Формирование креативной личности на уроках русского языка
и литературы.
Хочу сказать о том , что становление меня как учителя
произошло в коллективе школы села Половское. Там я в процессе общения и
совместной деятельности получила тот заряд творчества, который помогает мне до
сих пор.
Актуальность и перспективность
опыта
Сегодня главным, ключевым словом педагогического процесса
становится развитие, развитие интеллектуальное, творческое, нравственное.
Такого подхода к обучению от нас требует время, т.к. выпускник современной
школы должен обладать определенными качествами личности, а именно:
самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике
для решения проблем, иметь возможность найти в жизни свое место; самостоятельно
критически творчески мыслить; грамотно работать с информацией, быть
коммуникабельным, уметь работать сообща в разных областях. Все это и входит в
понятие креативной личности. Качества личности, воспитанные в ученике,
сопровождают всю его жизнь и нередко определяют судьбу. Об этом правильно
сказал Альберт Эйнштейн.«Образование
– это то, что остается, когда забудешь все, чему учили в школе»
Цель:Создание условий,
способствующих развитию творческого мышления учащихся на уроках русского языка
и литературы как путь духовного становления личности.
Для реализации поставленной цели определились
следующие задачи
1. Помочь обучающимся овладеть
креативным уровнем мышления;
2. Обучить учеников основам
научного творчества;
3. Содействовать становлению
речевой культуры, способствующей проявлению творческой индивидуальности
учащегося.
В своем опыте работы я использую такие технологии:
Развитие критического мышления через чтение и письмо; Технологию эвристического
образования; Технологию развития творческого мышления. Как выбрать главное и
самое нужное? Я изучила множество источников.
Наличие теоретической базы опыта
Ведущими педагогическими идеями моей деятельности стали:идеи
гуманизации профессионального образования(Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г.
Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А.
Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И.
Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев,
В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов); Также мне очень
помогли идеи эвристического образования Хуторского и методика Ильюшина по
составлению эвристических задач.
Главным на уроках русского языка и литературы я считаю
развитие речевой компетентности , но речевая деятельность без развития
мыслительной деятельности невозможна. Я пришла к выводу, что речь и мышление
надо развивать одновременно.
Ну,а цель любого урока литературы – воспитание личности,
человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты,
явления, события и на основе полученных знаний формулировать свой взгляд на
мир. Одним словом, человека не боящегося мыслить.
Концептуальность
Своеобразие и новизна моего опыта заключаются в том, что
сочетание перечисленных технологий ведет меня к цели обучения: формирование
креативно мыслящей личности. позволяет повысить интерес учащихся к учебной
деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного
материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и
воспитательный потенциал. Кроме этого, мною наработан инновационный наглядный
материал.
Ведущая педагогическая идея
Формирование таких черт, как направленность на
самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии. Этому способствуют
развитие навыков общения; идея ценности личности; связь обучения с жизнью.
Оптимальность и эффективность среды.
Если пересказать суть технологии развития критического
мышления, то она состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии
и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует
этапам человеческого восприятия:
- сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно
по этой теме;
- затем познакомиться с новой информацией;
- потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные
знания, и как ты их используешь.
. Из всего разнообразия методов РКМ я успешно применяю на
уроках следующие:
Мозговой штурм, т. е. активизация имеющихся знаний.
ИНСЕРТ – чтение текста с пометками : я это знал; я этого
не знал; это меня удивило; хотел бы узнать больше
«Свободное письмо» - любимый вид работы для моих
учеников. Это аргументированное письмо. Дети выражают свои мысли, используя
пословицы и цитаты. Это я часто практикую в 8-9 классе, так как данный вид
работы помогает подготовиться к части с на экзамене ОГЭ.
Синквейн - пятистишие, в которое укладывается основное
знание об изучаемом явлении или понятии. Это наиболее известный вид свободного
стиха, но я использую также диаманту – это стих, в котором удачно расположена
характеристика двух противоположных образов и понятий (очень хорошо подходит
для характеристики героя и антигероя, например, Гринев и Швабрин или Остап и
Андрий ), а можно сравнивать и героев разных произведений , и хокку – японское
трехстишие, которое позволяет сосредоточиться на каком – то объекте и выразить
свое отношение к нему.
Часто
обращаюсь на уроке литературы к методу прогнозирования с помощью открытых
вопросов. Текст читаем с остановками для осмысления. Тут можно предложить такие
задания: что будет с героями
дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и
т.д.
Все ученики на уроках
литературы ведут так называемый двухчастный дневник: в нем одна часть – это
цитаты, которые заставили задуматься, в другой части - мысли, чувства,
ассоциации.
Всем ученикам
нравится побыть в роли учителя. Я предлагаю им для этого метод взаимоопроса.
После прочтения текста один ученик задает вопросы другому. Это взаимообучение,
ведь вопросы тоже надо уметь задавать.
Также использую метод,
который хорош для контроля – перепутанные логические цепочки. Очень развивающий
прием, о котором хочу упомянуть – «Задай вопрос герою». При выполнении такого
задания осуществляется связь с современностью. Учащиеся формулируют вопросы с
точки зрения своего поколения.
Для 8-9 классов по
прочитанному тексту предлагаю перекрестную дискуссию. В ней интересно то, что
под влиянием доказательств можно изменить свое мнение.
Эвристическое
обучение тоже работает на формирование креативности –помогает ученикам сконструировать
собственный смысл, цели и содержание образования, а также процесс его
организации.
Индивидуальный образовательный путь создается
каждым учащимся на основе только ему присущих возможностей и способностей и
отражает его личное приращение в каждой из образовательных областей. Хочу
вам показать, каким разным бывает собственный результат. ( Два синквейна на
одно слово) Кстати, это готовый наглядный материал.
Я не задаю готового предметного содержания в
качестве результата изучения курса или темы, но иду к созданию нового
содержания вместе с учениками. Оно создается в форме идей, гипотез,
творческих работ, исследований, сочинений и т.п., следовательно, творчества,
изменения существующих знаний, пониманий, норм, создания нового содержания в
программу усвоения знаний. А это значит, что обучение становится проблемным. Немного
статистики:
Общая положительная динамика прослеживается в
результатах качества овладения знаниями по литературе по следующим критериям
(слайд)
Проведение эвристических образовательных ситуаций требует от
меня большой специальной подготовки, пошагового конструирования действий . Но
результат воодушевляет .Что я делаю, чтобы создать эвристическую ситуацию на
уроке?
-Определяю главный образовательный
объект эвристической ситуации (вещь, понятие, явление, процесс и др.), а также
связанную с объектом и интересную для детей проблему. Размышляю,
как помочь детям обнаружить их личную внутреннюю связь с изучаемым объектом,
как сделать для них проблему личностно значимой.
-формулирую открытое задание или
проблему для детей с неизвестным для них и для меня решением. Реализация этого
этапа более эффективна тогда, когда в классе уже создана образовательная
напряженность и, выполняя задание, ученики выражают свою активность. Иногда
дети формулируют очень неожиданные для меня проблемы.
-Даю возможность каждому ученику лично решить возникшую или
созданную ситуацию. Это главный этап эвристической ситуации – создание
учениками образовательного продукта. Тут нужно быть внимательным,
чтобы не пропустить признаки творчества в любом ученическом результате;
отходить от стереотипов.
-^ Обеспечиваю демонстрацию образовательной продукции учеников: версий,
стихов, задач, рисунков, проектов и т.д. – в форме устных сообщений,
обсуждения по группам.
После демонстрации образовательных продуктов ввожу культурно-исторические
аналоги из сокровищницы человеческого опыта – тексты-первоисточники,
картины, версии, законы, теории, мнения ученых, сведения из учебников, свои
собственные знания и представления. По второму образованию я журналист, и это
мне тоже помогает.
Организую деятельность по сравнению, сопоставлению, классификации
образовательных продуктов,- как детских, так и культурно-исторических, а также
учительских. Обеспечиваю развитие образовательной ситуации.
Организую рефлексию учеников
по осознанию и усвоению примененных способов познания, возникших проблем и
путей их решения. Помогаю ученикам обозначить индивидуально достигнутые
результаты.
В заключение хочу
сказать , что главным в своей работе я считаю помочь
учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя
следующие правила:
·
Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о
необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю
это ребятам в нашем общении.
·
Поощрять сомнения,
возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям
свойственно сомневаться .
·
Разрешать делать ошибки.
Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и,
следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то
новое, свое.
·
Поощрять разумный поиск.
Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она
не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим
ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий
потенциал.
·
Включать в программу
обучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие
способности, Поощрять умение находить, формулировать и первыми
предлагать проблему.
·
Поощрять творческие
идеи и результаты творческой деятельности. Учу детей переживать радость
творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
·
Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только
умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление,
отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
·
Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет
конца.
Таким образом я на уроках создаю образовательную ситуацию.
Естественно, мне было необходимо создать и собственную базу наглядного
материала. Я продемонстрирую образец, в котором для меня ценно еще и то, что он
создан более старшим учащимся для более младших. (ролик)
Результативность
опыта.
Данная технология
позволяет мне реализовать цели развития критического и творческого мышления,
умений объективной оценки и принятия решений. При организации обучения я
создаю условия, направленные на создание ситуации успеха. Развитие креативности
детского мышления я продолжаю и в воспитательной работе, т. к. являюсь классным
руководителем 7 и 8 классов. Считаю, что социализация личности во многом
зависит и от общественной, внеурочной деятельности.И есть у нас серьезные
достижения, которыми хочется поделиться. (слайды с грамотами?)
Спасибо
за внимание, всем вам я желаю новых открытий и хороших учеников!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.