Главная / Математика / Опытно – экспериментальная разработка по теме: Учебные исследования как средство развития математической компетентности учащихся 5 – 6 классов

Опытно – экспериментальная разработка по теме: Учебные исследования как средство развития математической компетентности учащихся 5 – 6 классов

Название документа опытно-экспериментальная разработка.doc



Опытно – экспериментальная разработка по теме:




Учебные исследования как средство развития математической компетентности

учащихся 5 – 6 классов












Молоткова Светлана Сергеевна,

учитель математики,

1 квалификационной категории,

муниципальной казенной общеобразовательной школы

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Г. Людиново, Калужской обл.







Учебные исследования как средство развития математической компетентности учащихся 5 – 6 классов



Одной из целей математического образования всегда было «овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности».

Главенствующее положение завоевали идеи гуманитаризации, финансовые и экономические знания, социальные проблемы. Парадокс: роль математики увеличилась, но стала более не заметной. Благодаря глобальной системе спутниковой навигации не нужно не только уметь измерять углы на местности, но и пользоваться компасом.

Какие же тогда практические знания должна давать математика современному человеку? Какие задачи могут встать перед бывшими школьниками? Разобраться в статистической информации, поступающей из СМИ, оформить кредит и собственность на землю, вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи и расходы на ремонтные работы по дому…

Существенную роль в усилении прикладной и практической направленности курса математики играют задания, выполнение которых представляют собой относительно завершенный исследовательский цикл. Идея исследования как метод познания мира и метода обучения зародилась в древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у древнегреческого философа Сократа. Знаменитое сократовское «Исследуй!».

Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, противоречий развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей приходиться говорить даже о кризисе математического образования, причины его видятся, в первую очередь, в следующем:

  • В изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;

  • В сокращении количества уроков математики в школе;

  • В оторванности содержания математического образования от жизни;

  • В малом воздействии на чувства и эмоции.

Каждому ученику от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира, значит, надо так организовать учебную деятельность, чтобы развивать у школьников необходимые для этого умения и навыки, прививать учащимся вкус к исследованию, вооружать их методами научно – исследовательской работы.

Говоря об использовании исследовательского метода в обучении математике, можно выделить одну из важных проблем – развитие математических способностей учащихся (возможно только в процессе соответствующей деятельности).

Объект исследования:

  • Учебный процесс

Предмет исследования:

  • Образы научного познания, самостоятельное, творческое применение математических знаний.

Цель:

  • формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков, формирование информационной культуры.

Задачи:

  • раскрыть сущность исследовательской деятельности для учащихся;

  • разработать план мероприятий по данной теме;

  • создать базу задач, тем проектов и экспериментов, которые подойдут в качестве материала для учебных исследований.

Гипотеза.

Как известно, важное значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости того или иного учебного материала. Обучающимся важно понять, что знание свойств, например, геометрических фигур с успехом применимо к разрешению многочисленных задач, возникающих в повседневной жизни, в технике. Поэтому при изучении теоретического материала необходимо очертить область, в которой этот материал может быть применен. Каждое новое понятие или положение, по возможности, необходимо преподнести в задаче практической направленности. Такая задача призвана, во– первых, убедить школьников в необходимости и практической полезности изучения нового материала, во– вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач поставленных реальной действительностью. Это поможет учащимся усвоить программный материал, который становится для них руководством к действию, к решению прикладных задач, развить интерес к предмету, повысит творческую активность.

Данная программа рассчитана на два года , 5 - 6 классы. Воспитывать творчески мыслящего человека следует начинать с младших классов, так учащиеся 5-6 классов более чутко реагируют на требования учителя, стремясь выполнить работу более тщательно и правильно.

Этапы.

п/п

Тема

Сроки

Примечание

1

Сущность исследовательской деятельности.

1 четверть

5 класс


Познакомить с основными видами исследования, привести примеры (работы старшеклассников).

Познакомить с деятельностью школьного научного общества

2

Основные этапы организации учебно– исследовательской деятельности:

  • мотивация к проведению исследования;

  • постановка общей проблемы;

  • постановка задачи - исследования;

  • сбор информации;

  • создание базы данных

  • выдвижение гипотезы

  • проверка гипотезы

  • формулирование выводов

  • демонстрация актуальности проведенного исследования и возможностей применения его результатов.

2 четверть

5 класс

Тема «Формулы»:

с помощью родителей и доп.источников выбрать область для исследования и провести его по данным этапам.

Индивидуальные консультации с учителем.

Создание подборки практических задач по данной теме.

Разработка урока – проекта «На стройплощадке». (тема: «Площадь и объем прямоугольного параллелепипеда»)



3

Проектная деятельность:

  • моделирование

  • проектирование

  • конструирование

3 четверть

5 класс

Знакомство с организацией и проведение социальных проектов, проводимых участниками школьного научного общества «Навигатор» в рамках КТД.


4

Организация и проведения групповых творческих проектов по темам: « Среднее арифметическое в жизни человека», «Проценты в жизни человека»

4 четверть

5 класс

Можно выбрать проблемы по темам:

«Среднее арифметическое» -

  • экологическая обстановка микрорайона, улицы (загрязненность воздуха);

  • семейный расход воды, электричества…

  • уровень заболеваемости школы, класса;

  • физическое развитие учащихся класса.

«Проценты в жизни человек»:

  • «пищевые» проценты;

  • «лекарственные» проценты;

  • «бытовые» проценты;

  • проценты, как источник информации;

  • проценты в диаграммах.

Создание подборки практических задач по данным темам.


5

Научная лаборатория по решению задач:

  • знакомство с задачей;

  • постановка проблемы исследования;

  • пробы (разбор частных случаев);

  • оформление результатов исследования;

  • выдвижение гипотез;

  • поверка гипотез;

  • подбор примеров применения найденного свойства;

  • формулирование выводов.

1 четверть

6 класс

Разработка и проведение лабораторной работы «Нахождения НОК».

Создание подборки задач, которые могут использоваться для организации учебных исследований по теме: «Взаимно обратные числа».

6

Учебный эксперимент

2 четверть

6 класс

Межпредметная связь (физика и химия)

Экспериментальные задачи по теме «Прямая и обратная пропорциональная зависимости»

7

Наблюдение

3 четверть

6 класс

Тема: «Координатная плоскость».

На основе наблюдения составить карту звездного неба

8

Научно – практическая конференция.

4 четверть

6 класс

Отчеты учащихся о проделанной работе.

Создание электронного пособия по данной программе с практическими наработками.












Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения. Этот метод применяется в трех направлениях:

  • Включение элемента поиска во все задания учащихся;

  • Раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;

  • Организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).

Эти направления предусматривают проведения нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования:

  • Урок - исследование;

  • Урок - лаборатория;

  • Урок - творческий отчет;

  • Урок изобретательства;

  • Урок – рассказ об ученных;

  • Урок – защита исследовательских проектов…

Основными параметрами оценивания должны стать:

  • Теоретическое видение исследовательской проблемы;

  • Сформированность исследовательских умений и практических навыков;

  • Культура оформления исследовательской работы.

Результатами опытно – экспериментальной работы будут являться участие учащихся районного, областного, всероссийского, международного уровней в:

  • Олимпиадах;

  • Конкурсах;

  • Конференциях, в том числе дистанционных;

  • Предметных неделях;

  • Интеллектуальных марафонах.

Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективно новое знание прикладного характера.


Название документа опытно-экспериментальная разработка.ppt

Учебные исследования как средство развития математической компетентности учащ...
-В изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне рез...
Объект исследования: знания по предмету. Предмет исследования: образы научног...
№ п/п	Тема	Сроки	Примечание 1	Сущность исследовательской деятельности.	1 четв...
3	Проектная деятельность: моделирование проектирование конструирование	3 четв...
5	Научная лаборатория по решению задач: знакомство с задачей; постановка проб...
Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения. Этот мет...
Нетрадиционные уроки: Урок - исследование; Урок - лаборатория; Урок - творчес...
Основными параметрами оценивания должны стать: Теоретическое видение исследов...
Результатами опытно – экспериментальной работы будут являться участие учащихс...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Учебные исследования как средство развития математической компетентности учащихс
Описание слайда:

Учебные исследования как средство развития математической компетентности учащихся 5 – 6 классов

№ слайда 2 -В изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резког
Описание слайда:

-В изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук; -В сокращении количества уроков математики в школе; -В оторванности содержания математического образования от жизни; -В малом воздействии на чувства и эмоции. Противоречия:

№ слайда 3 Объект исследования: знания по предмету. Предмет исследования: образы научного п
Описание слайда:

Объект исследования: знания по предмету. Предмет исследования: образы научного познания, самостоятельное, творческое применение математических знаний. Цель: формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков, формирование информационной культуры. Задачи: раскрыть сущность исследовательской деятельности для учащихся; разработать план мероприятий по данной теме; создать базу задач, тем проектов и экспериментов, которые подойдут в качестве материала для учебных исследований.

№ слайда 4 № п/п	Тема	Сроки	Примечание 1	Сущность исследовательской деятельности.	1 четверт
Описание слайда:

№ п/п Тема Сроки Примечание 1 Сущность исследовательской деятельности. 1 четверть 5 класс Познакомить с основными видами исследования, привести примеры (работы старшеклассников). Познакомить с деятельностью школьного научного общества «Навигатор» 2 Основные этапы организации учебно– исследовательской деятельности: мотивация к проведению исследования; постановка общей проблемы; постановка задачи - исследования; сбор информации; создание базы данных выдвижение гипотезы проверка гипотезы формулирование выводов демонстрация актуальности проведенного исследования и возможностей применения его результатов. 2 четверть 5 класс Тема «Формулы»: с помощью родителей и доп.источников выбрать область для исследования и провести его по данным этапам. Индивидуальные консультации с учителем. Создание подборки практических задач по данной теме. Разработка урока – проекта «На стройплощадке». (тема: «Площадь и объем прямоугольного параллелепипеда»)

№ слайда 5 3	Проектная деятельность: моделирование проектирование конструирование	3 четверт
Описание слайда:

3 Проектная деятельность: моделирование проектирование конструирование 3 четверть 5 класс Знакомство с организацией и проведение социальных проектов, проводимых участниками школьного научного общества «Навигатор» в рамках КТД. 4 Организация и проведения групповых творческих проектов по теме « Среднее арифметическое в жизни человека», «Проценты в жизни человека» 4 четверть 5 класс Можно выбрать проблемы по темам: «Среднее арифметическое» - экологическая обстановка микрорайона, улицы (загрязненность воздуха); семейный расход воды, электричества… уровень заболеваемости школы, класса; физическое развитие учащихся класса. «Проценты в жизни человек» - «пищевые» проценты; «лекарственные» проценты; «бытовые» проценты; проценты, как источник информации; проценты в диаграммах. Создание подборки практических задач по данным темам.

№ слайда 6 5	Научная лаборатория по решению задач: знакомство с задачей; постановка проблем
Описание слайда:

5 Научная лаборатория по решению задач: знакомство с задачей; постановка проблемы исследования; пробы (разбор частных случаев); оформление результатов исследования; выдвижение гипотез; поверка гипотез; подбор примеров применения найденного свойства; формулирование выводов. 1 четверть 6 класс Разработка и проведение лабораторной работы «Нахождения НОК». Создание подборки задач, которые могут использоваться для организации учебных исследований по теме: «Взаимно обратные числа». 6 Учебный эксперимент 2 четверть 6 класс Разработка и проведение совместно с учителями физики и химии экспериментальных задач по теме «Прямая и обратная пропорциональная зависимости» 7 Наблюдение 3 четверть 6 класс Тема: «Координатная плоскость». На основе наблюдения составить карту звездного неба 8 Научно – практическая конференция. 4 четверть 6 класс Отчеты учащихся о проделанной работе. Создание электронного пособия по данной программе с практическими наработками.

№ слайда 7 Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения. Этот метод
Описание слайда:

Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения. Этот метод применяется в трех направлениях: -Включение элемента поиска во все задания учащихся; -Раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения; -Организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).

№ слайда 8 Нетрадиционные уроки: Урок - исследование; Урок - лаборатория; Урок - творческий
Описание слайда:

Нетрадиционные уроки: Урок - исследование; Урок - лаборатория; Урок - творческий отчет; Урок изобретательства; Урок – рассказ об ученных; Урок – защита исследовательских проектов…

№ слайда 9 Основными параметрами оценивания должны стать: Теоретическое видение исследовате
Описание слайда:

Основными параметрами оценивания должны стать: Теоретическое видение исследовательской проблемы; Сформированность исследовательских умений и практических навыков; Культура оформления исследовательской работы.

№ слайда 10 Результатами опытно – экспериментальной работы будут являться участие учащихся р
Описание слайда:

Результатами опытно – экспериментальной работы будут являться участие учащихся районного, областного, всероссийского, международного уровней в: Олимпиадах; Конкурсах; Конференциях, в том числе дистанционных; Предметных неделях; Интеллектуальных марафонах.

Опытно – экспериментальная разработка по теме: Учебные исследования как средство развития математической компетентности учащихся 5 – 6 классов
  • Математика
Описание:

Данная программа рассчитана на два года , 5 - 6 классы.  Воспитывать творчески мыслящего человека следует начинать с младших классов, так учащиеся 5-6 классов более чутко реагируют на требования учителя, стремясь выполнить работу более тщательно и правильно.

При изучении теоретического материала необходимо очертить область, в которой этот материал может быть применен.  Каждое новое понятие или положение, по возможности, необходимо преподнести в задаче практической направленности. Такая задача призвана,  во– первых, убедить школьников в необходимости  и практической полезности изучения нового материала, во– вторых, показать учащимся, что математические абстракции возникают из практики, из задач поставленных реальной действительностью. Это поможет учащимся усвоить программный материал, который становится для них руководством к действию, к решению прикладных задач, развить интерес к предмету, повысит  творческую активность.

 

Автор Молоткова Светлана Сергеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 882
Номер материала 21920
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓