильность речи-это соблюдение действующих норм русского литературного языка, но иногда создается впечатление, что к началу 21 века мы разучились нормально говорить и писать по-русски. Язык СМИ играет важную роль, как в рапространении  русского языка, так и в повышении грамотности населения. В настоящее момент, на мой взгляд, возникла острая необходимость повышения требований к культуре русской речи. В связи с этим мною были проведены исследования в МОБУ СОШ с.Мурсалимкино МР Салаватский район.

Автор Мухаметова Юлия Булатовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 496
Номер материала 2456
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓